Теория и методика профессионального образования | Мир педагогики и психологии №04 (81) Апрель 2023

УДК 37

Дата публикации 12.04.2023

К вопросу о необходимости развития событийной компетентности у работников образовательных технопарков

Вотинцев Андрей Владимирович
ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России», Россия, Москва, avvotintsev@mail.ru

Аннотация: В статье рассматривается важность формирования событийной компетентности у работников образовательных технопарков. Описываются условия современных образовательных технопарков, которые будут являться средой ее развития, а также ее особенности, проявляющиеся в качествах, усиливающих профессионализм педагогических кадров данной образовательной площадки.
Ключевые слова: образовательный технопарк, событийная компетенция, образовательная среда, педагогические кадры, формирование профессиональной компетенции.

On the question of the need to develop event-based competence among employees of educational technoparks

Votintsev Andrey Vladimirovich
Academy of the Ministry of Education of Russia, Moscow, Russia

Abstract: The article discusses the importance of the formation of event competence among employees of educational technoparks. The conditions of modern educational technoparks, which will be the environment of its development, as well as its features, manifested in qualities that enhance the professionalism of the teaching staff of this educational platform, are described.
Keywords: educational technopark, event competence, educational environment, teaching staff, formation of professional competence.

Правильная ссылка на статью
Вотинцев А.В., К вопросу о необходимости развития событийной компетентности у работников образовательных технопарков // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 04 (81). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/k-voprosu-o-neobkhodimosti-razvitiya-sobytijnoj-kompetentnosti-u-rabotnikov-obrazovatelnykh-tekhnoparkov.html (Дата обращения: 12.04.2023)

На современном этапе развития общества активно происходят процессы модернизации педагогического образования, в ходе которых особое внимание уделяется вопросам создания современной рабочей и симулированной среды, погружаясь в которую, молодой специалист оказывается в ситуации будущей практической деятельности. Примером такой среды становятся педагогические технопарки «Кванториум» и технопарки универсальных педагогических компетенций, создаваемые по всей стране на базе педагогических вузов в рамках нацпроекта «Образование» и комплексной программы модернизации «Учитель будущего поколения России» [2].

Сегодня подготовка будущих педагогов в России ведётся на базе 229 вузов и 440 колледжей разной ведомственной принадлежности, в которых по программам высшего образования обучается 446,4 тысячи студентов – будущих педагогов, в системе среднего профессионального образования – 190,7 тысяч студентов. При этом в 34 педагогических вузах, находящихся в ведении Минпросвещения России, обучается 46% всех студентов – будущих педагогов [6]. Можно отметить, что именно педагогические вузы являются движущей силой образовательной экосистемы, флагманами национальной системы подготовки педагогических кадров.

Поэтому одной из главных задач является процесс эффективного функционирования образовательных технопарков в целях подготовки высококвалифицированного педагога. В тоже время новая инфраструктура расширяет возможности развития необходимых компонентов профессиональной компетентности у самих работников образовательных организаций, обеспечивающих деятельность по функционированию этой среды. Ведь использование её возможностей является характерной чертой современного образования для достижения образовательных целей.

Инновационная инфраструктура педагогических вузов, сформированная за последние годы, является уникальной средой в поисках путей повышения профессионализма педагогических работников. Это связано с ее потенциалом ресурсов расширять учебный процесс в подготовке будущих и действующих педагогических кадров во время обучения или на уровне повышения их квалификации. Использование технологических объектов во время обучающих занятий увеличивает методическую составляющую освоения процессов интеграции предметных знаний, а также способствует приобретению разносторонних коммутационных качеств. Так, на базе технопарка воспроизводятся многосложные задачи, в решении которых его участники смогут приобрети навыки профессиональной компетентности [7].

Описанное подчеркивает, что современный образовательный технопарк является площадкой воплощения различных ситуационных задач, с которыми будущий педагог может столкнуться в период своей профессиональной деятельности. Его возможности позволяют отработать формирование практических навыков и умений его участников, увеличивающих профессионализм в многофункциональных свойствах личности.

Инновационная площадка рассматривается как место для развития навыков коллаборации учащихся, студентов, педагогов через проектную деятельность. В процессе такого взаимодействия оттачивается опыт исследовательских и междисциплинарных проектов, формируется представление о будущей профессии [2].

В структуру технопарка входят научно-учебные лаборатории, аудитории с современным презентационным и IT оборудованием, станции с виртуальной реальностью, актовые залы для проведения телемостов и других мероприятий, в том числе и международного уровня. Это делает его потенциально успешной образовательной платформой.

В тоже время важным звеном в активной работе образовательных технопарков являются его работники, на которых накладываются обязанности организации деятельности по многим направлениям с учетом обучения присутствующих соответствующим навыкам. Именно они разрабатывают сценарии учебных задач, своевременно решают возникающие вопросы и ситуации, характерные для различных событий. Это позволяет поддерживать продуктивность работы образовательных технопарков. В результате выявляется необходимость формировать событийную компетентность, сотрудников образовательных технопарков, которая позволит им решать с положительным результативным показателем множественные задачи, возникающие в различных событиях его работы [4].

Цель данной статьи проследить необходимость формирования событийной компетентности у работников образовательных технопарков, исходя из ее особенностей.

Сам событийный подход в образовании получает все более широкую практику. Реализация образовательных событий в ходе процесса обучения позволяет создать необходимые условия для проектной работы, повысить интерес обучающихся к учебному материалу, увеличить их мотивацию, организовать самостоятельную подготовку обучающихся к решению профессиональных задач.

В данном видится, что образовательное событие можно рассматривать в качестве эффективного инструмента формирования личностно-профессиональных качеств и опыта практической подготовки будущих педагогов.

Сущность, особенности, функции и виды образовательных событий отражены в работах отечественных и зарубежных ученых: О.И. Вагановой, Р.Г. Валеева, Н.В. Волковой, Е.Ю. Илалтдиновой, М.П. Прохоровой, В.И. Слободчикова, С.В. Фроловой, Б.Д. Эльконина, E.P. Errington, P. Grossman, G. Higginbotham, S.H. Kim и др.

Научные труды в основном посвящены опыту реализации образовательных событий при организации учебной деятельности, однако недостаточное внимание уделяется формированию самой событийной компетентности педагогических работников, особенно в области естественно-научных направлений.

Важность формирования рассматриваемой компетенции, наряду с вышеописанным, усилена и возможностями технопарков в факторах образования международных коммуникаций с зарубежными коллегами, транслируя престиж системы образования. Технопарки имеют большие возможности по презентации организационных, методологических, исследовательских, коммуникационных аспектов во многих параметрах. А их инновационные технологии, расширяют коммуникационное пространство технопарка, позволяют усилить изучение интегрированных знаний реального мира на фоне обмена профессиональным опытом с коллегами и специалистами из разных стран. Описанные параметры создают фундаментальные основы для развития многофункциональных задач и ситуаций по разным направлениям, где именно работники должны будут динамично принимать решения по их реализации, а также их прогнозировать и предопределять. Изучение решения педагогических задач, которые входят в событийную компетенцию, часто требуют от работников применять в своей деятельности принципиально новые подходы в их решении и с применением современных технологий. Для этой реализации профессиональным кадрам технопарков необходимо владеть знаниями их использования как на теоретическом, так и на практическом уровне при применении многих своих качеств личности в порядке владения гибкими навыками и большой эрудицией на фоне интегрированных знаний по многим специальным направлениям [1].

Одним из главных аспектов событийной компетентности является способность педагога создавать стимулирующую и интересную образовательную среду, которая позволит обучающимся получить оптимальные знания и навыки в некоторой области знаний. С точки зрения обучения естественнонаучных предметов, событийная компетентность позволяет преподавателям стимулировать интерес к науке и ее приложениям, а также содержанию уроков.

В данном случае сама рабочая среда технопарков должна будет создавать условия развития событийной компетенции, делая его инструментом в ее формирования. В тоже время на данный момент отсутствует модель ее формирования в условиях работы педагогических кадров образовательных технопарков. Поэтому существует актуальность рассмотрения организационных, педагогических, методических и содержательных параметров создания модели формирования событийной компетентности у работников рассматриваемо образовательной площадки.

В свою очередь, анализируя особенности событийной компетенции, важно отметить, что она включает в себя овладения личностями гибких навыков и умениями адаптироваться к новым условиям и возможным нестандартным ситуациям, возникающим в учебно-воспитательном процессе. Событийная компетенция будет способствовать решению возникающий событийных задач, объединяющих в себе целевое педагогическое устремление по формированию профессиональной компетенции личности обучающихся в образовательных технопарках на фоне создания благоприятной атмосферы в образовательной  среде. В данном важным является возможность своевременно корректировать и решать возникающие проблемы и вопросы, поддерживая весь образовательный ход на положительно влияющем уровне на всех участников технопарка.

Данные задачи будут формироваться, исходя из реализации поставленной цели на основе использования личных качеств, характеризующих высокую степень мобильности, коммуникабельности и гибкости сотрудника. Это позволит обеспечить грамотное и функционально значимое взаимодействие между всеми участниками учебного процесса, протекающего в условиях технопарка. При описанной реализации будут наблюдаться аспекты личного умения управления, организации, принятия решений, оказания психолого-педагогической поддержки, консультативной деятельности и другого, что отражено в динамике процесса, в ступенчатой и разносторонней структуре решения поставленной событийной задачи перед сотрудниками технопарк. Что в целом позволит им достигнуть итогового положительного результата [5].

Описанные параметры объединяют в себе многие факторы интегрированности знаний по разным профессиональным направлениям, наличие высокой степени содружественной коммуникабельности на уровне эмпатии и сформированные гибкие навыки и умения. Это будет определять в совокупности их сформированную событийную компетентность. Также она будет в себя включать умение учится проявлять себя, исходя из одного произошедшего случая на уровне коммуникационного диалога, что позволит им предопределять последствия решения ситуации. Рассмотрение и анализ различных ее вариаций создаст выбор лучшего благополучного ее варианта, а также практическая положительная видимость данного будет на линии их фрактальности и интенциональности [7].

Событийная компетентность работников технопарка позволит на высоком профессиональном уровне проводить и строить им занятия как учебно-экспериментальные и исследовательские, так и теоретическо-методического направления. Это отражает актуальность ее формирования в универсальности применения сформированных характерных для нее качеств.

Современные профессиональные условия педагогической работы в образовательном технопарке требуют от личности его работника проявлять себя на высоко организованном уровне. Так выражая грамотные деятельные качества, они смогут поддерживать гармоничную функциональность данной образовательной среды во всех ее аспектах. Учитывая, что все больше в образовательную сферу внедряется новая модель, приближающая образовательные учреждения к идеальной педагогической системе в виде образовательной экосистемы, то описанные критерии профессиональной компетентности профессиональных кадров будут поддерживать ее стабильную работу. Вышеописанное расширяется за счет формирования у них событийной компетентности, которая становятся необходимым параметром их личного деятельного проявления, позволяя в целом гармонизировать функциональность всей образовательной платформы технопарка на эффективном и качественном уровне [3].

 Так, событийная компетентность становится одной из основных характеристик работника образовательного технопарка, отражая его профессионализм. В тоже время сформированные параметры рассматриваемой компетентности дополнят их профессиональные качества. Они смогут быстро находить правильные решения, позволяющие сохранить благополучие всех участников образовательной среды, созидательно корректируя проблемные зоны и находя новые пути в достижении успешных показателей выхода из незапланированных ситуаций и различных событий. Которые, в свою очередь, часто возникают во время занятий на базе технопарков в связи с возникновением имеющих задач у участников этой образовательной среды.

Событийная компетентность позволит сотруднику технопарка решать комплексные задачи в их благоприятной реализации на практике, находя не односторонне выгодное решение, а, напротив, полифункциональное, которое бы сохранило гармонию на всех уровнях организации образования в технопарке и у всех участников данного. Реализация рассмотренного предполагает развития умения и навыков у них в порядке содружественного взаимодействия и сотрудничества со многими специалистами. Среди них будут работники образовательной организации и смежных специальностей и областей. Описанные характеристики обязывают профессиональные кадры обладать устремлениями и навыками, изучать и осваивать новую информацию, уметь понимать и анализировать, выявляя цепочки причинно-следственной связи возникновения и решения проблем. В чем важным является умение управлять личными эмоциями, сохранять способность конструктивно мыслить на фоне сохранения чувств эмпатии, быть гибкими и стабильными на психоэмоциональном уровне [5].

Рассмотренное указывает на актуальность и важность формирования событийной компетентности у сотрудников технопарков во время их работы и организации деятельности таких площадок, что диктует необходимость в разработке модели метода ее формирования с определением соответствующих условий, которые будут способствовать ее развитию.

 Учитывая, что событийная компетентность подразумевает объединение специалистов в реализации общей задачи, где каждый специалист будет взаимодополнять действия другого в рамках положительного влияния на достижение общего положительного решения. То в описанном выявляется актуальность использования образовательного пространства технопарка как платформы содружественного взаимодействия. Так как она содержит в себе инструменты для создания условий, в которых его работники смогут проявлять себя на грамотном функциональном уровне, осваивая и приобретая навыки событийной компетентности.

Делая вывод, можно утверждать, что сформированная событийная компетенция позволит сотрудникам технопарков создавать условия, способствующие саморегуляции и саморазвитию данной образовательной платформы в рамках своевременного решения различных ситуаций, положительно влияя на его участников. В тоже время использование возможностей образовательных технопарков является необходимым условием для современного образования. Это позволяет готовить квалифицированных специалистов, которые могут работать в области науки и техники, и обеспечивает эффективное функционирование самих образовательных учреждений.


Список литературы

1. Алексеева, П. М. Профессиональное развитие преподавателя вуза в условиях модернизации образования / П. М. Алексеева // Исследование и практика в социально-экономической и гуманитарной сфере : Сборник избранных статей Всероссийской (национальной) научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 2022. – С. 13-15.
2. Вотинцев, А. В. Модернизация материально-технической базы высшего педагогического образования / А. В. Вотинцев. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2022. – № 4. – С. 113-121.
3. Галустов, А. Р. Образовательный технопарк как фактор развития социальнопрофессиональной мобильности студентов педагогического вуза / А. Р. Галустов, С. К. Карабахцян. – Текст : непосредственный // Вестник Армавирского государственного педагогического университета. – 2022. – № 1. – С. 40–47.
4. Донскова, Е.В., Полях, Н.Ф. Событийная модель формирования исследовательской компетентности учащихся при изучении основ гидромеханики в школе / Е.В. Донскова, Н.Ф. Полях // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 4.; URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30008 (дата обращения: 06.04.2023).
5. Ильясов, Д.Ф. Критерии сформированности образовательного технопарка и основные принципы организации его деятельности / Д. Ф. Ильясов, В. Н. Кеспиков, М. И. Солодкова [и др.]. – Текст : непосредственный // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 10. – С. 147–151.
6. Концепция подготовки педагогических кадров для системы образования до 2030 г., утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.06.2022 г. № 1688-р.
7. Чикилева, Л.С., Танцура, Т.А. Организация профессиональной деятельности преподавателя вуза / Л.С. Чикилев, Т.А. Танцура // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2020. № 05 (46).

Расскажите о нас своим друзьям: