Коррекционная психология | Мир педагогики и психологии №03 (80) Март 2023

УДК 371.9 Д-60

Дата публикации 31.03.2023

Особенности временной перспективы подростков с умственной отсталостью

Додзина Оксана Борисовна,
к. психол. н., доцент кафедры специальной психологии, Оренбургского государственного педагогического университета, РФ, г. Оренбург dodzina@yandex.ru

Аннотация: Цель настоящей статьи определить особенности временной перспективы подростков с умственной отсталостью средствами сравнительного анализа исследований временной перспективы подростков с умственной отсталостью и их нормативно развивающихся сверстников. Временная перспектива рассматривается как способность субъекта к постановке целей, удалённых в будущее и проявлению продолжительной и систематической активности для их достижения. Когнитивный компонент временной перспективы, являясь образом индивидуального будущего, у подростков с умственной отсталостью прост, диффузен и не связан с событиями настоящего. Особенности эмоционального компонента временной перспективы подростков с умственной отсталостью проявляются в необоснованном оптимизме по отношению к будущему и значительном влиянии на отношение к будущему переживаний текущего момента. Позиционный компонент временной перспективы подростков с умственной отсталостью отличается экстернальной направленностью.
Ключевые слова: временная перспектива будущего, когнитивный, эмоциональный, позиционный компоненты временной перспективы, подростки с умственной отсталостью.

Features of the time perspective of adolescents with mental retardation

Dodzina Oksana Borisovna,
candidate of psychological sciences, docent of departments of special psychology, Orenburg State Pedagogical University, Russia, Orenburg

Abstract: The purpose of this article is to determine the features of the time perspective of adolescents with mental retardation by means of a comparative analysis of studies of the time perspective of adolescents with mental retardation and their normatively developing peers. The temporal perspective is considered as the ability of the subject to set distant goals of the future and to manifest long-term and flexible activity to achieve them. The cognitive component of the time perspective, being the image of their future, in adolescents with mental retardation is simple, diffuse and not related to the facts of the present. The peculiarities of the emotional component of the time perspective of adolescents with mental retardation are manifested in unreasonable optimism about the future and a significant influence on the attitude to the future of the experiences of this moment. The positional component of the time perspective in adolescents with mental retardation is characterized by an external orientation.
Keywords: a temporary perspective of the future, cognitive, emotional, positional components of the time perspective, teenagers with mental retardation.

Правильная ссылка на статью
Додзина О.Б. Особенности временной перспективы подростков с умственной отсталостью // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 03 (80). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/osobennosti-vremennoj-perspektivy-podrostkov-s-umstvennoj-otstalostyu.html (Дата обращения: 31.03.2023)

В современной науке проблема временной перспективы приобрела важность в связи выраженным практическим применением. Большинство авторов, исследовавших временную перспективу, отмечают наличие взаимосвязи между образом своего будущего и благополучием /деформацией развития мотивационной сферы [1], социальными условиями жизни субъекта [2], адекватностью личностного и профессионального самоопределения [3], степенью сформированности ценностных ориентаций [4], скоростью и полнотой социально-психологической адаптации [5]. Как показывают перечисленные исследования, временная перспектива связана с психологическими феноменами, оказывающими влияние на социальную интеграцию и достижение приемлемого качества самостоятельной жизни, что особенно важно для заканчивающих школьное обучение подростков с умственной отсталостью. Выявление специфики временной перспективы и особенно образа будущего подростков с умственной отсталостью позволит определить «проблемные зоны» их социальной интеграции и жизненного пути и своевременно оказать адекватную помощь. Вышесказанное определяет цель данного исследования: определить особенности временной перспективы подростков с умственной отсталостью средствами сравнительного анализа исследований временной перспективы подростков с умственной отсталостью и их нормативно развивающихся сверстников.

Временной аспект жизни человека отражен во временной перспективе [6, 7]. Временная перспектива личности — это образ прошлого, настоящего и будущего в контексте целостной жизни человека, ориентированной субъективными целями. Феномен временной перспективы рассматривается в работах Ж. Нюттена. Ж. Нюттен определяет временную перспективу как субъективную совокупность представлений человека о своих «объектах-целях», отнесённых к разным периодам его физического, психологического и социального развития. Основными характеристиками временной перспективы, согласно Ж. Нюттену являются «временная установка» и «временная ориентация». Временная установка рассматривается как субъективное положительное или отрицательное отношение к времени стимулирующее или тормозящее достижение «объектов-целей». Временная ориентация трактуется как мотивация достижения субъективных «объектов-целей» [6].

Опираясь на идеи Ж. Нюттена Н.Н. Толстых определяет структуру временной перспективы, которая складывается из когнитивного, эмоционального и позиционного компонентов. Когнитивный компонент временной перспективы — представляет собой ментальный образ предполагаемого будущего. Эмоциональный компонент подразумевает позитивную, негативную или неопределенную оценку своей временной перспективы и эмоциональное отношение к будущему, отражающее значимые для испытуемых перспективные цели и надежды. Позиционный компонент - отражает меру самостоятельности и ответственности субъекта относительно будущего, в которой выделяют два полюса. Полюс интернальности выражается в принятии на себя ответственности за своё будущее и за реализацию перспектив, противоположный полюс – экстернальности, проявляется ощущением невозможности влиять на своё будущее, ожиданием помощи от окружающих или фаталистического разрешения жизненных ситуаций [7, 8].

Временная перспектива подростков была объектом исследований Н.Н. Толстых, О.В. Кузнецовой, Ю.В. Борисовой, А.И. Федотчева. Подростковый возраст - период осознания своей временной перспективы. У подростка увеличивается временная перспектива, появляется ориентация на будущее. Основой формирования зрелого подхода к временной перспективе являются структурные изменения психики подростка, заключающиеся в появлении чувства взрослости, независимости от близких, становлении самосознания [1, 7]. Исследование временной перспективы подростков с умственной отсталостью, проводились Е.С. Ивановым, Ю.В. Борисовой, А.А. Кулик.

В соответствии с целью статьи сопоставим компоненты временной перспективы подростков с умственной отсталостью и их нормативно развивающихся сверстников.

Исследование когнитивного компонента временной перспективы подростков с умственной отсталостью, проведённое Е.С. Ивановым, Ю.В. Борисовой, А.А. Кулик показывает, что такие подростки имеют простые и диффузные представления о своём будущем, их отдельные цели и желания слабо связаны друг с другом. Образ будущего умственно отсталым подросткам видится наполненным общением, дружбой, любовью, семьёй и детьми, окончанием обучения в школе и последующим досугом, увлечениями, хобби. Обращает на себя внимание, что жизненные цели умственно отсталых подростков носят поверхностный, развлекательный характер в их планы не входит работа и получение профессионального образования, их не привлекают перспективы образования, познания, личностного развития. Полученные данные Е.С. Иванов, Ю.В. Борисова, А.А. Кулик объясняют полиморфно: слабой связью временной перспективы с опытом прошлого и настоящего общения с близкими взрослыми, бедностью представлений о взрослой жизни и обязанностях взрослых людей, социальным неблагополучием семей воспитывающих часть испытуемых [10, 11].

В то же время, когнитивный компонент временной перспективы нормативно развивающихся подростков характеризуют как содержательно богатый и четко структурированный. Фабула временной перспективы подростков состоит из ожиданий конструктивного общения с другими людьми, дружбы и любви, динамики развития своей личности, интересной, престижной и высокооплачиваемой работы, дальнейшего профессионального обучения, приобретения собственного жилья, создания семьи и рождения детей. Все временные перспективы организованы по значимости и по смыслу. Цели будущего у нормативно развивающихся подростков дифференцированы и внутренне согласованы, что обнаруживается в их соразмерности субъективным возможностям [7, 8, 9].

Сравнение когнитивного компонента временной перспективы показывает, что подростки с умственной отсталостью проигрывают своим нормативно развивающимся сверстникам в разнообразии содержания и смысловой связанности обращенных в будущее целей и желаний.  Образ будущего подростков с умственной отсталостью имея сходство с нормативно развивающимися сверстниками в ожидании общения, дружбы, любви, создания семьи и рождения детей существенно отличается отсутствием в целях подростков с умственной отсталостью профессионального обучения и работы, познания и динамики личностного развития. Односторонний, развлекательный характер планов на будущее подростков с умственной отсталостью так же указывает на трудности установления связей и зависимостей между отдельными целями и желаниями.

Эмоциональное переживание временной перспективы у подростков с умственной отсталостью неустойчиво положительное. Положительное переживание выражается в необоснованном ожидании подростками с умственной отсталостью от грядущего только лишь веселья, счастья и различных благ. Подростки с умственной отсталостью в связи с низкой критичностью не замечают жизненных сложностей, не задумываются о возможных препятствиях к достижению своих целей и о необходимости преодоления трудностей. Исследователи единодушно оценивают эмоциональное отношение умственно отсталых подростков к временной перспективе как беспочвенно беззаботное и беспечное. Неустойчивость эмоционального переживания временной перспективы проявляется в зависимости от ситуативных факторов, таких как актуальные в данный момент потребности и эмоции. Объясняя описанные черты эмоционального переживания временной перспективы подростками с умственной отсталостью, авторы исследований ссылаются на положение Л.С. Выготского о взаимной связи и взаимообусловленности уровня аффекта и интеллекта [12]. Согласно этому положению, низкий уровень интеллекта не способствует эмоциональному развитию лиц с умственной отсталостью, предопределяет нестабильность и поверхностность эмоций, что снижает как оценочную, так и побуждающую функции эмоций лиц с умственной отсталостью.

В то же время исследования эмоционального компонента временной перспективы у большинства нормативно развивающихся подростков выявляют волнение, тревогу, беспокойство по отношению к своему будущему, меньшее количество подростков проявляют жизнерадостность и ожидают от будущего лишь позитива.

Сравнение эмоционального компонента временной перспективы показывает, что подростки с умственной отсталостью оптимистичнее относятся к своему будущему, чем их нормативно развивающиеся сверстники. В отличие от устойчиво сохраняющих свою обеспокоенность будущим интеллектуально сохранных подростков, подростки с умственной отсталостью легко меняют свою положительную оценку будущего под влиянием текущих неудач. 

Позиционный компонент временной перспективы подростков с умственной отсталостью представлен неадекватным образом Я в будущем. Их образ Я в будущем, обусловлен завышенной самооценкой, фантастичен, не связан с достижениями настоящего. Многое подростки с умственной отсталостью видят себя в будущем успешными бизнесменами, специалистами высокой квалификации, знаменитыми людьми. При всем этом такие подростки затрудняются объяснить пути и средства достижения своих целей. Большинство подростков с умственной отсталостью рассчитывают на помощь близких, общества или счастливый случай в достижении желаемого будущего [10, 11].

Для большинства нормативно развивающихся подростков характерна уверенность в своей способности повлиять на своё будущее, внести в него значительные коррективы и поправки. Такую позицию, предполагающую собственную ответственность за события своей жизни называют интернальной. Интернальная позиция личности признаётся оптимальной и разумной.

Сравнение позиционного компонента временной перспективы показывает, что большинство подростков с умственной отсталостью в отличие от своих сверстников развивающихся нормативно характеризуются экстернальной позицией по отношению к своему будущему, то есть полагаются при реализации целей будущего не на себя, как активного центра ситуации, а на жизненные обстоятельства, помощь окружающих, счастливый случай.  

Таким образом, сравнительный анализ результатов исследований посвященных временной перспективе подростков с разным уровнем интеллектуального развития позволил определить особенности когнитивного, эмоционального и позиционного компонентов временной перспективы подростков с умственной отсталостью. Особенностями когнитивного компонента временной перспективы подростков с умственной отсталостью являются простота, несвязность и односторонность. К специфике эмоциональных переживаний временной перспективы таких подростков относятся необоснованная оптимистичность, ситуативность и поверхностность. Позиционный компонент временной перспективы у подростков с умственной отсталостью отличается экстернальной направленностью. В целом временная перспектива подростков с умственной отсталостью затрудняет их интеграцию в общество и актуализирует задачу формирования временной перспективы у лиц с умственной отсталостью.


Список литературы

1. Толстых, Н.Н. Изучение мотивации подростков, имеющих пагубные привычки / Н.Н. Толстых, С.А. Кулаков // Вопросы психологии – 1989. – № 2.– С. 35-38.
2. Яценко, Т.Е. Временная перспектива подростков из городской и сельской местности / Т.Е. Яценко, А.Ю. Бутько // Вестник Барановичского государственного университета: серия педагогические науки, психологические науки, филологические науки. – 2018. – № 6.– С. 98-103.
3. Кузнецова, О.В. Роль временной перспективы в личностном и профессиональном самоопределении подростков / О.В. Кузнецова // Психологическая наука и образование. – 2007. – Том-12. – № 3.– С. 5-15.
4. Мамедова Ж.С. Взаимосвязь ценностных ориентаций и временной перспективы личности (на примере делинквентных подростков) автореферат дис…канд. психол. наук: 19.00.01 / Мамедова Жанна Сабировна. – Москва, 2007. 26 с.
5. Карпова, Е.В. Зависимость социально-психологической адаптации подростков от структурных особенностей временной перспективы / Е.В. Карпова, С.Л. Свешникова //Вестник ЯрГУ. Серия гуманитарные науки. – 2018. – № 3(45).– С. 76-80.
6. Нюттен, Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего / Ж. Нюттен; под ред. Д.А. Леонтьева. – М.: Смысл, 2004. – 608 с.
7. Толстых, А. В. Возрасты жизни / А. В. Толстых. – М.: Молодая гвардия, 1988. – 294 с.
8. Толстых, Н.Н. Жизненные планы подростков и юношей / Н.Н. Толстых // Вопросы психологии. – 1984. – № 3.– С. 19-21.
9. Федотчев, А.И. Восприятие, репродукция и оценка времени у школьников / А. И. Федотчев // Вопросы психологии. – 2013.– № 3. – С. 30-33.
10. Иванов, Е.С. Соотношение прошлого и будущего в психологической автобиографии подростков-сирот с задержкой психического развития / Е.С. Иванов, Ю.В. Борисова // Дефектология. – 2005. – №2. – С. 27-31.
11. Кулик, А.А. Особенности временной перспективы семей, воспитывающие детей-инвалидов / А.А. Кулик // Гуманитарный вектор. — 2013. — Т. 21, вып. 33. — С. 180–190.
12. Выготский, Л.С. Основы дефектологии /Л.С. Выготский. – М.: Лань, 2003. – 656 с.

Расскажите о нас своим друзьям: