Теория и методика профессионального образования | Мир педагогики и психологии №12 (77) Декабрь 2022

УДК 378.096

Дата публикации 01.12.2022

Теоретический анализ проблем формирования духовно-нравственных качеств у будущих врачей как условие становления их профессиональной компетентности

Герасимова Татьяна Викторовна
Старший преподаватель, Амурская государственная медицинская академия, РФ, г. Благовещенск, timoshenko-72@inbox.ru

Аннотация: В статье излагаются результаты теоретического исследования по проблеме формирования духовно-нравственных качеств у будущих врачей. Автором предпринята попытка раскрыть психологические механизмы их возникновения. Обосновывается значимость для данного процесса гуманитарных дисциплин, и раскрываются трудности их преподавания в медицинском вузе. Критически оценивается доминирование в современном высшем медицинском образовании информационной и операционной моделей обучения, отсутствие психолого-педагогической подготовки преподавательского состава на профильных кафедрах. Работа имеет междисциплинарный характер и написана на стыке психологии, деонтологии, истории медицины и педагогики высшей школы.
Ключевые слова: духовно-нравственные качества, деятельностный подход, профессионально-значимые качества, биоэтика, личностно-ориентированный подход.

Theoretical analysis of the problems of the formation of spiritual and moral qualities in future doctors as a condition for the formation of their professional competence

Gerasimova Tatyana Viktorovna
Senior Lecturer Amur State Medical Academy, Russian Federation, Blagoveshchensk

Abstract: The article presents the results of a theoretical study on the problem of the formation of spiritual and moral qualities in future doctors. The author attempts to reveal the psychological mechanisms of their occurrence. The significance of the humanities for this process is substantiated, and the difficulties of teaching them at a medical university are revealed. The dominance of information and operational training models in modern higher medical education, the lack of psychological and pedagogical training of teaching staff at specialized departments is critically evaluated. The work has an interdisciplinary character and is written at the intersection of psychology, deontology, history of medicine and pedagogy of higher education.
Keywords: spiritual and moral qualities, activity approach, professionally significant qualities, bioethics, personality-oriented approach.

Правильная ссылка на статью
Герасимова Т.В. Теоретический анализ проблем формирования духовно-нравственных качеств у будущих врачей как условие становления их профессиональной компетентности // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2022. № 12 (77). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/teoreticheskij-analiz-problem-formirovaniya-dukhovno-nravstvennykh-kachestv-u-budushhikh-vrachej-kak-uslovie-stanovleniya-ikh-professionalnoj-kompetentnosti.html (Дата обращения: 01.12.2022)

К личностным качествам врача всегда предъявлялись высокие требования. В настоящее время они ещё более усиливаются, т. к. научно-технический прогресс, влияние экологических и правозащитных движений, религии, политики, экономики на медицину привели к изменению отношений между врачом и пациентом и возникновению новых, в том числе и морально-этических, проблемы в профессиональной деятельности врачей. Это потребовало перестройки системы подготовки будущих врачей. Поэтому, предметом нашего исследования были организационно-педагогические условия формирования духовно-нравственных качеств у будущих врачей как условие становления их профессиональной компетентности. Соответственно цель работы – определить условия эффективности формирования духовно-нравственных качеств у будущих врачей как условие становления их профессиональной компетентности. Для этого был использован комплекс методов: теоретический анализ философской, педагогической, психологической, историко-медицинской, литературы; сравнительный анализ; изучение и обобщение опыта педагогов-медиков, анализ личного педагогического опыта (мы более 20-ти лет преподаем в медвузе); анкетирование, ранжирование, статистические методы обработки результатов педагогического эксперимента. В данной статье мы изложили теоретические выводы нашей работы.

В истории человечества значимость духовности осознавалась всегда конкретно – исторически, причём особенно ясно в ответ на кризисные моменты развития культуры и общества. Вместе с тем в этом осознании можно выделить некоторые сквозные архетипы мысли: духовность связывалась с присутствием в мире и человеке некоего надприродного и надындивидуального начала, сверхъестественного и сверхчувственного, привносящего в жизнь смыслообразующие истины добра и красоты и объединяющего людей в созидании, сотворении бытия. Несмотря на многообразие подходов и трактовок понятия «духовность», данный феномен был осмыслен как внутреннее движение человека снизу вверх, которое происходит не автоматически, а является результатом напряжённой работы личности над собой. И религиозные, и светские философы основой духовности любой личности называют её нравственные качества. Их формирование происходит на основе и через усвоение человеком моральных норм и ценностей общества. Они могут стать и становятся фактором нравственного возвышения личности, но в процессе её активной практической деятельности.

Деятельностный подход представлен в философско-психологической концепции С.Л. Рубинштейна [1], а также в работах Б.Г. Ананьева [2], А.Н. Леонтьева [3], Д.Н. Узнадзе [4] и др. В его основе лежит принцип единства сознания (психики вообще) и деятельности (познавательной, трудовой, учебной и т.д.). Каждая профессия требует от человека не только специального образования, но и наличие качеств, необходимых для выполнения профессиональной деятельности. По мере овладения ремеслом качества личности развиваются, складываются приёмы их компенсации, совершенствуется их структура.

Это особенно важно для специальностей, где объектом и субъектом деятельности является человек: педагог, врач, юрист, офицер, руководитель, журналист, продавец и т.д. Именно к представителям этих профессий предъявляются особые требования:

Во-первых, потребность «вторгаться» во внутренний мир человека, оказывать влияние на личность и, порой, изменять его судьбу в широком смысле этого слова. Это определяет важность существования в профессии норм морали, которые, помогают как осуществлению профессиональных функций, так и обеспечивают охрану интересов личности или групп людей как объекта труда профессионалов.

Во-вторых, «проникновение» в личность, воздействие на неё, влияние на судьбу человека предполагает наличие высоких духовно-нравственных качеств у субъекта профессиональной деятельности, т.к. именно от них часто зависит выполнение профессиональных функций. Следовательно, к профессионально-значимым качествам профессий типа «человек-человек» относятся, в первую очередь, духовно-нравственные качества личности представителя такой профессии, обеспечивающие выполнение задач трудовой деятельности.

 Профессионально-значимые качества личности врача многократно исследовались как с теоретико-медицинских, так и с психолого-педагогических позиций [5,6,7]. Их актуальность возросла на рубеже XX-XXI веков, когда научно-технический прогресс в медицине породил новые морально-этические проблемы в профессиональной деятельности врачей, потребовал усиления именно нравственного аспекта в подготовке будущих медицинских работников. Это возродило интерес к исследованиям в данном направлении [8, 9]. Анализ истории медицины показывает, что сами врачи, политики, писатели в своих работах подчеркивали, что для успешной работы врачу необходимы не только профессиональные знания, умения и навыки, но и такие внутренние качества как милосердие, сострадание, тактичность, самопожертвование, ответственность, коммуникабельность, терпение. Об их важности говорили и писали выдающиеся русские врачи, педагоги и литераторы XIX века М.Я. Мудров, Н.И. Пирогов, С.П. Боткин, В.В. Вересаев, А.П. Чехов. Они на практике утверждали гуманистические принципы медицины, актуальность формирования нравственной стороны личности будущего врача. Российский император Пётр I в официальных документах, регулирующих врачебную деятельность, указывал на то, «чтоб доктор в докторстве доброе основание и практику имел, трезвым, умеренным и доброхотным себя держал и в нужных случаях чин свой как нощно, так и денно отправлять мог» [10, с.27]. 

Исходя из вышеизложенного, мы, изучив литературу по истории высшего медицинского образования, пришли к мнению, что первой педагогической дисциплиной, в рамках которой осуществлялось формирование духовно-нравственных качеств у будущих врачей, являлась медицинская деонтология, берущая свое начало в трудах Гиппократа. Его знаменитая «Клятва» заложила нравственные установки в систему подготовки врачей в последующие тысячелетия.  Медицинская этика и деонтология являлись частью профессиональной этики, регламентирующей права и обязанности врача по отношению к пациентам, а также нормативное регулирование взаимоотношений внутри медицинского сообщества. Но сегодня этические вопросы медицины решаются не корпоративно, а на более широкой основе, т.к. на эту науку оказывают большое влияние правозащитные и экологические движения, религия, политика, экономика. Использование сегодня в медицине высоких технологий позволяет вторгаться в глубинные процессы человеческой жизни, управлять механизмами размножения и умирания, изменять геном человека и критерий смерти, транспортировать органы, изъятые их тел умерших людей и т.д. Все это порождает необходимость нравственного осмысления данных явлений. Именно биоэтика является сегодня ответом на морально-нравственные коллизии современной науки.  Поэтому традиционные деонтологические принципы в отношениях «врач – пациент» изменяются и дополняются новыми (информированное согласие, автономия личности).  Международная ассоциация биоэтиков, созданная в 1991 году, определяет биоэтику как учение о социальных, правовых и этических последствиях новых биомедицинских технологий. Но в то же время биоэтика является современным продолжением медицинской деонтологии и этики, хотя ее границы гораздо шире. С 2000 г. биоэтика, как обязательная дисциплина, включена в учебную программу медицинских вузов. Наш 20-летний опыт позволяет выделить ряд недостатков  в преподавании данной дисциплины.

Во-первых, по плану министерства данный предмет изучается на первых (теоретических) курсах, в том числе и в Амурской ГМА. Однако, как показывает опыт зарубежных стран, опыт преподавания биоэтики в нашей стране, наш собственный опыт целесообразно ее изучать на старших курсах, когда студенты непосредственно на практике сталкиваются с данными проблемами. Подобный недостаток ведет к отсутствию преемственности в подготовке будущего врача между младшими (теоретическими) и старшими курсами.

Ещё одна проблема, связанная с  биоэтикой, заключается в ответе на вопрос: кто должен преподавать её – философ или медик? Как показывает анализ практики преподавания биоэтики, как в нашей стране, так и за рубежом, по этому вопросу нет единого мнения. По нашему мнению, ведущим преподавателем, всё-таки, должен быть философ, гуманитарий, а при изучении отдельных тем можно привлекать специалистов-медиков.

Во многом решение данных проблем зависит от отношения к гуманитарным наукам в медицинском вузе, так как биоэтику рассматривают как дисциплину гуманитарного блока. Более того, сегодня вопрос о целесообразности изучения гуманитарных наук в медицинских вузах тесно связан с вопросом о состоянии преподавания гуманитарных дисциплин. От ответа на него в политике отношений к гуманитарным наукам в медицинском вузе формируются две прямо противоположные позиции. Первую из них можно условно назвать «тенденция свёртывания», вторую «ориентация на расширение».

«Тенденция свёртывания» заключается в сокращении часов и объёма преподавания, слияние всех гуманитарных дисциплин на одной кафедре.

«Ориентация на расширение» - это, наоборот, создание в медицинском вузе условий и возможностей для развития каждой из существующих гуманитарных наук. Однако именно первая позиция сегодня доминирует в отношении к гуманитарным дисциплинам. Естественнонаучная составляющая медицинского знания стремиться найти и определить общие биохимические, биофизические, физиологические, анатомические параметры человеческого организма, однако гуманитарное знание указывает на личностные отличия, своеобразие и динамику человеческого существования. Именно это формирует у врача представление об уникальности каждого пациента, что, в свою очередь, лежит в основе того, что врач обязан относиться к каждой человеческой жизни как явлению исключительному. Сформировать подобное отношение врача к человеку – задача гуманитарного знания, её не сможет выполнить ни одна из естественных наук ни порознь, ни в сумме, поэтому будущее за тенденцией «ориентация на расширение».

Сам педагогический  процесс в медицинском вузе имеет ряд серьёзных недостатков, которые отражаются и на формировании духовно-нравственных качеств у будущих врачей, а именно: использование устаревших информационной и операционной моделей обучения; отсутствие у врачей-преподавателей педагогического образования, что сказывается на эффективности обучения и ведет к выбору примитивных средств контроля знаний студентов.

Для ликвидации вышеуказанных недостатков и для актуализации морально-нравственного аспекта в подготовке будущего врача мы считаем необходимым более широкое внедрение личностно-ориентированного подхода к медицинскому образованию, который заключается в том, чтобы видеть не только учебные процедуры, обучение способам диагностики, лечение и т.д., а гораздо большее: человеческие отношения, особенно на практических занятиях. Следовательно, основой педагогического процесса должна стать стратегия сотрудничества, помощи, уважения, поддержки. Содержание и способы деятельности при этом максимально осмыслены, индивидуально значимы. Отсюда главная цель обучения – способствовать личностному росту и студентов, и преподавателей (при сохранении значимости цели подготовки к профессиональной деятельности). В результате определяющей ценностью является личность и личностное достоинство каждого, творчество, индивидуальность самопознания и самовыражения, нравственные ценности. Соответственно, для преподавателя смысл, ценность приобретает решающий характер при выборе средств и методов работы со студентами. Упор делается на решение реальных врачебных ситуаций или моделируемых, максимально приближенных к жизни ситуационных, клинических и психологических задач. В этой связи особенно продуктивным должно быть общение на уровне межличностного диалога. Итогом такого обучения должен стать профессионально и нравственно подготовленный специалист, способный адекватно действовать в современных условиях и умеющий находить этически обоснованный ответ в ситуациях морального выбора.

Таким образом, анализ теоретических основ и практики формирования духовно-нравственных качеств у будущих врачей позволяет нам сделать следующие выводы:

1. Формирование таких качеств у личности требует внутренней работы человека, преобразования себя. Сами духовно-нравственные качества должны стимулировать базовые потребности личности в признании, в творчестве, успехе и, одновременно, быть частью профессионально-значимых качеств специалиста, помогать выполнению им своих профессиональных задач.

2. Большое значение в процессе профессиональной подготовки имеет эмоционально-психологическое развитие личности, когда в результате взаимодействия эмоциональной и рациональной сфер сознания индивида формируются нравственные ценностные ориентации будущего специалиста, раскрывающие личностное отношение к моральным нормам своей профессии.

3. В настоящее время практика формирования духовно-нравственных качеств у будущих врачей требует реформирования, начиная с организации педагогического процесса в самом медицинском вузе, в том числе и изменение статуса гуманитарных дисциплин, так и в плане подготовки врачей-преподавателей.

4. Для эффективного процесса формирования духовно-нравственных качеств у будущих врачей как условие становления их профессиональной компетентности необходимы усилия, как самих студентов, так и преподавателей, их совместная работа, основанная на педагогике сотрудничества, личностно-ориентированном подходе к организации педагогического процесса.


Список литературы

1. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб: Питер, 2010.
2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1968.
3. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. / Леонтьев А.Н. (Под редакцией Д.А. Леонтьева, Е.Е. Соколовой): Смысл, Издательский центр «Академия»; Москва; 2007.
4. Узнадзе Д.Н. Психология установки. СПб: Питер, 2001.
5. Орлов А.Н. Основы клинической биоэтики // Основы клинической биоэтики / А.Н. Орлов. Красноярск, 2000.
6. Яровинский Я. Медицинская этика (биоэтика) / Под ред. А. М. Сточика.—М.: ОАО «Издательство «Медицина», 2006.
7. Решетников М. Трудности и типичные ошибки начала терапии. – М.: ВЕИП, 2009.
8. Кудрявая Н.В., Уколова Е.М., Молчанов А.С., Смирнова Н.Б., Зорин К.В. Врач-педагог в изменяющемся мире: традиции и новации / Под редакцией академика РАМН, проф. Ющука Н.Д. - М: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2001.
9. Ясько Б.А. Психология медицинского труда: личность врача в процессе профессионализации: автореферат дис…. д-ра психол. наук. Краснодар, 2004.
10. Д. И. Писарев. Сочинения в четырех томах. Том 2. Статьи 1862-1864. М., ГИХЛ, 1955.

Расскажите о нас своим друзьям: