Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №11 (76) Ноябрь 2022

УДК 379.8

Дата публикации 30.11.2022

Досуговые технологии в организации воспитательной деятельности студентов педагогического вуза

Капустина Ольга Викторовна
канд.пед.наук, доцент, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», Россия, г. Новосибирск, kapol74@mail.ru

Аннотация: В последнее время в образовательных учреждениях всех уровней подготовки усиливается внимание к воспитательной работе с обучающимися. Разрабатываются программы, создаются специализированные отделы и управления, осуществляются попытки систематизировать накопленный опыт отдельными структурными подразделениями. Автор рассматривает социокультурный аспект воспитательно-образовательного пространства педагогического вуза, выделяя самые востребованные и эффективные досуговые технологии.
Ключевые слова: досуговые технологии, воспитание, студент, педагогический вуз.

Leisure technologies in the organization of educational activity of students of the pedagogical university

Kapustina Olga Viktorovna
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, FGBOU VO "Novosibirsk State Pedagogical University", Russia, Novosibirsk

Abstract: Recently, in educational institutions of all levels of training, attention to educational work with students has increased. Programs are being developed, specialized departments and departments are being created, and attempts are being made to systematize the accumulated experience by individual structural divisions. The author examines the socio-cultural aspect of the educational space of a pedagogical university, highlighting the most popular and effective leisure technologies.
Keywords: leisure technologies, education, student, pedagogical university.

Правильная ссылка на статью
Капустина О.В. Досуговые технологии в организации воспитательной деятельности студентов педагогического вуза // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2022. № 11 (76). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/dosugovye-tekhnologii-v-organizatsii-vospitatelnoj-deyatelnosti-studentov-pedagogicheskogo-vuza.html (Дата обращения: 30.11.2022)

Воспитание человека, с одной стороны, естественная потребность общества в сохранении и развитии цивилизации, обусловленная инстинктами и духовными устремлениями. С другой стороны, воспитательный процесс нуждается в специально организованных условиях, способствующих эффективности и результативности целенаправленной деятельности по формированию духовного облика личности с устойчивыми представлениями о морали, нравственности, нормах культуры и поведения, ценностных ориентирах и социальных установках [3]. В этой связи перед профессиональным сообществом возникают актуальные задачи по созданию условий для освоения человеком культуры, перевода её в личный опыт, организации работы всех воспитательных институтов с учётом современных цифровых реалий и потенциальных возможностей саморазвития и самореализации личности [4].

Время воспитания и развития человека, его социализации – всё время его жизни. Оно неравномерно и неоднородно по составляющим его частям и благоприятности (сензитивности). Пространство, в котором воспитывается личность, трансформируется стремительно и порой кардинально. К сожалению, в современном мире мы сталкиваемся и с трансформацией традиционных ценностей, устоев семейной жизни как основы основ человеческой цивилизации, подменой понятий нравственно-морального содержания [5]. Попытки представить категорию нравственности как нечто индивидуальное, самоопределяющееся, увы, грозят духовной катастрофой. Перед этими явлениями современности самой уязвимой категорией общества выступает молодёжь с её свободолюбивыми взглядами, максималистскими убеждениями, революционными посылами и неустойчивым мировоззрением. Кто или что формирует у молодых людей целостное представление о глобальных процессах, происходящих в мире? На что опирается юная душа, когда из средств массовой информации агрессивно транслируются противоречивые «образчики» и модели поведения и восприятия реальности?[1].

Не умаляя роль семьи, определяем, что для учащейся молодёжи – студентов - наставником, прежде всего, выступает вуз. Современный педагогический вуз – это универсальная интерактивная площадка с высоким воспитательным потенциалом. Значительное место в этой работе занимает организация досугового пространства студентов.

Новосибирский государственный педагогический университет – один из крупнейших вузов Сибири и Дальнего Востока. В университете функционирует более 90 студенческих объединений. Досуговые технологии решают проблемы не только организации свободного времени студентов, но и реализуют культурно-просветительский потенциал событийного формата. К ним относятся:

- спортивные - в НГПУ развивается около 20 видов спорта. Спортсмены НГПУ регулярно принимают участие в городских, областных, межвузовских соревнованиях, а ведущие спортсмены представляют вуз на региональных, всероссийских и международных соревнованиях, входят в число призеров и победителей;

- интеллектуальные – более 15 лет назад создан студенческий клуб интеллектуальных игр «Сократ», который объединяет команды не только факультетов и институтов, но и студенческих общежитий;

- туристские – с 1978 года ведет активную работу туристский клуб «Ювента» по направлениям спортивного туризма: пеший, горный, водный;

- творческие – танцевальные студии классического, народно-сценического и современного танцев, студии художественной росписи и декоративно-прикладного творчества, хор НГПУ, шоу-театр «Креатив», эстрадная студия, студия звукозаписи, мастерская художественного слова предоставляют широкие возможности для реализации творческого потенциала студентов;

- проектные – центр молодежных инициатив, центр фандрайзинговой деятельности помогают ребятам не только сформулировать и оформить в проект свои идеи, но и определить возможные конкурсы и фонды для их реализации;

- инновационные (цифровые)технопарк универсальных компетенций – это интеллектуальная междисциплинарная образовательная среда, современное лабораторно-насыщенное учебное пространство для педагогического проектирования и коллаборации студентов в целях приобретения ими опыта междисциплинарного и метапредметного конструирования с использованием ресурсных центров и лабораторий, в числе которых РЦ «Новые технологии цифровой трансформации», лаборатории "3D моделирования и прототипирования", РЦ по киберспорту, РЦ искусственного интеллекта и др. и педагогический кванториум, в котором функционируют три лаборатории: естественно-научная, технологическая и медиалаборатория. Как подчеркнул первый проректор НГПУ Николай Александрович Ряписов, «это новое образовательное пространство, оснащенное высокотехнологичным оборудованием и предназначенное для развития новых цифровых компетенций трех целевых групп: преподавателей, студентов и школьников. Все они смогут заниматься проектно-исследовательской работой, а также повышать квалификацию на базе НГПУ. Мы планируем, что в будущем кванториум станет образовательным ресурсом для всего профессионального сообщества региона».

Таким образом, мы отмечаем, что досуговые технологии организации развивающего пространства студентов педагогического вуза очень тесно переплетены с образовательным процессом. Формирование так называемых надпрофессиональных компетенций (критическое и креативное мышление, межличностные коммуникации, эмоциональный интеллект и др.) способствует раскрытию и развитию личностного потенциала обучающихся, обогащению их субкультурного опыта, активации воспитательных эффектов [2].


Список литературы

1. Жарков А.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности: Учебник для студентов вузов культуры и искусств. – М: Издательский Дом МГУКИ, 2007. – с. 274-286.
2. Капустина О.В. Культурные практики в системе социальных коммуникаций// Социальные и культурные практики в современном российском обществе: инициатива, партнерство, стратегия развития: сб. ст по мат. VII Всероссийской научно-методической конференции. Новосибирск, 2022. С. 205-210.
3. Коджапсирова Г.М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007. - с.178-184.
4. Стукалова О.В. Модели создания культурно-образовательной среды современного вуза// Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2015. - № 3 (65). С.217-221.
5. Фалеева Л.В. Студент и образовательная среда вуза: социально-культурный контекст// Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2015. - № 2(11). С. 113-116.

Расскажите о нас своим друзьям: