Общая педагогика, история педагогики и образования | Мир педагогики и психологии №12 (77) Декабрь 2022

УДК 373.1

Дата публикации 01.12.2022

Организация исследовательской деятельности обучающихся сельской школы

Захарова Марина Александровна
канд. пед. наук, доцент, Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, РФ, г. Елец, mazaharova@rambler.ru
Карпачева Ирина Анатольевна
кандидат педагогических наук, доцент, Елецкий государственный университет им. И.А Бунина, РФ, г. Елец, ikar1971@yandex.ru

Аннотация: В статье конкретизируется понятие «учебно-исследовательская деятельность обучающихся» в трех аспектах: целевой, содержательный, организационный; характеризуются особенности и условия организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся в сельской школе. Условия эффективной организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся представляются на трех уровнях: административном, и на уровнях субъектов образовательного процесса: педагогов и обучающихся.
Ключевые слова: учебно-исследовательская деятельность обучающихся, сельская школа.

Organization of research activities of students rural school

Zakharova Marina Alexandrovna
PhD in Pedagogy, Associate рrofessor, Bunin Yelets State University, Russia, Yelets
Karpacheva Irina Anatolievna
PhD in Pedagogy, Associate рrofessor, Bunin Yelets State University, Russia, Yelets

Abstract: The article specifies the concept of "educational-research activity of students" in three aspects: target, content, organizational; characterizes the features and conditions of the organization of educational-research activity of students in a rural school. The conditions of effective organization of teaching and research activities of students are presented at three levels: administrative, and the levels of the subjects of the educational process: teachers and students.
Keywords: educational and research activity of students, a rural school.

Правильная ссылка на статью
Захарова М.А., Карпачева И.А. Организация исследовательской деятельности обучающихся сельской школы // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2022. № 12 (77). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/organizatsiya-issledovatelskoj-deyatelnosti-obuchayushhikhsya-selskoj-shkoly.html (Дата обращения: 01.12.2022)

В условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (ФГОС ОО) исследовательская деятельность обучающихся приобретает особый статус, т.к. выступает на всех уровнях общего образования одним из обязательных видов учебной деятельности обучающихся. Исследовательскую деятельность обучающихся можно рассмотреть с точки зрения различных аспектов:

- целевого – как формирование компетенций в области учебно-исследовательской деятельности, развитие у учащихся «основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации … предметного или межпредметного учебного проекта» [5, 30];

- содержательного – как реализацию разнообразных направлений учебно-исследовательской деятельности (исследовательское, инженерное, прикладное, информационное, социальное, игровое, творческое);

- организационного – как использование в образовательном процессе различных форм учебно-исследовательской деятельности, в том числе, проведение наблюдений и экспериментов «с использованием: учебного лабораторного оборудования; цифрового (электронного) и традиционного измерения, включая определение местонахождения; виртуальных лабораторий, вещественных и виртуально-наглядных моделей и коллекций основных математических и естественнонаучных объектов и явлений» [5, 46].

Одним из вопросов, периодически обсуждаемых на страницах научно-методической литературы является вопрос о правомерности использования термина «исследовательская деятельность» применительно к обучающимся школы. Ответ предполагает четкое определение учебно-исследовательской деятельности школьников.

Авторы концепции развития исследовательской деятельности учащихся сводят ее сущность к сущности учебного исследования и подчеркивают две отличительные особенности учебно-исследовательской деятельности:

1) ее главной целью является развитие личности учащегося, а не получение объективно нового результата, как в "большой" науке;

2) учебное исследование выступает средством ориентации в окружающей действительности  (Н.Г. Алексеев, А.В.Леонтович, А.С. Обухов, Л.Ф.Фомина) [3].

Современные ученые и методисты продолжают изучать феномен учебно-исследовательской деятельности обучающихся в различных направлениях:

- выявление ее потенциала как средство приобщения школьников к родной и иноязычной культуре [1];

- определение возможностей использования различных форм и методов исследовательской деятельности с обучающимися различного возраста [2];

- определение сущности учебно-исследовательской деятельности с позиций ценностно-смыслового подхода к образованию [4];

- выявление потенциала учебно-исследовательской деятельности в формировании результатов обучения [6].

При разработке обозначенной проблемы организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся школы необходимо учитывать, что требования федеральных государственных образовательных стандартов едины для образовательных организаций общего образования независимо от их статуса и месторасположения. Вместе с тем, в современных условиях не все общеобразовательные организации нашей страны могут предоставить обучающимся равные условия для удовлетворения индивидуальных способностей и образовательных потребностей, в частности в области исследовательской деятельности. Наиболее явно данные различия наблюдаются в сельской школе малой численности.

В исследованиях социологов, педагогов, психологов выявляются специфические особенности сельской социокультурной среды, оказывающие влияние как на организацию образовательного процесса в сельской школе в целом, так и на организацию учебно-исследовательской деятельности обучающихся. Функционирование сельской школы малой численности сопряжено с преодолением ряда проблем организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся, решение которых будет более успешным, в условиях преобразования малокомплектной школы в филиал базового образовательного учреждения или, в условиях филиальной сети. Прежде всего, речь идет об отсутствии материально-технической базы осуществления исследовательской деятельности, ограниченности возможностей социального партнерства сельской малокомплектной школы, дефиците педагогических кадров, низкой учебной конкурентности школьников и пр.

Вместе с тем, следует учитывать и те особенности организации образовательной деятельности обучающихся образовательных учреждений сельской филиальной сети, которые определяют ее «исследовательский потенциал», направленность и содержание учебно-исследовательской деятельности, например, интенсивное развитие народного творчества, сохранение традиций, обеспечивающие значительный потенциал исследовательской тематики краеведческой, этнической и фольклорной направленности. Обозначенные особенности предполагают создание психолого-педагогических условий, способствующих эффективности организации учебно-исследовательской деятельности школьников и педагогов сельской школы. Создание таких условий предполагает решение ряда задач на разных уровнях управления:                             

  • на уровне администрации школы:                                               

- разработка механизма мотивации к участию и организации учебноисследовательской деятельности у всех участников образовательного процесса;

- разработка и принятие локальных нормативных актов, регламентирующих диагностику исследовательских знаний, умений и навыков школьников, формирование исследовательской культуры всех участников образовательного процесса, активизацию научнометодической работы педагогов базовой школы и филиалов;

- создание условий для использования педагогами современных образовательных технологий и технологий исследовательского поиска в конкретных предметных областях.

  • на уровне педагогов:

- отбор исследовательских предметных задач и разработка тематики учебных исследований, учитывающих специфику сельской школы, потребности региона, удовлетворяющих индивидуальным запросам учащихся и обеспечивающих получение учебно-научных результатов с дальнейшим их представлением на конкурсных мероприятиях различного уровня;

- организация индивидуальной работы с учащимися по вопросам проведения и представления результатов учебных исследований, а также работу в творческих группах учащихся в условиях филиальной сети;

- создание эффективной системы мониторинга и контроля усвоения норм и правил осуществления исследовательской деятельности.

  • на уровне учащихся:

- формирование отношения к процессу обучения как к процессу самопознания окружающего мира и творческого поиска;

- активизация собственного участия в конкурсных мероприятиях различного уровня;

- организация самостоятельного раннего профессионального самоопределения школьников, обеспечивающего формирование положительной мотивации и участие в учебно-исследовательской деятельности, что в дальнейшем позволит успешно провести и защитить исследовательских проект в старшей школе.

Последовательное комплексное решение данных задач, на наш взгляд, позволит обеспечить эффективность организации и результативность учебно-исследовательской деятельности школьников в сельской школе.


Список литературы

1. Иптышева Е.Г. Учебно-исследовательская деятельность как средство приобщения школьников к родной и иноязычной культуре // Вестник научных конференций. 2020. № 3-1 (55). С. 41-42.
2. Карнаухова Н.Л., Вахрушева Л.Н. Использование проектов в процессе исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста // Мир педагогики и психологии. 2021. № 10 (63). С. 24-32.
3. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся (основные положения) // Исследовательская деятельность учащихся. М.: Издание МГДД(Ю)Т. 2003.
4. Напольских Н.Б. Теоретическое обоснование модели учебно- исследовательской деятельности школьников: ценностно-смысловой подход // Вестник педагогических наук. 2021. № 6. С. 75-80.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Режим доступа: http://standart.edu.ru (Дата обращения: 17.10.2022).
6. Яремко Н.Н., Баракова Е.А. Формирование регулятивных универсальных учебных действий школьников в условиях учебно-исследовательской математической деятельности // Учебный эксперимент в образовании. 2020. № 3 (95). С. 56-62.

Расскажите о нас своим друзьям: