Психология развития, акмеология | Мир педагогики и психологии №12 (77) Декабрь 2022

УДК 159.922

Дата публикации 12.12.2022

Планирование будущего в контексте стратегий формирования старения

Стрижицкая Ольга Юрьевна
докт.психол.наук, профессор кафедры психологии развития и дифференциальной психологии, Санкт-Петербургский государственный университет, РФ, г. Санкт-Петербург, o.strizhitskaya@spbu.ru
Петраш Марина Дмитриевна
канд.психол.наук, доцент кафедры психологии развития и дифференциальной психологии, Санкт-Петербургский государственный университет, РФ, г. Санкт-Петербург, m.petrash@spbu.ru

Аннотация: Статья посвящена изучению планирования будущего в период перехода от взрослости к старению и связям этих планов с пониманием стратегий формирования старения и психологического благополучия. В исследовании приняли участие 85 респондентов в возрасте 55 – 65 лет. Использовали методы: авторский опросник, направленный на планирование старение, авторский список стратегий формирования старения, Шкала психологического благополучия К. Рифф. Результаты исследования выявили сложную структуру соотношения планов различной глубины планирования, показали наиболее разнообразные связи планов на 10 лет вперед и сфер планирования будущего, а также ряд отрицательных связей конкретных планов и психологического благополучия.
Ключевые слова: старение, планирование старения, футуризация старения, психологическое благополучие

Planning for the future in the context of aging shaping strategies

Strizhitskaya Olga Yuryevna
Doctor of Psychology, professor at Developmental and differential psychology department, Saint-Petersburg State University, Russia, Saint-Petersburg
Petrash Marina Dmitrievna
PhD in Psychology, associate professor at Developmental and differential psychology department, Saint-Petersburg State University, Russia, Saint-Petersburg

Abstract: The article describes the study of future planning in the period of transition from adulthood to aging and the connections of these plans with understanding the strategies of the formation of aging and psychological well-being. The study involved 85 respondents aged 55 - 65 years. The following methods were used: the author's questionnaire aimed at planning aging, the author's list of strategies for the formation of aging, the scale of psychological well-being by C. Ryff. The results of the study revealed a complex structure of the correlation of plans of different depths of planning, showed the most diverse connections between plans for 10 years ahead and future planning areas, as well as a number of negative correlations between specific plans and psychological well-being.
Keywords: aging, planning of aging, futurization of aging, psychological well-being

Правильная ссылка на статью
Стрижицкая О.Ю., Петраш М.Д. Планирование будущего в контексте стратегий формирования старения // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2022. № 12 (77). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/planirovanie-budushhego-v-kontekste-strategij-formirovaniya-stareniya.html (Дата обращения: 12.12.2022)

Исследование выполнено при финансовой поддержке РНФ, проект 22-28-00869 «Футуризация старения как ресурс сохранения качества жизни в пожилом возрасте» (https://rscf.ru/project/22-28-00869/ ).

В последние десятилетия увеличение продолжительности жизни и связанный с этим рост количества людей, которых можно условно отнести к старшему поколению, рассматривались как одна из самых серьезных проблем современного общества [9]. В то время как ожидаемая продолжительность жизни постоянно росла, качество жизни пожилых людей не всегда следовало этому тренду. Для решения этой проблемы ученые из разных областей знаний предпринимали (и предпринимают) попытки, чтобы определить механизмы, которые влияют и определяют старение. Эти исследования выявили множество механизмов, влияющих на старение, включая, помимо прочего, биологические факторы [6], стратегии образа жизни [7,12], психологические механизмы [5,8] и факторы социальной среды [4,11]. Большинство этих исследований были сосредоточены на эффектах, благоприятных или неблагоприятных для активного/здорового/успешного старения. Систематический анализ исследований, проведенных за последние двадцать лет, показал [3], что ресурсы старения могут быть модифицированы и различаются по степени их модификации. В то время как некоторые ресурсы, например генетические, практически не поддаются модификации, экологические ресурсы, образ жизни и психологические ресурсы могут быть более гибкими для модификаций. С этой точки зрения можно предположить, что если какие-то ресурсы старения модифицируемы, то человек может в какой-то мере создавать собственное старение.

В рамках данного исследования мы хотели проанализировать, как планирование будущего связано с пониманием стратегий формирования старения и психологическим благополучием. Мы предполагали, что люди, планирующие более отдаленное будущее, будут лучше осознавать, какие стратегии могут им помочь достичь этого будущего.

Методы и методики исследования.

Участниками исследования стали 85 взрослых в возрасте 55 – 65 лет (средний возраст 59,73, SD=2,86, 70,6 % женщины, 74,1 % имели высшее образование). Сбор данных проходил с мая по сентябрь 2022 года.

Для решения поставленных задач мы использовали следующие методы:

1. Для данного исследования нами были сформулированы вопросы о планах на будущее. Эти вопросы касались глубины будущего («У меня есть на конкретные планы на…», («У меня есть на общие планы на…»). Мы просили респондентов указать, есть ли у них общие и конкретные планы на ближайшие 5, 10 и 20 лет. Также они могли выбрать вариант «У меня нет планов». Ответ формулировался в формате «да/ нет». Следом мы просили респондентов указать, каких сфер касаются их планы. Им предлагалось выбрать все подходящие сферы из списка: семья, профессиональная деятельность, путешествия, здоровье, материальное благополучие, спорт или фитнес, хобби/ творчество, друзья. Также респонденты могли выбрать вариант «У меня нет планов». Ответ формулировался в формате «да/ нет».

2. Для оценки понимания стратегий, способствующих формированию ресурсов благополучного старения, нами был сформирован список стратегий старения, основанный на теоретическом анализе современных исследований старения [3]. Список стратегий приведен ниже.

1.        Контроль за уровнями разных видов жиров в организме (на основании результатов клинических анализов и консультаций с врачами).

2.        Занятие спортом или фитнесом.

3.        Прохождение  дополнительного обучения.

4.        Активное участие в социальных мероприятиях.

5.        Умение не нервничать по пустякам.

6.        Умение отпускать проблемы текущего дня перед сном.

7.        Сознательное регулирование режима сна (например, ложиться и вставать  в определенное время).

8.        Отказ от гаджетов (в т.ч. телевизор) перед сном.

9.        Правильное питание.

10.      Соблюдение водного баланса (пить достаточное количество жидкости в день).

11.      Стремление «загружать» свой мозг (решать сложные задачи).

12.      Регулярное чтение.

13.      Изучение иностранных языков.

14.      Приобретение новых впечатлений.

15.      Управление автомобилем.

16.      Когда человек задумывается о работе своих памяти, внимания, мышления.

17.      Когда человек задумывается о том, как у меня работают разные процессы (психические, эмоциональные, физиологические).

18.      Стремление научиться управлять своими эмоциями.

19.      Попытки разобраться в себе: «что я за человек, почему я веду себя так, как веду?».

20.      Стремление передавать свой опыт следующим поколениям.

21.      Стремление помогать другим .

22.      Качественный сон (высыпание).

Стратегии оценивались по 5-ти бальной шкале, где 1 – данная активность совершенно не влияет на формирование старения, 5 – сильно влияет на старение.

3. Шкала психологического благополучия К. Рифф в адаптации Л.В. Жуковской, Е.Г. Трошихиной [2]. Шкала включает шесть классических шкал психологического благополучия в соответствии с моделью К. Рифф (Ryff, 1995: автономность, компетентность, личностный рост, цели в жизни, позитивные отношения с окружающими, самопринятие [10]) и общий показатель психологического благополучия. В исследовании использовалась краткая версия шкалы (18 пунктов).

4. Также в исследовании использовались данные демографической анкеты.

Результаты исследования.

Корреляционный анализ связей желаемой продолжительности жизни с планами на будущее, оценкой влияния различных стратегий формирования старения и показателями психологического благополучия не выявил значимых связей с психологическим благополучием и планами на будущее. Было обнаружено несколько положительных корреляций со стратегиями формирования старения, относящимися к психологическому блоку стратегий.

Первый этап анализа показал (Табл. 1 – 4), что у тех, кто указывал, что планов на будущее нет, не было обнаружено связей с планами в каких-либо сферах, за исключением профессиональной сферы.

Таблица 1. Корреляционный анализ показателей глубины планирования будущего (N = 85).

 

 

Планов нет

Конкретные планы

Общие планы

 

 

5 лет

10 лет

20 лет

5 лет

10 лет

20 лет

Планов нет

r

1

 

 

 

 

 

 

p

 

 

 

 

 

 

 

Конкретные планы

r

-,225*

1

 

 

 

 

 

p

,038

 

 

 

 

 

 

Конкретные планы

r

-,036

,271*

1

 

 

 

 

p

,745

,012

 

 

 

 

 

Конкретные планы

r

-,114

,167

,555**

1

 

 

 

p

,300

,127

,000

 

 

 

 

Общие планы

r

-,141

,346**

,144

,218*

1

 

 

p

,198

,001

,188

,045

 

 

 

Общие планы

r

-,311**

,314**

,408**

,402**

,291**

1

 

p

,004

,003

,000

,000

,007

 

 

Общие планы

r

-,211

,079

,605**

,515**

,172

,456**

1

p

,052

,474

,000

,000

,116

,000

 

 

Такой результат свидетельствует о том, что у наших респондентов, отметивших, что планов на будущее нет, действительно не было планов, связанных с профессиональной деятельностью. Однако, отсутствие корреляций с другими сферами говорит о том, что у существенной части наших респондентов, достаточной, чтобы не была обнаружена отрицательная корреляция, планы в остальных сферах все-таки есть. Мы выявили противоречивые связи между оценкой стратегий формирования старения и отсутствием планов на будущее. Так, с одной стороны была обнаружена отрицательная связь между отсутствием планов и умением отпускать свои проблемы в конце дня, то есть те, кто отвечал, что планов на будущее у них нет, также считали, что умение отпускать проблемы уходящего дня не влияет на процессы старения. В то же время, эти респонденты были уверены, что управление автомобилем положительно влияет на процессы связанные со старением. Наконец, были получены отрицательные связи с такими параметрами психологического благополучия как «компетентность» и «цели в жизни». Такой результат может говорить о том, что отсутствие планов на будущее может быть связано с трудностями в организации текущей жизненной ситуации, а также с отсутствием целей в жизни и определенной направленности в целом.

Таблица 2. Корреляционный анализ показателей глубины планирования будущего и сфер, которых касаются планы на будущее (N = 85).

 

 

Планов нет

Конкретные планы

Общие планы

 

 

5 лет

10 лет

20 лет

5 лет

10 лет

20 лет

Планов нет

r

,302**

,131

,195

,174

,172

,148

,077

p

,005

,234

,074

,111

,116

,176

,482

Семья

r

-,119

,214*

,143

-,049

,055

,244*

,179

p

,278

,049

,190

,653

,618

,024

,102

Профессия

r

-,045

,249*

,254*

,027

,100

,147

,172

p

,682

,022

,019

,807

,364

,180

,116

Путешествия

r

-,061

,202

,264*

,007

,185

,237*

,202

p

,577

,063

,015

,949

,090

,029

,064

Здоровье

r

-,210

,303**

,151

-,125

,087

,137

,044

p

,053

,005

,169

,255

,428

,210

,686

Материальное благополучие

r

-,293**

,355**

,134

-,091

,116

,195

,144

p

,007

,001

,223

,409

,292

,073

,187

Спорт

r

-,003

,187

,294**

,100

,232*

,333**

,132

p

,980

,087

,006

,361

,033

,002

,227

Хобби

r

-,177

,353**

,293**

,122

,223*

,349**

,219*

p

,105

,001

,006

,267

,040

,001

,044

Друзья

r

-,110

,227*

,143

,005

,107

,225*

,185

p

,318

,037

,191

,962

,329

,038

,090

Анализ связей конкретных планов на ближайшие 5, 10 и 20 лет показал (Табл. 1 – 4), что у тех, у кого есть конкретные планы на ближайшие 5 лет, как правило есть конкретные планы на 10 лет и общие планы на 5 и 10 лет. Наличие конкретных планов на ближайшие 5 лет соотносится со сферами семьи, профессии, здоровья, материального благополучия, хобби и отношений с друзьями. Они также демонстрируют последовательно положительные связи наличия планов и оценки стратегий формирования старения. Преимущественно это стратегии психологического плана, такие как регуляция эмоций, понимание, как работают различные процессы, но также и стратегии здорового образа жизни, а именно, контроль режима сна. Статистически значимых связей с психологическим благополучием для конкретных планов на ближайшие 5 лет обнаружено не было.

Таблица 3. Корреляционный анализ показателей глубины планирования будущего и оценки роли стратегий формирования старения (N = 85).

 

 

Планов нет

Конкретные планы

Общие планы

 

 

5 лет

10 лет

20 лет

5 лет

10 лет

20 лет

Контроль за уровнями разных видов жиров в организме

r

,017

-,026

-,133

-,193

-,065

-,076

-,085

p

,877

,813

,229

,078

,556

,491

,442

Занятие спортом или фитнесом

r

-,041

-,070

-,141

-,188

-,014

-,109

-,137

p

,710

,528

,201

,086

,897

,325

,213

Получение дополнительного обучения

r

-,100

,171

,330**

-,005

,206

,218*

,291**

p

,363

,119

,002

,964

,060

,046

,007

Активное участие в социальных мероприятиях

r

,087

,128

,320**

,184

,137

,295**

,347**

p

,432

,247

,003

,094

,215

,006

,001

Умение не нервничать по пустякам

r

-,138

,108

,147

,091

,263*

,147

,179

p

,211

,327

,181

,409

,016

,183

,103

Умение отпускать проблемы текущего дня перед сном

r

-,218*

,049

,170

,097

,180

,222*

,241*

p

,046

,655

,123

,380

,101

,042

,027

Сознательное регулирование режима сна

r

-,148

,233*

,133

-,010

,063

,226*

,110

p

,178

,033

,226

,926

,570

,038

,321

Отказ от гаджетов перед сном

r

-,162

,211

,217*

,177

-,006

,240*

,144

p

,140

,054

,047

,106

,957

,028

,192

Правильное питание

r

-,106

,146

,099

-,025

,171

,067

,122

p

,337

,186

,372

,818

,119

,542

,269

Соблюдение водного баланса

r

-,011

,126

,167

,062

,051

,117

,076

p

,923

,253

,128

,575

,642

,289

,491

Стремление «загружать» свой мозг

r

-,165

,354**

,294**

,031

,216*

,310**

,203

p

,133

,001

,007

,781

,048

,004

,064

Регулярное чтение

r

-,148

,300**

,227*

-,137

,194

,096

,063

p

,180

,006

,038

,215

,077

,385

,566

Изучение иностранных языков

r

-,165

,163

,243*

-,068

,090

,198

,169

p

,134

,139

,026

,539

,414

,071

,125

Приобретение новых впечатлений

r

-,073

,154

,250*

,039

,142

,190

,196

p

,509

,162

,022

,727

,196

,083

,074

Управление автомобилем

r

,222*

,153

,314**

,118

,062

,098

,160

p

,042

,166

,004

,287

,578

,376

,147

Когда человек задумывается о работе своих памяти, внимания, мышления

r

-,145

,346**

,282**

,092

,214

,208

,160

p

,188

,001

,009

,403

,050

,058

,145

Когда человек задумывается о том, как у меня работают разные процессы

r

,002

,267*

,279*

,053

,172

,176

,119

p

,987

,014

,010

,633

,118

,109

,280

Стремление научиться управлять своими эмоциями

r

-,071

,172

,181

,082

,075

,300**

,188

p

,523

,118

,100

,460

,499

,006

,087

Попытки разобраться в себе

r

,074

,143

,179

,062

,146

,160

,180

p

,504

,195

,104

,575

,186

,145

,101

Стремление передавать свой опыт следующим поколениям

r

-,082

,244*

,152

,151

,246*

,374**

,211

p

,456

,025

,168

,170

,024

,000

,053

Стремление помогать другим

r

-,049

,163

,184

,130

,132

,317**

,097

p

,656

,137

,093

,237

,230

,003

,382

Качественный сон

r

-,194

,209

,150

-,021

,095

,147

,212

p

,077

,056

,173

,853

,389

,181

,053

Наличие конкретных планов на ближайшие 10 лет последовательно связано с наличием общих планов на ближайшие 10 и 20 лет. Таким образом мы видим, что большая перспектива конкретных планов соотносится с более глубокой перспективой общих планов. Наличие конкретных планов на ближайшие 10 лет соотносится со сферами профессии, путешествий, спорта и друзей. Наличие конкретных планов на ближайшее десять лет связано с большим, по сравнению с планами на 5 лет, числом стратегий формирования старения, важность которых понимают респонденты. Так, для конкретных планов на ближайшие 5 лет мы обнаружили 6 связей, для конкретных планов на 10 лет – 10 связей. Стратегии, которым придается значение в формировании старения – это получение дополнительного образования, участие в социальных проектах, отказ от гаджетов, стремление загружать свой мозг, чтение книг, изучение иностранных языков, приобретение новых впечатлений, управление автомобилем, анализ собственных процессов мышления и психических процессов в целом. Для конкретных планов на ближайшие 10 лет мы также обнаружили отрицательные связи с некоторыми параметрами психологического благополучия: автономностью, позитивными отношениями с окружающими, а также общим показателем психологического благополучия.

Анализ связей наличия конкретных планов на ближайшие 20 лет выявил отличную картину (Табл. 1 – 4). Так, были обнаружены связи с конкретных планов на ближайшие 20 лет и общих планов на ближайшие 5, 10 и 20 лет, но не было обнаружено связей ни со сферами планов, ни со стратегиями старения. При этом были обнаружены отрицательные связи со всеми показателями психологического благополучия, за исключением «целей в жизни». Такой результат может свидетельствовать о том, что конкретное планирование на 20 лет вперед представляло для наших респондентов определенную трудность, и, возможно, было в большей степени характерно для тех, кто на данном этапе своей жизни чувствовал определенную нереализованность, потребность в достижении большего, чем имеет сейчас.

Таблица 4. Корреляционный анализ показателей глубины планирования будущего и сфер и компонентов психологического благополучия (N = 85).

 

 

Планов нет

Конкретные планы

Общие планы

 

 

5 лет

10 лет

20 лет

5 лет

10 лет

20 лет

Автономность

r

-,019

-,187

-,269*

-,308**

-,076

-,144

-,157

p

,863

,086

,013

,004

,491

,190

,152

Компетентность

r

-,284**

-,042

-,181

-,278**

-,152

-,092

-,138

p

,008

,701

,098

,010

,164

,400

,209

Личностный рост

r

-,095

-,001

-,166

-,361**

-,081

-,063

-,089

p

,385

,991

,129

,001

,464

,566

,419

Позитивные отношения с окружающими

r

-,158

-,089

-,300**

-,366**

-,049

-,169

-,168

p

,148

,417

,005

,001

,657

,121

,124

Цели в жизни

r

-,223*

,052

,055

-,129

-,064

,139

,026

p

,040

,640

,616

,241

,561

,205

,813

Самопринятие

r

-,110

-,057

-,153

-,241*

,083

-,098

-,094

p

,316

,604

,163

,026

,448

,372

,391

Общий показатель психологического благополучия

r

-,204

-,074

-,236*

-,392**

-,078

-,101

-,144

p

,061

,502

,030

,000

,477

,358

,190

Наличие общих планов на ближайшие 5 лет было положительно связано как с конкретными планами на 5 и 20 лет, так и с общими планами на 10 лет (Табл. 1 – 4). Наличие таких планов было связано со сферами спорта и хобби, пониманием роли таких стратегий как умение не нервничать по пустякам, стремление загружать свой мозг и стремлением передавать свой опыт следующим поколениям. Связей с психологическим благополучием обнаружено не было.

Наличие общих планов на ближайшие 10 лет (Табл. 1 – 4) было связано как с наличием конкретных планов на 5, 10 и 20 лет, так и с наличием общих планов на 5 и 20 лет. Наличие таких планов было связано со сферами хобби и спорта. Общие планы на 10 лет были связаны с пониманием роли таких стратегий старения как получение дополнительного образования, участие в социальных проектах, умение отпускать проблемы уходящего дня, отказ от гаджетов, регулирование режима сна, стремление загружать свой мозг, управлять эмоциями, желание передавать свой опыт последующим поколениям и помогать другим. Связей с психологическим благополучием обнаружено не было.

Наличие общих планов на ближайшие 20 лет (Табл. 1 – 4) было связано с наличием конкретных планов на 10 и 20 лет, а также общих планов на 10 лет. Была обнаружена связь общих планов на 20 лет и планов в сфере хобби. Общие планы на 20 лет коррелировали с признанием роли таких стратегий старения как получение дополнительного образования, участие в социальных проектах, умение отпускать проблемы уходящего дня. Связей с показателями психологического благополучия получено не было.

Как видно из результатов корреляционного анализа, как для конкретных, так и для общих планов, наиболее тесно связанными с исследуемыми параметрами оказались планы на ближайшие 10 лет. Однако, можно отметить определенные различия в связях, так, наличие конкретных связей обнаружило отрицательные связи с психологическим благополучием, а наличие общих планов никаких связей с благополучием не выявило. Мы полагаем, что такой результат может свидетельствовать о том, что начилие конкретных планов может быть связано с определенной неудовлетворенностью актуальной ситуацией и достаточно осознанным пониманием того, что хотелось бы сделать в обозримом будущем. Общие планы, для наших респондентов, напрямую с благополучием связаны не были.

Второй этап анализа включал оценку структуры соотношения параметров глубины планирования будущего с помощью множественного регрессионного анализа. Основываясь на результатах корреляционного анализа, мы предположили, что между планами на будущее с разной глубиной планирования могут существовать более сложные связи, чем может выявить корреляционный анализ. Для этого мы применили множественный регрессионный анализ (рис.1).

Наш анализ показал, что общие планы на 5, 10 и 20 лет напрямую друг с другом не связаны. Согласно нашим данным, конкретные планы на ближайшие 5 лет определяют наличие общих планов на 5 и 10 лет. В свою очередь общие планы на 10 лет приводят к наличию конкретных планов на 10 лет, которые в свою очередь приводят к наличию планов, как общих, так и конкретных, на 20 лет. Также на общие планы на ближайшие 20 лет влияет наличие конкретных планов на 20 лет.

Рисунок 1. Модель путей параметров глубины планирования будущего (N = 85).

Примечание: χ2 – критерий хи-квадрат, df – количество степеней свободы, p – уровень значимости, RMSEA – среднеквадратичная ошибка приближения, CFI – сравнительный индекс согласия, GFI – критерий согласия, PCLOSE – индекс близости модели исходным данным

Анализ показал, что именно такая модель связей наиболее точно соответствует собранными нами данным, а изменение направления связей приводит к снижению этого соответствия, а также к потере значимости обнаруженных связей. Интересно отметить, что некоторые переменные связаны через ошибки измерений (например, конкретные планы на 5 и 10 лет). Такой результат позволяет предположить, что могут существовать дополнительные факторы, влияющие на наличие и формирование планов.

Обсуждение и выводы.

Полученные в работе результаты продемонстрировали, что связи между планированием будущего, а также сферами, к которым относятся эти планы, и пониманием роли стратегий формирования старения и параметрами психологического благополучия отличаются противоречивостью.

Наши результаты свидетельствуют о том, что наиболее тесно связана с представлениями о старении перспектива глубиной в 10 лет. На данном этапе сложно сказать, является ли этот результат специфическим для нашей возрастной выборки или в целом именно такая глубина перспективы является оптимальной, однако, можно предположить, что 10 лет – достаточно отдаленное будущее, чтобы наполнить его планами, и относительно осязаемыми «желаниями», но не слишком отдаленное, когда человек не до конца представляет, каким он станет через такой промежуток времени.

Интересные противоречия были обнаружены в связях глубины планов на будущее и сфер, которых эти планы касаются. Так, часть респондентов отмечала  в блоке «глубины», что планов на будущее у них нет, но в следующем за ним блоке «сфер» указывала, каких сфер касаются их планы, которых у них, как бы, нет. Этот результат позволяет предположить, что какие-то факторы, возможно, - стигматизация старения, выученная или стереотип-зависимая беспомощность – блокируют осознанное планирование старение. При этом на подсознательном уровне определенные «желания» все-таки существуют и при формулировании вопроса в формате конкретных сфер, эти «желания» проявляются.

Еще один интересный результат исследования связан со связями глубины планирования и психологического благополучия. Традиционно предполагается, что у благополучного человека (взрослого) должны быть цели в жизни, планы и это может выступать мотивом его деятельности и саморазвития [1], но наши результаты показали, что конкретные планы отрицательно коррелируют с психологическим благополучием, а общие – в принципе не коррелируют. Первый результат мы связали с тем, что исследуемый нами период 55 – 65 лет – это период перехода от взрослости к старению, он сопровождается разнообразными изменениями и конкретные планы могут отражать проблемные сферы и ситуации, в которых человек хочет «навести порядок». То есть человек может понимать, где его слабые места и в качестве целей намечать разрешение этих трудностей. В таком случае общее психологическое неблагополучие, которое человек может испытывать будет соотноситься с большим количеством планов. Общие же планы могут не нести на себе выраженной положительной или отрицательной нагрузки, скорее соответствовать нормальному ходу развития и решения возрастных задач.

Наше исследование обладает определенными недостатками. Так, на данном этапе выборка относительно небольшая, что позволило нам выполнить первичный анализ и наметить базовые тенденции, однако, на данном этапе не было возможности включить в анализ демографические факторы, а также рассмотреть более сложную структуру связей.

Полученные в работе данные позволяют сформулировать следующие выводы:

1. Наиболее противоречивыми являются связи конкретных планов: они имели отрицательные связи с показателями психологического благополучия и, вероятно, отражали неудовлетворенность актуальной ситуацией.

2. На данном этапе наши результаты позволяют предположить, что оптимальной глубиной планирования является планирование на ближайшие 10 лет: респонденты с такой глубиной планирования демонстрировали большую степень понимания стратегий формирования старений при относительно небольшом количестве отрицательных связей с психологическим благополучием.

3. Множественный регрессионный анализ показал, что структура связей планов разной глубины планирования имеет сложную структуру, в которой можно проследить общую тенденцию к влиянию наличия планов меньшей глубины планирования на наличие планов большей глубины планирования с переходами между уровнями конкретных и общих планов.


Список литературы

1. Головей Л.А., Стрижицкая О.Ю., Дерманова И.Б., Логинова Н.А., Манукян В.Р., Петраш М.Д. Психологическая зрелость личности. Санкт-Петербург: Скифия-принт, 2014. 240 стр.
2. Жуковская Л.В., Трошихина Е.Г. Шкала психологического благополучия К. Рифф // Психологический журнал. 2011. Т.32. №2. с. 82-93.
3. Стрижицкая О.Ю., Петраш М.Д. Конструирование продуктивной старости: биологические, психологические и средовые факторы // Консультативная психология и психотерапия. 2022. Том 30. № 1. С. 8–28. doi:10.17759/cpp.2022300102
4. Bjälkebring P., Henning G., Västfjäll D., Dickert S., Brehmer Y., Buratti S., Hansson I., Johansson B. Helping Out or Helping Yourself? Volunteering and Life Satisfaction Across the Retirement Transition // Psychology & Aging 2021. Vol. 36. № 1. pp. 119–130. doi.org/10.1037/pag0000576.
5. Harris K., English T., Harms P.D., Gross J.J., Jackson J.J. Why are Extraverts more satisfied? Personality, Social Experiences, And Subjective Well-Being In College // European Journal of Personality 2017. Vol. 31. № 2. pp. 170–186. http://dx.doi.org/10.1002/per.2101.
6. Kirkwood T.B.L. Why and how are we living longer? // Experimental Physiology 2017. Vol. 102. № 9. pp. 1067-1074. doi: 10.1113/EP086205.
7. Kuzuya M. Nutritional status related to poor health outcomes in older people: Which is better, obese or lean? // Geriatrics & Gerontology International 2021. Vol. 21. pp. 5–13. https://doi.org/10.1111/ggi.14088.
8. Potter S., Drewelies J., Wagner J., Duezel S., Brose A., Demuth I., Steinhagen-Thiessen E., Lindenberger U., Wagner G.G., Gerstorf D. Trajectories of multiple subjective well-being facets across old age: The role of health and personality // Psychology & Aging 2020. Vol. 35. № 6. pp. 894–909. https://doi.org/10.1037/pag0000459.
9. Rowe J.W., Kahn R.L. Successful Aging 2.0: Conceptual Expansions for the 21st Century // Journals of Gerontology Series B: Psychological Sciences & Social Sciences 2015. Vol. 70. № 4. P. 593-596. doi:10.1093/geronb/gbv025.
10. Ryff C.D. Psychological Well-Being in Adult Life // Current Directions In Psychological Science. 1995. Vol. 4(4). p. 99-104. doi:10.1111/1467-8721.ep10772395.
11. Shane J., Niwa E.Y., Heckhausen J. Prosociality Across Adulthood: A Developmental and Motivational Perspective // Psychology & Aging 2021. Vol. 36. № 1. pp. 22–35. https://doi.org/10.1037/pag0000514.
12. Stessman J., Jacobs J.M. Diabetes Mellitus, Physical Activity, and Longevity Between the Ages of 70 and 90 // Journal of the American Geriatrics Society 2014. Vol. 62. № 7. pp. 1329–1334. doi:10.1111/jgs.12930.

Расскажите о нас своим друзьям: