Коррекционная психология | Мир педагогики и психологии №05 (46) Май 2020

УДК 159.99

Дата публикации 31.05.2020

Теоретический анализ формирования психологических границ детей с задержкой психического развития

Бисингалиева Жанара Амангельдыевна
Ст. преподаватель кафедры специальной психологии, Оренбургский государственный педагогический университет, РФ, г. Оренбург, ZhanaraBis@yandex.ru

Аннотация: В данной статье рассматривается проблема формирования психологических границ у детей с задержкой психического развития. Автором проанализированы определения психологических границ личности и предложено собственное определение данного феномена. Выделены факторы, влияющие на формирование психологических границ детей с задержкой психического развития – личностные особенности данной категории детей (внушаемость, импульсивность, сниженная познавательная активность) и специфика семейного воспитания.
Ключевые слова: психологические границы, задержка психического развития, дети с задержкой психического развития, суверенность, функции психологических границ

Theoretical analysis of the formation of psychological boundaries of children with mental retardation

Bisingalieva Zhanara Amangeldyevna
senior lecturer of the Department of special psychology, Orenburg state pedagogical University, Russia, Orenburg

Abstract: This article discusses the problem of forming psychological boundaries in children with mental retardation. The author analyzes the definitions of psychological boundaries of personality and offers his own definition of this phenomenon. Special attention is paid to the factors that influence the formation and development of psychological boundaries of adolescents with mental retardation.
Keywords: psychological boundaries, mental retardation, children with mental retardation, sovereignty, functions of psychological boundaries

Правильная ссылка на статью
Бисингалиева Ж.А. Теоретический анализ формирования психологических границ детей с задержкой психического развития / Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2020. № 05 (46). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/teoreticheskij-analiz-formirovaniya-psikhologicheskikh-granits-detej-s-zaderzhkoj-psikhicheskogo-razvitiya.html (Дата обращения: 31.05.2020)

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, итогом освоения обучающимися с задержкой психического развития коррекционной работы являются личностные результаты [1]. Среди личностных результатов выделены и те, которые напрямую связаны с формированием и оптимальным функционированием психологических границ. Например – умение корректно привлечь к себе внимание, отстраниться от нежелательного контакта, выразить свои чувства, отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение и др.; в освоение возможностей и допустимых границ социальных контактов, выработка адекватной дистанции в зависимости от ситуации общения; умение проявлять инициативу, корректно устанавливать и ограничивать контакт; в умении не быть назойливым в своих просьбах и требованиях, быть благодарным за проявление внимания и оказание помощи; умение применять формы выражения своих чувств соответственно ситуации социального контакта.

Исходя из этого, можно сказать, что формирование психологических границ обучающихся с задержкой психического развития (далее – ЗПР) – один из личностных результатов, которого они должны достигнуть.

В настоящее время психологические границы рассматриваются как:

  • система имплицитных правил, регулирующих отношения человека с окружающими и позволяющих ему поддерживать баланс между своими потребностями и потребностями других людей (О.В.Силина) [2];
  • функциональный орган, который динамично развивается и трансформируется в результате непрерывного обмена между внешней и внутренней реальностью, соотносит информацию об их состоянии и на этой основе осуществляет действие (Е.С.Фоминых) [3];
  • степень доступности сознанию внешних и внутренних по отношению к нему воздействий (Е.В.Рягузова) [4];
  • подсистема личности, обеспечивающая ее целостность благодаря способности удерживать индивидуальную дистанцию в отношениях с собой, с другими и миром (И.А.Шаповал, Е.С. Фоминых) [5].

 Обобщая проведенный анализ, уточним определение психологических границ – это динамичная подсистема личности, осуществляющая взаимодействие между внешней и внутренней реальностью, обеспечивающая целостность и оптимальное функционирование личности.

Какие условия влияют на развитие психологических границ и их оптимальное функционирование?

Личностные границы возникают у человека не сразу. Первые границы (телесные) возникают уже в младенческом возрасте. Удовлетворение базовых потребностей в пище, комфорте, безопасности влияют на прочность границ.  Наличие собственной территории и право на обладание личными вещами способствуют развитию границ в раннем и дошкольном возрасте. С дошкольного возраста у ребенка развиваются первые личные дружеские отношения, предоставление права выбора друзей и приятелей будет способствовать развитию психологических границ, запрет играть с кем-либо или, напротив, необходимость общаться с тем, кого предпочитают взрослые – отрицательно влияет на развитие психологических границ [6].  Таким образом, уважение права ребенка на обладание личными вещами, территорией, ценностями, социальными связями, привычками, удовлетворение базовых потребностей в безопасности и комфорте будет способствовать формированию психологических границ.

Суверенность, как состояние границ психологического пространства личности – кумулятивное качество, единицей приращения которого является психологическая ситуация, разрешаемая посредством психологического преодоления. Фрустрация стремления к суверенности в некотором измерении приводит к замещению этого измерения другим, к понижению уровня суверенности (депривированности) или его чрезмерному усилению (сверхсуверенности). В случае гармоничного развития человек начинает обладать средовыми языками самовыражения, адекватными измерениям психологического пространства, и пользуется ими согласно контексту актуальной ситуации. Нормальная суверенность развивается в онтогенезе на протяжении всего жизненного пути в соответствии с возрастными задачами каждой стадии [7]. При наличии у индивида каких либо отклонений в развитии, формирование  психологических границ также будет нарушаться, преломляться через дизонтогенетическое развитие. Так, еще Л.С.Выготский писал: «Там, где перед нами развертывается атипичное, уклоняющееся от нормы развитие, те же самые закономерности, реализуясь в совершенно другом комплексе условий, приобретают качественно своеобразное, специфическое выражение, не являющееся мертвым слепком с типичного детского развития» [8].

В каком же комплексе условий развиваются и какое качественно своеобразное выражение приобретают границы младшего подростка с ЗПР?

Задержка психического развития,  как один из самых распространенных вариантов дизонтогенеза, определяется наличием минимальных мозговых повреждений, дисфункций, замедленным темпом созревания ЦНС, но ведущим в картине дефекта является недоразвитие эмоционально-волевой сферы и личности.

Основные клинические формы ЗПР по этиопатогенетическому принципу [9]: ЗПР конституционального,  соматогенного, психогенного и церебрально-органического происхождения. Каждый из этих типов ЗПР имеет свою клинико-психологическую структуру, свои особенности эмоциональной незрелости и нарушений познавательной деятельности, нередко осложнен рядом болезненных признаков — соматических, энцефалопатических, неврологических. Во многих случаях эти болезненные признаки нельзя расценивать толь­ко как осложняющие, так как они играют существенную патогенети­ческую роль в формировании самой ЗПР.

Рассмотрим динамику формирования психологических границ  в онтогенезе [10]. Раннее детство: внешняя и внутренняя реальности выступают как неделимая единица и не дифференцированы; задачи их взаимосвязи решает взрослый, находящийся на границе контакта. Границы проницаемы, что обуславливает открытость ребенка внешней реальности и невозможность защититься от ее воздействий. Границы Я выступают как образование, служащее целям самосохранения, но «чувство границ Я» проявляется преимущественно в стрессовых условиях.

Граница между Я и не-Я первоначально проходит по физическим границам собственного тела, осознание которого служит основой первичной идентификации субъекта. С.К.Нартова-Бочавер выделяет следующие функции телесности: установление контакта с собственными потребностями и частями тела; установление контакта с окружающей средой; обеспечение базового доверия к миру; развитие субъектности; возможность исследовательской и конструктивной деятельности; возможность освоения территории; возможность устанавливать длительную, надежную привязанность. 

Расширение и обогащение образа Я тесно связано с рефлексией на собственные эмоциональные переживания и желания, с различением своих игровых фантазий и реальности, оценки и самооценки и т.д. Начиная с возраста 1-1,5 года, дети идентифицируют себя со своим именем, откликаются на него и называют им себя, а к трем годам начинают правильно использовать местоимение «Я», равно как и другие личные местоимения.

 В дошкольном возрасте психологические границы постепенно сужаются за счет стремления преодолеть симбиотические отношения, обособиться и сепарироваться от близких. В 4-5 лет возникает нормативное, но еще не осознаваемое «чувство границ Я», они начинают обеспечивать комфорт и безопасность личности ребенка. В возрасте 6–7 лет появляется децентрация (признание факта существования границ Я у окружающих). Границы Я наполняются социальным смыслом, начинают осознаваться, служат целям коммуникации [11].

Раннее детство и дошкольный возраст – период формирования сфер суверенности с их функциями: суверенности территории, суверенности личных вещей, cуверенности социальных контактов; суверенности вкусов и ценностей (начало формирования – дошкольный возраст, однако регуляторами поведения вкусы и ценности становятся лишь у подростков).

Чаще всего ЗПР диагностируется в дошкольном возрасте. Наличие у ребенка ЗПР обуславливает специфику семейного воспитания, так для матерей детей с нарушениями в развитии характерно стремление к гиперконтролю и авторитарному стилю воспитания, приветствующему послушание и нивелирующему индивидуальные усилия и способности ребенка путем строгой дисциплины и неуважения детской самостоятельности. При наличии интеллектуального снижения у детей матери обычно стремятся инвалидизировать и инфантилизировать детей, что негативно сказывается на формировании инициативности детей с ЗПР.

На специфику семейного воспитания накладываются особенности самого ребенка: недостаточная познавательная активность, недостаточная развитость обобщенности, предметности и целостности восприятия, отставание в развитии  эмоционально-волевой сферы. Всё это препятствуют возникновению инициативы у дошкольников с ЗПР и как следствие успешному формированию сфер суверенности психологического пространства.

В младшем школьном возрасте границы принимают осознанный и социальный характер, начинают формироваться как личностное образование. Вектор развития границ Я направляется от внутренней реальности к внешней: они становятся средством регуляции собственного состояния как механизма адаптации к внешним воздействиям.

Активно развивается суверенность привычек, прежде всего режимных, обеспечивающих предсказуемость (снижение уровня неопределенности) среды, разграничение сфер территориального влияния и права пользоваться одними и теми же вещами по времени, защиту от фрустраций, связанных с незавершенностью действия, и обозначение социального статуса через первенство–подчинение.

Пассивность, скованность, безынициативность детей с ЗПР мешает им обогащать свою компетентность. Кроме того они подвержены школьной дезадаптации: испытывают трудности сосредоточения и соблюдения дисциплины, сложности в усвоении образовательной программы, конфликты с одноклассниками [12].

В подростковом возрасте происходит символическое обозначение границ: оформляется и активно выражается потребность в личном пространстве. Свойственные подросткам закрытость или ограничение доступа в свой внутренний мир, нежелание открыться другим (прежде всего взрослому) связаны с осознанием хрупкости собственных убеждений, принципов, а потому стремлением уменьшить возможные внешние угрозы.

Если родители слишком сильно вторгаются в личную жизнь подростка, не давая ему иметь «свои тайны», самому выбирать, как поступать в той или иной ситуации, то пространство будет  депривированным. Если же наоборот родители разрешают подростку абсолютно все, пространство будет являться сверхсуверенным. Если родители будут давать подростку свободу, возможность самому принимать решения, но при этом помогать ему в случае трудности, то у подростка будут формироваться целостные границы, он сможет сам поддерживать свою личностную автономию.

Эмоционально-личностные особенности подростка с ЗПР – внушаемость, импульсивность, неспособность к выработке устойчивого социально – одобряемого жизненного стереотипа к преодолению трудностей, склонность идти по пути наименьшего сопротивления, несформированность собственных запретов – препятствуют его достижению соответствия социальным требованиям. Неуверенность в своей компетентности в новом статусе подкрепляется психотравмирующей для подростка ситуацией,  его несостоятельностью в условиях массовой школы [там же]. Длительная психотравмирующая ситуа­ция, приводит к невротическим образованиям и вызывает у подростков различного генеза отрицательное отношение к школе, нередко толкая их на ложные пути самоутверждения и способствуя формирова­нию у них ряда асоциальных форм поведения.

Итак, теоретический анализ проблемы формирования психологических границ детей с ЗПР позволяет сделать следующие выводы:

- формирование психологических границ при задержке психического развития происходит по тем же закономерностям, что и при нормативном развитии;

- специфика семейного воспитания детей с ЗПР (гиперконтроль или гипоконтроль, авторитарный стиль воспитания, склонность к инфантилизации) негативно сказываются на формировании инициативности и также обуславливают особенности развития психологических границ;

- особенности детей с ЗПР – сниженная познавательная активность, внушаемость, импульсивность, безынициативность  влияют на становление психологических границ данной категории детей.


Список литературы

1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] // Приказ Министерства образования и науки России
от 19.12.2014. № 1598 (зарегистрировано в Минюсте России от 03.02.2015 № 35847).
Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_175495/95a62f6eab3895cd87afeb4f2bd4516ad70a0a5a/
2. Силина О.В. Структура границ Я у детей 2—10 лет // Социальная психология и общество. 2016. Том 7. № 4. С. 83–98.
3. Фоминых Е.С.Основные векторы эволюции психологических границ личности// Альманах современной науки и образования. 2016. N 4 (106). С.119-122.
4. Рягузова Е.В. Виды и функции границ в психологических исследованиях // Известия Саратовского университета. Том 11.Серия: философия, психология, педагогика. 2011. № 1. С. 89-94.
5. Шаповал И.А., Фоминых Е.С. Самоотношение как феноменологическое поле диагностики психологических границ личности и ее здоровья. Клиническая и специальная психология. 2018. Том7. N 1.С. 13–27.
6. Нартова-Бочавер С. К. Психологическое пространство личности: Монография. М.: Прометей, 2005. 312 с.
7. Нартова-Бочавер С.К. Психология суверенности: десять лет спустя. М.: Смысл, 2017. 200 с.
8. Выготский Л.С. Основы дефектологии. – СПб.: Лань, 2003. 654 с.
9. Психология дошкольника с задержкой психического развития: учебное пособие/ Л.В. Шипова. Саратов, 2018. 86 с.
10. Нартова-Бочавер С.К., Силина О.В. Динамика развития психологических границ на протяжении детства // Актуальные проблемы психологического знания. 2014. №3(32). С. 13-26.
11. Силина О.В. Границы Я и психологическое благополучие детей 2–10 лет [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2016. Том5. No 3. C.116–129. URL: https://psyjournals.ru/psyclin/2016/n3/Silina.shtml (дата обащения: 30.05.20)
12. Защиринская О.В. Психология детей с задержкой психического развития: Учебное пособие: Хрестоматия. Изд. 2-е, испр. и доп. СПб.: Речь, 2007. 168 с.

Расскажите о нас своим друзьям: