Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №05 (46) Май 2020

УДК 159.9.075

Дата публикации 31.05.2020

Изучение проблемы профессионального самоопределения обучающейся молодёжи

Калинина Татьяна Валентиновна
канд. пед. наук, доцент кафедры общей и практической психологии, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского, г. Арзамас, kalininatv@list.ru
Золотова Кристина Александровна
магистрант кафедры общей и практической психологии, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского, г. Арзамас, zolotovakristina@mail.ru

Аннотация: В статье рассмотрена проблема профессионального самоопределения обучающейся молодёжи, рассмотрены факторы, оказывающие влияние на выбор профессии, а так же особенности профессионального самоопределения молодых людей. Авторами статьи выявлено, что сложности, которые появляются в момент выбора профессии, воздействуют на будущее определение жизненного пути молодых людей. Представлены результаты изучения самоопределения обучающейся молодёжи, обозначена проблема разработки программы психологической помощи обучающейся молодёжи в профессиональном самоопределении.
Ключевые слова: профессия, профессиональное самоопределение, обучающаяся молодёжь.

Study of the problem of professional self-determination of students

Kalinina Tatyana Valentinovna
candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of the Department of General and practical psychology, Lobachevsky national research Nizhny Novgorod state University, Russia, Arzamas
Zolotova Kristina Alexandrovna
master's student of the Department of General and practical psychology, Lobachevsky national research Nizhny Novgorod state University, Russia, Arzamas

Abstract: The article considers the problem of professional orientation of the studying youth, examines the factors influencing the choice of profession and vocational self-determination of young people. The authors of the article revealed that the difficulties that appear at the time of choosing a profession affect the future determination of the life path of young people. The article presents the results of studying the self-determination of young people in training, identifies the problem of developing a program of psychological assistance to young people in professional self-determination.
Keywords: profession, professional self-determination, learning youth

Правильная ссылка на статью
Калинина Т.В., Золотова К.А. Изучение проблемы профессионального самоопределения обучающейся молодёжи / Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2020. № 05 (46). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/izuchenie-problemy-professionalnogo-samoopredeleniya-obuchayushhejsya-molodyozhi.html (Дата обращения: 31.05.2020)

В современном мире с каждым годом растёт количество специалистов в экономической, финансовой и бухгалтерской сферах, так как это престижно. Существуют более востребованные профессии,  например, такие как, водитель, плотник, каменщик, слесарь, швея, воспитатель, учитель. Но вышеперечисленные виды профессиональной деятельности неинтересны для молодёжи. Из этого, можно сделать вывод, что молодёжь в большинстве своём интересует престиж.

В наши дни, условия выхода трудоспособного населения на рынок труда становятся с каждым днём жёстче, особенно это касается молодёжи. Проблема профессионального самоопределения обучающейся молодёжи определяется потребностью в поиске новых подходов  и путей к ее решению. Работодатели не хотят принимать на работу молодых людей без опыта профессиональной деятельности, в связи с чем, профессиональный потенциал молодёжи используется не в полной мере. Однако, изучение проблемы, позволило нам определить, что существует ряд позитивных факторов, характеризующих современную молодёжь, так по сравнению со старшим поколением она более гибка и  мобильна, быстрее адаптируется к переменам и, следовательно, является самой конкурентоспособной категорией населения.

Различные аспекты проблемы профессионального самоопределения обучающейся молодёжи отражены в трудах Н. С. Пряжникова, Л. С. Румянцевой, Е. А. Климова, Э. Долана, Е. М. Павлютенкова, С. Н.Чистякова, Н. Н. Захарова, А. В. Карпова, Д. Л. Константиновского, Мудрик, А.В.   и др.  посвященных проблемам принятия решений в профессиональной деятельности, профессионального самоопределения молодёжи, формированию квалификационных характеристик будущего работника, его трудового потенциала.

По мнению, Д. Л. Константиновского молодёжь, в отличие от других групп населения, это социальная группа, для которой характерен длительный период предстоящей трудоспособности, высокие показатели здоровья и выносливости, а так же высокий уровень образования и мобильности [2].

Основная социальная потребность молодёжи – это профессиональное самоопределение. На данный момент профессиональное самоопределение охватывает проблемы взаимосвязи профессионального самоопределения с личностным. Выбранная профессия – это, становление человека как личности, выбранный жизненный путь [7].

Н. С. Пряжников определяет профессиональное самоопределение, как поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой или уже выполняемой трудовой деятельности, а так же – нахождение смысла в процессе самоопределения [3].

Е. А. Климов, пишет о двух уровнях самоопределения:

1) гностический, когда происходит перестройка сознания и самосознания;

2) практический, когда изменяется реальный статус человека [4].

Таким образом, под профессиональным самоопределением мы понимаем,  способность личности адекватно оценивать собственные ресурсы:  самоанализ, самопознание и самооценивание собственных профессиональных способностей и ценностных ориентаций, осознание степени соответствия личностных ресурсов требованиям выбираемой профессии,  построение собственной профессиональной траектории развития и выбор  адекватных способов для ее реализации в условиях учебной деятельности.

Ведущим видом деятельности молодёжи является учебно-профессиональная. Актуальным для юношества становится поиск своего места в жизни. Исследования Е.А. Чумакова и Ю.С. Бубнова указывают на то, что в России молодые люди предпочитают самостоятельно искать работу и не прибегать к помощи знакомых, СМИ и кадровых агентств. Очень редко молодёжь обращается в центры занятости за помощью [5].

В ходе изучения проблемы профессионального самоопределения обучающейся молодёжи, нами было проведено исследование, опытно-экспериментальной базой исследования послужил: психолого-педагогический факультет ННГУ им. Н. И. Лобачевского (Арзамасский филиал).

 В состав испытуемых вошли студенты, обучающиеся по направлению подготовки «Социальная работа», профиль «Социальная работа в системе социальных служб» 1 и 2го курса,  в количестве 36 человек, учащиеся курса, в возрасте 17- 20 лет.

В качестве основных психодиагностических методик нами были использованы: опросник профессиональных склонностей (методика Л. Йовайши в модификации Г. В Резапкиной); методика неоконченных предложений; цветовой тест отношений А.М. Эткинда.

Анализ результатов первичной диагностики показал, что в целом поступившие на первый курс студенты, выбравшие профессию социального работника, представляют собой весьма неоднородную группу. В ней почти половина будущих специалистов характеризуется вполне оптимальным начальным стартовым уровнем мотивации освоения выбранной профессии. Это подтверждается 50% студентов-первокурсников, имеющих достаточный уровень профессионального самоопределения, и  8% студентов с  высоким уровнем профессионального самоопределения.

В то же время, как около трети состава первокурсников, начинающих осваивать профессиональную деятельность социального работника,  демонстрируют скорее достаточный уровень профессионального самоопределения. Выявленный процент студентов  с такими характеристиками профессионального выбора и мотивации освоения профессии позволяет прогнозировать достаточно серьезные осложнения в адаптации к учебно-профессиональной деятельности, преодоление которых возможно в условиях специально организованной педагогической деятельности.

Выявленный процент студентов с низким уровнем профессионального самоопределения (10%) свидетельствует о наличии в составе первокурсников так называемой «группы риска» в освоении профессиональной деятельности специалиста по социальной работе. Прогнозируемые риск и сложности обусловлены отсутствием минимально необходимых содержательных представлений  о профессии, неадекватной самооценкой личностных качеств и способностей, недостаточной готовностью к взаимодействию как с сотрудниками различных социально-реабилитационных центров города и района, так и с их клиентами, а так же другими социальными партнерами и искажает  участие студентов-практикантов в доступной профессиональной деятельности.

В результате содержательного анализа данных, полученных в процессе бесед с кураторами студенческих академических групп, преподавателями, сотрудниками психолого-педагогической службы факультета выявлены свойственные для значительной части первокурсников (около 50 %):  слабая дифференцированность представлений о содержании профессиональной деятельности социального работника, его профессиональных компетенциях и служебных обязанностях. Это свойственно для обучающихся имеющих низкий и скорее достаточный уровень профессионального самоопределения. В ходе выполнения методики «Неоконченные предложения» можно было встретить следующие категории высказываний: «Социальный работник – это человек, который помогает всем нуждающимся, не зависимо от возраста того, кто к нему обратился!», «Он умеет сочувствовать, сопереживать и дарить людям добро, его все любят. Он может оказать поддержку любому человеку, с которым общается».

Некоторым студентам свойственна  компенсаторная мотивация использования элементарных навыков профессионального взаимодействия, когда, не осознавая или намеренно, они пытаются узнать слабые места однокурсников, провоцируя конфликты во взаимодействии в группе.

Для некоторых студентов характерна неадекватность самооценки профессиональных качеств и перспектив, в основном, в связи с присущей им демонстративностью. Их размышления о профессионально важных качествах социального работника не поднимаются выше бытового, примитивного уровня. Не задумываясь, некоторые первокурсники приписывают себе успешность в общении с незнакомыми людьми, не смотря на низкий уровень сформированности коммуникативных навыков: «А я могу оценить материальное положение, кого угодно, если только захочу!», «Я могу хранить секреты, то есть соблюдать правила конфиденциальности!». Студенты этой группы иллюзорно представляют свои профессиональные перспективы, либо просто не задумывались о них:  «Когда я выучусь, то буду устраиваться только в социальное учреждение, где социальный работник получает высокую зарплату…», «О работе думать рано, все еще изменится!».

Среди будущих социальных работников обращают на себя внимание студенты, которые не стремятся к профессиональному взаимодействию с различными категориями партнеров. При этом они отрицают или маскируют свое безразличие или страх по отношению к ним. Часть студентов апеллирует к необходимости самопознания: «Прежде чем работать с кем-то, мне еще со своими проблемами надо разобраться, а потом уже с чужими…»). Другие подчеркивают свою недостаточную профессиональную компетентность - «Я пока мало знаю, чтобы что-то начинать делать…».  Не случайно, что эта категория студентов не имеют определенных представлений о месте трудоустройства, либо просто не задумываются о нем, перекладывают решение на родителей: «Я смогу устроиться на работу куда угодно! Социальные работники сейчас везде нужны!», «Устроюсь куда-нибудь, пока не думаю об этом. За меня родители решат!».

На основании обобщенного анализа протоколов каждого студента по модифицированной методике «Незаконченные предложения» в исследовании дана характеристика информационно-содержательного компонента профессионального самоопределения будущих социального работников.

Анализ результатов первичной диагностики показывает, что большая доля студентов продемонстрировала низкий (11%) и скорее достаточный (35%) уровень сформированности  представлений о профессиональной деятельности социального работника, его партнерах, профессионально важных качествах и способностях.  Это свидетельствует о том, что студенты представляют себе лишь внешнюю сторону профессии и не знают  ее внутреннее содержание. Наиболее ярко это выражено  такими высказываниями, как «Социальный работник может работать… везде»; «Самые важные характеристики социального работника как специалиста умение выражать эмпатию»; «Когда я думаю о незащищенных категориях граждан,.. я смутно понимаю о ком думаю»; «Чтобы стать хорошим социальным работником, мне нужно научиться сопереживать и знать определённые законы»; «Когда я буду работать социальным работником, тогда все и узнаю»; «Чаще всего социальный работник работает с пожилыми людьми».

Содержательная психологическая характеристика таких представлений свидетельствует о том, что студенты лишь в целом могут предположить с чем занимается  социальный работник, но ничего не знают о том, что и как он должен делать, какими профессионально важными качествами и способностями и компетенциями должен обладать. Возможно, в силу своей не успешности в период школьного обучения такие студенты не проявляют стремления к овладению профессией, слабо представляют или вообще не представляют себе партнеров по взаимодействию, не уделяют особого внимания или вообще не интересуются  учебной деятельностью. Их привлекает, прежде всего, тот образ специалиста, социального работника, который существует в обыденном сознании людей. Для таких студентов  характерно самолюбование собой как будущим специалистом вообще. Зачастую они не соблюдают учебную дисциплину, само качество выполняемых ими заданий остается низким. У них не сформировано умение рефлексировать. Не сформированные в период обучения в школе навыки эффективной организации самостоятельной работы не позволяют им успешно адаптироваться к обучению в вузе и освоению профессии. Нуждаясь в помощи в процессе освоения профессии, они не умеют контактировать с теми, кто мог бы ее оказать, не знают, да и не проявляют интереса, для того, чтобы узнать, к кому можно обратиться, чтобы более подробно узнать о том, что они будут делать став выпускниками.

2. Анализ результатов цветового теста отношений Эткинда (модифицированный вариант) оказалось, что большая доля студентов продемонстрировала низкий  (11%) и скорее достаточный (31%) уровень сформированности эмоционально-ценностного компонента профессионального самоопределения и о недостаточно выраженном  положительном отношении студентов к себе как к субъектам профессиональной деятельности.

Полученные результаты свидетельствуют о слабой мотивации освоения профессии, что подтверждается  отрицательным отношением  данной категории студентов к таким категориям партнеров по взаимодействию, как: «неблагополучные семьи», «подростки с девиантным поведением», «дети с трудностями в развитии».

Содержательная психологическая характеристика выявленного отношения заключается в том, что, как правило, не сформированность эмоционально-ценностного компонента профессионального самоопределения характерна для тех первокурсников, которые выбрали профессию преимущественно под давлением своих родителей. В результате подобное принуждение наложило свой отпечаток на их отношение к будущей профессиональной деятельности.

В этой же группе оказались те студенты, интерес которых к профессии связан с ее имиджем в обществе, при этом сам смысл профессии в сознании студента слабо дифференцирован.

 Отсутствие опыта практической деятельности и нежелание его приобретать способствуют тому, что студенты испытывают страх перед необходимостью реального взаимодействия с различными категориями партнеров, поскольку не умеют общаться и взаимодействовать с ними.  Для них характерно отрицательное отношение к   практике, отвержение вызывает и волонтерская деятельность, которую они считают совершенно бесполезной и, актуализируя свои механизмы психологических защит, активно избегают ее.

1. Методика Л. Йовайши в модификации Г. В Резапкиной на определение профессиональных склонностей представлены в таблице 1.

Таблица 1. Методика Л. Йовайши в модификации Г. В Резапкиной на определение профессиональных склонностей

Тип профессиональной склонности

Результат

%

Количество человек

Склонность к работе с людьми

6,12

34

18

Склонность к интеллектуальной деятельности

3,78

21

18

Склонность к практической деятельности

3,24

18

18

Склонность к эстетическим видам деятельности

4,86

27

18

Склонность к экстремальным видам деятельности

3,96

22

18

Склонность к планово - экономическим видам деятельности

5,04

28

18

Из данных представленных в таблице 1 можно сделать вывод, что у респондентов чаще остальных типов склонностей встречается склонность к работе с людьми (выявлена у 34 % опрошенных).

Склонность к планово-экономическим видам деятельности отмечена у 28 % обучающихся.

У 27 % респондентов выявлена эстетическая профессиональная направленность, то есть расположенность к профессиям творческого характера.

Чуть меньшее количество обучающихся (21 %), склонны к исследовательскому (интеллектуальному) труду.

Профессии, связанные с научной и исследовательской деятельностью. У 18 % обучающихся выявлена склонность к практической деятельности.

На основании данных первичной диагностики нами была разработана программа психологической помощи обучающейся молодёжи в формировании профессионального самоопределения . Программа состоит из 10 занятий для студентов, обучающихся по направлению подготовки социальная работа. Цель программы: формирование профессионального самоопределения в отношении выбранной профессии. Задачи: формирование актуальной у обучающихся «траектории профессионального развития»; обеспечение старшеклассников средствами самопознания, развития навыков и умений по целеполаганию и планированию; формирование мотивов саморазвития, личностного и профессионального роста,  как  на начальном этапе профессионализации и в последующей самостоятельной профессиональной деятельности.

Таким образом, под профессиональным самоопределением мы понимаем,  способность личности адекватно оценивать собственные ресурсы:  самоанализ, самопознание и самооценивание собственных профессиональных способностей и ценностных ориентаций, осознание степени соответствия личностных ресурсов требованиям выбираемой профессии,  построение собственной профессиональной траектории развития и выбор  адекватных способов для ее реализации в условиях учебной деятельности. Условия высшей школы позволяют  учащейся молодежи получить необходимые знания о профессии, которой идет их подготовка, соотнести эти знания с личностными ценностями, мотивами и интересами, осуществить профессиональное определение себя как специалиста в сфере социальной работы, определить и простроить траекторию личностного и профессионального развития и освоив необходимые профессиональные компетенции стать высоко профессиональным, конкурентоспособным и успешным социальным работником.


Список литературы

1. Матвиенко М.А., Егушев К.Е., Пименов Н.О., Файрузов Р.Р. Ценности современной молодежи // Молодой ученый. - 2015. - №10. – 1525 с. - URL https://moluch.ru/archive/90/18759/ (дата обращения: 11.07.2018).
2. Константиновский Д.Л. Динамика неравенства: российская молодежь в меняющемся обществе. – М., 2015. – 374с.
3. Пряжников, Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. / Н.С. Пряжников. - М.: Наука, 2012. - 390 с.
4. Комментарий к Трудовому кодексу РФ / Под.ред. К.Н. Гусова. – М.: Проспект, 2015.
5. Занятость, безработица и неполная занятость. – М., 2014. – 274с.
6. Иванченко Г.В. На пороге профессиональной карьеры: социальные проблемы и личностные стратегии выбора: / Г.В. Иванченко // Мир России. - 2005. - т.14, №2. – 125 с.
7. Психологическая помощь старшеклассникам в определении профессиональной траектории развития/Романова И.И., Калинина Т.В.// Наука молодых Сборник научных статей по материалам X Всероссийской научно-практической конференции. 2017. - 774 с.

Расскажите о нас своим друзьям: