Теория и методика профессионального образования | Мир педагогики и психологии №05 (46) Май 2020

УДК 378:159.9.018

Дата публикации 31.05.2020

Роль преподавательского и инструкторского состава в формировании и развитии профессионально важных качеств у курсантов авиационных вузов

Бочаров Игорь Владимирович
преподаватель кафедры конструкции и эксплуатации авиац. техники, Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», РФ, г. Воронеж, d.a.123.64@mail.ru
Имыгинов Роман Булатович
курсант, Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», Россия, Воронеж, rimvvs18071995@icloud.com
Хазиев Тимур Тагирович
курсант, Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», Россия, Воронеж, rimvvs18071995@icloud.com

Аннотация: Актуальность темы данной статьи обусловлена тем, что профессия военного летчика является одной из самых сложных и требует от человека, желающего ее освоить, большого набора определенных профессионально важных качеств (ПВК). В статье рассматриваются основные направления деятельности профессорско-преподавательского и инструкторского состава по формированию и развитию профессионально важных качеств у курсантов в образовательном пространстве авиационного вуза. Целью работы является конкретизация значения педагогов и летчиков-инструкторов в процессе обучения будущих летчиков и привития им необходимых профессионально важных качеств для дальнейшей профессиональной деятельности. Методами проводимого исследования являются теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы; системный анализ и синтез.
Ключевые слова: курсант, летчик-инструктор, профессионально важные качества, военно-профессиональная направленность, профессиональная ответственность, летное обучение, авиационный вуз, образовательный процесс, преподаватель, формирование, развитие

The role of teaching and instructional staff in the formation and development of professionally important qualities of cadets of aviation universities

Bocharov Igor Vladimirovich
teacher of the Department of design and operation of aircraft equipment, Military training and research center of the Air force "Аir force Academy named after Professor N.E. Zhukovsky and Yu. А. Gagarin", Russian Federation, Voronezh
Imiginow Roman Bulatovich
cadet, Military training and research center of the Air force "Аir force Academy named after Professor N.E. Zhukovsky and Yu. А. Gagarin", Russian Federation, Voronezh
Хазиев Тимур Тагирович
cadet, Military training and research center of the Air force "Аir force Academy named after Professor N.E. Zhukovsky and Yu. А. Gagarin", Russian Federation, Voronezh

Abstract: The relevance of the topic of this article is due to the fact that the profession of a military pilot is one of the most complex and requires a large set of certain professionally important qualities (PIQ) from a person who wants to master it. The article discusses the main activities of the teaching staff and instructors on the formation and development of professionally important qualities of cadets in the educational space of an aviation University. The purpose of this work is to specify the importance of teachers and flight instructors in the process of training future pilots and instilling in them the necessary professionally important qualities for further professional activity. The methods of the research are theoretical analysis of psychological, pedagogical and methodological literature; system analysis and synthesis.
Keywords: cadet, pilot-instructor, professionally important qualities, military-professional orientation, professional responsibility, flight training, aviation University

Правильная ссылка на статью
Бочаров И.В., Имыгинов Р.Б., Хазиев Т.Т. Роль преподавательского и инструкторского состава в формировании и развитии профессионально важных качеств у курсантов авиационных вузов / Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2020. № 05 (46). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/rol-prepodavatelskogo-i-instruktorskogo-sostava-v-formirovanii-i-razvitii-professionalno-vazhnykh-kachestv-u-kursantov-aviatsionnykh-vuzov.html (Дата обращения: 31.05.2020)

В условиях динамичного развития современных Вооруженных сил Российской Федерации, особенностью которого является повышение сложности и напряженности профессиональной деятельности военных летчиков, возникает необходимость подготовки специалистов, отличающихся высоким уровнем профессионализма, способных адаптироваться к актуальным условиям и требованиям.

Теоретические исследования, экспертные оценки и практика свидетельствуют о том, что для успешного решения поставленных учебно-боевых задач военный специалист должен обладать такими качествами, как решительность, смекалка и находчивость, уметь четко и быстро оценивать сложившуюся ситуацию, моментально адаптироваться к скоротечно меняющимся условиям обстановки, а также принимать грамотные решения, т.е. обладать определенными профессионально важными качествами, обеспечивающими результативность в сложноорганизованной деятельности военных летчиков.

Анализ психолого-педагогической литературы, посвященной исследуемой проблематике, выявил, что профессионально важным качествам курсантов посвящен ряд исследований таких авторов, как В.Н. Ромашин [1] (социально-психологические качества: профессиональная направленность, чувство собственного достоинства и уважение достоинства других, ответственность и дисциплинированность и др.; нравственные качества: патриотизм, чувство долга, офицерская честь и др.; психофизиологические качества: эмоциональная устойчивость, физическая подготовленность и др.), А.С. Павлов [2] (нравственность, смелость, организованность, терпение, выносливость, самоконтроль, решительность, самостоятельность, инициативность, коммуникативные способности, интеллект, креативность, рефлексивность и др.), И.Е. Мищенко [3] (личностные качества, включающие в себя индивидуальные: эстетичность, креативность, инициативность, коммуникативность, патриотизм и волевые качества: твердые моральные устои, волевая саморегуляция и др.; профессиональные качества, включающие собственно профессиональные: наблюдательность, дисциплинированность, коллективизм и перфекционистские качества: отвага, честь, достоинство, мужество) и др.

Вопросы формирования ПВК специалистов летного профиля, рассматриваются в исследованиях И.В. Агапова, В.А. Бодрова, Д.В. Гандера, П.А. Коваленко, В.В. Козлова, Р.Н. Макарова, А.В. Малишевского, К.К. Платонова, В.А. Пономаренко, Ю.К. Стрелкова, И.М. Хаертдинова и др.

Человек, как биологический и социальный объект, характеризуется множеством врожденных и приобретенных особенностей и свойств. Однако для определения профессиональной пригодности к какой-либо деятельности лишь часть из них играет ключевую роль [4]. Такие особенности и свойства человека обозначают понятием «Профессионально важные качества». ПВК обычно классифицируют на пять типов: личностные, интеллектуальные, психофизиологические, физиологические и физические [5, с. 6-7]. С их помощью человек может добиться успехов в выбранной им профессиональной деятельности.

К основным личностным профессионально важным качествам, составляющим ядро профессиональной пригодности, относят: нравственные качества (честность, чувство долга, ответственность, порядочность); умение психически адаптироваться к любым внешним условиям и влиянию негативных факторов; качества характера (смелость, решительность, настойчивость), высокие морально-волевые качества.

Интеллектуальные ПВК характеризуют способность к переработке и усвоению огромного количества информации, «летное чувство», т.е. специфическую развитость ощущения и восприятия, четкость пространственных представлений и требуют от летчика наличия высокого уровня развития всех познавательных психических процессов: восприятия, представления, мышления, памяти и внимания.

Психофизиологические профессионально важные качества обеспечивают связь психики с физиологией и характеризуются умением управлять своим функциональным состоянием.

Надежность функционирования органов и систем пилота в условиях воздействия специфических факторов полета, например, таких как перегрузка, определяют физиологические ПВК.

Физическая подготовленность к неблагоприятным условиям развитые физические данные, такие как выносливость, быстрота, сила характеризуют физические профессионально важные качества летчика.

Некоторые из этих качеств, такие как целеустремленность, воля, честность, закладываются в характер человека с юного возраста, их можно лишь развить и натренировать, другие же формируются и закаляются у курсантов на протяжении всего летного обучения (например, физические и физиологические качества). Поэтому правильно отлаженный педагогический процесс в авиационном вузе играет первостепенную роль в успешном формировании ПВК будущих летчиков.

В процессе подготовки будущих летчиков основная роль отводится их профессиональному обучению, которое должно быть организовано с учетом психологических особенностей летной деятельности [1]. В образовательной среде летного вуза приоритетными должны быть вопросы формирования и развития оперативного мышления, способности к самоанализу, физиологической и психической саморегуляции, творческой активности, высокого уровня профессионализма.

Для обеспечения успешного освоения летного дела курсантом образовательное пространство военных авиационных вузов представляет целостную педагогическую систему, сформированную на основе правил, ценностей, профессиональной культуры, и способствующую развитию профессионально важных качеств личности военного специалиста, готовности к военно-профессиональной деятельности и ответственному отношению к ней [6]. Планирование и организация образовательного процесса обусловлены системой методов, средств и форм взаимодействия в соответствующих педагогических условиях.

Основу обучения курсантов составляет теоретическое обучение в стенах авиационного вуза, которое можно условно разделить на два вида работы: учебная и внеурочная. Оба вида работ предполагают направленность на развитие всех видов ПВК, необходимых для летчиков.

Особое место в процессе теоретического обучения курсантов занимает личность преподавателя, его педагогическое мастерство, представляющее собой синтез профессионально-педагогических знаний, умений, навыков и эмоционально-волевых средств выразительности, которые во взаимосвязи с качествами личности педагога позволяют ему успешно решать учебно-воспитательные задачи.  При этом педагог должен владеть достаточными знаниями в области психологии и педагогики, чтобы понимать особенности личности курсанта, быть примером военной выправки для обучающихся, а также заниматься их развитием и воспитанием [7, с. 61].

Труд преподавателя требует, опираясь на знание науки и практического опыта, найти и сконструировать соответствующий учебный материал; логически структурно и выразительно его изложить, используя при необходимости различные пособия и технические средства; организовать овладение материалом; установить правильные взаимоотношения с курсантами; вызвать у них желание самостоятельно приобретать знания и умения; оказывать на обучающихся нравственное воздействие; направлять их повседневную учебу и служебную деятельность. Успех в этом направлении невозможен без постоянной сосредоточенности, непрерывных поисков новой информации, эффективных средств обучения и воспитания.

Педагогическое мастерство преподавателя по обучению курсантов представляет собой синтез развитого психолого-педагогического мышления, профессиональных знаний, навыков и эмоционально-волевых средств выразительности, которые во взаимосвязи с высокоразвитыми качествами личности позволяют ему творчески и эффективно решать учебно-воспитательные задачи.

Основными структурными компонентами педагогического мастерства являются военно-научные знания, организационно методическое искусство, совокупность необходимых личных качеств: ума, чувств воли, характера, способностей [6, с. 120].

Для продуктивного решения задач по обучению и воспитанию курсантов преподаватель должен обладать: прочными теоретическими и прикладными знаниями как по самому предмету обучения, так и по многим отраслям науки и техники; высокой общей военной подготовкой; развитой эрудицией в ряде областей науки, литературы, искусства; умениями дать правильную оценку жизненным фактам и высказать взвешенную точку зрения; умениями выявить и учесть психологические особенности обучающихся; хорошими владениями методикой проведения занятия, умениями четко выражать свои мысли, грамотно строить фразы и предложения; прочными педагогическими навыками (наблюдения, проявления педагогического такта, использования педагогической техники) и методическими навыками (изучения литературы, составления конспекта, умения распределять внимание и время в ходе занятия); достаточно высокими конструктивно-педагогическими и организаторскими умениями; высокими личностными качествами [6].

В условиях ускорения социально-экономического развития страны, качественных преобразований в военном деле, перестройки всех сфер жизни и деятельности нашего государства, повышения значимости человеческого фактора требования к преподавателям военных вузов резко возросли. Сегодня требуется преподаватель нового типа: высококультурный, теоретически подготовленный специалист, способный учить курсантов и слушателей по-новому мыслить и действовать. Он должен быть умелым воспитателем и тонким психологом, требовательным начальником и мудрым наставником, способным привлекать к себе обучающихся силой своих убеждений, творческими поисками, примером всей своей жизни [6, с. 119].

Большинство современных преподавателей военных вузов обладают чувством нового, правильно оценивают создавшуюся на занятиях и учениях необычную ситуацию, эффективно формируют у курсантов и слушателей качества, необходимые им для активной борьбы за постоянную боевую готовность, крепкую воинскую дисциплину, выполнение требований военной присяги и воинских уставов.

Только тот преподаватель может добиться успеха в обучении курсантов, который пользуется у них авторитетом и уважением и как специалист-профессионал и просто как человек. Этого можно добиться только одним способом – уважать своих учеников, видеть в них будущих специалистов своего дела.

Также важную роль в обучении и воспитании курсантов авиационных вузов играет летчик-инструктор. Он не только учит летать, но и раскрывает в процессе учебы способности и задатки курсантов, развивает в них профессионально важные качества [8, с. 187]

С первой встречи курсанты делают для себя вывод и обсуждают его внешний вид, проявленные знания, манеру общения с ними, личностные качества, отношение к нему членов экипажа, командиров и других летчиков. Это в итоге сказывается на авторитете инструктора, отношении курсантов к нему и, в целом, к летному обучению. Летчик-инструктор должен иметь высокоразвитые нравственные, морально-волевые, организаторские, летные, военно-профессиональные, педагогические, психологические и физические качества.

Нравственные качества летчика-инструктора включают высокую общественную и служебную активность, принципиальность, честность, открытость, нетерпимость к недостаткам, самокритичность, уважительное и заботливое отношение к курсантам, готовность оказать помощь, высокую дисциплину в летной работе и др.

Морально-волевые качества включают верность воинскому долгу, самообладание, выдержку, устойчивость и решительность в сложных ситуациях, самоотверженность и дисциплинированность.

Организаторские качества включают плановость и системность в проведении занятий, подготовке к полетам; умение четко ставить подчиненным задачи, своевременно и всесторонне осуществлять контроль, а также умение доходчиво представить курсантам изучаемый материал, используя рекомендуемую литературу и наглядные средства обучения.

Летные качества обеспечивают личный пример инструктора в летном деле. Они включают направленность летчика на летную работу как инструктора, высокий уровень его теоретической и методической подготовки, полноту и качество подготовки к полету независимо от степени сложности полетного задания, отличную технику пилотирования.

Педагогическое мастерство инструктора – это его умение творчески применять данные и выводы психологии и педагогики, свой опыт и знания в практике обучения и воспитания курсантов. Оно наиболее полно характеризует инструктора как педагога, воспитателя, тесно связано со всеми его качествами [9, с. 152].

Сила влияния инструктора на курсантов во многом определяется его авторитетом, который основан на уважении и доверии к офицеру, на признании его заслуг. Важно, чтобы инструктора уважали не только за то, что он офицер, начальник, но и за его личные качества. Тогда служебный авторитет дополняется авторитетом личности, который завоевывается знаниями, отношением к долгу и людям, постоянной заботой об обучающихся.

Условия деятельности летчика-инструктора определяются структурой и содержанием подготовки, обучения и воспитания курсантов, главной особенностью которых является летная деятельность и связанные с ней психофизиологические факторы. Специфика педагогического процесса обучения курсантов в полете несравнима ни с одним педагогическим процессом по динамичности, абстрактно-конкретному мышлению, психологической и интеллектуальной нагрузке, так как усложнена некоторыми факторами:

– у обучающегося отсутствует или имеется малый опыт летной деятельности;

– инструктор, осуществляя пилотирование воздушного судна (навигацию, боевое применение) или контроль параметров полета, воздушной обстановки, одновременно обучает курсанта и организует взаимодействие между членами экипажа и т.д.;

– инструктор осуществляет учебно-воспитательный процесс интеллектуально, психологически, аналитически проигрывая ситуацию за курсанта, следя за его психологическим состоянием, оптимально определяя методы и способы обучения, исправления отклонений и обеспечения безопасности полета [8, с. 188].

Правильный и педагогически обоснованный подход к обучению и воспитанию курсантов невозможен без соответствующей подготовки летно-инструкторского состава. Эффективность летного обучения во многом зависит от уровня его методической вооруженности, умения рационально использовать формы и методы в работе с курсантами, видеть возникающие противоречия, предвидеть результаты их разрешения в конкретных условиях летной практики, в целом от психолого-педагогического и летного мастерства инструкторского состава. Качество летного обучения курсантов в значительной мере определяется знанием летчиками-инструкторами основных закономерностей взаимодействия обучающегося и обучающего в период их совместной летной деятельности.

Образовательный процесс авиационного вуза является специфическим, отличаясь от многих вузов тем, что курсанты занимаются не только теоретической подготовкой, но и, начиная с третьего курса обучения, проходят летную практику на различных воздушных судах, что является важным этапом в формировании и развитии профессионально важных качеств.

Полету на самолете предшествует тщательная подготовка к нему. В процессе наземной (общей) подготовки к полетам происходит формирование у курсантов знаний о предстоящих полетах: ознакомление с порядком полета, способом его выполнения; рассмотрение встречающихся ошибок в технике пилотирования и их возможных последствий, изучение методов исправления этих последствий; выработка умения действовать в нештатных ситуациях полета, изучение особенностей распределения и переключения внимания в данных случаях. Также во время наземной подготовки курсант получает представления о пространственном положении самолета, приобретает базовые навыки восприятия и освоения полетной информации.

Следующим видом подготовки к полетам является предварительная подготовка, которая подразумевает подготовку курсантов к выполнению полетной программы в соответствии с запланированными летными упражнениями. На данном этапе опытный летчик-инструктор составляет конкретный план полетов для каждого курсанта, а также подбирает соответствующие летные учебно-методические материалы и анализирует полеты, состоявшиеся при предыдущей летной смене; освещает задания для курсантов на предстоящие вылеты; следит за их самоподготовкой и проводит тренажи в кабине самолета и тренировки с применением специальных тренажеров [10].

Эти действия очень важны для тренировки профессионально важных качеств курсантов, необходимых для будущих полетов. Знакомство будущего летчика с особенностями тех или иных видов полетных программ с использованием визуального ряда и схем, вырабатывает у него способность к образному и пространственному мышлению, позволяет обобщить и систематизировать признаки полетных ситуаций (что впоследствии при возникновении той или ной полетной ситуации позволит без потери времени выбрать наилучший вариант действий). При разборе предыдущих полетов курсанта, летчик-инструктор анализирует выполненные в данном полете действия и отмечает допущенные ошибки. Это закрепляет систематизированные полетные знания курсанта, а также позволяет ему вновь проанализировать допущенные ошибки и при дальнейших полетах их не допускать [11].

После предварительной подготовки у курсанта укрепляется уверенность в своих силах, в своей готовности к предстоящему полету; оформляется установка на качественное выполнение заданий: а также развивается такое качество, как осознание личной ответственности за обдуманное и грамотное выполнение всех действий и требований, которые прописаны в руководстве по летной эксплуатации.

Непосредственно сами полеты на самолете – это важнейший этап в летном обучении, к которому так долго идут курсанты, тренируя свои ПВК в период подготовок к ним. Во время полетов у летчиков формируются и оттачиваются основные профессиональные качества: умение управлять воздушным судном, выполнять элементы техники пилотирования различной сложности, коммуницировать с остальными членами экипажа, выполнять команды летчика-инструктора, ориентироваться в пространстве и правильно распределять внимание, чувствовать самолет и координировать свои действия в зависимости от сложившейся ситуации.

В процессе летной деятельности формируются навыки быстрого и правильного считывания показаний с приборов и умения предпринимать правильные решения в зависимости от полученных результатов, вырабатываются и закрепляются эмоционально-психологическая стабильность и физическая выносливость.

Также одной из основных задач профессорско-преподавательского и летно-инструкторского состава военного авиационного вуза является развитие у курсантов мотивации к обучению или, как её ещё называют, «направленности», а касаемо военных специалистов – «военно-профессиональной направленности». Мотивация к профессиональной деятельности летчиков имеет особое значение, так как от них требуется много эмоциональной и физической отдачи, готовность рискнуть и пожертвовать своей жизнью, а это трудно сделать человеку, которому изначально не нравится то, чем он занимается. 

Военно-профессиональная направленность занимает особое место в структуре личности летчика и трудно переоценить её роль в формировании и развитии профессионально важных качеств личности будущего офицера. Она включает интерес к военной профессии, призвание, профессиональные ожидания и намерения, склонности и способности к летному труду [12, с. 187].

Среди причин, обусловливающих важность развития профессиональной направленности курсантов, необходимо выделить две наиболее существенные. Во-первых, профессиональная направленность является важным компонентом в структуре профессии летчика, без нее не подготовить высококлассного профессионала. Она является той базой, на основе которой происходит развитие профессиональной подготовленности и профессиональных способностей. Во-вторых, профессиональная направленность является ведущим фактором, воздействующим на формирование компетенций и личностных профессионально важных качеств будущего специалиста авиационного профиля, таких как смелость, решительность, настойчивость, честность, чувство долга, порядочность и профессиональная ответственность [13]. Сформированная профессиональная ответственность способствует обеспечению профессиональной и личностной надежности военного специалиста при возникновении нестандартных, неопределенных и стрессогенных ситуаций, готовности отвечать за принимаемые решения в целях повышения эффективности летной деятельности [14, с. 46].

Преподавателям и летчикам-инструкторам необходимо применять всё возможное разнообразие психологических и педагогических приемов для развития военно-профессиональной направленности курсантов и ни в коем случае не допускать её снижения.

Военно-профессиональная направленность является той базой, на основе которой происходит развитие профессиональной подготовленности и профессиональных способностей будущих офицеров [15]. Это свойство личности является ведущим фактором, воздействующим на формирование компетенций и личностных профессионально важных качеств будущего специалиста авиационного профиля, таких как смелость, решительность, настойчивость, честность, чувство долга, порядочность и профессиональная ответственность [16].

Сформированная профессиональная ответственность способствует обеспечению профессиональной и личностной надежности военного специалиста при возникновении нестандартных, неопределенных и стрессогенных ситуаций, готовности отвечать за принимаемые решения в целях повышения эффективности летной деятельности [17]. Понимание ответственности в современных условиях предполагает возможность и способность субъекта в нужное время понять себя, «услышать» других, принять решение и адекватно его реализовать [18, с. 22].

В целях повышения эффективности формирования профессиональной ответственности курсантов непосредственные командиры и представители профессорско-преподавательского и инструкторского состава военного вуза должны знать особенности воинского коллектива; определять связь внешних черт и стереотипов поведения военнослужащих с жизненными установками, преобладающими в данной социокультурной среде, их воздействие на субъект; его адекватную самооценку и оптимальную адаптацию.

В заключение необходимо отметить, что подготовка курсантов к военно-профессиональной деятельности не ограничивается формированием системы знаний, умений и навыков, необходимых профессионально важных качеств, а ставит задачу постоянного накопления опыта самостоятельного, творческого решения военно-профессиональных задач, постоянного повышения уровня познавательной и организационной самостоятельности в учебной деятельности, а также в процессе самообразования, самовоспитания и саморазвития. Роль преподавательского и инструкторского состава и заключается в том, чтобы помочь курсанту в этом разобраться и научить как с этим справиться, чтобы в конечном итоге стать высококлассным специалистом авиационного профиля.


Список литературы

1. Ромашин В.Н. Педагогическая система развития профессионально важных качеств офицера у курсантов старших курсов военного вуза: автореф. дис. … канд. пед. наук, Омск, 2010. – 22 с.
2. Павлов А. С. Динамика учебно-важных качеств в профессиональном становлении курсантов военных вузов: дисс. … канд. псих. наук. Ярославль, 2014. – 170 с.
3. Мищенко И.Е. Формирование профессионально важных качеств курсантов военных вузов средствами культурно-досуговой деятельности // Педагогический журнал. – 2019. № 9. – С. 321-330.
4. Запечникова И.В. Методики целенаправленного формирования профессионально важных психофизиологических качеств курсантов авиационного ввуза // Военная мысль. – 2014. № 8. – С. 70-75.
5. Формирование и развитие профессионально важных качеств у курсантов в процессе обучения в ВВАУЛ: метод. пособие / под ред. В.А. Пономаренко, А.А. Вороны. – М.: Воениздат, 1992. – 184 с.
6. Бобков О.Б. Военно-профессиональное развитие личности курсантов в условиях военного вуза // Вестник ВятГУ. – 2015. № 10. – С. 116-123.
7. Дмитренко А.Ю. Особенности подготовки педагогических кадров для военных учебных заведений // Гуманизация образовательного пространства: сб. науч. ст. по материалам междунар. форума / Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского, Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО. – М., 2018. – С. 59-63.
8. Кодола В.Г., Бучельников О.Ю. Летчик-инструктор в педагогическом коллективе летной высшей школы // Инновационные технологии в образовательном процессе: сб. статей по итогам XI межвузовской научно-практической конференции. – Краснодар, 2009. – С. 187-193.
9. Пособие летчику-инструктору по психологии, педагогике и методике летного обучения. Ч.2. Педагогика. – М.: Воениздат, 1974. – 167 с.
10. Запечникова И.В. Формирование профессионально важных качеств у курсантов военного авиационного вуза средствами специальной физической и психофизиологической подготовки: автореф. дис. … канд. пед. наук. МГА ФК, 2016. – 23 с.
11. Жданько И.М., Ворона А.А., Запечникова И.В., Булавин В.В. Профессионально важные качества как средство повышения профессиональной деятельности летного состава // Военная мысль. – 2017. № 9. – С. 87-93.
12. Скобочкин В.И. Развитие военно-профессиональной направленности курсантов военного вуза // Международный студенческий научный вестник. – 2015. № 5. – С. 186 188.
13. Нагаев И.Б. Развитие военно-профессиональной направленности молодежи на этапе выбора военной профессии: монография. – Омск: ОТИИ, 2007. – 240 с.
14. Стресс и эмоциональное выгорание: методы профилактики // коллективная монография / отв. ред. А.Ю. Нагорнова. – Ульяновск: Зебра, 2019. – 79 с.
15. Железняк Л.Ф. Военно-профессиональная направленность личности советского офицера. – М.: ВПА, 1979. – 64 с.
16. Кислякова О.П., Пелевина А.П. Формирование профессионально важных качеств летчика на основе сбалансированной системы показателей // Вестник Димитровградского инженерно-технологического института. – 2017. № 1 (12). – С. 156-160.
17. Лукинова М.Г., Щербакова Е.А. Профессионально важные качества курсантов третьего года обучения: структура личностных качеств // Южно-российский журнал социальных наук. – 2019. Т. 20. № 1. – С. 152-164.
18. Дмитренко А.Ю. Отражение проблематики ответственности в историко-философской мысли // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2019. № 2-2. – С. 18-23. doi: 10.24411/2500-1000-2019-10563.

Расскажите о нас своим друзьям: