Педагогическая психология | Мир педагогики и психологии №05 (46) Май 2020

УДК 159.99

Дата публикации 31.05.2020

Особенности развития эмоционального интеллекта младших подростков

Лучинина Анастасия Олеговна
канд. пед. наук, доцент кафедры педагогики, Вятский государственный университет, РФ, г. Киров, a8210@rambler.ru
Калябина Анна Романовна
студент кафедры педагогики, Вятский государственный университет, РФ, г. Киров, anyakalyabina@gmail.com

Аннотация: Цель статьи заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке эффективности программы по развитию эмоционального интеллекта младших подростков. Ведущим методом исследования явился педагогический эксперимент, направленный на выявление уровней эмоционального интеллекта у младших подростков. Для этого были определены критерии и показатели развитости эмоционального интеллекта у младших подростков. В эксперименте приняли участие учащиеся 6–х классов в количестве 80 человек. Для подтверждения достоверности данных были использованы методы математической статистики (T – критерий Вилкоксона, U – критерий Манна–Уитни). Результаты исследования представлены в виде разработанной программы с применением комплекса психолого-педагогических методов. Особое внимание уделено кинотерапии как одному из эффективных, с точки зрения авторов, методов развития эмоционального интеллекта в младшем подростковом возрасте.
Ключевые слова: эмоциональный интеллект, младший подростковый возраст, кинотерапия, психогимнастика, арт-терапия, поведенческая терапия

Features of the development of emotional intelligence in younger adolescents

Luchinina Anastasia Olegovna
Cand. Sci. (Ped.), associate professor at the Department of Pedagogy, Vyatka State University, Russia, Kirov
Kalyabina Anna Romanovna
student at the Department of Pedagogy, Vyatka State University, Russia, Kirov

Abstract: The purpose of the article is to provide theoretical justification and experimental verification of the effectiveness of the program for the development of emotional intelligence in younger adolescents. The leading research method was a pedagogical experiment aimed at identifying the levels of emotional intelligence in younger adolescents. For this, criteria and indicators of the development of emotional intelligence in younger adolescents were determined. The experiment was attended by students of grades 6 in the number of 80 people. Methods of mathematical statistics (Wilcoxon's T – test, Mann – Whitney's U–test) were used to confirm the reliability of the data. The research results are presented in the form of a developed program using a complex of psychological and pedagogical methods. Particular attention is paid to cinema therapy as one of the effective, from the point of view of the authors, methods of developing emotional intelligence in young adolescents.
Keywords: emotional intelligence, early adolescence, film therapy, psycho-gymnastics, art therapy, behavioral therapy

Правильная ссылка на статью
Лучинина А.О., Калябина А.Р. Особенности развития эмоционального интеллекта младших подростков / Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2020. № 05 (46). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/osobennosti-razvitiya-emotsionalnogo-intellekta-mladshikh-podrostkov.html (Дата обращения: 31.05.2020)

Развитие эмоционального интеллекта человека становится одной из актуальных проблем современной психологии. Существует множество социально-экономических факторов, деструктивно влияющих на развитие эмоциональной сферы, например, ускорение темпа жизни, увеличение эмоциональных нагрузок, повышение уровня тревожности и т.п.

Учеными доказана связь между эмоциями человека и его мышлением. Так, Л.С. Выготский отмечал, что «мышление возникает только на инстинктивной и эмоциональной базе и направляется силами последней» [3, с. 182].

Эмоции имеют первостепенное значение для воспитания в личности социально значимых черт: гуманности, отзывчивости, сострадания; эмоциональный интеллект является основой социальной успешности личности.

Способность понимать эмоции, чувства и переживания – свои и чужие относится к так называемым мягким навыкам, которые важны для людей любого возраста. Однако, именно в младшем подростковом возрасте эмоциональный интеллект выступает основой ведущего вида деятельности – общения и его составляющих (коммуникации, интеракции, перцепции), являясь важной возрастной потребностью [5, с. 134]. В связи с чем, важным является поиск и разработка эффективных методов развития эмоционального интеллекта с учетом возрастных особенностей младших подростков и структуры изучаемого феномена.

Исследование эмоционального интеллекта получило широкое распространение в рамках зарубежной психологии.

Существенный вклад в теорию эмоционального интеллекта внес Ховард Гарднер, который в 1983 г. заявил о «множественном интеллекте» человека, выделив семь его форм, в том числе эмоциональный, или межличностный интеллект.

На основе концепции Х. Гарднера в 1990 г. психологами Дж. Мейером и П. Сэловеем был введен термин «эмоциональный интеллект», означающий «группу ментальных способностей, способствующих осознанию и пониманию собственных эмоций и эмоций окружающих». Учеными была разработана первая и самая известная модель эмоционального интеллекта. Эмоциональный интеллект в данной модели состоит из следующих способностей:

1) способность правильно воспринимать, оценивать и выражать эмоции;

2) способность иметь доступ и вызывать чувства для повышения эффективности мышления;

3) способность понимать эмоции;

4) способность сознательно регулировать эмоции, управлять эмоциями [1, с. 92].

В 1988 г. Рувен Бар-Он впервые ввел обозначение EQ (emotional quotinent) – коэффициент эмоциональности, по аналогии с IQ – коэффициентом интеллекта. Бар-Он понимает под эмоциональным интеллектом все некогнитивные способности, которые позволяют человеку успешно справиться с жизненными ситуациями. Он выделил пять компонентов эмоционального интеллекта: познание себя, навыки межличностного общения, способность к адаптации, управление стрессовыми ситуациями, преобладающее настроение [2, с. 95].

В отечественной психологии изучению эмоционального интеллекта посвящены работы Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна.

Л. С. Выготский говорит о единстве аффективных и интеллектуальных процессов, которое заключается, во-первых, во взаимосвязи и взаимном влиянии этих сторон психики на всех этапах развития, во-вторых, в том, что эта связь динамична, и каждый этап в развитии мышления имеет свой этап в развитии аффекта. По мнению С. Л. Рубинштейна, мышление уже само по себе является единством эмоционального и рационального.

В 2004 г. российский психолог Д. В. Люсин предложил новую модель эмоционального интеллекта. Эмоциональный интеллект автор определяет как способность к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими.

Д. В. Люсин считает, что эмоциональный интеллект тесно связан с общей направленностью личности на эмоциональную сферу, т.е. с интересом к внутреннему миру людей, склонностью к психологическому анализу поведения, с ценностями, приписываемыми эмоциональным переживаниям [6, с. 58].

Эмоциональный интеллект формируется в течение жизни человека и на него оказывает влияние целый ряд фактов:

  • когнитивные способности (скорость и точность переработки эмоциональной информации);
  • представления об эмоциях (как о ценностях, как о важном источнике информации о самом себе и о других людях и т. п.);
  • особенности эмоциональности (эмоциональная устойчивость, эмоциональная чувствительность и т. п.).

Анализ теоретических и прикладных исследований в данной области, позволил сформулировать основные положения нашего исследования:

  • Эмоциональный интеллект означает способность человека распознавать собственные эмоции и эмоции окружающих людей, а также управлять ими.
  • Структура эмоционального интеллекта у младших подростков представлена следующими компонентами: когнитивный, регулятивный, поведенческий. Критериями оценки данных компонентов являются:  сформированность представлений об эмоциональных состояниях, их причинах и последствиях; способность контролировать и регулировать интенсивность эмоций; способность конструктивно выражать эмоции во взаимодействии с людьми. Результатом оценивания выступает определение уровня эмоционального интеллекта у младших подростков: низкий, средний, высокий.
  • Компонентная структура определяет основные задачи психолога по развитию эмоционального интеллекта у младших подростков. Во-первых, формирование представлений об особенностях, причинах и последствиях проявления как своих, так и эмоциональных состояний других людей. Во-вторых, развитие навыков саморегуляции эмоций младшими подростками. В-третьих, обучение младших подростков конструктивным способам выражения эмоций во взаимодействии с людьми.
  • Условиями эффективного развития эмоционального интеллекта у младших подростков являются:

а) поэтапное формирование компонентов эмоционального интеллекта с применением совокупности методов;

б) комплексное использование психологом активных методов развития эмоционального интеллекта у младших подростков;

в) соответствие методов психологическим и возрастным особенностям младших подростков, в том числе особенностям эмоциональной сферы.

  • Методами развития эмоционального интеллекта у младших подростков являются: психогимнастика, методы арт-терапии, методы поведенческой терапии, кинотерапия.

С целью анализа данных положений нами была проведена опытно-экспериментальная работа на базе общеобразовательных организаций г. Кирова. В исследовании приняли участие учащиеся 6-х классов в количестве 80 человек:  40 человек в экспериментальной группе и 40 человек в контрольной группе.

Экспериментальная работа проводилась в три этапа:

1 этап – констатирующий эксперимент. Цель данного этапа: разработка критериально-оценочного аппарата изучения уровня эмоционального интеллекта и определение уровня эмоционального интеллекта у младших подростков.

2 этап – формирующий эксперимент. На данном этапе была разработана и реализована программа по развитию эмоционального интеллекта у младших подростков.

3 этап – контрольный эксперимент. На данном этапе была проведена повторная диагностика уровня эмоционального интеллекта у младших подростков.

Анализ модели эмоционального интеллекта Д.В. Люсина позволил нам разработать критериально-оценочный аппарат изучения уровня развития эмоционального интеллекта у младших подростков, состоящий из когнитивного, регулятивного и поведенческого компонентов, а также соответствующих им критериев и показателей (табл. 1).

Таблица 1. Компоненты, критерии и показатели развитости эмоционального интеллекта у младших подростков

Компоненты

Критерии

Показатели

1. Когнитивный компонент

Сформированность представлений об эмоциональных состояниях, их причинах и последствиях.

Способность идентифицировать эмоцию и найти для нее словесное выражение.

Понимание особенностей проявления как своего, так и эмоционального состояния других людей.

Понимание причины, вызвавшую данную эмоцию, и следствия, к которому она приведет

2. Регулятивный

компонент

 

Способность контролировать и регулировать интенсивность эмоций.

Способность к снижению интенсивности отрицательных эмоций.

Умение контролировать внешнее выражение эмоций.

3. Поведенческий компонент

 

 

Способность конструктивно выражать эмоции во взаимодействии с людьми.

1. Адекватные эмоциональные реакции.

2. Проявление отзывчивости и доброжелательности в отношениях со сверстниками и взрослыми.

Для выявления и оценки данных критериев и показателей у младших подростков нами использовались следующие методики:

- Диагностика «Эмоционального интеллекта» (Н. Холл);

- Опросник эмоционального интеллекта С. Шабанова и А. Алешиной (EISAI).

Таким образом, развитие эмоционального интеллекта у младших подростков – это процесс, который характеризуется разноуровневым развитием составляющих его компонентов: когнитивного, регулятивного и поведенческого.

С целью поэтапного формирования компонентов эмоционального интеллекта нами были использованы следующие методы работы:

– психогимнастика (психотехника) – один из невербальных методов групповой психотерапии, в основе которого лежит использование двигательной экспрессии в качестве главного средства коммуникации в группе. Данный метод предполагает выражение переживаний, эмоциональных состояний, проблем с помощью мимики, пантомимы и различных движений тела. Психогимнастические (психотехнические) упражнения могут быть специализированными и воздействовать преимущественно на ту или иную психическую характеристику (например, эмоциональное состояние) или могут носить более универсальный характер, оказывать более генерализованное воздействие. Они позволяют подключать для осознания одного и того же переживания, одной и той же проблемы разные уровни психического отражения. С целью развития эмоционального интеллекта у младших подростков могут применяться и другие психологические упражнения, направленные на самопознание, развитие перцептивных и коммуникативных способностей.

– Методы арт-терапии – включают совокупность техник, основанных на изобразительном искусстве и творческой деятельности. Главной целью является художественное самовыражение подростков и снятие эмоционального напряжения.

– Методы поведенческой терапии (релаксационные упражнения, психодрама) – направлены на овладение способами саморегуляции, научение адекватному реагированию в трудных жизненных ситуациях.

– Кинотерапия – проективный метод психологической коррекции и развития. Профилактическое и терапевтическое воздействие фильма на человека определяется свойством идентификации. Человек, выбирая героя, близкого к нему по характеру или обстоятельствам, отождествляет себя с ним, проживает вместе с ним его жизнь во время фильма. Фильм становится картиной, на которую человек может проецировать свое отношение, чувства и мысли [4, с. 58].

С помощью хорошего кино подросток может «оздоровить» свою душу, найти ответы на волнующие его вопросы, увидеть новые жизненные горизонты. А иногда просто вместе со своими друзьями сесть чуть ближе, пытаясь смотреть одни и те же картины, и дышать одним и тем же воздухом.

Формы использования кинотерапии могут быть разные. Она может использоваться как индивидуально, так и в группе. Групповое использование элементов кинотерапии характерно для кинотренинга. Кинотренинг предполагает использование заранее подобранных киносредств и их дальнейшее обсуждение. На кинотренинге могут использоваться разные приемы кинотерапии [7, с. 122].

Наиболее результативным в кинотренинге является прием «прерванного показа», который заключается в демонстрации эмоционально насыщенного эпизода кинофильма и предложении обучающимся разыграть заключительный эпизод фильма таким образом, как он должен завершиться исходя из их представлений. После чего учащимся демонстрируют действительный эпизод фильма, происходит обсуждение.

Нами был подобран ряд кинофильмов, которые можно использовать в процессе кинотерапии для развития эмоционального интеллекта младших подростков:

  • «Это очень забавная история» (2010). Режиссер: Анна Боден, Райан Флек;
  • «Белый олеандр» (2002). Режиссёр: Питер Козмински;
  • «Учитель на замену» (2011). Режиссер: Тони Кэй;
  • «Дорогая Елена Сергеевна» (2011). Режиссер: Эльдар Рязанов;
  • «Субмарина» (2010). Режиссер: Ричард Айоаде;
  • «Соединённые штаты Лиланда» (2003) Режиссёр: Мэттью Райан Ходж;
  • «Хорошая жизнь» (1996). Режиссер: Давид Труэба;
  • «Мой папа – Барышников» (2011). Режиссер: Дмитрий Поволоцкий;
  • «В ожидании чуда» (2007).  Режиссер: Евгений Бедарев;
  • «Девочка» (2008). Режиссер: Елена Николаева;
  •  «Остров спасения» (2007). Режиссер: Галина Яцкина;
  • «Мост в Терабитию» (2007). Режиссер: Габор Чупо.

С целью развития эмоционального интеллекта у младших подростков нами была разработана и внедрена программа, основными задачами которой явились:

  1. формирование у младших подростков представлений об особенностях, причинах и последствиях проявления как своих, так и эмоциональных состояний других людей;
  2. развитие навыков саморегуляции эмоций у младших подростков;
  3. обучение младших подростков конструктивным способам выражения эмоций во взаимодействии с людьми.

Программа включает 12 групповых занятий продолжительностью 40 минут (табл. 1).

Технология проведения занятия включает в себя:

  • приветствие;
  • введение (разминка или беседа, обсуждение цели занятия);
  • основная часть;
  • рефлексия.

Таблица 2. Занятия программы по развитию эмоционального интеллекта у младших подростков

№ п/п

Тема

Цели

Содержание

1

Я – подросток.

Создание психологически безопасной среды, создание положительной мотивации к предстоящим занятиям, начальное «погружение» в тему программы.

Приветствие «Рукопожатие по кругу».

Разминка «Искорка».

Психологическое упражнение «Самопрезентация».

Упражнение на знакомство «Интервью».

Беседа «Подростковый кризис».

Релаксационное упражнение «Снежинка».

Рефлексия.

2

Я и мои эмоции.

Формирование представлений об основных эмоциональных состояниях, их причинах и последствиях.

Приветствие «Рукопожатие по кругу».

Беседа «Мои эмоции».

Психологическое упражнение «Словарь эмоций и чувств».

Психодрама «Мусорная корзина».

Релаксационное упражнение «Воздушный шарик».

Рефлексия.

3

Полезные и вредные эмоции.

 

 Формирование представлений об основных эмоциональных состояниях, их причинах и последствиях.

 

Упражнение «Приветствие без слов».

Беседа «Разные стороны эмоций».

Психологическое упражнение «Польза и вред эмоций».

Психологическое упражнение «Сказка».

Психогимнастическое упражнение «Эмоции».

Рефлексия.

4

Как распознать свои эмоции?

Обучение распознаванию своих эмоций, развитие навыков саморегуляции эмоций.

Упражнение «Приветствие хором».

Беседа «Как я распознаю свои эмоции?».

Психологическое упражнение «Чувствую – себя – хорошо».

Рисуночное упражнение «Мое напряжение».

Психогимнастическое упражнение «Упрямое зеркало».

Рефлексия.

5

Как распознать эмоции других?

Обучение распознаванию эмоций окружающих людей.

 

Приветствие «Рукопожатие по кругу».

Беседа «Как узнать эмоции других?».

Психологическое упражнение «Толкалки».

Психотехническое упражнение «Угадай эмоцию».

Психологическое упражнение «Эмоции других».

Рефлексия.

6

Я умею распознавать эмоции других.

Обучение распознаванию эмоций окружающих людей.

 

Кинотренинг «Я и другие»:

Упражнение «Приветствие инопланетян».

Беседа «Все об эмоциях».

Рисуночное упражнение «Угадай настроение».

Просмотр и обсуждение фрагмента кинофильма «Мачеха».

Релаксационное упражнение «Поплавок в океане».

Рефлексия.

7

Все под моим контролем.

Развитие способности контролировать интенсивность эмоций.

Кинотренинг «Все под контролем»:

Упражнение «Приветствие на сегодняшний день».

Беседа «Как контролировать эмоции?».

Просмотр и обсуждение фрагмента кинофильма «Мост в Терабитию».

Психодрама «Замороженные».

Рефлексия.

8

«Нет» страхам и тревоге.

Обучение конструктивным способам преодоления страхов и тревоги.

Кинотренинг «Нет» страхам и тревоге»:

Приветствие «Рукопожатие по кругу».

Беседа «Что такое страх?».

Рисуночное упражнение «Чего боятся люди».

Просмотр и обсуждение фрагмента кинофильма «Мачеха».

Психогимнастическое упражнение «Полное дыхание».

Рефлексия.

9

«Нет» гневу и злости.

Обучение конструктивным способам выражения гнева и злости.

Кинотренинг «Нет» гневу и злости»:

Приветствие «Рукопожатие по кругу».

Беседа «Негативные эмоции».

Просмотр и обсуждение фрагмента кинофильма «В ожидании чуда».

Рисуночное упражнение «Лист гнева».

Психогимнастическое упражнение «Звери».

Рефлексия.

10

«Нет» обиде, чувству вины и стыда.

Обучение конструктивным  способам преодоления обиды, чувства вины и стыда.

Упражнение «Приветствие хором».

Беседа «Наши обиды».

Рисуночное упражнение «Геометрия обиды».

Психологическое упражнение «Письмо обидчику».

Психологическое упражнение «Копилка ситуаций».

Рефлексия.

11

«Нет» стрессу.

Обучение способам разрядки в состоянии стресса.

 

Кинотренинг «Нет» стрессу»:

Приветствие «Рукопожатие по кругу».

Беседа «Что же такое стресс?».

Просмотр и обсуждение фрагмента кинофильма «Это очень забавная история».

Психодрама «Скульптура стресса».

Психогимнастическое упражнение «Напрягись, чтобы расслабиться».

Рефлексия.

12

Я справляюсь со своими эмоциями.

Отработка способов разрядки негативных эмоций и состояний.

Приветствие «Рукопожатие по кругу».

Беседа «Мои эмоции под контролем».

Развивающее упражнение «Пустое место».

Психогимнастическое упражнение «Маяк».

Релаксационное упражнение «Луг-лес-река-луг».

Рефлексия.

Для реализации программы экспериментальная группа была разделена на 3 подгруппы, в каждой из которых было проведено 12 занятий. В контрольной группе данная программа не была внедрена в образовательный процесс.

На контрольном этапе эксперимента была проведена контрольная диагностика уровня эмоционального интеллекта у младших подростков. Результаты проведенного мониторинга в контрольной и экспериментальной группах представлены на рис. 1, 2.

Рисунок 1. Динамика развития эмоционального интеллекта в контрольной группе

Рисунок 2. Динамика развития эмоционального интеллекта в экспериментальной группе

Сравнительный анализ результатов, полученных нами в экспериментальной группе с данными контрольной группы показал, что в экспериментальной группе число младших подростков с низким уровнем развития эмоционального интеллекта уменьшилось с 65 до 40%, то есть на 25%, а в контрольной группе с 60 до 50%, то есть на 10%.

В экспериментальной группе, в отличие от контрольной, произошло увеличение числа младших подростков с высоким уровнем эмоционального интеллекта (на 10%).

Проверка наличия статистически значимых различий по изучаемым признакам в контрольной и экспериментальной группах проводилась при помощи двустороннего критерия Вилкоксона – Манна – Уитни. Критические значения статистики критерия рассчитаны на 95% уровне доверия и составили  W (a/2) = 1003,7 W (1-a/2) = 596,3. Расчетное значение статистики в начале эксперимента составило Т= 813,6, , а в конце эксперимента – Т=1304,5, что говорит о статистически незначимых различиях экспериментальной и контрольной групп в начале эксперимента (W (1-a/2) < T < W (a/2)) и о наличии значимых различий по исследуемым признакам в указанных группах в конце эксперимента, причем показатели в экспериментальной группе стали существенно лучше  (T > W (a/2)). 

Существенность изменений исследуемых признаков в ходе эксперимента в контрольной и экспериментальной группах проверялось при помощи одностороннего критерия Вилкоксона на 95%-ом уровне доверия.

Расчетные и критические значения статистики для контрольной группы составили T=355 и (a)=532 соответственно, а  для экспериментальной группы T=690 и (a)=532, что говорит о статистически значимых изменениях изучаемых признаков в экспериментальной группе (T > W (a)) и  незначимых изменениях в  контрольной группе (расчетное значение статистики критерия меньше его критического значения).

Результаты экспериментальной работы свидетельствуют об эффективности внедрения программы по развитию эмоционального  интеллекта у младших подростков.

Таким образом, проделанный анализ теоретических источников и  собственного опыта работы показали, что для развития эмоционального интеллекта младших подростков необходимо поэтапное формирование когнитивного, аффективного и поведенческого компонентов эмоционального интеллекта с помощью комплексного применения активных методов развития эмоционального интеллекта у младших подростков. Особенно актуальным в данном направлении явился метод кинотерапии, который отвечает психологическим и возрастным особенностям младших подростков, в том числе особенностям эмоциональной сферы.

В результате проделанной работы была выявлена динамика развития эмоционального интеллекта, в экспериментальной группе на 25% снизилось количество испытуемых с низким уровнем развития эмоционального интеллекта. В ходе реализации программы были замечены качественные изменения в поведении подростков. Математические расчёты при помощи двустороннего критерия Вилкоксона – Манна – Уитни показали значительные изменения в развитии эмоционального интеллекта у подростков экспериментальной группы.


Список литературы

1. Бабаева Ю. Д. Эмоции и проблемы классификации видов мышления // Вестн. МГУ. Сер. 14. Психология. 1999. № 2. С. 91-96.
2. Вайсбах X. Эмоциональный интеллект. М.: Лик Пресс, 1998. 160 с.
3. Выготский Л. С. Вопросы теории и истории психологии: собр. соч.: в 6 т. М.: Педагогика, 1982. 488 с.
4. Захарова, Е. И. Кинотерапия: современный взгляд на возможности применения // Национальный психологический журнал. 2018. №2. С. 57-65.
5. Сарипбекова А. Т. Развитие эмоционального интеллекта у подростков // Наука и современность: сб. ст. по матер. междунар. науч.-практ. конф. 20 апреля 2018 г. – Таганрог: Перо, 2018. – С. 134-137.
6. Шабанов С. Эмоциональный интеллект. Российская практика. М.: МИФ, 2020. 427 с.
7. Шевченко С. И. Использование видеоматериалов в работе с подростками // Материалы VIII Всероссийской Недели психологии образования. 2018. С. 120-123. Режим доступа: http://tochkapsy.ru (Дата обращения: 11.05.2020)

Расскажите о нас своим друзьям: