Психология развития, акмеология | Мир педагогики и психологии №03 (92) Март 2024

УДК 159.922

Дата публикации 31.03.2024

Теоретические аспекты психологического развития детей старшего дошкольного возраста 6–7 лет в аспекте детско-родительских взаимоотношений

Бойкова Анастасия Юрьевна
магистрант, Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова, г. Магнитогорск, Россия, anastasiya-b0ikova@yandex.ru
Коптева Людмила Анатольевна
магистрант, Восточно-Европейский институт психоанализа, Санкт-Петербург, Россия, lusis63@mail.ru

Аннотация: Статья посвящена теоретическим подходам психологического развития детей старшего дошкольного возраста 6–7 лет в детско-родительских взаимоотношениях. Авторами рассмотрены понятие семьи; признаки историческое преобразование детско-родительских отношений; показаны стили семейного воспитания как источника поддержки детей в данном возрасте; выявлены основные аспекты, отражающие взаимоотношения между родителями и детьми.
Ключевые слова: старший дошкольник, детско-родительские отношения, дети дошкольного возраста 6-7 лет, стили семейного воспитания детей, личность.

Theoretical aspects of the psychological development of older preschool children aged 6-7 years in the aspect of child-parent relationships

Boykova Anastasia Yuryevna
Master's student, Magnitogorsk State Technical University named after G. I. Nosov, Magnitogorsk, Russia
Kopteva Lyudmila Anatolyevna
Master's student, Eastern European Institute of Psychoanalysis, St. Petersburg, Russia

Abstract: The article is devoted to theoretical approaches to the psychological development of older preschool children aged 6-7 years in child-parent relationships. The authors consider the concept of family; signs of the historical transformation of child-parent relations; show the styles of family education as a source of support for children at this age; identify the main aspects reflecting the relationship between parents and children.
Keywords: senior preschooler, child-parent relations, preschool children aged 6-7 years, styles of family upbringing of children, personality.

Правильная ссылка на статью
Бойкова А.Ю., Коптева Л.А. Теоретические аспекты психологического развития детей старшего дошкольного возраста 6–7 лет в аспекте детско-родительских взаимоотношений // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2024. № 03 (92). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/teoreticheskie-aspekty-psikhologicheskogo-razvitiya-detej-starshego-doshkolnogo-vozrasta-67-let-v-aspekte-detsko-roditelskikh-vzaimootnoshenij.html (Дата обращения: 31.03.2024)

Введение

Несомненно, тематика данной статьи в настоящее время не теряет своей актуальности и вызывает огромный интерес в научной среде, так как психологическое развитие детей старшего дошкольного возраста зависит в первую очередь, от взаимодействия с родителями.

Предмет исследования- детско-родительские отношения в семьях, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста.

Целью исследования является изучение связи и особенностей стилей психологического развития детей старшего дошкольного возраста 6–7 лет в контексте детско-родительских взаимоотношений и межличностного общения.

Объект исследования – дети старшего дошкольного возраста 6-7 лет и их родители.

Предмет исследования – детско-родительские отношения и их влияние на психологическое развитие детей старшего дошкольного возраста.

Материал и методы исследования. Изучение опыта педагогов, психологов, анализ психолого-педагогической литературы, где методологической основой труды ученых – А. С. Макаренко, Л. С. Выготского, А. Я. Варга, В. В. Столина и др., послужили в достижении цели исследования по выявлению связи и особенностей стилей психологического развития детей старшего дошкольного возраста 6–7 лет в контексте детско-родительских взаимоотношений и межличностного общения.

Гипотеза: эмоциональное принятие, высокий уровень удовлетворенности жизнью и психологического благополучия, обеспечивающее гармоничное личностное развитие детей старшего дошкольного возраста достигается в благоприятных детско-родительских взаимодействиях.

Результаты и обсуждение

Анализ психолого-педагогических источников, не дает однозначную формулировку понятию «детско-родительских отношений». Различные авторы даже само понятие (определение, термин) «отношения между родителями и детьми» характеризуют по-разному [1].

Из-за отсутствия конкретного определения, недостаточности единого понятия, появляются различные разногласия в научных исследованиях. С. А. Амбалов, в общей трактовке, термин «детско-родительские отношения» представляет как «совокупность родительского эмоционального отношения к ребенку, и восприятие ребенка родителем и способом поведения с ним» [2].

В. Н. Мясищев считает, что «детско-родительские отношения являются определяющими для детей и даже образцом поведения для формирования их собственной позиции, которые будут выражаться реакциях, действиях, переживаний связанных с возрастно-психологическими особенностями детей» [3].

Спиваковская А. С. отмечает, что «родительское отношение - это реальная направленность, позволяющая описывать широкий фон отношений, в основе которых лежит сознательная или бессознательная оценка ребенка, выражающаяся в способах и формах взаимодействия с детьми, а также позволяющая представить структуру в целом и изучить, каким образом, те или иные, сознательные и бессознательные мотивы структуры личности родителей выражаются, актуализируются в конкретных формах поведения и взаимопонимания с детьми» [4].

Авторы А. Я. Варга и В. В. Столин, понятие «родительские отношения» трактуют, как «систему разнообразных чувств в отношение к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемые в общение с ним, особенности восприятия и понимания характера ребенка, и его поступков [5].

По мнению А.Ллойд_Демоз историческое преобразование детско-родительских отношений проходит шесть стадий развития (рис.1).

Рисунок 1. Историческое преобразование детско-родительских отношений

Кроме того, существуют «нормальные и «нарушенные» детско-родительские отношения, которые непосредственно обуславливают трудности в развитии ребенка

Авторами Леонтьевым А. Н., Варга А. Я., Выготским Л. С., Боулби Дж. и др. выявлены основные аспекты, отражающие взаимоотношения между родителями и детьми в научных работах как отечественных, так и зарубежных авторов (рис.2).

Рисунок 2. Основные аспекты, отражающие взаимоотношения между родителями и детьми.

Анализ научных исследований показал, что самый значимый период в жизни человека – это дошкольный возраст. Поэтому он представляет особую значимость не только в исследовательской деятельности научных работников, но и практикующих специалистов. Так как данный этап характеризуется периодом ускоренного развития ребенка, освоением и познанием различных видов деятельности. Отсюда наблюдается разностороннее ускоренное проявление личностных свойств.

Но здесь, важно отметить, что очень часто на эмоциональное благополучие ребенка оказывает огромное влияние его психическое развитие. Несомненно, именно эмоциональное благополучие залог психического благополучия ребенка. Ведь не только положительные эмоции занимают доминирующее место в психологическом настрое, его жизни, но и отрицательные. В данном случает, особого внимание заслуживает именно возраст дошкольников, ввиду ускоренного развития не только психических процессов, а также личностных свойств, где происходит освоение широкого спектра разнообразных видов деятельности. Именно на этапе дошкольного детства развивается самосознание, формируется самооценка, происходит выстраивание иерархии мотивов, и их соподчинение.

Если рассматривать детско-родительские отношения, то они представляют собой сложный комплекс взаимодействий родителей и ребенка, в котором родители, с одной стороны, являются неотъемлемыми элементами социально-природной окружающей среды, с другой - «конструкторами» поведения, агентами социализации ребенка [6].

Кроме того, хотелось бы отметить, что для благополучного развития ребенка необходимо осознание проблем супружеских и детско-родительских отношений и гармонизация влияния семьи на воспитание ребенка. Ведь именно, на семью в настоящее время, а в частности на родителей в большей мере возложены вопросы воспитания и обеспечения развития гармоничного и благополучного ребенка.

Также особое внимания заслуживает проблема детско-родительских отношений, которая определяется сложностью объектной структуры, всем многообразием взаимоотношений детей и родителей, теми нарушениями в детско-родительских отношениях, которые могут оказывать существенное влияние на психологическое благополучие ребенка в семье, его дальнейшее развитие и возникновение его личных проблем [7]. Так как, важным фактором личностного развития ребенка являются детско-родительские взаимоотношения, поэтому чувство безопасности и гармоничное развитие личности формируется в ребенке через любовь и его принятие. В противном случае, порождает агрессию и негативное проявление эмоций. У ребенка 6 – 7-летнего возраста чрезвычайно важно его психическое и социальное развитие. В этом возрасте заканчивается сказочная пора детского сада и появляются новые обязанности, которые определяются теперь не только взрослыми, но и окружающими сверстниками. Если в предшествующие периоды возрастного развития основным видом деятельности ребенка была игра, то теперь на первое место выходит целенаправленная познавательная деятельность, в процессе которой ребенок получает и перерабатывает огромные объемы информации [8].

Поэтому, основные вопросы, которые были поставлены в данном исследовании следующие:

  • Что испытывает ребенок в возрасте 6–7 лет, как на физиологическом, так и на психологическом уровне?
  • Какие особенности развития?
  • Как взаимодействовать и как помочь ребенку в этот переходный период?

Возраст 6-7 лет – это важный этап в развитии ребенка. Данный период выпадает на кризисное время развития детей 6–7 лет. Л. С. Выготский утверждал, что на этом этапе осуществляется переход от «детскости» к «взрослости». Ребенок резко меняется внешне и становится более трудным, например, начинает во всем спорить, пытаться отстоять свою позицию, то есть, как будто начинает понимать, что существуют правила, и пытается их нарушить.

В период 6–7 лет у детей развивается совершенное владение своим телом, они становятся более независимыми, развивается чувство «я могу» и «я не могу». То есть ребенок уже может оценить себя, что важно для его психического здоровья. Кроме этого, в этот период дети резко вырастают, они теряют молочные зубы, это может сопровождаться болевыми синдромами, что может влиять на их настроение и как следствие отражаться на поведении. Мелкая и крупная моторики к этому возрасту достаточно развита, дети, например, далеко и точно кидают мячи и вместе с тем владеют навыками письма.

Согласно теории Ж. Пиаже, в период 6–7 лет происходит переход от дооперационального мышления ребенка дошкольного возраста к операциональному мышлению школьника. Мышление детей становится менее эгоцентричным, становясь логическим, а также более гибким и сложным. Качественные изменения происходят не только в сфере мышления, но и в речи, воображении, памяти и даже восприятии детей.

Ребенку в возрасте 6–7 лет присущи потеря непосредственности, а также появление манерничания. Основные причины таких проявлений – ребенок хочет быть взрослым, но, как и каким взрослым ему быть он пока не знает, поэтому он играет во взрослого.

Переживания обретают смысл, благодаря этому, у ребенка возникают новые отношения к себе. Если раньше ребенок воспринимал себя как хорошего, то сейчас он соотносит свое ощущение с мнением окружающих и уже может объективно оценить себя.

Основная причина кризиса 6–7 лет в том, что раньше ребенок узнавал большой мир только внешне – просто смотрел, трогал, щупал, а теперь ему приходится узнавать его и внутри, и связывать внутренние ощущения с окружающим миром.

То есть, имея в данном возрасте целый калейдоскоп новых чувств, ощущений в теле, а также изменений в умственных процессах, ребенок остро нуждается в поддержке.

Поэтому, именно семья является основным источником поддержки и в первую очередь на семье лежит бремя эмоционального воспитания детей. Важность влияния семьи на психологическое развитие ребенка является очевидной. Семья обеспечивает базисное чувство безопасности, гарантируя безопасность ребенка при взаимодействии с внешним миром, освоении новых способов его исследования и реагирования.

Автор Яковлева, А. С.  дает основные характеристики семьи:

1) дееспособность (бывает ограниченная ввиду психосоматических особенностей или возраста; временно ограниченная, когда указанные особенности временно ограничивают социально-экономическую самостоятельность; неограниченная, при которой члены семьи обладают возможностью полностью вписаться в социум и адаптироваться к его условиям);

2) активность — под ней понимают ориентацию на актуализацию и рост ресурсов семьи самообеспечение и помощь [9]. 

Стиль детско-родительских отношений в семье является одним из основных факторов, формирующих самооценку ребенка и особенности его поведения. Наиболее характерно и наглядно стиль детско-родительских отношений проявляется при воспитании ребенка.

Первичные объективные характеристики (уровень образования, социальный статус, материальное благополучие и др.) понимания жизненных ценностей, определением стиля жизни, модель взаимодействия с другими людьми, ребенок получает в семье. Семья формирует личность ребёнка, определяя для него нравственные нормы, ценностные ориентации и стандарты поведения. Родители используют различные средства и стили воспитания, которые помогают внедрить в сознание ребёнка определённую систему норм, приобщить его к определённым ценностям [10].

В достижении данных целей, в соответствии с классификацией Дианы Бомринд, рассматриваются следующие стили воспитания ребенка (рис.3).

Рисунок 3. Стили воспитания ребенка

В семьях при авторитарном стиле воспитания, жестком руководстве, подавляющим инициативу и принуждение, вырастают с неуверенностью в себе, а иногда авторитарные и агрессивные дети.

Попустительский принцип в воспитании не может воспитать социально-зрелую личность, обычно в такой семье вырастает конфликтный эгоист, не имеющего умения нормального взаимодействия с другими людьми.

Отрицательный эффект получается в воспитании подрастающего ребенка при гиперопеке. В такой семье центром внимания является только ребенок, отсюда отсутствие полноценного общение со сверстниками на равных. Он обычно занимает позицию подчинения, с поиском себе покровителя в социальной группе. 

При ценностном отношении к ребенку, ответственности за него – семья получает полноценного и уверенного в себе ребенка. 

При отчужденном стиле воспитания выражается в первую очередь у взрослых безразличие к личности ребенка. Отсюда он вырастает одиноким и несчастным, а иногда и агрессивным.

Автор, Жамалетдинова Г.Р., в своих работах, рассматривает контакты и взаимосвязи в детско-родительских отношениях, на основе личностного формирования у детей старшего дошкольного возраста. При авторитарном и либеральном стилях воспитания в семьях ребенок «присваивает» завышенную самооценку.  У него формируется средний уровень как социальных навыков и умений, так и семейных ценностей. А вот, где присутствует партнерский стиль воспитания, а также авторитарная конфликтность, то в данных семьях наблюдается сниженный уровень тревожности и агрессивности - до среднего. И в данном случае, диагностируется на уровне среднего - нравственные ценности [11].

Таким образом, перечисленные стили воспитания безусловно оказывают влияние на развитие психологических особенностей детей дошкольного возраста 6–7 лет. В зависимости от того, какого стиля воспитания придерживается семья, непосредственно влияет на возможность психологического развития ребенка в кризисный период.

Поэтому, влияние родителей особенно велико потому, что они являются для ребенка источником необходимого жизненного опыта.

Выводы. Полученные результаты исследования теоретических источников, позволили сделать вывод о том, что для родителей переходный период ребенка в возрасте 6-7 лет — это время, когда идет переоценка сложившейся системы воспитания. Для этого, родителям важно иметь представление о стилях семейного воспитания, для того чтобы быстро адаптироваться и найти новые «ключики» к своему ребенку, что подтверждает выдвинутую гипотезу. В детско-родительских отношений очень важно, чтобы ребенок развивался в благоприятной атмосфере, в любви, с бережным отношением к его индивидуальным особенностям, проявлять заинтересованность в его достижениях, увлечениях, общению со сверстниками. При этом проводить последовательную воспитательную работу, кроме того, крайне лояльно воздействовать и корректировать психологическое развитие детей старшего дошкольного возраста.

 

 

Расскажите о нас своим друзьям: