Социальная психология | Мир педагогики и психологии №06 (47) Июнь 2020

УДК 316

Дата публикации 11.06.2020

Связь детско-родительских отношений и агрессивности детей подросткового возраста

Мяснянкина Наталья Геннадиевна
кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и когнитивной психологии, Астраханский государственный университет, Россия, Астрахань, mnatasha75@mail.ru
Юсупова Алия Илимисовна
Студентка 4 курса, Астраханский государственный университет, Россия, Астрахань, yussupovaal@mail.ru

Аннотация: В статье рассматриваются теории агрессии, также особенности агрессивности подростков и детско-родительских отношений. Подчеркивается, что одной из причин подростковой агрессии может являться внутрисемейные отношения, а также тип семейного воспитания.
Ключевые слова: агрессия, агрессивность, агрессивное поведение, детско-родительские отношения, подростковый возраст, особенности семейного воспитания.

Relationship between parent-child relationships and aggression in adolescent children

Myasnyankina Natalya Gennadievna
candidate of psychological Sciences associate Professor of General and cognitive psychology, Astrakhan State University, Russia, Astrakhan
Yusupova Aliya Ilimisovna
4th year student, Astrakhan State University, Russia, Astrakhan

Abstract: The article deals with the theory of aggression, as well as features of aggression in adolescents and child-parent relationships. It is emphasized that one of the causes of adolescent aggression may be intra-family relationships, as well as the type of family education.
Keywords: aggression, aggressiveness, aggressive behavior, child-parent relationships, adolescence, features of family education.

Правильная ссылка на статью
Юсупова А. И., Мяснянкина Н.Г. Связь детско-родительских отношений и агрессивности детей подросткового возраста / Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2020. № 06 (47). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/svyaz-detsko-roditelskikh-otnoshenij-i-agressivnosti-detej-podrostkovogo-vozrasta.html (Дата обращения: 11.06.2020)

Как в отечественной, так и в зарубежной литературе существует огромное количество теорий, которые объясняют возникновение и становление подростковой агрессии. 

В  зарубежной  психологической  науки  выделяются:  нативистские  или инстиктивные  теории,  интрапсихические  или фрустрационные  теории,  теории  социального  научения,  современные  мотивационные  теории.

Нативистские или инстинктивные теории агрессии  (К.  Лоренц, З.  Фрейд) определяют  агрессию,  как  врожденное  свойство  личности,  конфликт  между  сознательным  и  бессознательным,  следствием  высокого  уровня  которого  являются агрессивные действия.

Интрапсихические  или  фрустрационные  теории  (Э.  Фромм,  Д.  Доллард,  Н.  Миллер,  Е.  Азрин)  рассматривают  агрессию  как  следствие  фрустрации,  а  так  же  как  усвоенное  поведение,  в  том  числе  в  семейных  отношениях [2].

Э.  Фромм  рассматривает  причины  агрессивного  поведения  в  психологическом  и  физическом  дискомфорте  и  в  результате  появляется  желание причинить вред живому и неживому объекту. 

Изучением агрессии в отечественной психологической науке начали заниматься недавно. Некоторые  вопросы  по  агрессивности разрабатывали  Ю.М.  Антонян,  Н.Д.  Левитов,  Л.М.  Семенюк,  Т.Г.  Румянцева,  С.А.  Беличева,  И.А.  Фурманов,  Ю.Б.  Можгинский,  А.А.  Реан,  С.Н. Ениколопов,  А.К.  Осницкий,  Е.В.  Ольшанская,  А.Е.  Личко,  А.Д.  Глоточкин, Г.М. Миньковский, И.А. Невский, Д.И. Фельдштейн.

Многие отечественные  психологи  относят  агрессивность  к  свойствам  личности  общественного  существа.  То есть, личность - это  продукт освоения  человеком  культурного  наследия  человечества,  а  это  значит, что агрессивное поведение  есть  одно  из  ее  качеств  и  оно  считается  социально приобретенным.  Таким  образом,  по  мнению  отечественных  психологов, агрессивность  и  жестокость  закладывается  в  процессе  ранней  социализации в детском и в подростковом возрасте [1;3].

Если говорить о содержании понятия «детско-родительские отношения» то в психолого-педагогической литературе это понятие точно не определено. Так как, оно представляет собой подструктуру семейных отношений,  которая включает в себя взаимосвязанные, но неравнозначные отношения: родителей к ребенку - родительское (материнское и отцовское) отношение и отношение ребенка к родителям. Также, эти отношения понимают как взаимоотношение, взаимовлияние, активное взаимодействие родителя и ребенка, в котором ярко проявляются социально-психологические закономерности межличностных отношений (Н.И. Буянов, А.Я. Варга, А.И. Захаров, О.А. Карабанова, А.Г.Лидерс, И.М. Марковская, А.С. Спиваковская, Т.В. Якимова и др.).

Если основываться на работах отечественных исследователей (Б.Г. Ананьев, В.Н. Мясищев), то отношения между родителями и детьми можно описать как избирательную в эмоциональном и оценочном плане психологическую связь ребенка с каждым из родителей, выраженную через переживания, действия, реакции, связанные с возрастно-психологическими особенностями детей, культурным поведением, историей личной жизни и особенностями восприятия ребенком родителей и способом общения с ними. То есть, это отношения, которые  рассматриваются как субъективное осознание человеком любого возраста характера отношений со своими матерью и отцом [4] .

Зарубежные  исследователи  семейной  психологии  (Д.  Лешли,  Л.  Кэрри)  считают,  что  одним  из  факторов  усвоения  физической  агрессии  ребенка  будет  авторитарное  воспитание  с  подавляющим  стилем  общения в  семьях, где практикуются телесные наказания [10].

В.В.  Лебединский  и  О.С.  Никольская  в  своих  исследованиях  показывают,  что  к  вербальной  агрессии  будут  склонны  те  дети,  которые  воспитываются  в  негармоничных  семьях,  где  вербальная  агрессия  считается естественной формой общения [8].

Можно  сделать  вывод,  что  к  прямой агрессии будут  склонны  те  дети,  с  которыми  родители прямо  и  открыто  выражают  свои  эмоции,  а  к  косвенной  (вербальной)  выражению  агрессии  будут  склонны  дети,  в  семьях  у  которых  отсутствуют эмоции либо маскируются.

Сущность  агрессии  заключается  в  том, что  она  является  для  индивида одним  из  способов  разрешения  проблем  с  защитой  и  ростом  чувства  собственного  достоинства,  притязаний,  самооценки, контроля  над  окружающими.

Агрессия выступает в качестве:

1)  Средства достижения какой-либо значимой цели;

2)  Способа психологической разрядки;

3) Способа  удовлетворения  потребности  в  самореализации  и  самоутверждения [2].

У  детей   агрессивное  поведение  обычно  связано  с  холодными  и  авторитарными  родителями,  а  также с родителями,  которые  практикуют  вербальную  агрессию.  С  другой  стороны,  такие  действия  на  определенных этапах  развития  ребенка  должны  рассматриваться  как  естественная  агрессивность - некий  механизм  защиты.  Агрессивность  как  черта  личности, которую  подавляют  может  проявляться  в  структуре  девиантного  или  делинквентного  поведения. 

Действия родителей всегда имеют свою цель, а именно - изменить поведение своих детей. Некоторые родители вмешиваются редко. Причём сознательно позволяют ребёнку вести себя так, как он хочет, или просто не обращают на него внимания, не замечая его поведения (приемлемое или неприемлемое). Другие же родители вмешиваются часто, поощряя или наказывая детей за их поведение. Слишком суровые наказания способствуют повышению уровня агрессивности у ребёнка. Например, если родителям не хватает умения научить ребёнка следовать определённым правилам поведения, его манерой становятся неподчинение и пущенные в ход кулаки. Ребенок  усваивает  такой  стиль  поведения  и  в  дальнейшем  транслирует  это  в  общении  со  сверстниками,  другими  взрослыми [7]. 

Можно сделать выводы, что самое главное заключается в том, что родители, которые наказывают детей, могут оказаться для них примером агрессивности. Также дети, которых часто наказывают, будут стремиться избегать родителей или оказывать им сопротивление. Если наказание слишком возбуждает и расстраивает детей, они могут забыть причину, породившую подобные действия. Наказание непосредственно после проступка имеет большую важность, оно будет намного действенней, чем, если родители отсрочат наказание. Наказание будет наиболее эффективным, если его будут применять последовательно, то есть за одно и то же нарушение всегда будет назначаться одна и та же санкция.

Л.С.  Выготский  писал,  что  «Микросоциальная  ситуация  развития, определяемая  особенностями  семейного  воспитания,  составом  семьи  и  позицией  ребенка  в  ней,  является  основой  развития  личности  ребенка,  обеспечивая  формирование  высших  психических  функций  в  процессе  его «врастания в цивилизацию» [6].

Семья  является  основой  для  дальнейшего  развития  ребенка.  Неблагоприятная  семейная  ситуация  приводит  к  формированию  негативных  эмоциональных состояний.

Фактором развития агрессивности  у  подростков  являются  внутрисемейные  отношения,  а  также  тип  семейного  воспитания.

В  рамках  отечественной  научной  методологии  (А.В.  Петровский)  выделяются  четыре  типа  тактик  воспитательных  отношений:  диктат  (авторитаризим), мелочная  опека, невмешательство  в  дела  ребенка  (мирное  сосуществование), сотрудничество, конфронтация  (А.В.  Петровский  рассматривал эту тактику только в 1980 г.).

Диктат рассматривается как систематическое подавление инициативы, игнорирование  интересов  и  мнений  ребенка,  в  результате  такой  тактики ребенок  учится  лицемерить,  обманывать,  грубить.  При  мелочной  опеке удовлетворяются  все  потребности  ребенка,  его ограждают  от  трудностей  и  забот. При  таком  стиле  ребенок  становится  безынициативным и несамостоятельным.  Невмешательство  характеризуется  как  отстраненность  родителей от  интересов  ребенка,  ребенок  впоследствии  эмоционально  отстраняется от  родителей  и  находит  поддержку  вне  дома.  Сотрудничество  является  самым  благоприятным  стилем  взаимодействия  с  ребенком,  при  таком  стиле ребенок  уважает  родителей,  а  они  уважают  его  интересы  и  предъявляют адекватные  требования,  также ребенок  умеет  хорошо  адаптироваться  в  социуме.

При  конфронтации  родители  постоянно  раздражены  своим  ребенком, упрекают  в  мелочах,  высмеивают,  ребенок  же  отвечает  им  грубостью  и злорадно радуется проблемам родителей [3].

Агрессивность  подростков  возникает  при  специфических  внутрисемейных отношениях и типах воспитания.

В.И.  Гарбузов  описал  несколько  типов  дисгармоничного  воспитания ребенка  в  семье,  которые могут привести  к  агрессивности  в  подростковом  возрасте:  эмоциональное  неприятие,  доминирующие,  подавляющее  и  контролирующее  воспитание,  истерически протестное  воспитание, попустительское воспитание [4].

Эмоциональное  неприятие  родителем  ребенка  проявляется  в  отсутствие  эмоциональной  связи  между  родителями  и  подростком [6]. 

Истерически  протестное  воспитание  заключается  в  непоследовательности требований, которые родитель предъявляет ребенку, он похож на протест и обладает высоким риском проявления агрессии со стороны подростка.

Агрессия  как  правило  формируется  в тех  семьях,  где  присутствует  авторитарный  тип  воспитания,  мелочная  опека (гиперпротекционный), отвергающий, конфликтный, истерический.

Таким образом, агрессия - это  деструктивное  поведение,  которое  противоречит  нормам  поведения  людей  в  социуме,  оно  наносит  вред,  приносит  ущерб  и вызывает психологический дискомфорт.

На  становление  агрессивности  подростков влияет  эмоциональная  привязанность  к  родителям,  понимание  ценности  личности, фрустрация потребностей, жестокость и жесткость значащих взрослых.

Также агрессия  проявляется  в  семьях  с  дисгармоничным стилем  воспитания:  авторитарным,  истерическим,  конфликтным,  отвергающим.


Список литературы

1. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М.: Педагогика, 1999.
2. Булатчик Э.Ю. Агрессия в обществе в переходный период //Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов. СПб.: Санкт-Петербургский ун-т, 2003.
3. Бютнер К.А. Жить с агрессивными детьми. М.: Педагогика, 1991.
4. Гарбузов В.И. Воспитание ребенка в семье: Советы психотерапевта. СПб.: КАРО, 2006.
5. Дружинин В.Е. Психическое здоровье детей. М.: ВЛАДОС, 2002.
6. Дружинин В.Е. Психология семьи. М.: ВЛАДОС, 1996.
7. Зинькевич В.О. "Влияние семьи на агрессивное поведение подростка" URL: http://inf.pskgu.ru/projects/pgu/storage/conferences/2015-01/2015-01-05.pdf
8. Лебединский В.В., Никольская О.С. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. М.: Просвещение, 1990.
9. Махортова Г.А. Эмоциональная напряженность. К проблеме диагностики внутренней жизни ребенка // Дошкольное воспитание. 2010.
10. Пасечник Л.В. Семья и проблемы воспитания // Дошкольное воспитание. 2010.
11. Пасечник Л.В. Теоретические и организационные основы психологической помощи детям старшего дошкольного и младшего школьного возраста с умеренными отклонениями в психическом развитии в условиях семьи. Н. Новгород: Феникс, 2007.
12. Севастьянова Т.Р. Избавляемся от агрессии с помощью игр // Дошкольное воспитание. 2008.

Расскажите о нас своим друзьям: