Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия) | Мир педагогики и психологии №06 (47) Июнь 2020

УДК 376.112.4

Дата публикации 18.06.2020

Применение аудио-визуальных и компьютерных технологий в работе с заикающимися дошкольниками в условиях инклюзивного образования

Лисовая Ксения Владимировна
Магистр специального (дефектологического) образования, Московский городской педагогический университет, РФ, г. Москва, greis_tain@bk.ru
Научный руководитель Шашкина Гульнара Рустэмовна
кандидат педагогических наук, доцент, Московский городской педагогический университет, РФ, г. Москва, ShashkinaGR@mgpu.ru

Аннотация: В современном мире перед обществом постоянно возникают такие огромные задачи, как модернизация, совершенствование образовательных услуг, применение в качестве дидактического инструментария в коррекционно-развивающей работе с заикающимися детьми информационно-компьютерных технологий. Одним из самых важных направлений работы с заикающимися дошкольниками выступает создание специализированной среды в системе инклюзивного образования.
Ключевые слова: инклюзивное образование, информационно-компьютерные технологии, темпо-ритмическая организация речевой деятельности

The use of audio-visual and computer technologies in the work with the stuttering preschool children in conditions of inclusive education

Lisovay Kseniya Vladimirovna
Master of special (defectological) education, Moscow city pedagogical University, Russian Federation, Moscow
Scientific adviser Shashkina Gulnara Rustemovna
candidate of pedagogical Sciences, associate Professor, Moscow city pedagogical University, Russian Federation, Moscow

Abstract: The development of the special education system for children with special educational needs in the modern world, including those with a violation of the tempo-rhythmic organization of speech, sets itself the task of finding the necessary methods and techniques for effective teaching and upbringing of children, creating innovative technologies in an inclusive education.
Keywords: tempo-rhythmic organization of speech activity, information and computer technologies, inclusive education

Правильная ссылка на статью
Лисовая К.В. Применение аудио-визуальных и компьютерных технологий в работе с заикающимися дошкольниками в условиях инклюзивного образования // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2020. № 06 (47). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/primenenie-audio-vizualnykh-i-kompyuternykh-tekhnologij-v-rabote-s-zaikayushhimisya-doshkolnikami-v-usloviyakh-inklyuzivnogo-obrazovaniya.html (Дата обращения: 18.06.2020)

В условиях инклюзивного образования перестройка современной системы обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и с нарушением темпо-ритмической организации речевой деятельности, ставит перед собой задачу поиска необходимых методов и приемов эффективной коррекционно-образовательной деятельности детей, формирования инновационных подходов. Поэтому учебные заведения в настоящее время стараются применять в коррекционно-образовательном процессе современные информационные технологии, дистанционное образование, использовать в работе ресурсы Интернета, электронные учебники и справочники.

В настоящее время в образовательных учреждениях наряду с нормативным развитием обучаются дошкольники с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, которые подтверждены психолого-медико-педагогической комиссией[12]. Инклюзия-это процесс развития максимально доступного образования для всех в доступных школах и образовательных учреждениях, развитие процессов обучения с установкой адекватных целей для каждого ребенка, процесс устранения всевозможных барьеров для максимальной поддержки каждого ребенка и полного раскрытия потенциала каждого. Инклюзия — это процесс, где ценятся все различия и многообразие с одной стороны, и процесс создания условий для благотворного общения и взаимной дружбы между людьми [10].

Инклюзивное образование позволяет построить полноценные взаимоотношения между ребенком с особыми потребностями и детьми с нормальным развитием и предоставить возможность получить настоящее образование. Совместное обучение способствует формированию толерантного общества, в котором люди с особыми потребностями могут обладать равными правами с остальными. Эта форма обучения имеет свои достоинства и недостатки [3].

Огромными плюсами такой формы обучения выступают следующие: возможность интеграции в общество наравне со здоровыми детьми. Дети с особыми потребностями могут, также как и дети с нормативным развитием, посещать культурные мероприятия, выставки, музеи. Дети с особыми потребностями получают при инклюзивной форме обучения психологическое, социальное и коррекционное сопровождение в течение всего периода обучения и на протяжении всей своей дальнейшей жизни. Кроме того, происходит полноценное формирование навыков коммуникации и социализации, то есть включения индивида в окружающую его социальную среду через овладение ее социальными правилами и ценностями, которые необходимы ему для полноценной жизни в обществе. Инклюзивное образование способствует формированию у дошкольников таких психологических характеристик, как толерантность, терпимость, милосердие и взаимоуважение. Дети получают при инклюзивной форме обучения полноценное и эффективное образование, для них создана безбарьерная образовательная среда и комфортные условие, необходимые для их обучения [4].

Недостатками инклюзивной формы обучения выступают следующие: психологическая неготовность общества к принятию человека с особыми потребностями, профессиональная некомпетентность специалистов образовательных учреждений, несовершенство системы социальной поддержки и обеспечения лиц с особыми потребностями [4].

При нарушении темпо-ритмической организации речи у детей страдает экспрессивная (внешняя) речевая деятельность, что вызывает у ребенка большие трудности при построении взаимодействия с окружающим его миром.

Коррекционная работа по преодолению нарушения темпо-ритмической организации речевой деятельности у детей дошкольного возраста посредством обычных педагогических методов и приемов не всегда дает положительные результаты. В этом плане большие ресурсные возможности предоставляют информационно-компьютерные технологии, которые в настоящее время приобретают очень большую популярность и активно используются при построении коррекционно-образовательного процесса с детьми, в частности, у которых наблюдается нарушение темпо-ритмической организации речевой деятельности.

Информационно-компьютерные технологии (ИКТ) - это совокупность учебных и методических материалов, программных и технических элементов систем обработки данных, которые применяются в учебном процессе с целью совершенствования деятельности специалистов учреждений образования, а именно, развития, коррекции и диагностики детей [2]. В условиях инклюзивного образования ИКТ выполняют следующие важнейшие функции: компенсаторную, дидактическую и коммуникационную.

Основными формами средств информационно-компьютерных технологий являются: стандартные технологии, доступные форматы данных, вспомогательные технологии, к которым относятся слуховые аппараты, клавиатуры со специальными возможностями, которые предоставляют людям с ограниченными возможностями здоровья возможность улучшить свои функциональные возможности.

Это могут быть компьютерные программы, дидактические компьютерные игры, игры из серии «Учимся говорить правильно». Специализированные компьютерные технологии дают дополнительный спектр возможностей в преодолении речевых дефектов, которые охватывают фонетическую и фонетико-фонематическую сторону речи, просодический компонент и структурно-семантическое оформление высказывания, а также темп, ритм, плавность речи при нарушении темпо-ритмической организации речевой деятельности.

Для всех категорий детей могут применяться виртуальные обучающие среды и обучающее программное обеспечение. Применение таких средств обучения облегчает участие в учебном процессе и общении, создает возможности для индивидуальных занятий каждого конкретного ребенка.

Логопедические занятия, на которых применяются компьютерные технологии, становятся более живыми, интересными, повышают мотивацию ребенка к учебному процессу. Образовательными возможностями ИКТ для ребенка выступают следующие: ребенок может сам наблюдать и анализировать результаты своей работы, он обучается простейшим действиям с компьютером, перед ним открывается возможность сравнивать, экспериментировать, моделировать и классифицировать, происходит переход от игровой к учебной формам деятельности, повышается эмоциональный тонус, что позволяет перевести изучаемый на занятиях материал в долговременную память [9].

Информационно-компьютерные технологии на коррекционно-развивающих занятиях могут быть использованы при проведении артикуляционной гимнастики, как зрительный тренажер, для правильного развития и формирования дыхательной системы, при проведении подготовки руки к письменной форме работы [8]. Компьютерная технология «Игры для Тигры» (авторы материалов Л.Р. Лизунова, З.А. Репиана) представляет собой единый программно-методический комплекс, который содержит компьютерную программу и учебное пособие с пошаговыми рекомендациями по ее применению в образовательном процессе [9]. Программа состоит из четырех блоков: «Звукопроизношение», «Просодика», «Фонематика», «Лексика». Игры для Тигры содержат: упражнение на формирование правильного физиологического и речевого дыхания (постановку сильной и продолжительной воздушной струи); упражнения на звуковой анализ и синтез; лексические упражнения; уроки на ритмичное повторение заданного звука (слога, слова). Всего более 50 упражнений.

Каждое занятие с использованием информационно-компьютерных технологий является комплексным и отвечает индивидуальным возможностям и образовательным потребностям каждого ребенка [5]. Оно состоит из трех основных этапов: подготовительного, основного и заключительного. Подготовительный этап направлен на эмоциональную и физическую подготовку ребенка к его дальнейшей работе с компьютером, осуществляется пальчиковая гимнастика, способствующая овладению навыками мелкой моторики, помогает совершенствовать речевую деятельность, улучшает работоспособность головного мозга, развивает психические процессы, такие, как память, воображение, внимание, мышление, формирует тактильную чувствительность, понижает тревожность, и гимнастика для глаз, которая укрепляет мышечный аппарат глаза и расслабляет мышцы при их спазме. На основном этапе проведения занятия решаются поставленные перед логопедом коррекционно-образовательные цели и задачи. Заключительный этап является своеобразным подведением итогов проделанной работы, снимается эмоциональное, зрительное и мышечное напряжение, которое достигается путем дыхательных упражнений и физминутки.

Мультимедийный комплекс по коррекции заикания «BreathMaker» основан на новейшей методике в системе устранения нарушения темпо-ритмической организации речи. Комплекс рассчитан на 30 занятий, продолжительность по 20-30 минут. Занятия проходят в два основных этапа. Читается любой текст и затем дети путем пересказа или рассказа отрабатывают навыки связной речи. Комплекс перестраивает речь ребенка, развивает и совершенствует, нормализует ее тем и ритм, формирует правильную голосоподачу и дыхание. Интерактивный портал для специалистов и родителей «Мерсибо» рекомендуется родителям для проведения домашних занятий. Это 90 игр для правильного развития речи, памяти, мышления, внимания, кругозора, обучения чтению и счету, подготовки к школе и успешной учебе. Применение на занятиях с детьми игр интерактивного портала «МЕРСИБО» в образовательном процессе с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования предоставляют возможность повысить качество образовательного процесса, выводя его на совершенно новый уровень. Игры образовательного портала «Мерсибо» являются современными и многофункциональными. Детям они очень нравятся, а положительные эмоции обеспечивают лучшее усвоение учебного материала. В логопедической работе также широко используются аудиовизуальные презентации. Это удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Преимуществами презентации являются: наглядность, удобство, простота и быстрота, что способствует комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала.

Для устранения нарушения темпо-ритмической организации речевой деятельности широко применяются также разнообразные лечебные вспомогательные устройства. В настоящее время существует четыре типа аппаратов, которые изменяют акустические характеристики речевой деятельности: «звукоусиление», «отставленная речь», «заглушение», ритмизация или «ЭХО». Аппараты помогают уменьшить судорожные проявления, сопутствующие заиканию у детей, и нарушения звукопроизношения. Для детей с заиканием еще со времен древнегреческого ученого Демосфена известен эффект от лечения методом фоновых шумов, который носит название «Звукозаглушение». Данный метод использует равномерный фоновый звук «БЕЛЫЙ ШУМ», по своим акустическим характеристикам напоминающий звук прибоя. Но метод звукозаглушения подходит не всем детям. Многие заикающиеся дети могут плохо переносить шум. У некоторых категорий детей он вызывает головные боли, тревогу, раздражительность, чрезмерную усталость. В целом, метод приносит положительные результаты, он помогает восстановить у детей речевые отклонения.

«Звукоусиление», как метод устранения заикания, был предложен советским невропатологом В.А. Раздольским в 1965 году. В основе метода лежит изменение привычной громкости собственной речи. При использовании звукоусиления ребенок с заиканием слышит свою правильную речь, это ускоряет постановку и выработку положительных рефлексов свободной, ненапряженной речи. Благодаря использованию аппаратов по звукоусилению дети с заиканием могут меньше напрягать мускулатуру, что оказывает положительное воздействие на плавность речи. «Метроном, или метод ритмической стимуляции речи. В 1828 году французский врач Коломбо создал в Париже первый в мире отофонетический институт для лечения нарушений речи. Он предложил следующий метод лечения заикания. В начале детям предлагалось говорить c распевом, а затем читать и пересказывать прочитанный текст под размеренные удары метронома. Коломбо придавал особое значение усвоению навыка изменения темпа и ритма речи. Основой его метода служили ритмическое дыхание и речь. Исследования Коломбо получили всеобщее признание. «ЭХО, или эффект отставленной речи. Этот эффект был открыт в 1952 году. Эффект отставленной речи связан с нарушением обратной слуховой связи, то есть говорящий слышит свою речь с запаздыванием. Механизм воздействия эффекта «ЭХО» можно объяснить тем, что у детей с заиканием ускорена обратная слуховая связь и ее специальное замедление приводит к общему улучшению речевой деятельности. Благодаря применению аппарата «ЭХО» у детей с заиканием речь замедляется, увеличивается сила голоса, улучшается артикуляция звуков речи, исчезает чувство страха и неполноценности. В настоящее время большую популярность приобрели компьютерные программы, которые используют в своей работе эффект «Видимой речи». Основными задачами этой программы являются выработка продолжительного речевого выдоха, правильная постановка интонационно-мелодической стороны речи и регуляция процесса паузирования. С помощью программы на экране компьютера можно увидеть в ярких. Живых и доступных для ребенка образах все акустические компоненты речи. Она включает в себя следующие модули: «Длительный речевой выдох», «Изменение высоты голоса», «Интонация». «Громкость и высота».

Первоначальное знакомство ребенка с программой обеспечивает модуль «Наличие звука», который также позволяет измерить продолжительность речевого выдоха в секундах. Для контроля и правильной отработки громкости речи предназначен модуль «Громкость» программно-аппаратного комплекса «Видимая речь». Он позволяет эффективно работать над дифференциацией, то есть различением звонких и глухих согласных, способствует ребенку в произнесении звуков различной громкости, при этом можно наблюдать за изменением рисунка на экране компьютера. Упражнения модуля «Речевой выдох» дают возможность ребенку отработать плавный, продолжительный или же, наоборот, короткий, быстрый выдох, измерять силу и продолжительность речевого выдоха и голоса в секундах. Модуль позволяет увеличить физиологические возможности дыхательного аппарата, сформировать продолжительный фонационный выдох, выработать правильное диафрагмально-реберное дыхание с элементами релаксации. Для правильного формирования ритмико-слоговой структуры речи и корректировки нарушений ее плавности и слитности, организации ритмических упражнений активно используется модуль «Включение голоса». Отработать фонему с целью получения наилучшего качества произношения позволяет модуль, который носит название «Автоматизация фонемы». Ребенку предлагается повторить уже заранее записанную фонему. Модуль «Автоматизация фонемы» использует очень интересную игровую форму представления материала: на экране компьютера виден «фермер», который поднимается по лестнице и сбрасывает вниз апельсины только, если пациент правильно произносит фонему, она должна совпадать по своим акустическим характеристикам с предложенным образцом. Следующий модуль» Цепочки фонем», предоставляет возможность ребенку работать не с одной фонемой, а с несколькими сразу. На протяжении всей работы с данным модулем можно наблюдать и анимационную программу, и звуковое сопровождение, которые дают дополнительную мотивацию к учебным действиям у пациента. Очень познавательным в плане работы с оттенками отдельных звуков выступает модуль программного комплекса «Видимая речь», который носит название «Спектр звука». Пациент имеет возможность произносить звуки перед зеркалом и в этом модуле, видеть на экране компьютера совокупность волн, на которые можно разложить звук, окрасить его каким-либо цветом и работать над своим произношением, при этом чередуя образцовый график логопеда со своим графиком. В качестве рекомендаций по использованию информационно-компьютерных технологий в коррекционно-образовательном процессе при работе с заикающимися детьми выступают следующие: занятия должны обязательно проводиться только в присутствии логопеда, который несет полную ответственность за безопасность ребенка, изображение на экране должно быть ярким и доступным, общая продолжительность занятий с ребенком старшего дошкольного возраста должна быть 25-30 минут, из которых 5-7 минут отводится подготовительному этапу, остальное время может быть уделено показу мультимедийных средств: презентаций, слайд-шоу и альбомов, занятия с применением информационно-компьютерных технологий необходимо чередовать с традиционными методами работы, чтобы у детей не терялся интерес к занятиям.

Таким образом, использование информационных компьютерных технологий в коррекционно-образовательном процессе с детьми, у которых имеется нарушение темпо-ритмической организации речевой деятельности позволяет обновить содержание образовательного процесса, способствует положительному эмоциональному состоянию детей в процессе занятий, значительно повышает эффективность работы логопеда. Они позволяют продуктивно осуществлять целесообразную организацию познавательной деятельности, способствуют выработке положительной мотивации учащихся к получению новых знаний и умений, а также повышают уровень самообразования ребенка, позволяют сформировать творческие и интеллектуальные способности и научиться работать с различными источниками информации.


Список литературы

1. Белякова Л.И. Основные логопедические технологии формирования плавной речи у заикающихся // Дефектология. - 2001. - №4. - С.49-53.
2. Гаркуша Ю.Ф., Черлина, Н.А., Манина, Е.В. Новые информационные технологии в логопедической работе// Логопед. -№ 2. -С.34.
3. Инклюзивное образование: идеи, перспективы, опыт [Текст] / сост. Л. В. Голубева. - Волгоград: Учитель, 2011. - 95 с.: табл.; 20 см. - (Управление современной школой).
4. Инклюзивное образование: проблемы совершенствования образовательной политики и системы: Материалы международной конференции. 19-20 июня 2008 года. – СПб: Изд-во РПГУ им. А.И. Герцена, 2008.
5. Королевская Т.К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски // Дефектология. -№ 1.-С.47.
6. Комарова Т.С., Комарова И.И., Туликов А.В. Информационно коммуникационные технологии в дошкольном образовании. -М.: Мозаика Синтез,2011. -168 с.
7. Красильникова В.А. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебное пособие / В.А. Красильникова. -М.: ООО «Дом педагогики», 2006. -231 с.
8. Кукушкина О.И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы, поиски, подходы // Дефектология. -№ 5.-С.45.
9. Лизунова Л.Р. Использование информационно-коммуникационных технологий в логопедической работе. - М., 2007.-86 с.
10. Шашкина Г.Р. «Плюсы» и «минусы» инклюзивного образования в общеобразовательной школе/ Cост. О.Г. Приходько, Е.В. Ушакова, А.А. Гусейнова, О.В. Титова, Н.Ш. Тюрина. - М., 2014.-80-86 с.
11. Шашкина Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками : учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / Г.Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И. А. Зимина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2014. — 256 с. — (Сер. Бакалавриат).
12. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержден приказом МО и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155.
13. Алехина С.В. Инклюзивное образование в России [Электронный ресурс] // Материалы проекта «Образование, благополучие и развивающаяся экономика России, Бразилии и Южной Африки». URL: http://psyjournals.ru/edu_economy_wellbeing/issue/36287.shtml (дата обращения:10.05.2020)

Расскажите о нас своим друзьям: