Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры | Мир педагогики и психологии №03 (92) Март 2024

УДК 37.013

Дата публикации 18.03.2024

Студенческий спорт как инструмент формирования позитивного социального взаимодействия и эмоциональной стабильности

Максименко Виктория Георгиевна
Старший преподаватель кафедры физической культуры и спорта Сочинского государственного университета, viktoriya240477@yandex.ru
Иванов Николай Александрович
преподаватель кафедры физической культуры и спорта Сочинского государственного университета, директор учебно-оздоровительного центра, ivanovnik45@yandex.ru
Волков Андрей Владимирович
Старший преподаватель кафедры физического воспитания Санкт-Петербургского государственного морского технического университета, Andreyjudo1973@yandex.ru

Аннотация: В данной научной статье рассматривается роль студенческого спорта как инструмента формирования позитивного социального взаимодействия и эмоциональной стабильности среди студентов высших учебных заведений. Целью исследования является выявление связи между участием в спорте и уровнем социальной активности и психологическим состоянием в студенческой среде. В статье подчеркивается важность поддержки и развития спортивных программ в высших учебных заведениях для развития навыков работы, создания благоприятной обстановки, укрепления дружеских отношений и повышение уровня доверия между участниками образовательной среды.
Ключевые слова: спорт, здоровье, физическая активность, социальное взаимодействие, эмоциональная устойчивость, студенческие команды, образовательный процесс.

Student sports as a tool for forming positive social interaction and emotional stability

Maksimenko Victoria Georgievna
Senior Lecturer at the Department of Physical Culture and Sports, Sochi State University
Ivanov Nikolay Alexandrovich
Lecturer, Department of Physical Culture and Sports, Sochi State University, Director of the Educational and Health Center
Volkov Andrey Vladimirovich
Senior Lecturer, Department of Physical Education, St. Petersburg State Maritime Technical University

Abstract: This scientific article examines the role of student sports as a tool for the formation of positive social interaction and emotional stability among students of higher educational institutions. The purpose of the study is to identify the connection between participation in sports and the level of social activity, the impact of sports activity on the psychological state (production of endorphins, improved mood, control of emotions and increased self-esteem) among students. The article emphasizes the importance of supporting and developing sports programs in higher education institutions for developing work skills, creating a favorable environment, strengthening friendly relations and increasing the level of trust between participants in the educational environment.
Keywords: sport, health, physical activity, social interaction, emotional stability, student teams, educational process.

Правильная ссылка на статью
Максименко В.Г., Иванов Н.А., Волков А.В. Студенческий спорт как инструмент формирования позитивного социального взаимодействия и эмоциональной стабильности // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2024. № 03 (92). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/studencheskij-sport-kak-instrument-formirovaniya-pozitivnogo-sotsialnogo-vzaimodejstviya-i-emotsionalnoj-stabilnosti.html (Дата обращения: 18.03.2024)

Введение

Спорт является важным аспектом жизни, который способствует физическому развитию и оказывает значительное влияние на социальные и эмоциональные аспекты жизни общества.

Студенческий спорт является неотъемлемой частью университетской жизни, предоставляя студентам возможность не только физического развития, но и социальной активности. В настоящее время все больше ученых обращают внимание на важность спорта, как инструмента формирования позитивного социального взаимодействия и эмоциональной стабильности студенческой среды [1].

По мнению Шлыкова А.В. «для студенческой молодежи физические занятия и спорт имеют особое значение. Непрерывная учебная работа, экзаменационные и зачетные сессии с их напряженной нагрузкой, учебные и производственные практики – всё это требует от студентов хорошего физического и психического здоровья» [2].

Участие в спортивных мероприятиях способствует формированию позитивного социального взаимодействия среди студентов «так, участие в игровых дисциплинах способствует гармоничному воспитанию всех основных физических качеств. Регулярные занятия играми воспитывают способность к устойчивости эмоционального состояния в условиях острой спортивной борьбы, улучшают функции вестибулярного аппарата, способствуют совершенствованию точности движений, увеличению поля зрения игроков. Командные спортивные игры воспитывают умение подчинить личные интересы интересам коллектива, взаимопомощь и дисциплина» [3].

Теоретико-методологической базой исследования о влиянии студенческого спорта на социальное взаимодействие и эмоциональную стабильность студентов послужили [4]:

- социальная теория;

- психологическая теория;

- спортивная психология;

- эмпирические исследования.

Данное исследование опирается на социальные теории (теория социализации, теория социального взаимодействия или теория социальной поддержки), чтобы понять, как участие в спортивных мероприятиях может влиять на социальные отношения студентов в образовательной среде. Основные аспекты психологической теории (теория самоэффективности, теория стресса или теория самоидентификации) использованы для анализа влияния студенческого спорта на эмоциональное состояние и психологическое благополучие студентов.

Основополагающие принципы спортивной психологии (мотивация, концентрация, управление стрессом и самосознание) применяются для изучения психологических аспектов участия студентов в спортивных мероприятиях. Для уточнения гипотез и выводов данное исследование обращает внимание на результаты предыдущих эмпирических исследований, социальных отношений и психологического благополучия в области студенческого спорта.

Результаты исследований подтверждают положительное влияние студенческого спорта на социальные навыки и эмоциональную устойчивость (студенты, участвующие в спортивных мероприятиях, имеют более высокий уровень самооценки и лучше справляются со стрессом), а спортивные команды способствуют формированию дружественных отношений и коллективного сотрудничества.

Методика исследования включает качественные и количественные методы сбора данных (наблюдения и статистический анализ данных), методы социологического и психологического исследования, позволяющих выявить положительное влияние студенческого спорта на социальное взаимодействие студентов, что проявляется в формировании дружеских связей, командном духе и социальной активности. Участие в спортивных мероприятиях положительно влияет на эмоциональную стабильность студентов, способствуя снижению уровня стресса и повышению самооценки.

Игошев М.В. считает, что «в процессе анализа современных отечественных подходов к трактовке роли командного спорта в преодолении стресса у молодых спортсменов и школьников были выявлены и адаптированы к социальным условиям обучения в российских высших учебных заведениях те психологические подходы в рамках спортивной психологии, которые могут помочь отечественным спортивным педагогам и тренерам создать благоприятную социальную и психологическую обстановку в учебных группах и в процессе спортивных занятий с тем, чтобы обеспечить студентам, особенно младших курсов, как можно более легкое и психологически комфортное вхождение в новую социальную среду вуза» [5].

Командные игры (футбол, баскетбол, волейбол и др.), представляют собой эффективный способ развития не только физических навыков, но и социальных качеств у студентов. В ходе научных исследований выявлено, что участие в командных играх способствует развитию таких важных навыков, как коммуникация, сотрудничество, лидерство и управление конфликтами [6].

Рассмотрим роль одиночных видов спорта и командных игр в развитии социальных навыков на примерах:

Участие в командных играх требует от участников сотрудничества, коммуникации и взаимопонимания, что способствует укреплению дружеских отношений, развитию навыков работы в студенческом коллективе и повышению уровня доверия между участниками. В данном примере спорт объединяет всех студентов, помогая создавать благоприятную атмосферу в высшем учебном заведении. В данном примере активно задействованы психические процессы мышления, внимания и рефлексии, эмоции, чувства, переживание.

Игроки студенческой баскетбольной команды работают вместе для достижения общей цели - победы в матче, обмениваются пасами на поле и поддерживают друг друга, разрабатывают общие стратегии для победы. В данном примере активно задействованы психические процессы мышления, внимания и рефлексии, эмоции, чувства.

Студенческая футбольная команда проводит регулярные тренировки и участвует в соревнованиях. В процессе совместной работы над общей целью игроки учатся доверять друг другу, поддерживать товарищей по команде и решать возникающие проблемы вместе. В данном примере активно задействованы психические процессы мышления, внимания и рефлексии, эмоции, чувства.

Занятия спортом способствуют поддержанию эмоциональной стабильности среди студентов, а физическая активность способствует выработке эндорфинов – гормонов радости, улучшающих настроение, которые помогают справляться со стрессом. Таким образом, регулярные тренировки помогают студентам контролировать свои эмоции, повышать самооценку и улучшать психологическое состояние [7].

Студентка, занимающаяся йогой, отмечает, что после занятий она чувствует себя более спокойной и сосредоточенной и это помогает ей справляться с учебными нагрузками и повседневными стрессовыми ситуациями в высшем учебном заведении. В данном примере активно задействованы психические процессы мышления, внимания и рефлексии.

Рассмотрим роль спортивных программ на примере университета:

Пример 1. Программа «Спорт для всех» в университете МГИМО предоставляет возможность студентам принять участие в спортивных мероприятиях (независимо от уровня подготовки). Регулярные тренировки и соревнования способствуют формированию командного духа и укреплению дружеских связей, «на тренировках будет присутствовать инструктор, который сможет проконтролировать технику выполнения упражнений и помочь с выбором направления физической нагрузки» [8].

Студенческий спорт может стать платформой для организации общественно значимых мероприятий, направленных на поддержку социальных и благотворительных инициатив. В настоящее время многие высшие учебные заведения организуют благотворительные спортивные события (сбор средств на участие в волонтерских проектах). Рассмотрим примеры:

Пример 1. Спортивный студенческий марафон – ежегодное соревнование, организованное студенческим союзом или благотворительной организацией, с целью сбора средств на поддержку студентов, нуждающихся в финансовой помощи (участники марафона принимают участие в беге, велопробеге, играх на открытом воздухе и других спортивных мероприятиях).

Пример 2. Турнир по мини-футболу – благотворительное соревнование по футболу, организованное студенческими объединениями или спортивными клубами университетов. Средства, собранные от участников и зрителей направляются на поддержку благотворительных проектов.

Пример 3. Велопоездка – мероприятие, приуроченное к сбору средств на поддержку местного образования или студенческих инициатив (участники на велосипедах совершают определенный маршрут, собирая пожертвования от спонсоров и зрителей).

Пример 4. Теннисный турнир – благотворительное соревнование по теннису среди студентов российских университетов. Средства, собранные от участников и партнеров мероприятия направлены на поддержку студентам в трудной жизненной ситуации.

Пример 5. Фитнес-марафон – спортивное мероприятие, нацеленное на сбор средств на поддержку здоровья и благополучия студентов (участники принимают участие в различных фитнес-тренировках, собирая пожертвования).

Данные спортивные мероприятия способствуют развитию спортивных навыков студентов и помогают понимать важность социальной ответственности и взаимопомощи, а организация общественно значимых мероприятий через студенческие спортивные мероприятия способствует развитию лидерских качеств у студентов. Участие в планировании и проведении спортивных мероприятий требует организационных навыков, коммуникативных способностей и способности работать в студенческом коллективе, что помогает приобретать ценный опыт в будущей профессиональной деятельности.

Таким образом, результаты исследования подтверждают важность студенческого спорта как средства развития социальных навыков и поддержания устойчивого психологического состояния, а полученные данные могут быть использованы для улучшения программ поддержки студенческого спорта и повышения качества жизни в студенческой среде. Спортивные занятия и тренировки способствуют не только физическому развитию и эмоциональной устойчивости студентов, но и играют важную роль в организации общественно значимых мероприятий. Поддерживая социальные и благотворительные инициативы через спортивные мероприятия, университеты создают полезную среду для развития лидерских качеств, социальной ответственности и взаимопомощи среди студентов.

Заключение

Студенческий спорт играет важную роль в формировании позитивного социального взаимодействия и эмоциональной стабильности среди студентов. Поддержка и развитие спортивных программ в высших учебных заведениях является важным шагом для создания благоприятной обстановки и повышения общего благополучия студенческой среды. Командные игры значительно влияют на развитие социальных навыков, сплоченности и взаимодействия участников спортивных мероприятий. Научные исследования подтверждают важность участия в командных играх для формирования психологических и социальных аспектов личности студентов. Дальнейшие исследования в области спорта могут помочь расширить общее понимание роли командных игр в развитии социальных навыков участников образовательной среды.


Список литературы

1. Мисникевич Е. А. Спорт – одаренность или сила воли? Психологические аспекты и ошибки в воспитании юных спортсменов // Вестник Института мировых цивилизаций. 2017. № 16. С. 68-73.
2. Лукащук В.И. Деятельность муниципальных органов власти по реализации программ развития массового спорта // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2022. №7-2. – С. 196-199.
3. Дмитриева Ю.В., Дмитриев С.И., Реализация государственной образовательной политики в области физической подготовки студентов вузов // Вестник УМЦ. 2017. №16. – С. 7-12.
4. Шлыков А.В., Студенчество и спорт // Вестник УМЦ. 2017. №16. – С. 53-59.
5. Игошев М. В. Занятия спортом как инструмент преодоления стрессовых ситуаций у студентов высших учебных заведений // Соврем. проблемы науки и образования. – 2017. – № 6. – С. 235.
6. Ищенко М.М., Инновационная составляющая индустрии физической культуры и спорта // Вестник УМЦ. 2017. №16. – С. 12-17.
7. Камилов М.А., Эмоциональная устойчивость как фактор, обеспечивающий достижение высоких результатов в профессиональной деятельности спортсменов // Вестник ГУУ. 2014. №17. – С. 300-306.
8. Перевалов А.Н., Студенческое здоровье: опыт и технология его сбережения // Вестник УМЦ. 2017. №16. – С. 30-37.

Расскажите о нас своим друзьям: