Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №03 (92) Март 2024
УДК 378.4
Дата публикации 18.03.2024
Прикладные аспекты формирования профессиональной субъектности будущих педагогов в процессе изучения педагогических дисциплин
Дмитроченко Татьяна Вячеславовна
старший преподаватель кафедры педагогики профессионального образования, Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет, РФ, г. Комсомольск-на-Амуре, bossyblond7@mail.ru
Аннотация: В статье рассмотрены прикладные аспекты формирования профессиональной субъектности будущих педагогов в процессе изучения педагогических дисциплин. Обоснована важность рассмотрения феномена профессиональной субъектности в государственных нормативно-правовых документах, а также в трудах ученых. В статье представлено авторское определение понятия «профессиональная субъектность будущего педагога», перечислены направления организации работы по формированию профессиональной субъектности будущих педагогов в рамках изучения педагогических дисциплин. Наиболее подробно в статье рассмотрено направление, связанное с формированием умений студентов работать с профессионально-педагогической информацией (научные тексты).
Ключевые слова: субъектность, профессиональная субъектность, профессиональная субъектность будущего педагога, будущий педагог, педагогические дисциплины, формирование, профессионально-педагогическая информация.
Senior Lecturer at the Department of Pedagogy of Vocational Education, Amur Humanitarian and Pedagogical State University, RF, Komsomolsk-on-Amur,
Abstract: The article examines the problems of forming the professional subjectivity of future teachers in the process of studying pedagogical disciplines. The importance of considering the phenomenon of professional subjectivity in state regulatory documents, as well as in the works of scientists, is substantiated. The article presents the author's definition of the concept of “professional subjectivity of a future teacher” and lists the directions for organizing work on the formation of professional subjectivity of future teachers within the framework of the study of pedagogical disciplines. The article examines in most detail the area related to the formation of students’ skills to work with professional and pedagogical information (scientific texts).
Keywords: subjectivity, professional subjectivity, professional subjectivity of the future teacher, future teacher, pedagogical disciplines, formation, professional pedagogical information.
Дмитроченко Т.В. Прикладные аспекты формирования профессиональной субъектности будущих педагогов в процессе изучения педагогических дисциплин // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2024. № 03 (92). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/prikladnye-aspekty-formirovaniya-professionalnoj-subektnosti-budushhikh-pedagogov-v-protsesse-izucheniya-pedagogicheskikh-distsiplin.html (Дата обращения: 18.03.2024)
Современному обществу нужен педагог, обладающий активной жизненной позицией, способный быть субъектом собственной деятельности, на высоком профессиональном уровне реализующий профессионально-педагогические функции, способный осуществлять саморазвитие в условиях непрерывно меняющегося общества.
Требования к личности и профессиональной компетентности современного конкурентоспособного специалиста сферы образования отражены во многих государственных документах: Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)») [1], Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования [2], Национальный проект «Образование» [3] и др. В данных документах отмечена важность формирования у будущих педагогов субъектных качеств личности, необходимых для выполнения профессионально-педагогических функций на высоком профессиональном уровне. Так, например, в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) указаны такие компетенции, как: «УК-1. Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач», «УК-3. Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде» [2] и др.
Вопросы, связанные с профессиональной субъектностью будущих педагогов, отмечены также и в работах таких исследователей, как О.М. Бабич, Е.Н. Волкова, М.В. Исаков, А.Д. Кариев, Л.Г. Майдокина, А.К. Маркова, И.А. Серегина, Н.Н. Старостина и др.
Так, например, А.Д. Кариев определяет субъектность студента как «интегративное личностное качество», характеризующееся его активностью и «готовностью принимать ответственные решения в нестандартных жизненных ситуациях» [4, с. 13]. Н.Н. Старостина связывает субъектность студента с его активностью, саморазвитием и направленностью на самореализацию в учебно-профессиональной деятельности [5]. И.А. Серегина связывает субъектность студента со способностью выполнять профессиональные функции на высоком уровне качества [6].
Автором данной статьи под профессиональной субъектностью будущего педагога понимается интегративное качество его личности, проявляющееся в способности осуществлять самостоятельный осознанный выбор средств и приемов освоения профессии педагога, проявлять активную позицию в решении профессионально-педагогических задач и в освоении содержания педагогического образования.
Экспериментальная работа проводилась со студентами вторых курсов ФГБОУ ВО «Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет», обучающихся по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)». В экспериментальную группу вошло 60 студентов (контрольную группу составило 62 человека), с которыми ранее не велась целенаправленная работа по формированию профессиональной субъектности.
Формирование профессиональной субъектности будущих педагогов осуществлялось в рамках изучения дисциплин «Педагогика» и «Основы вожатской деятельности» с экспериментальной группой студентов. Работа была организована в нескольких направлениях: умения работать с профессионально-педагогической информацией, умение решать профессионально-педагогические задачи, составлять конспекты классных часов и внеурочных занятий, технологические карты уроков, организовывать педагогическое взаимодействие с детьми на практике и пр.
Рассмотрим подробней одно из направлений в формировании профессиональной субъектности будущих педагогов – умение работать с профессионально-педагогической информацией (научные тексты).
Направление, связанное с формированием умений работать с научными текстами, предполагало, прежде всего, развитие умений критического мышления будущего педагога, поскольку работа студентов с научными текстами направлена не только на формирование активной позиции и способности быть инициатором собственной деятельности, но и позволяет развивать умения критического мышления, необходимые для эффективной работы с информацией (анализ информации, оценка ее достоверности, формулирование суждений, отграничение фактов от суждений и допущений и др.). Данную работу мы можем условно разделить на три этапа: формирование умений по работе с понятиями научного текста, формирование умений работать со структурой научного текста, формирование умений представлять собственный научный текст на основе освоения научного стиля речи.
Рассмотрим, в том числе, один из этапов – формирование умений по работе с понятиями научного текста. Для этого в рамках изучения студентами дисциплины «Педагогика» были использованы следующие упражнения, направленные на формирование умений студентов работать с понятиями. Так, например, при изучении темы «Взаимоотношение педагогической науки и практики как методологическая проблема» студентам было дано задание: сравнить несколько определений понятия «наука», взятых из разных источников; в каждом определении подчеркнуть ключевые слова (словосочетания), которые раскрывают смысл рассматриваемого понятия; определить сходства и различия данных определений, заполнив схему «Общее – уникальное»; сформулировать собственное определение и выразить отношение к рассматриваемому феномену.
По итогам анализа работ обучающихся, проведенного в конце данного этапа, а также педагогического наблюдения, используя процентное распределение, были сделаны следующие выводы.
Студенты, демонстрирующие высокий уровень сформированности профессиональной субъектности (25 %), справились с заданием быстро, проанализировали 5 представленных определений понятия «наука», подчеркнули верные ключевые слова, заполнили схему «Общее – уникальное», сформулировали собственное определение, кратко выразили свое отношение к изучаемому феномену.
Студентам со средним уровнем сформированности рассматриваемого качества (50 %) потребовалось больше времени, чтобы справиться с заданием. Основные трудности они испытали при выражении собственного отношения к феномену науки, некоторые из них боялись выразить собственную позицию, считая свое мнение неправильным, противоречащим другим позициям.
Студентам с низким уровнем профессиональной субъектности (25 %) понадобилось гораздо больше времени на выполнение этого задания, чем всем остальным. Они испытали трудности в заполнении схемы «Общее – уникальное», не смогли грамотно сформулировать собственное определение, полученное в результате уже проведенного анализа представленных формулировок. Часть студентов (15 %) предприняла попытку выразить собственное мнение к изучаемому феномену, однако эти мысли были бессвязны и не соответствовали цели задания. Остальные студенты (10 %) к этому заданию не преступили, что, по мнению исследователя, связано с недостаточностью знаний студентов по изучаемой теме, несформированностью профессиональной позиции и нерешительностью сделать попытку выразить собственное мнение.
Обучающимся, помимо уже рассмотренных, предлагались следующие задания: самостоятельно найти несколько определений понятия; объяснить значение неизвестного понятия на основе уже имеющихся знаний; выбрать одно определение понятия для запоминания и аргументировать свой выбор; начертить схему, которая бы отражала взаимосвязь понятий изучаемой темы; самостоятельно определить список терминов для коллоквиума; заполнить педагогический словарь, заполнить схему «Общее-уникальное», сравнив несколько определений одного понятия; заполнить кластер по основным понятиям темы и другие.
При выполнении предложенных заданий у студентов обозначилась динамика в формировании таких умений критического мышления и субъектных качеств личности, как всесторонний анализ и оценка информации, формулирование собственных суждений, поиск аргументов для доказательства собственной педагогической точки зрения, умение грамотно выразить свою точку зрения, выслушать собеседника, сделать необходимые выводы и др.
В процессе педагогического наблюдения было выявлено, что течение года студенты охотно работали с понятиями, с интересом выполняли разнообразные задания, некоторые из них (10 %) даже самостоятельно придумывали новые задания и формы работы с понятиями. У студентов данные задания вызывали живой отклик и интерес, во время занятий большинство из них придумывали новые задания, направленные на работу с понятиями, предлагали их преподавателю и ребятам группы.
Необходимо также отметить, что студенты экспериментальной группы к концу учебного года предоставили качественные, правильно оформленные словари педагогических терминов, изученных в течение года, достаточно успешно написали терминологический диктант, применив умения работать с понятиями.
Таким образом, можно сделать следующие выводы.
Во-первых, профессиональная субъектность будущего педагога является профессионально важным качеством будущего конкурентоспособного специалиста сферы образования, способного на высоком уровне качества выполнять профессиональные функции в соответствии с профессиональным стандартом и другими нормативно-правовыми документами, в которых изложены требования к личности и профессиональной компетентности современного педагога.
Во-вторых, для формирования профессиональной субъектности будущих педагогов в процессе изучения ими педагогических дисциплин были предложены разные направления: работа с профессионально-педагогической информацией, составление конспектов классных часов и внеурочных занятий, технологических карт уроков, организация педагогического взаимодействия с детьми в рамках профессиональных проб и пр.
В-третьих, одним из важных направлений, рассмотренных в данной статье, выступило формирование умений студентов работать с профессионально-педагогической информацией. Условно это направление было разделено на три этапа: формирование умений по работе с понятиями научного текста, формирование умений работать со структурой научного текста, формирование умений представлять собственный научный текст на основе освоения научного стиля речи. Данное направление является важным и актуальным, поскольку позволяет будущему педагогу выработать приемы работы с различными видами профессиональной информации, сформировать собственную педагогическую позицию, умения аргументации и работы в коллективе.
Подводя итоги реализации первого этапа (формирование умений по работе с понятиями научного текста), можно сделать вывод, что большинство студентов (демонстрирующих высокий и средний уровни сформированности профессиональной субъектности) успешно справлялись с предложенными заданиями, выражая собственную позицию, обосновывая свой выбор и демонстрируя творческий подход к выполнению поставленных задач.
Список литературы
1. Приказ. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» / Министерство труда России от 18.10.2013 № 544н [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/01.001.pdf
2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) [Электронный ресурс]. – [утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.02.2018 №125: зарегистрировано в Минюсте России 15 марта 2018 г. №50358]. – Режим доступа: http://fgosvo.ru/440305
3. Национальный проект «Образование» [Электронный ресурс] // Министерство Просвещения Российской Федерации. – Режим доступа: https://edu.gov.ru/national-project
4. Кариев, А.Д. Становление субъектности студента с использованием интерактивных образовательных технологий в вузе : автореферат дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Кариев Адлет Дюсембаевич. – Махачкала: Дагестанский государственный педагогический университет, 2020. 24 с.
5. Старостина, Н.Н. Амплификация профессиональной субъектности будущих лингвистов посредством технологии развития критического мышления : автореферат дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Старостина Наталья Николаевна. – Ульяновск: Ульяновский государственный университет, 2021. – 30 с.
6. Серегина, И.А. Психологическая структура субъектности как личностного свойства педагога: автореф. … канд. психол. наук: 19.00.07 / Серегина Илона Альбертовна. – Москва, 1999. – 24 с.
7. Профессиональная подготовка будущего педагога в условиях гуманитарного вуза: региональный аспект: монография / В.И. Амбросова, А.В. Бакина, М.Н. Бурмистрова [и др.]; под редакцией А.А. Шумейко. - Комсомольск-на-Амуре: АмГПГУ, 2023. 273 с.