Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №03 (92) Март 2024

УДК 378:81

Дата публикации 17.03.2024

Геймификация как инновационный метод и мотиватор в обучении иностранному языку

Алиева Адиля Рустамовна
Магистр филол. обр, старший преподаватель кафедры прикладной и фундаментальной лингвистики, Кыргызский государственный университет им.И.Арабаева, КР, г.Бишкек, alievaadilya875@gmail.com
Дылдаева Эльзат Каныбековна
Магистр филол. обр, старший преподаватель кафедры прикладной и фундаментальной лингвистики, Кыргызский государственный университет им.И.Арабаева, КР, г.Бишкек, elzat.kanybekovna87@gmail.com
Ахметова Эвроазия Дамировна
Старший преподаватель кафедры прикладной и фундаментальной лингвистики, Кыргызский государственный университет им.И.Арабаева, КР, г.Бишкек, ahmetova8888@mail.ru

Аннотация: В статье рассматривается применения геймификации в процессе изучения иностранного языка. Авторами приводится концепт геймификации, а также ряд современных трендов связанные с развитием геймификации. В статье подчеркивается, что использование элементов геймификации в образовательном процессе является актуальным направлением в современном образовании. Отмечается, что использование геймификации повышает учебную мотивацию учащихся за счет создания у них интереса к достижению целей с помощью элементов, характерных для игр.
Ключевые слова: геймификация, мотивация, нетрадиционный метод обучения, инновации, инновационный подход.

Gamification as an innovative method and motivator in teaching a foreign language

Alieva Adilya Rustamovna
Master of Philological Education, senior lecturer of Fundamental and Applied Linguistics department, I.Arabaev Kyrgyz State University, Kyrgyzstan, Bishkek
Dyldaeva Elzat Kanybekovna
Master of Philological Education, senior lecturer of Fundamental and Applied Linguistics department, I.Arabaev Kyrgyz State University, Kyrgyzstan, Bishkek
Akhmetova Evroaziia Damirovna
Senior lecturer of Fundamental and Applied Linguistics department, I.Arabaev Kyrgyz State University, Kyrgyzstan, Bishkek

Abstract: The article discusses the application of gamification in the process of learning a foreign language. The authors present the concept of gamification, as well as a number of modern trends related to the development of gamification. The article emphasizes that the use of gamification elements in the educational process is an urgent trend in modern education. It is noted that the use of gamification increases the educational motivation of students by creating their interest in achieving goals with the help of elements characteristic of games.
Keywords: gamification, motivation, non-traditional methods of teaching, innovations, innovative method.

Правильная ссылка на статью
Алиева.А.Р., Дылдаева.Э.К., Ахметова.Э.Д Геймификация как инновационный метод и мотиватор в обучении иностранному языку // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2024. № 03 (92). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/gejmifikatsiya-kak-innovatsionnyj-metod-i-motivator-v-obuchenii-inostrannomu-yazyku.html(Дата обращения: 17.03.2024)

Использование игр на уроках английского языка представляет собой нетрадиционный метод обучения, который активно внедряется в современные образовательные практики. Геймификация в переводе с английского «gamification» является внедрением игровых элементов в неигровую деятельность, в данном случае в процесс обучения. Согласно К. Каппу, геймификация это «использование игровой механики, эстетики и игрового мышления для вовлечения людей в обучение и решение различных задач и для повышения их мотивации» [1, с. 15]. Геймификация — это не просто использование игровой механики и элементов для повышения привлекательности обучения, но идея повышения вовлеченности учащихся, создания интерактивных условий обучения и достижения самостоятельности учащихся в обучении [2, с. 38].  Геймификация   эффективна в работе как в младших классах, так и в обучении старшего звена. Главной причиной обращения педагогов к геймификации, является естественной потребностью человека в игре, которая наряду с трудом и ученьем всегда была одним из основных видов его деятельности [3, с. 88–91].

Проанализировав теоретические предпосылки исследования, можно сказать, что согласно Л.С. Выготскому, Д.Б. Эльконину посредством игровой деятельности происходит усвоение общественного опыта, игра воссоздает социальные отношения между людьми; игра способствует развитию мотивационно-потребностной сферы, познания, умственных действий и произвольного поведения [4, с.65; 5, с.320-322].  Со времен Выготского до наших времен игровая деятельность прошла свой путь эволюции. На сегодняшний день геймификация стала многогранным и многодисциплинарным подходом, так в преподавании иностранных языков — это подход, который использует элементы игр не только для повышения мотивации, но и эффективности обучения. Этот метод стал популярным в последние десятилетия и представляет собой интересное направление в образовании. Ведущей психолого-педагогической основой в дошкольном возрасте является игровая деятельность. Применение игровых приемов и ситуаций на уроках иностранного языка соответствует познавательным потребностям обучающихся. Игровая деятельность способна перерасти в учебную, в модель человеческих отношений и проявлений в труде, творчестве, воспитании [6, с.128-129].

С развитием технологий и распространением онлайн-обучения, геймификация в преподавании иностранных языков стала более доступной. Мобильные приложения, онлайн-платформы и виртуальные классы стали предоставлять удобные инструменты для интеграции игровых элементов в учебный процесс. С ростом успеха геймификации в образовании, включая преподавание иностранных языков, этот подход стал одним из самых актуальных методов обучения. Привлекая внимание учителей и студентов исследование в области геймификация продолжаются для более глубокого понимания эффективности и методов интеграции в учебный процесс. На сегодняшний день геймификации связана с рядом конкретных трендов и инноваций таких как:

Игровые платформы для обучения языкам: с появлением множества мобильных приложений и онлайн-платформ, предназначенных для изучения языков, геймификация стала неотъемлемой частью их функционала. Популярные приложения, такие как Duolingo, Memrise, Babbel и Kahoot , используют элементы игр для обучения и мотивации пользователей.

Виртуальная реальность и дополненная реальность: технологии виртуальной и дополненной реальности предоставляют новые возможности для создания интерактивных обучающих сред, где геймификация может быть естественно интегрирована. Это создает более реалистичные условия для практики языка.

Серьезные игры: концепция серьезных игр, которые сочетают в себе развлекательные элементы с образовательными целями, также находит свое место в обучении языкам. Это могут быть специально разработанные игры, направленные на развитие языковых навыков в контексте сюжета.

Социальная геймификация: использование элементов социальной геймификации, таких, как соревнования, групповые задания и обмен достижениями между учениками, стимулирует социальное взаимодействие и сотрудничество в процессе обучения.

Адаптация для разных возрастных групп: геймификация успешно применяется не только в школьных программах, но и в обучении взрослых. Адаптация игровых элементов к разным возрастам и уровням языковой подготовки становится важным аспектом развития этого метода.

Геймификация в преподавании иностранных языков привлекает внимание педагогов и обучаемых, поскольку она не только обогащает учебный процесс, но и содействует формированию устойчивого интереса к языкам. В целом, элемент игры в преподавании иностранных языков представляет собой динамичное и инновационное направление, которое не только делает процесс обучения более увлекательным, но также способствует более глубокому и эффективному усвоению языковых навыков. Согласно теории деятельности А.Н. Леонтьева советского психолога, философа, педагога мотивы являются структурным компонентом любого вида деятельности. Причем активность побуждается ни одним каким -либо, а целым комплексом мотивов -мотивацией. Мотивация процесс побуждения к деятельности, направленный на достижение определенных целей. Успешность в какой-либо деятельности, в том числе учебной определяется развитостью мотивации ее достаточной силой и устойчивостью [7, с.151]. В данном случае геймификация служит мощным мотиватором в обучении языка. Рассмотрим некоторые из них:

Интенсивность вовлечения: игровые элементы, такие как задачи, квесты и сценарии, могут создавать интенсивный опыт вовлечения. Студенты, принимающие участие в интересных и вызывающих деятельностях, более склонны продолжать обучение и углубляться в языковой материал.

Поддержка мотивации: элементы геймификации, такие, как награды, уровни, бейджи и даже виртуальные валюты, способствуют поддержанию мотивации. Студенты стремятся достигать новых уровней и получать награды, что создает систему поощрений для их учебной активности.

Разнообразие в обучении: игры и геймификация позволяют преподавателям предоставлять разнообразные методы обучения. Это важно, учитывая, что студенты могут иметь различные стили обучения и предпочтения в процессе изучения языка.

Создание позитивной обучающей среды: игровые элементы помогают создать позитивную обучающую среду, где ошибки рассматриваются как часть процесса обучения, а не как неудача. Это уменьшает страх перед ошибками и способствует большей готовности к экспериментам и практике.

В обучении иностранному языку важным является развитие у учащихся навыков четырех основных направлений (Integrated Skills), а именно навыки чтения, разговора, аудирования и письма. Опыт преподавательской деятельности показывает, что в игре человек становится более активным, более вовлеченным, более мотивированным и, следовательно, более способным учиться и использование правильно подобранных трендов, инноваций игр позволяет не только повысить мотивацию в процессе игры, не только обучить, но и закрепить материал. Так же, геймификация эффективна при обучении грамматике, а именно на этапе закрепления грамматических конструкций. Таким образом, происходит использование игровых элементов в рамках обучающей системы, не превращая её в игру, сохраняя учебные цели [8, с.79].

Итак, геймификация в преподавании представляет собой эффективный и инновационный подход игровой деятельности, который может значительно улучшить обучение и мотивацию учащихся. Однако важно помнить, что геймификация должна быть внедрена в контексте и с учетом конкретных потребностей и характеристик обучающей группы. Она не всегда является универсальным решением и требует тщательной адаптации к конкретной образовательной среде.

 


Список литературы

1. Kapp K.,Blair L., Mesh R. The Gamification of Learning and Instruction Fieldbook: Ideas into Practice. -San Francsco: Wiley, 2013.-480p.
2. Shortt M., Tilak S., Kuznetcova I., Martens B., Akinkuolie B. (2021). Gamification in mobile-assisted language learning: A systematic review of Duolingo literature from public release of 2012 to early 2020. Comput. Assist. Lang. Learn. -38p.
3. Быстрова Н.В., Уракова М.Н., Ермолаева Е.Л., Цифровые технологии в образовательном пространстве// Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона: проблемы и перспективы, 2020. С. 88–91
4. Выготский Л.С. Психологическое значение игры // Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика-Пресс, 1996. – 536 с. – С. 65.
5. Эльконин Д. Б. Психология игры. – 2-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 360 с. – С. 320-332.
6. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. Том 1. – М., Народное образование, 2005. – 556 с. – С.128-129.
7. Леонтьев А Н Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат ,1975-151 стр.
8. Гимадиева Эльвира Наилевна, Мухарлямова Лилия Рашидовна, Ильясова Лилия Галиевна. Геймификация при развитии грамматического навыка будущих учителей английского языка. //Проблемы современного педагогического образования//.2023-с.79.

Расскажите о нас своим друзьям: