Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №03 (92) Март 2024
УДК 303.62
Дата публикации 15.03.2024
Анализ успешности реализации иноязычного образования с использованием LMS Moodle
Браславская Елена Алексеевна
канд. пед. наук, старший преподаватель кафедры «Иностранные языки», Севастопольский государственный университет, РФ, г. Севастополь, eabraslavskaya@sevsu.ru
Аннотация: Статья посвящена исследованию успешности реализации подхода построения иноязычной образовательной траектории студентов технического вуза, обладающих клиповым мышлением. Основным инструментом исследования выступило анкетирование. Проведена оценка следующих показателей: общая удовлетворённость курсом; доступность изложения материала; ясность иллюстративного материала; польза для будущей профессиональной деятельности; достоинства и недостатки курса. Результаты анкетирования продемонстрировали положительный опыт построения иноязычной образовательной траектории студентов технического вуза, обладающих клиповым мышлением.
Ключевые слова: иноязычное образование, анкетирование, клиповое мышление, онлайн-курс, LMS Moodle
PhD in Pedagogy, senior lecturer of Foreign languages department, Sevastopol State University, Russia, Sevastopol
Abstract: The article investigates the success of foreign language educational path implementation of technical university students with clip thinking. The main research tool was a questionnaire. The following indicators were evaluated: overall satisfaction with the course; user-friendliness of presentation; clarity of illustrative material; benefit for the future professional activity; advantages and disadvantages of the course. The results of the questionnaire have shown positive experience of foreign language educational path implementation of technical university students with clip thinking.
Keywords: foreign language education, questionnaire, clip thinking, online-course, LMS Moodle
Браславская Е.А. Анализ успешности реализации иноязычного образования с использованием LMS Moodle // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2024. № 03 (92). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/analiz-uspeshnosti-realizatsii-inoyazychnogo-obrazovaniya-s-ispolzovaniem-lms-moodle.html (Дата обращения: 15.03.2024)
Одним из показателей качества образования является его ориентация на запросы и выполнение требований непосредственных потребителей образовательных услуг. При этом С.В. Аверьянова отмечает, что очень важным условием реализации того или иного учебного курса «является своевременное получение организатором образовательного процесса достоверной информации о реальном протекании этого процесса» [1, с. 13]. Одним из инструментов, дающих возможность получать данные в реальном времени, является анкетирование, которое также может служить мощным мотивационным средством, формируя у студента чувство сопричастности [7, с. 134].
Согласно ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. центры психолого-педагогической и социальной помощи должны осуществлять «помощь в разработке образовательных программ, индивидуальных учебных планов, выборе оптимальных методов обучения и воспитания обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, выявлении и устранении потенциальных препятствий к обучению» [8].
В Севастопольском государственном университете на базе инновационной образовательной площадки проводятся социологические опросы [10], которые дают возможность проанализировать удовлетворённость студентов образовательным процессом. Одним из предметов анализа является языковая подготовка в университете. В СевГУ дисциплина «Иностранный язык» является обязательной на 1-2 курсах и выборной на 3-4 курсах бакалавриата. Стоит подчеркнуть, что на 1 курсе преподавательским составом кафедры «Иностранные языки» проводится разделение студентов по уровням владения иностранным языком: А2, В1, В1+, В2 и С1. На 2 курсе студенты изучают иностранный язык профессионального общения. При этом вся самостоятельная работа студентов перенесена в электронную образовательную систему Moodle, где преподавателями кафедры разработаны онлайн-курсы для соответствующих уровней (1 курс) и специальностей (2 курс).
Следует отметить, что современные педагоги и психологи отмечают неумение современных обучающихся (как школьников, так и студентов) мыслить линейно, анализировать большие объемы информации, делать выводы и строить цепочки логических умозаключений, напрямую связывая данное явление с феноменом клипового мышления [4, 5, 6, 9, 11].
Мы согласны с данной точкой зрения и вслед за К.Г. Фрумкиным под клиповым мышлением понимаем фрагментарное восприятие информации обучающимися, что приводит к невозможности мыслить линейно, анализировать полученную информацию и удерживать долго внимание на ней [11]. Тем не менее, психологи Т.Н. Горобец и В.В. Ковалев отмечают, что данный феномен не лишен положительных черт: способность к многозадачности; умение быстро переключаться от одной задачи к другой; высокая скорость восприятия информации; высокая степень развития зрительной памяти [4, с. 99].
При разработке онлайн-курсов мы ориентировались на положительные стороны клипового мышления и выстраивали их в соответствии со следующими принципами: системность; систематичность и последовательность; фрагментарность; наглядность; интерактивность; динамичность [3, с. 120]. Автор данной статьи является разработчиком онлайн-курсов для уровня В1 (1 курс) и “English for IT-Specialists” (2 курс) [2].
Таким образом, с целью анализа успешности реализации предложенного автором подхода построения иноязычной образовательной траектории студентов технического вуза, обладающих клиповым мышлением, было проведено анкетирование студентов, участвовавших в реализации указанных выше онлайн-курсов.
В опросе приняли участие 207 студентов. Данные студенты на протяжении двух лет обучались по разработанной автором методике. Опрос проводился анонимно, следовательно, можно полагать, что полученные результаты анкетирования являются достоверными.
Опросник включал следующие вопросы:
- Понравился ли вам курс иностранного языка за 2 года обучения?
- Оцените курс иностранного языка в целом от 1 до 5.
- Насколько доступно и понятно излагался материал курса?
- Насколько понятным был для вас иллюстративный материал курса?
- Насколько были полезны полученные Вами знания на курсе в Вашей будущей профессиональной деятельности?
- Назовите сильны стороны курса, по вашему мнению (в 2-3 словах).
- Назовите слабые стороны курса, по вашему мнению (в 2-3 словах).
- Напишите более развернутый ответ, если Вам есть что добавить.
Результаты анкетирования показали, что предложенное автором построение иноязычной образовательной траектории, удовлетворило большинство обучающихся – 80,2 % (Рис. 1).
Рисунок 1. Процентное соотношение ответов на вопрос «Понравился ли вам курс иностранного языка за 2 года обучения?»
В целом курс иностранного языка под руководством автора был положительно оценен (оценка 4 и 5) 70% обучающихся: 44,9% обучающихся поставили оценку 4, и 25,1% – оценку 5 (Рис. 2).
Рисунок 2. Процентное соотношение ответов на вопрос «Оцените курс иностранного языка в целом от 1 до 5»
Таким образом, более половины обучающихся остались довольны прохождением курса иностранного языка по разработанной автором методике, что впоследствии повлияло на выбор студентами дисциплины «Коммуникативный тренинг на основе видеофильмов» и «Телефонные переговоры на иностранном языке» на третьем курсе обучения, где данные дисциплины не входят в базовую часть ФГОС, а назначаются по результатам голосования студентов.
Далее автора курса интересовало, насколько понятен был учебный и иллюстративный материал курса. Результаты опроса показали, что учебный материал был понятен 71,4% обучающихся (оценка 4 и 5), а иллюстративный – 81,1% обучающихся (оценка 4 и 5). Результаты данного опроса представлены на рисунках 3 и 4.
Рисунок 3. Процентное соотношение ответов на вопрос «Насколько доступно и понятно излагался материал курса?»
Рисунок 4. Процентное соотношение ответов на вопрос «Насколько понятным был для вас иллюстративный материал курса?»
Из вышеописанного опроса следует, что большая часть студентов положительно оценили стиль и манеру подачи учебного и иллюстративного материала. Следует отметить, что данному критерию уделялось особое внимание, поскольку в первую очередь необходимо было завладеть вниманием студентов-клиповиков, чтобы впоследствии уже обогатить клиповое мышление обучающихся элементами линейного, аналитического и критического мышления.
Немаловажным также в этой связи можно назвать профессиональную направленность курса, которая играет роль дополнительного мотивационного фактора в изучении иностранного языка. Так, 35,3% обучающихся отметили, что полученные знания будут очень полезны для их будущей профессиональной деятельности, и 55,6% – что данные знания будут частично полезны (Рис. 5). Таким образом, более 90% обучающихся посчитали курс иностранного языка профессиональной направленности полезным для их будущей профессии.
Рисунок 5. Процентное соотношение ответов на вопрос «Насколько были полезны полученные Вами знания на курсе в Вашей будущей профессиональной деятельности?»
Далее последовала серия открытых вопросов по поводу слабых и сильных сторон курса. Проанализировав ответы, можно выделить следующие преимущества курса по мнению студентов:
– интерактивность;
– разнообразие заданий;
– удобство;
– ясность изложения материала;
– информативность;
– профессиональная направленность;
– наглядность.
Таким образом, по итогу открытого опроса можно сделать вывод, что студентов заинтересовало именно то, что должно было привлечь внимание студента, обладающего клиповым мышлением. Следовательно, можно сделать заключить, что поставленная задача – завладеть вниманием студента-клиповика – выполнена в полной мере.
Тем не менее, курс по мнению студентов не лишен слабых сторон, среди которых они выделили:
– повторяющийся сценарий заданий;
– технические ошибки (в ЭОС Moodle);
– контрольные работы.
В целом глобальных проблемных сторон курса не было выявлено. В основном студенты называли затруднения, связанные с технической стороной работы ЭОС Moodle, что, к сожалению, неисправимо силами преподавателей. Также студентам не понравилось наличие жесткого контроля в итоговых модульных тестах. Следует отметить, что контрольные работы студенты выполняли исключительно в качестве самостоятельной работы в ЭОС Moodle, что повлияло на жесткость контроля их прохождения ввиду списывания. Однако, по итогу данного опроса, автор курса решил немного ослабить контроль в текущих модульных контрольных работах и затем опять проанализировать результаты удовлетворенности студентов.
Таким образом, проведенное анкетирование наглядно показывает положительный опыт построения иноязычной образовательной траектории студентов технического вуза, обладающих клиповым мышлением.
Следует отметить, что данное исследование носит предварительный характер и в дальнейшем оно будет усовершенствовано и дополнено, поскольку валидность педагогического исследования не может строиться исключительно на результатах анкетирования.
Список литературы
1. Аверьянова С.В. Оценка потребности выпускника неязыкового вуза в профессиональном иностранном языке на основе анкетирования // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2021. № 4(841). С. 9-22. DOI 10.52070/2500-3488_2021_4_841_9.
2. Браславская Е.А. Использование электронного учебного курса на базе LMS Moodle для организации иноязычного образования в вузе // Russian Journal of Education and Psychology. 2021. Т. 12, № 2-2. С. 40-51. DOI 10.12731/2658-4034-2021-12-2-2-40-51.
3. Браславская Е.А. Принципы построения иноязычной образовательной траектории студентов технического вуза, обладающих клиповым мышлением // E-Scio. 2023. № 2(77). С. 117-121.
4. Горобец Т.Н., Ковалев В.В. «Клиповое мышление» как отражение перцептивных процессов и сенсорной памяти // Мир психологии. 2015. № 2. С. 94-100.
5. Колобаев В.К., Синицына Т.А. Клиповое мышление – новый этап в развитии мышления современных учащихся // Наукосфера. 2022. № 2-1. С. 57-62. DOI 10.5281/zenodo.5968836.
6. Купчинская М.А., Юдалевич Н.В. Клиповое мышление как феномен современного общества // Бизнес-образование в экономике знаний. 2019. № 3(14). С. 66-71.
7. Максимова О.И. Использование анкетирования студентов, обучающихся по направлению «социология», на занятиях по английскому языку // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2019. Т. 9, № 6(42). С. 133-137. DOI 10.26794/2226-7867-2019-9-6-133-137.
8. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ. Режим доступа: http://www.consultant.ru/docu¬ment/¬cons_doc_ LAW_140174/ (Дата обращения: 10.03.2024).
9. Поляков С.Д., Белозерова Л.А., Вершинина В.В., Данилов С.В., Кривцова Н.С. «Клиповое мышление» у старшеклассников и студентов: опыт исследования // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2019. № 4. С. 126-143. DOI 10.11621/vsp.2019.04.126.
10. Результаты социологических опросов. Режим доступа: https://www.sevsu.ru/univers/iop/rezso/ (Дата обращения: 10.03.2024).
11. Фрумкин К.Г. Глобальные изменения в мышлении и судьба текстовой культуры // Ineternum. 2010. № 1(2). С. 26-36.