Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №03 (92) Март 2024

УДК 372.8

Дата публикации 13.03.2024

Использование интерактивных форм и методов при обучении иностранному языку

Попова Анастасия Сергеевна
Assistant of the Department of "Foreign Languages" Sevastopol State University of the Russian Federation, Sevastopol

Аннотация: В данной статье рассматриваются вопросы использования интерактивных методов и форм работы как наиболее эффективных при формировании иноязычной коммуникативной компетенции и изучении иностранного языка. Представлен также опыт работы с некоторыми интерактивными методами. Использование интерактивных методов и форм работ способствует: совершенствованию уровня иноязычной коммуникативной компетенции, развитию познавательных и творческих способностей учащихся; повышению мотивации учащихся на дальнейшее изучение иностранного языка; расширению кругозора учащихся; формированию и развитию навыков работы в коллективе; развитию навыков анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии; созданию благоприятной атмосферы на занятиях.
Ключевые слова: интерактивные методы, коммуникативная компетенция, творческие методы, «ассоциативная карта», иностранный язык.

The use of interactive forms and methods in teaching a foreign language

Popova Anastasia Sergeevna
Assistant of the Department of "Foreign Languages" Sevastopol State University of the Russian Federation, Sevastopol

Abstract: This article analyses the use of interactive methods and forms of work as the most effective in the formation of foreign language communicative competence and learning a foreign language. The work with some interactive methods is also presented. The use of interactive methods and forms of work contributes to: improving the level of foreign language communicative competence, the development of cognitive and creative abilities of students; increase the motivation of students for further study of the foreign language; broadening the outlook of students; formation and development of teamwork skills; development of skills of analysis and self-analysis in the process of group reflection; creation of positive atmosphere during classes.
Keywords: interactive methods, communicative competence, creative methods, “associative map”, foreign language.

Правильная ссылка на статью
Попова А.С. Использование интерактивных форм и методов при обучении иностранному языку // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2024. № 03 (92). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/ispolzovanie-interaktivnykh-form-i-metodov-pri-obuchenii-inostrannomu-yazyku.html (Дата обращения: 13.03.2024)

На данный момент, использование интерактивных методов обучения студентов иностранному языку становится все более актуальным в обществе. Одна из самых важных задач высшего образования заключается в формировании межкультурной коммуникативной компетенции. Это означает, что студенты должны обладать способностью эффективно общаться на русском и иностранных языках в устной и письменной форме, чтобы успешно взаимодействовать в межличностных и межкультурных ситуациях. Это компетенция, которая является основой и должна иметь приоритетное значение в системе высшего образования [1, с. 45].

Необходимость развивать и совершенствовать языковую коммуникативную компетенцию у будущих специалистов предоставляет выпускникам возможность владеть иностранным языком как для общения в повседневной жизни, так и для профессиональной деятельности. Это помогает им успешно сотрудничать с зарубежными партнерами, занимать лидирующую позицию на международном рынке труда и решать проблемы на иностранном языке. Использование интерактивных методов обучения позволяет создавать всестороннюю учебную среду, максимально приближенную к реальному иноязычному общению в условиях отсутствия естественной коммуникативной среды. Кроме того, они существенно повышают интеллектуальную активность учащихся, их мотивацию и эффективность обучения. Термин «интерактивный» произошел от английских слов “inter”, означающего «между», и “act”, что обозначает «действие». В современной педагогике интерактивность понимается как возможность контроля и обучения с использованием компьютерных сетей и интернет-ресурсов.

Следовательно, в современных условиях обучения иностранному языку главным приоритетом является развитие коммуникативной компетенции, которая предполагает активное взаимодействие и общение между учащимися во время занятий. Использование традиционных методов не всегда позволяет достичь такого взаимодействия, поэтому применение интерактивных методов и форм работы является эффективным и актуальным решением. Исследования этой проблемы проводятся такими учеными, как Т.С. Панина, Е.С. Полат, М.В. Кларин, В.В. Николина, В.В. Сериков, В.Ф. Шаталов, О.А. Голубкова, Л.К. Гейхман, А.Ю. Прилепо и другими.

Интерактивные методы означают ряд методов, которые способствуют активному общению и взаимодействию между учащимися и учителем, а также создают пространство, которое стимулирует включение учащихся в процесс обучения и развитие каждого ученика в индивидуальном плане [4, с. 5]. В таблице следует представить ряд интерактивных методов и форм работы, при помощи которых студенты получают возможность обмениваться информацией, и развивать практические навыки коммуникации на изучаемом иностранном языке.

Таблица 1. Классификация интерактивных методов и форм работы

Методы

Формы

  1. Игровой

«Карусель», деловые игры, викторины, займи мою сторону. «Where is the logic?».

  1. Дискуссионный

 «Микрофон», «Пресс», «Аквариум», «Круглый стол»,  дебаты и кейс метод.

  1. Творческий

 «Мозговой штурм», «Mind Map», «Синквейн», «Драматизация», «Formula of everything».

  1. Проектировочный

«Броуновское движение», «синтез идей», «дерево решений».

  1. Компьютерный

Виртуальная конференция, форум, вебинар,  дистанционное обучение.

Такие методы могут применяться на различных этапах обучения иностранному языку с целью развития коммуникативных навыков и отдельных речевых умений. Мы считаем, что современным школьникам недостает самостоятельности, способности делать собственный выбор и находить нестандартные решения. Поэтому использование творческих методов способствует развитию этих качеств. В нашей статье мы рассмотрим примеры использования следующих творческих методов: «Mind Map» («Ассоциативная карта») и викторины «Formula of Everything» («Формула всего»). Эти методы могут применяться с целью закрепления лексических знаний. Например, в средней школе при изучении таких тем, как: «My family» («Моя семья») и «School» («Школа») мы применяли метод «Mind Map» (смотри рисунок 1).

Рисунок 1. Mind Maps «My family» и «School»

Учащимся была предложена задача проанализировать ассоциативные карты по темам «My family» и «School», а затем расширить их, создав собственные карты по выбранной ими теме (смотри рисунок 2). После выполнения задания учащиеся были разделены на группы, число участников в каждой группе соответствовало количеству разделов в ассоциативной карте.

Рисунок 2. Mind Maps «Classroom» и «Mother»

 Применение данного не только способствовало усвоению лексических навыков по данным темам, но и дало возможность развивать коммуникативную компетенцию, так как составляя ассоциативные карты учащиеся вели дискуссию, выражали мнение, делали выводы на иностранном языке. В 10-11 классах с целью закрепления лингвострановедческого и лексического материала по теме «The History of the USA» на последнем занятии провели викторину «Formula of Everything», основанную на конкурсе из шоу «Где логика?» [1]. Учащиеся распределяются на две команды. Суть викторины состоит в следующем: соединив два изображения, ученики должны разгадать имя британского политика. Например,  соединив героя комиксов Iron Man и один кадр из фильма «My Fairy Lady», мы получим «Iron Lady» (железная леди) Margaret Thatcher; соединив число «6» и фотографию свадебной церемонии, получим короля Henry VIII (всем известно, что он был женат шесть раз); седиив фотографию золота и заставку киностудии «20 century Fox», получим королеву Елизавету I (время ее правления было провозглашено историками как золотой век Великобритании).

Этот подход к работе не только позволил проверить и закрепить знания в области лингвострановедения и лексики по изучаемой теме, но также эффективно способствовал развитию групповой работы и коммуникативных навыков, поскольку ученики анализировали и принимали общие решения на иностранном языке. Однако, даже при использовании интерактивных методов обучения, уровень владения иностранным языком может быть разным, поэтому необходим постоянный контроль для определения уровня владения учеников их умениями и навыками, а также для проверки понимания ранее пройденного материала. Контроль умений и знаний является неотъемлемой частью всего процесса обучения иностранным языкам. Оценка уровня владения учеников и выставление оценок являются одной из наиболее сложных задач для преподавателя. Актуальной является проблема создания комплекса оценочных инструментов, соответствующих программе изучения иностранного языка, а также уровню развития учеников, при этом оптимально используя время преподавателя для проведения контроля знаний. Решение этих проблем заключается в создании системы тестов и оценочных средств, которые охватывают все аспекты учебной дисциплины «Иностранный язык» [2, c. 110].

Научные исследования показывают, что тестирование остается востребованным инструментом контроля знаний и оценки успеваемости студентов в современной системе образования. Тесты обладают несколькими преимуществами:

1. Они позволяют оценить уровень усвоения учебного материала и навыков владения иностранным языком.

2. Тесты помогают выявить проблемные области в обучении, такие как трудности с пониманием материала и языковых единиц, что позволяет оперативно консультировать студентов и помочь им заполнить пробелы в знаниях.

3. Они предоставляют возможность проверить знания по конкретному материалу или теме.

4. Тестирование позволяет быстро оценить успеваемость студентов и составить их академическую картину.

 

Интерактивные тесты используются на разных этапах контроля. Благодаря их простоте, они являются доступным инструментом для преподавателей и студентов, позволяя им оценить свои навыки и знания. На рынке существует множество программ, которые позволяют создавать интерактивные тесты и экзамены, включая вопросы разного типа и формата [3, c. 9].

MyTest - это комплексный набор программных средств, предназначенных для проведения компьютерного тестирования, анализа результатов и оценки в соответствии с заданной в тесте шкалой. Программа MyTest обладает широким функционалом, который позволяет не только оценивать уровень сформированности коммуникативной компетенции, но и использовать тестирование как средство обучения.

С помощью программы MyTest вы можете создавать пользовательские тесты, определять их структуру, задавать вопросы различных типов и форматов. При проведении тестирования программа позволяет автоматически оценивать результаты и составлять подробный анализ успеваемости студентов.

MyTest обладает удобным и интуитивно понятным интерфейсом, благодаря чему использование этой программы становится максимально простым и эффективным. Она предоставляет возможность проводить тестирование как в учебных заведениях, так и в различных образовательных проектах или платформах дистанционного обучения.

Выводы, полученные в результате тестирования с помощью программы MyTest, могут быть использованы для анализа обучения, выявления проблемных моментов, а также для оценки достижений студентов. Благодаря своей гибкости и функциональности, MyTest является незаменимым инструментом для преподавателей и образовательных организаций, позволяющим проводить эффективное компьютерное тестирование и анализировать полученные результаты [2, c. 110].

Hot Potatoes является универсальной программой-оболочкой, позволяющей преподавателям, без помощи программистов, создавать интерактивные тренировочные упражнения в известном формате HTML. При помощи программы Hot Potatoes можно создавать 10 видов упражнений на разных языках по разным дисциплинам с применением графической, текстовой, аудиоинформации. Виды упражнений, которые можно создать в Hot Potatoes следующие: викторина; установление соответствий; заполнение пропусков; кроссворды; восстановление последовательности.

Online Test Pad - это универсальный веб-сервис, который разработан для создания кроссвордов, опросников, логических игр и сложных заданий. С помощью этой программы вы можете создавать и проводить тесты для студентов, проводить экспресс-проверки знаний, контрольные работы и зачеты. Онлайн-конструктор позволяет создавать тесты любой сложности, проводить опросы, тестировать студентов и создавать статистику. В конструкторе предусмотрены 14 типов вопросов, включая заполнение пропусков, установление последовательности, диктанты, последовательное исключение, множественный выбор, ввод текста и чисел, добавление файлов. Система позволяет получать как точные ответы, так и ответы в свободной форме (в таком случае ответы направляются администратору для личной проверки). Результаты предоставляются в четырех форматах, которые можно настроить по своему усмотрению. Вы можете получить статистику ответов по каждому опросу (как для отдельных студентов, так и для всех), которая может быть загружена в формате Excel. Мы также разработали интерактивные лексические тесты в программах My Test и Online Test Pad по дисциплине «Иностранный язык» на основе изучения различных компьютерных тестовых программ. Важно отметить, что преподаватель имеет возможность изменить, обновить или расширить базу лексического материала с учетом уровня знаний учащихся. Таким образом, использование интерактивных лексических тестов является одним из способов развития коммуникативных навыков на иностранном языке.

В целом применение интерактивных методов и форм способствует: совершенствованию степени иноязычной коммуникативной компетенции, развитию творческих и познавательных способностей учащихся; повышению их мотивации на дальнейшее изучение языка; расширению кругозора; формированию навыков коллективной работы; развитию навыков анализа в процессе групповой рефлексии, а самое главное – студентам очень интересно на таких уроках.


Список литературы

1. Батунова И.В. Тестирование как один из наиболее эффективных методов контроля при обучении студентов неязыковых специальностей иностранному языку. [Текст] / И.В. Батунова / Международный научно-исследовательский журнал. Выпуск № 5-2 (59). Часть 2. Май, 2017. – Стр. 8-10.
2. Воног В.В. Возможности использования электронных обучающих курсов для контроля учебной деятельности студентов в процессе обучения иностранному языку. [Текст] / В.В. Воног, Е.А. Пономарева, Т.В. Жавнер и др. // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2016. № 2 (36). – С. 45-48.
3. Костенко И.Ю. Интерактивный тест как одна из форм контроля при обучении студентов неязыковых специальностей английскому языку / И.Ю. Костенко, М.К. Тимохова / Белорусский государственный педагогический университет им. М. Танка. Минск: БГПУ, 2017. – С. 110-118.
4. Неживлева И.А. Интерактивные методы обучения иностранному языку: Сборник конференций НИЦ Социосфера. – 2011. – №31. – С. 112 – 115.
5. Стурикова М.В. Использование интерактивных методов обучения в развитии коммуникативной компетенции учащихся // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2015. – №2. – С. 38 – 41.
6. Третьякова А.Н., Шишкина Н.М. Интерактивные формы обучения на уроках литературы и во внеурочной деятельности // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2012. – №1. – С. 48 – 52.

Расскажите о нас своим друзьям: