Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №02 (91) Февраль 2024

Дата публикации 29.02.2024

Особенности адаптации реализации и распространения практико-ориентированной модели музыкального вокального образования для взрослых в России и Китае

Ли Чжэю
Аспирант, Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта, РФ, Калининград, lizheyus@163.com, SPIN-код автора 6300-4248

Аннотация: В наши дни курсы обучения вокальному искусству в Китае еще находятся на стадии развития и совершенствования. Этим обусловлено отсутствие верного понимания у многих преподавателей вокала и музыкантов программы обучения вокальному мастерству. Поспособствовать решению данной проблемы мог бы углубленный анализ учебной программы музыкального вокального образования. В данной статье приводится сравнительная характеристика Российской и Китайской образовательных программ по подготовке профессиональных вокалистов, сформулированная на основе рассмотрения различных точек зрения. Приводится обобщенный опыт адаптации, реализации и распространения программ по высшим учебным заведениям рассматриваемых стран и эффективность применяемых в них методик и содержательной структуры материалов обучения.
Ключевые слова: вокальное искусство, музыкальное образование, межкультурный диалог России и Китая, практико-ориентированная модель вокального образования.

Features of adaptation of implementation and distribution of a practice-oriented model of musical vocal education for adults in Russia and China

Li Chzhjeju
Postgraduate student, Immanuel Kant Baltic Federal University, Russian Federation, Kaliningrad

Abstract: These days, vocal training courses in China are still at the stage of development and improvement. This is due to the lack of correct understanding among many vocal teachers and musicians of the vocal training program. An in-depth analysis of the music vocal education curriculum could help solve this problem. This article provides a comparative description of Russian and Chinese educational programs for the training of professional vocalists, formulated based on consideration of different points of view. The generalized experience of adaptation, implementation and dissemination of programs in higher educational institutions of the countries under consideration and the effectiveness of the methods used in them and the content structure of training materials are presented.
Keywords: vocal art, music education, intercultural dialogue between Russia and China, practice-oriented model of vocal education.

Правильная ссылка на статью
Ли Ч. Особенности адаптации реализации и распространения практико-ориентированной модели музыкального вокального образования для взрослых в России и Китае // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2024. № 02 (91). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/osobennosti-adaptatsii-realizatsii-i-rasprostraneniya-praktiko-orientirovannoj-modeli-muzykalnogo-vokalnogo-obrazovaniya-dlya-vzroslykh-v-rossii-i-kitae.html (Дата обращения: 29.02.2024)

В сфере образования Россия и Китай занимают одни из ведущих позиций в мире, однако развитие музыкального образования в России имеет уже достаточно богатую историю, в то время как в Китае оно все еще находится на стадии становления и формирования.

Российское музыкальное образование берет свое начало с обучения религиозной музыке, которая подразумевала как вокальные навыки, так и игру на музыкальных инструментах. Популяризация религиозной музыки в церковно-приходских школах, изучение песнопений и нот положили начало развитию практико-ориентированной модели музыкального вокального образования в России. Во второй половине XIX века музыкальные классы в России открывались уже повсеместно, а музыка вошла в число обязательных образовательных дисциплин. В тот же период открылось множество специализированных музыкальных школ [3, с. 224].

В Китае относительной зрелости развитие изучения музыкальной культуры достигло в начале XX века. Своеобразие и уникальность китайской культуры сделало ее музыку в значительной мере отличающейся от западной и российской. Обособленное китайское общество, чтущее традиционную форму во всех проявлениях жизни человека, к двадцатому веку, наконец, начинает проявлять живой интерес к изучению культурных явлений зарубежных государств. В том числе обозначается заинтересованность в изучении западной музыки, в частности, оперного пения, и выдвигается концепция преобразования учебной модели музыкального образования для расширения культурного кругозора и повышения уровня эстетического восприятия. Взаимодействие с российской музыкальной культурой и образовательной системой также оказало немалое влияние на формирование практико-ориентированной модели музыкального вокального образования Китая, что отмечено и в обратном направлении.

Стоит отметить, что обучение вокалу в любой культуре и концепции подразумевает наличие как теоретических материалов обучения, так и активной практической деятельности обучающихся, а знания, умения и навыки, которыми требуется овладеть будущему профессиональному вокалисту подразумевает множество аспектов, включенных в сложную систему музыкальной культуры. Курс обучения квалифицированных исполнителей и педагогов по вокалу имеет свою уникальную структуру, подчиняющуюся особой логике, широкий и оригинальный перечень содержательных материалов. [1, с. 43]

Образование педагога по вокалу базируется на навыках восприятия, переработки и интерпретирования музыкальных произведений, с возможностью передачи данных навыков ученикам. Но помимо формирования уникального восприятия вокальных произведений и умения работать с собственными и чужими данными голоса, вокалисту необходимо научиться формировать собственный стиль исполнения и поведения на сцене, а также контролировать и беспрестанно совершенствовать все перечисленные навыки.

В большинстве своем жители Китая даже сегодня под музыкальным образованием понимают обучение игре на музыкальных инструментах. Как нам известно, курс обучения вокальному мастерству подразумевает изучение игры на фортепиано в качестве аккомпанемента, как в Китае, так и в России. Однако, обучение вокалу в Китае развивается пока чуть более десятилетия, и в его практике, в отличие от зарубежной, отсутствуют еще многие нюансы. К примеру, в Российской модели музыкального вокального образования гораздо больше внимания уделяется индивидуальному подходу и практической деятельности, фокусируется внимание на оригинальном стиле исполнения, поэтическом языке песенных произведений, более детально оттачиваются навыки владения голосом и креативного интерпретирования оригиналов музыкальных произведений в соответствии с уникальными талантами и данными студентов.

Программа курса вокального образования в Китае во многих аспектах требует еще модернизации и доработки. Музыкальные колледжи стали все активнее внедрять в образовательную систему данную специальность, но многие учебные заведения по сей день преподают вокал только для второкурсников, как дополнение к другому направлению музыкального образования. Сам курс вокального образования пока не имеет общепринятого систематизированного комплекса произведений, отобранных для всесторонней разработки вокальных навыков, как это сделано в российских музыкальных образовательных учреждениях [6, с. 95].

Основу вокального курса в Китае сейчас составляет прослушивание и изучение фрагментов оперы, народных песен и других музыкальных песенных жанров. Большая часть общего объема образовательной нагрузки отдается лекционному материалу и групповым занятиям, исключая, таким образом, возможность формирования и совершенствования индивидуального вокального таланта учащихся.

В Российских консерваториях курс вокального образования представляет собой качественно проработанную систематизированную профессиональную подготовку высококвалифицированных исполнителей и педагогов по вокалу. Уже окончив только бакалавриат, выпускники в полной мере готовы к профессиональной деятельности по выбранному направлению. Однако, прием на факультеты вокального музыкального образования подразумевает в качестве вступительного экзамена прослушивание, на котором к абитуриентам предъявляются довольно высокие требования [5, с. 281].

В процессе обучения на втором курсе российские студенты-вокалисты должны обладать навыками исполнения музыкальных произведений различных жанров и периодов, определять жанровую принадлежность и стиль исполнения. По окончании третьего курса студент приступает к отработке оригинальной сольной исполнительской деятельности, совершенствует умения выступления на сцене, включающие как работу голосом, так и поведение, жесты, мимику, артикуляцию и прочие сопутствующие элементы профессионального сценического образа исполнителя. Таким образом происходит реализация целостной поэтапной практико-ориентированной модели музыкального вокального образования в России [8, с. 229].

В Китае курсы обучения вокалу имеют в своей программе весьма ограниченный репертуар, что сказывается на возможностях индивидуальной реализации таланта студентами. Также ощущается недостаточность в дисциплинах, раскрывающих жанровое разнообразие и стилистику музыкальных произведений, а также формирующих их эмоциональное восприятие.

На сегодняшний день нередким явлением бывает приглашение специалистов из России для преподавания в музыкальных учебных заведениях Китая. Отмечено, что российские преподаватели в работе отдают предпочтение собственной культуре, выбирая в процессе работы отечественные музыкальные произведения и упражнения из русскоязычных программ. Такой опыт весьма интересен для китайской образовательной системы, но не всегда однозначно воспринимается студентами, так как для китайского менталитета российская культура зачастую трудна для понимания и верного эмоционального восприятия. Кроме того, немало российских музыкальных произведений в системе оценивания российскими педагогами рассматриваются в большей степени со стороны эмоциональной интерпретации, чем со стороны технически верного исполнения, требуют осознанного анализа поэтического текста, понимания его художественных приемов и заложенных автором ассоциаций [7, с. 202].                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

В то же время, для полномерного изучения китайской музыкальной культуры на данный момент ощущается острая нехватка как специалистов в преподавательском составе музыкальных образовательных учреждениях, так и содержательного ресурса, состоящего из учебных материалов, научных исследований и других компонентов теоретической базы учебного процесса. Студентов, желающих получить в Китае музыкальное, в том числе и вокальное, образование все больше, но наличие фактической возможности его получения все еще не отвечает объему спроса. Нехватка квалифицированных педагогов приводит к снижению качества получаемого образования и появлению новых, молодых, недостаточно компетентных педагогов по вокалу. Хотя, данная профессия на сегодняшний день в Китае не только пользуется высоким спросом, но и одна из наиболее уважаемых, как и профессия преподавателя, в принципе [4, с. 386].

В российских музыкальных образовательных учреждениях штат педагогов обычно укомплектован не только преподавателями музыкальных дисциплин, но и искусствоведами, обеспечивающими теоретическую составляющую музыкального образования, а также отдельными педагогами, занимающимися обучением педагогике, психологии, культуре поведения на сцене и другим сопутствующим дисциплинам, обеспечивающим всестороннюю подготовку квалифицированного специалиста.

Проведя, таким образом, сравнительный анализ разработанности и реализации программ вокального образования в России и в Китае, мы видим, что в данных странах они имеют довольно заметные и значительные различия.

В России музыкальное вокальное образование имеет более долгий период становления и развития и на сегодняшний день тщательно проработано, имеет комплексный характер, индивидуальный подход, а музыкальные образовательные учреждения, осуществляющие в том числе подготовку профессиональных вокалистов, распространены по территории всего государства.

Китайские студенты музыкальных вузов и колледжей, требующих пока развития и модернизации, а также ощущающих нехватку профессиональных кадров в преподавательском составе, могут приобрести довольно неплохие технические исполнительские навыки, но для полноценной разработки и интерпретации музыкальных произведений их недостаточно.

Как понятно из мирового опыта обучения вокальному мастерству, данная специальность требует комплексного разностороннего обучения и развития, и российское музыкальное образование соответствует данному требованию. Помимо механической разработки голоса и наличия музыкального слуха, вокалист должен обладать высоким уровнем эмоционального восприятия, культурного кругозора, интеллектуального развития, понимать, какую роль в исполнении играет ритм и тембр, верно подобранные к контексту произведения жесты и мимика, требующие также актерского мастерства [2, с. 241].

Таким образом, мы видим, что уровень развития преподавания вокального искусства в Китае гораздо ниже российского, но он стремительно развивается, в том числе, путем заимствования российского опыта адаптации и реализации образовательной модели. Стремительный прогресс и регулярно изменяющаяся социокультурная обстановка не дают замереть в развитии и уже в достаточной мере сформированным и отработанным системам в сфере образования. А быстрая адаптация к изменениям и новшествам Китая, проявляющего активный интерес к зарубежному опыту, позволяет заключить, что в скором времени и он достигнет определенных высот в сфере музыкального вокального образования.

 

 


Список литературы

1. Ли, Ч. Разработка практико-ориентированной кросс-культурной модели музыкального вокального образования для взрослых с учетом особенностей наследия двух культур / Ч. Ли // Вестник педагогических наук. – 2023. – № 6. – С. 221-226.
2. Ван, И. Особенности вокальной подготовки в системах высшего образования России и Китая / И. Ван // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. – 2020. – № 3. – С. 42-44.
3. Хань, М. Сопоставление педагогических моделей музыкального образования в России и Китае / М. Хань // Современное педагогическое образование. – 2023. – № 2. – С. 93-96.
4. Фань, Я. Организация вокального музыкального образования в КНР на основе педагогических традиций русской вокальной школы / Я. Фань, О. В. Гончарова // Флагман науки. – 2023. – № 3(3). – С. 278-282.
5. Чжэн Хуйцзюань. Сравнительное исследование профессионального вокального музыкального образования Китая и России в контексте инициативы «Один пояс, один путь» / Чжэн Хуйцзюань // Вопросы истории. – 2023. – № 8-2. – С. 226-233.
6. Цинь, С. Сопоставление педагогических моделей музыкального образования в Китае и России / С. Цинь, М. М. Заббарова // Современное педагогическое образование. – 2023. – № 4. – С. 198-203.
7. Сун, С. Некоторые аспекты вокального обучения в педагогике музыкального образования Китая и России / С. Сун // Bulletin of the International Centre of Art and Education. – 2021. – № 4. – С. 381-391.
8. Голошумова, Г. С. К вопросу о вокальном образовании в России и Китае: сравнительная характеристика / Г. С. Голошумова, Н. Лин, А. А. Коновалова // Межкультурное взаимодействие в современном музыкально-образовательном пространстве. – 2020. – № 17. – С. 239-242.

Расскажите о нас своим друзьям: