Теория и методика профессионального образования | Мир педагогики и психологии №06 (47) Июнь 2020

УДК 378

Дата публикации 30.06.2020

Структурное содержание способности к самоорганизации обучающихся вуза

Галеева Надия Абдулловна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры программного обеспечения вычислительной техники и автоматизированных систем, ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет им.НФ.Катанова», РФ, г.Абакан, nadiya@khsu.ru

Аннотация: В статье предпринята попытка определить личностные и функциональные структурные компоненты способности к самоорганизации обучающихся вуза. Тщательно выстроенная структура позволит разработать корректную методику диагностики уровня сформированности данной способности и её составляющих, а также разработать и реализовать эффективные организационно-педагогические условия формирования способности к самоорганизации обучающихся в рамках вузовского образования.
Ключевые слова: самоорганизация, способность к самоорганизации, вузовское образование, структурное содержание, учебная деятельность

Structural content of the ability to self-organization of University students

Galeeva Nadiya Abdullovna
PhD in Pedagogy, associate professor at the Department of computer software and automated system, Khakas State University named after N.F. Katanov, Russia, Аbakan

Abstract: The article attempts to determine the personal and functional structural ability's components to self-organization of University students. The carefully constructed structure will allow to develop correct methodology to diagnose the level of formation of this ability and its components, as well as to develop and implement effective organizational and pedagogical conditions for the formation of students' ability to self-organize within University education.
Keywords: self-organization, ability to self-organization, University education, structural content, educational activities

Правильная ссылка на статью
Галеева Н.А. Структурное содержание способности к самоорганизации обучающихся вуза // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2020. № 06 (47). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/strukturnoe-soderzhanie-sposobnosti-k-samoorganizatsii-obuchayushhikhsya-vuza.html (Дата обращения: 30.06.2020)

Современная профессиональная среда требует от специалистов постоянного самосовершенствования, которое содействует получению «выгодных» возможностей в конкурентной среде. Обеспечить систематическую работу над собственным профессиональным уровнем позволяет наличие развитой способности к самоорганизации. Приобретение данной способности в рамках вуза является важной составляющей содержания профессиональной подготовки обучающихся. Первоначально деятельность по формированию способности к самоорганизации происходит под педагогическим руководством, которая постепенно сменяется на самостоятельную в соответствии с повышением уровня сформированности данного качества. В ходе создания эффективных организационно-педагогических условий формирования способности к самоорганизации у обучающихся вуза важно знать структурное содержание данного качества. 

Существует четыре основных подхода к пониманию сущности самоорганизации: личностный, деятельностный, личностно-деятельностный и технический, которые, в свою очередь, определяют структуру способности к самоорганизации. Таким образом, структурные компоненты представляют собой личностные качества и/ или функциональные знания, умения и владения, обеспечивающие осуществление отдельных действий и операций организационной деятельности по отношению к собственной основной деятельности (учебной, профессиональной, спортивной, общественной и т.д.).

К личностным качествам исследователи относят следующие: целеустремленность/ целеустремленность активности (Е.Ю. Мандрикова, Л.В. Махлеева), мотивация/ обоснованность мотивации (И.М. Истомина, А.И. Никашин, Л.В. Махлеева), ответственность за решения, самостоятельность (А.В. Бобылев, Л.В. Махлеева), настойчивость (А.В. Бобылев, Е.Ю. Мандрикова), волевая регуляция/ волевые усилия/ саморегуляция (М.А. Воробьёва, Д.А. Ишков, С.Н. Костромина), критичность оценки своих действий/ самокритичность/ самоотношение (Л.В. Махлеева, А.М. Павлова, С.Н. Костромина), автономность, инициативность (А.В. Бобылев), самосовершенствование (самовоспитание, самообразование) (С.Н. Костромина), фиксация, ориентация на настоящее (Е.Ю. Мандрикова), чувство долга (Л.В. Махлеева), самодисциплина (А.М. Павлова) [1 – 8].

Овладение функциональными знаниями, умениями и владениями позволяет, по мнению авторов, осуществлять следующие организационные действия и операции:

  • анализ ситуации/ диагностика состояния деятельности (М.А. Воробьёва, Д.А. Ишков, С.С. Котова, О.Н. Шахматова),
  • целеполагание (М.А. Воробьёва, А.Д. Ишков, И.М. Истомина, С.С. Котова, А.И. Никашин, О.Н. Шахматова),
  • планирование/ конструирование (М.А. Воробьёва, А.Д. Ишков, И.М. Истомина, С.С. Котова, Е.Ю. Мандрикова, А.И. Никашин, А.М. Павлова, О.Н.Шахматова),
  • организация осуществления деятельности (С.С. Котова, О.Н. Шахматова),
  • самоконтроль/ самопроверка (М.А. Воробьёва, А.Д. Ишков, И.М. Истомина, С.Н. Костромина, М.С. Мочалова, А.И. Никашин, А.М. Павлова),
  • коррекция (М.А. Воробьёва, Д.А. Ишков, С.С. Котова, О.Н. Шахматова),
  • рефлексия/ самоанализ, самодиагностика (М.А. Воробьёва, И.М. Истомина, С.Н. Костромина, А.И. Никашин, А.М. Павлова),
  • самооценка (И.М. Истомина, С.С. Котова, С.Н. Костромина, А.И. Никашин, О.Н. Шахматова) [1, 3, 5 – 10].

При этом ряд исследователей вносят уточнения в содержание организационных действий и операций. Так М.А. Воробьёва предлагает осуществлять планирование на кратко-, средне- и долгосрочную перспективы, а М.С. Мочалова – с учетом приоритетов [5, 10]. А.М. Павлова говорит о важности рационального расходования времени и организации рабочего места [8]. Е.Ю. Мандрикова рассматривает в качестве обязательного компонента самоорганизации использование субъектом внешних средств организации деятельности (ежедневник, записная книжка и т.д.) [1]. Л.В. Махлеева считает, что самоорганизованный субъект характеризуется быстротой принятия решений [2]. В работе М.С. Мочаловой определенный акцент в самоорганизации делается на работу с информацией, которая заключается в восприятии информации и её переработке (обобщение, систематизация, анализ, реферирование, классификация) [10].

С.Н. Костромина дополняет структуру самоорганизации, выделенную выше большинством авторов, такими компонентами, как самопроектирование, самомоделирование, самобюджетирование, самоструктурирование и организовывание [7].

В своем исследовании мы придерживаемся личностно-деятельностного подхода в трактовке понятия «самоорганизация», включая в его структуру определенные личностные качества (мотивация к основной деятельности и деятельности самоорганизации, волевые усилия) и функциональные знания, умения и владения, необходимые для осуществления этапов деятельности (анализа, целеполагания, планирования, реализации, контроля, коррекции и стимулирования).

На наш взгляд, формирующий процесс необходимо начинать с формирования у обучающихся вуза функциональных знаний, умений и владений, повышение уровня которых повлечет за собой и положительные изменения в личностных компонентах способности к самоорганизации. Такая последовательность обусловлена более простым подходом к оцениванию уровня сформированности внешних признаков качества осуществления деятельности путем наблюдения за ходом её выполнения или анализа продуктов деятельности по сравнению с подбором корректных методов оценки уровня сложных внутренних качеств личности.

Для этого необходимо четко понимать, какие более мелкие составляющие входят в каждый структурный функциональный компонент способности к самоорганизации, что позволит поводить точную диагностику уровня сформированности отдельного компонента, его составляющих и способности к самоорганизации в целом, а также осуществлять целенаправленную коррекцию в отношении «отстающего» от нормы компонента/ составляющих. Так, например, реализация способности обучающегося к самоорганизации на этапе планирования учебной деятельности предполагает определение:

  • вида планирования: планирование оперативных учебных действий и операций (текущие учебные занятия), тактических учебных действий (учебный семестр/ год), стратегических учебных действий (весь период обучения в вузе),
  • количества/ объема учебных действий и операций,
  • содержания учебных действий и операций,
  • приоритетности/ логической последовательности учебных действий и операций,
  • способов выполнения (варианты/ алгоритмы решения учебных действий и операций),
  • форм выполнения (устная, письменная, презентация, аудио, видео и т.д.),
  • перечня и объема требуемых ресурсов (материальных, временных, информационных, кадровых),
  • образа результата и критериев оценки его качества,
  • способа фиксации плана в физическом виде (проект, карта и т.д.).

Таким образом, тщательное определение структурных компонентов способности к самоорганизации обучающихся вуза позволит разработать корректную методику диагностики уровня сформированности данной способности и её составляющих, направленную на выявление, в первую очередь, «пробелов» в формировании функциональных знаний, умений и владений, а также внести необходимые изменения в формирующие организационно-педагогические условия в рамках вузовского образования.


Список литературы

1. Мандрикова Е.Ю. Разработка опросника самоорганизации деятельности (ОСД) // Психологическая диагностика. 2010. № 2. С.59 – 83.
2. Махлеева Л.В. Роль самоорганизации в профессиональном становлении старшеклассников // Ученые записки Орловского государственного университета. 2017. № 3 (76). С.247 – 250.
3. Истомина И.М., Никашин А.И. Опережающие технологии самоорганизации студентов в учебном процессе // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2016. № 1 (105). С.7 – 13.
4. Бобылев А.В. Трудности в самоорганизации учебной деятельности [Электронный ресурс] https://cyberleninka.ru/article/n/trudnosti-v-samoorganizatsii-uchebnoy-deyatelnosti/viewer (дата обращения: 18.05.2020)
5. Воробьёва М.А. Связь мотивации учебной деятельности с самоорганизацией деятельности у студентов // Педагогическое образование в России. 2012. № 6. С.184 – 188.
6. Ишков Д.А. Психическая самоорганизация [Электронный ресурс] // http://mgsu.ru/organizations/RealizDogovorov/realizatsiya-2009/2009-4.php (дата обращения: 06.04.2020)
7. Костромина С.Н. Структурно-функциональная модель самоорганизации деятельности Вестник Санкт-Петербургского университета. 2010. Сер.12. Вып.4. С.153 – 160.
8. Павлова А.М. Педагогические особенности сопровождении студентов вуза по формированию у них навыков самоорганизации деятельности [Электронный ресурс] https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-osobennosti-soprovozhdeniya-studentov-vuza-po-formirovaniyu-u-nih-navykov-samoorganizatsii-deyatelnosti (дата обращения: 20.05.2020)
9. Котова С.С., Шахматова О.Н. Психологические особенности самоорганизации учебной деятельности студентов [Электронный ресурс] https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-osobennosti-samoorganizatsii-uchebnoy-deyatelnosti-studentov/viewer (дата обращения: 18.05.2020)
10. Мочалова М.С. Формирование умений самоорганизации учебной деятельности у студентов, обучающихся по индивидуальному графику в физкультурном вузе, на основе типологического подхода и метода CASE-STUDY // Ученые записки университета имени П.Ф.Лесгафта. 2016. № 4 (134). С.189 – 194.

Расскажите о нас своим друзьям: