Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №06 (47) Июнь 2020

УДК 378.14.015.62

Дата публикации 29.06.2020

Проблемы интегрирования форм дистанционного обучения в образовательный процесс

Христолюбова Татьяна Павловна
кандидат искусствоведения, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин, Санкт-Петербургский государственный химико-фармацевтический университет, РФ, г. Санкт-Петербург, takhristol@gmail.com

Аннотация: В данной статье анализируются особенности использования дистанционных форм обучения в высших учебных заведениях в условиях карантина в весеннем семестре 2019-2020 учебного года, ставятся проблемы, намечаются пути их решения. Автор опирается на собственный опыт работы, приводит результаты анонимного анкетирования студентов и преподавателей по данному вопросу, обращается к исследованиям коллег, отмечая пользу дистанционных технологий в образовательном процессе лишь в качестве вспомогательного средства.
Ключевые слова: образовательный процесс в вузе, дистанционные технологии образования, обучение на карантине, вебинар, видеоконференция, онлайн-тестирование, виртуальная обучающая среда Moodle

Problems of integrating forms of distance learning in the educational process

Khristolyubova Tatiana Pavlovna
Ph.D. in Art history, Associate Professor of the Department of Social and Humanitarian Disciplines, St. Petersburg State Chemical and Pharmaceutical University, Russia, St. Petersburg

Abstract: This article deals with the features of the use of distance learning in higher education institutions under quarantine in the spring semester of the 2019-2020 academic year, poses problems, and outlines ways to solve them. The author relies on her own work experience, gives the results of an anonymous survey of students and teachers on this issue, refers to the research of colleagues, noting the use of distance technologies in the educational process only as an auxiliary tool.
Keywords: educational process at the university, distance education technologies, education during quarantine, webinar, video conferencing, online testing, Moodle virtual learning environment

Правильная ссылка на статью
Христолюбова Т.П. Проблемы интегрирования форм дистанционного обучения в образовательный процесс // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2020. № 06 (47). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/problemy-integrirovaniya-form-distantsionnogo-obucheniya-v-obrazovatelnyj-protsess.html (Дата обращения: 29.06.2020)

Весенний семестр 2019/2020 учебного года бросил вызов преподавателям. Вынужденные перейти на дистанционное обучение в условиях карантина, многие из нас столкнулись с рядом трудностей, прежде казавшихся непреодолимыми. Не все преподаватели прежде имели опыт работы со студентами удаленно; многим приходилось экстренно осваивать новые компьютерные программы и даже покупать необходимые гаджеты. На отдельных специальностях, с преобладанием теоретических дисциплин, переход на дистанционную форму обучения произошел менее болезненно, на других же, имеющих более прикладной характер, привыкать к новым условиям работы было сложнее.

Вопрос о необходимости интеграции форм дистанционного обучения в образовательный процесс уже циркулировал в академическом сообществе и не встречал поддержки со стороны преподавателей. Следует, однако, отметить, что информационные технологии все активнее проникают в нашу повседневную жизнь и игнорировать их влияние на учебный процесс с каждым годом становится все сложнее. Сегодняшние студенты – в большинстве своем представители поколений Y и Z (согласно теории поколений Нейла Хоува и Вильяма Штрауса, родившиеся с 1985 по 2003 и с 2004 по 2024 годы соответственно [1, c. 13]) – знакомы с компьютерными и интернет-технологиями с детства и уже не представляют свою жизнь без социальных сетей и разнообразных интернет-сайтов, предоставляющих информацию и другие ресурсы на любой вкус.

Борьба с плагиатом, использованием электронных переводчиков, технологий беспроводной связи на экзамене и другими электронными соблазнами студентов, стремящихся постоянно облегчить себе жизнь, стали особенно актуальны для современного образовательного процесса. Часто студенты искренне не понимают, почему они должны учить большие объемы материала, если информация легко доступна в интернете, и для того чтобы получить ее достаточно лишь «нажать на кнопку». Подобного рода убеждение вызывает сложности с самоорганизацией студентов, которым приходится прилагать значительные усилия, чтобы учиться, не прибегая к разного рода электронным уловкам. Можно предположить, что недостаточно продуманное введение в учебный процесс элементов дистанционного обучения только усугубит данную проблему.

Данные выводы можно сделать на основе текущего опыта дистанционной работы. В анкетах обратной связи студенты Санкт-Петербургского государственного химико-фармацевтического университета (СПХФУ) в качестве положительных моментов из своего опыта удаленного обучения в течение марта-июня 2020 года отмечают следующие:

  • отсутствие временных и материальных затрат на дорогу до университета,
  • обучение в комфортных условиях дома,
  • возможность индивидуально распоряжаться своим временем,
  • быстрая обратная связь с преподавателем,
  • доступность материалов лекционных и семинарских занятий в электронном виде.

В целом можно констатировать, что многие студенты остались довольны рядом аспектов подобной формы обучения. Однако вполне закономерно, что увеличение свободного времени для студентов обернулось его ограничением для преподавателей, многие из которых при проведении анонимного анкетирования жаловались на его почти полное отсутствие для того, чтобы как раз-таки обеспечить быструю обратную связь со студентами, проживающими в разных часовых поясах.

Многим студентам СПХФУ понравилась возможность пересматривать лекции в записи в любое удобное время (или же иметь возможность наверстать таким образом материал в случае пропуска занятия), более того, они настойчиво предлагают перевести в онлайн-формат изучение «непрофильных» дисциплин (обычно к таковым относят историю, философию, культурологию и др). Однако уже то обстоятельство, что студенты хотели бы переместить в онлайн-пространство изучение дисциплин, напрямую не связанных с их будущей профессией, а значит, по мнению многих из них, не требующих подробного изучения, выразительно указывает на понимание студентами ограниченных возможностей дистанционного образования.

Показательно, что данное мнение высказывают не только студенты СПХФУ. Т.Л. Кузьменкова приводит данные опроса студентов Российской открытой академии транспорта (2019 год), высказавшихся преимущественно положительно (76%) на вопрос об отношении к проведению занятий по гуманитарным дисциплинам и физической культуре в дистанционной форме [2, c. 194]. Хотелось бы в прочем отметить, что лекция, прослушанная в записи или на вебинаре очень сильно уступает аудиторной лекции, поскольку каждый год преподаватели вносят в свои лекционные материалы что-то новое, обновляют и дополняют их, ибо наука не стоит на месте. Лекция посредством видеоконференции не предполагает возможности для преподавателя видеть лица своих студентов, наблюдать их реакции, их эмоциональное состояние. Такая лекция носит преимущественно односторонний, монологический характер и может восприниматься студентами как обычная телепередача, что ведет к снижению качества образовательного процесса [3]. Проведение лекций по гуманитарным дисциплинам в дистанционном формате нежелательно еще и потому, что значение имеет не только то, что говорит лектор, но и то, как он преподносит материал, поскольку очень часто одной из задач преподавателя гуманитарных дисциплин является приобщение студентов к ценностям высокой гуманистической культуры, носителем которой он является.

Если при проведении лекции в дистанционном формате можно столкнуться с рядом трудностей, то семинарское занятие, проводимое в таким образом, имеет ряд преимуществ. При том, что наиболее проблемным моментом в данном случае можно назвать невозможность или нежелание студентов (занимающихся в комфортной домашней обстановке) включать видеокамеру, что ведет к обезличиванию дискуссии, которая таким образом часто теряет в своей продуктивности. Кроме того, в данном случае сложно проконтролировать реальное местонахождение студентов, которые могут таким образом присутствовать на занятии лишь формально, занимаясь в этот момент другими делами. Стоит, однако отметить, что некоторые исследователи, например, Т.А. Танцура, смотрят на данную проблему в положительном ключе, полагая, что отсутствие зрительной оценки студентов преподавателем делает их более активными и раскрепощенными, что способствует развитию коммуникативных навыков [4, c. 356].

Тем не менее, дистанционные технологии позволяют студентам удачно выступать с презентациями, которые детально смогут рассмотреть все участники вебинара благодаря функции «показ экрана» (в то время как аудитории для занятий не во всех вузах в полной мере укомплектованы персональными компьютерами и проекторами). Кроме того, виртуальная обучающая среда Moodle, в системе которой проходили дистанционные занятия в СПХФУ, предоставляет студентам возможность не только выкладывать свои работы в специальный модуль, но и комментировать их. При должной организации учебного процесса студенты успевают не только ознакомиться с работами друг друга, но и поучаствовать в живой дискуссии по теме, что несомненно помогает усвоению материала.

Отдельного упоминания заслуживает и проведение текущего контроля в условиях дистанционного обучения. Многие преподаватели отмечают невозможность качественно проконтролировать самостоятельное выполнение студентами ряда практических работ. При устном опросе в рамках видеоконференции даже при наличии видеосвязи бывает довольно сложно проконтролировать самостоятельность выполнения студентами заданий, поскольку преподавателю не доступен экран студента и пространство за ним. Стоит отметить, что студентам данный вид контроля понравился, и в ответах на вопросы из обратной связи они активно высказывались за его внедрение в учебный процесс.

Другой распространенный вид контроля при дистанционном обучении – это онлайн-тестирование. Современные платформы, такие как Moodle или Online Test Pad предоставляют широкие возможности для составления разного рода тестовых заданий (одиночный выбор, множественный выбор, ввод текста, установление соответствий, заполнение пропусков и т.д.); выполнение тестового задания можно ограничить по времени, перемешивать последовательность вопросов, задавать случайную выборку вопросов для каждого студента, но это все равно не будет гарантировать самостоятельное выполнение студентами задания без обращения их к помощи информационных источников или третьих лиц. Кроме того, следует понимать, что при помощи тестирования можно проверить лишь освоение студентами фактологического материала, но не их способность рассуждать, осмысливать материал, делать выводы. Показательно, что 41 человек из 231 опрошенного студента СПХФУ (около 18%) высказались за введение онлайн-тестирования в учебном процессе при очном обучении («вместо устного опроса», «использование тестирований при сдаче экзамена», «решение тестов онлайн дома» и тому подобные ответы).

Таким образом, можно говорить о нецелесообразности полного или частичного перевода в дистанционный формат преподавания как минимум гуманитарных дисциплин. В то же время некоторые аспекты дистанционного обучения, такие как вебинары или онлайн-тестирование, могут быть использованы в качестве вспомогательного компонента образовательного процесса, например, для работы с отдельными категориями обучающихся. Хотелось бы верить, что время расставит все по местам и дистанционные технологии в будущем станут продуктивным компонентом образовательного процесса.


Список литературы

1. Шамис Е., Николов Е. Теория поколений: необыкновеный Икс / Евгения Шамис, Евгений Никонов. – 2-е изд., стер. – М.: Университет «Синергия», 2017. – 140 с.
2. Кузьменкова Т. Л. Динамика оценки студентами транспортного вуза дистанционных форм обучения // Ученые записки университета Лесгафта. 2020. №2 (180). С. 191-195.
3. Карпов А.В., Турчинская Е.Ю. Дистанционное обучение в современном искусствоведческом образовании // Проблемы управления качеством образования в гуманитарном вузе: Материалы Международной научно-методической конференции, 26 октября 2007 года. СПб.: СПбГУП, 2007. С. 222-223.
4. Танцура Т.А. Аспекты дистанционного обучения в современных условиях // МНКО. 2020. №2 (81). С. 355-358.

Расскажите о нас своим друзьям: