Общая педагогика, история педагогики и образования | Мир педагогики и психологии №01 (90) Январь 2024

УДК 37.01

Дата публикации 31.01.2024

Средневековый университет в европейском пространстве

Тарасов Артур Александрович
обучающийся 2 курса Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского» в г. Ялте

Аннотация: В статье рассмотрены и проанализированы предпосылки для создания первых средневековых университетов, их формы и организаци деятельности. Особое внимание уделено сравнению устройства Болонского и Парижского университетов. Кроме того, были выявлены истоки организации современных высших образовательных учреждений.
Ключевые слова: система образования, образование в период средневековья, Болонский университет, Парижский университет, образование и церковь.

Medieval University in the European space

Tarasov Artur Alexandrovich
2nd year student Humanitarian and pedagogical academy (branch) V.I. Vernadsky Crimean Federal University in Yalta

Abstract: The article examines and analyzes the prerequisites for the creation of the first medieval universities, their forms and organization. Special attention is paid to the comparison of the structure of the Bonn and Paris universities. In addition, the origins of the organization of modern higher educational institutions were revealed.
Keywords: education system, education in the Middle Ages, University of Bologna, University of Paris, education and the Church.

Правильная ссылка на статью
Тарасов А.А. Средневековый университет в европейском пространстве // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2024. № 01 (90). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/srednevekovyj-universitet-v-evropejskom-prostranstve.html (Дата обращения: 31.01.2024)

Средневековый университет возник не неожиданно и не только потому, что появились определенные группы людей, проявивших инициативу по его созданию. Хотя раннее европейское Средневековье не характеризуется массовым влечением к знаниям и поддержкой в этом направлении со стороны церкви и властителей, но даже в нем находим примеры развития философской мысли и определенного оформления школьного дела. Христианская идеология, которая была в то время распространенной в Европе, многое переняла в античности, воспользовавшись, в частности, системой неоплатонизма, которая сформировала накануне христианства универсальную картину мира.

Образование в период раннего средневековья является, собственно, прерогативой церкви; принципы образования базируются на положениях наиболее значительных представителей церкви, в частности Аврелия Августина (Св. Августина, епископа Гиппонийского, 350-430 гг.). В соответствии с его наставлениями рациональному знанию должна предшествовать Вера, нашедшая свое воспроизведение в знаменитом изречении Св. Августина Credo ut intelligam («Верую, чтобы понимать»). Образование раннего средневековья было направлено преимущественно на познание Бога. Рациональное знание критикуется, вызывает неприятие влечения к образованности, даже к грамотности. Свидетельством тому может быть извлечение из письма Папы Григория I Великого около 600 г. одному из епископов: «дошло до нас, что ты учишь кого-то грамматике. Сообщение об этом поступке, к которому в Европе мы испытываем большое презрение, произвело на нас впечатление довольно тягостное» [5, с. 49].

Постепенно ситуация меняется. Античные взгляды (хотя и в переработанном, адаптированном виде) со временем начинают осознаваться средневековой культурой. Возрождается образовательный процесс. Организационной его формой становятся разнообразные монастырские, соборные (городские) и кафедральные школы. Школьная деятельность средних веков основывалась на законодательстве Карла Великого. Карл Великий, который объединил большую часть Западной Европы в своих капитуляциях, вышедших в 789 году, подчеркнул, что в каждом городе и монастыре есть своя школа. Право на создание школы в случае необходимости имели и приходские церкви. Школы, которые были созданы в этот период, сыграли важную роль в распространении образования и подготовке управленцев для нужд новой империи. Помимо Св. Августина, влияние на образовательный процесс в таких школах оказали взгляды и суждения Боэция (480-524) и позже Алквина (735-804). Боэций начал в эру христианства классификацию семи свободных искусств (аrtes libetes), в которой он опирался на достижения античности. Еще в античные времена в Академии Платона были определены самые необходимые для обучения дисциплины. Следуя наследию древности, Боэций классифицирует семь гуманитарных наук, разбивая их соответственно на trivium (грамматика, риторика, диалектика) и quadrivium (арифметика, геометрия, астрономия, музыка). По другим данным, семь свободных искусств средневековья канонизированы еще во времена Мартиниуса Капеллы (около 410-439 гг. в трактате «Нехватка Меркурия и филологии») [5, с. 46]. Алквин, который позже поддержал такое разделение наук и пытался закрепить преподавание их в средневековых школах, мог уже опираться как на традицию Боэция и Мартиниуса Rапеллы, так и на труды Исидора из Севильи (умер в 636 г.). Последний первые три из 20 книг «Этимологии» посвятил семи свободным искусствам [5, с. 52]. В конце VIII в. так называемые Шарлеманские реформы, проведенные Алквином, закрепили организационно связь между теологией и свободными искусствами. Но это вовсе не означало, что все эти предметы преподавали во всех монастырских школах. По большей части (особенно на начальном периоде деятельности) образовательный процесс сводился к обучению писать и разбираться в священных текстах, причем главный акцент делался на знание, полученное через откровение, а не рационально достигнутое. Но были известны школы, в которые пытались попасть ученики из западных частей Европы. В качестве примера можно привести путешествие будущего папы Сильвестра в Каталонию. Недовольный образованием, полученным в монастыре Св. Жеро Д'орильяка, он в 967 г. прибыл в Каталонию, где изучал науки второй (высшей) степени – квадривиума.

В ХI-ХII в.в. кафедральные школы постепенно вытесняют монастырские. Учителя переходят из города в город, и за ними передвигаются их ученики (схолари), в основном представители светской части населения. Как считает автор труда [3, с. 50], оценивая деятельность учителей этого периода, «признание их обучения авторитетным – самая характерная особенность ранней схоластики» [6, с. 52]. Помимо монастырских, соборных и другого рода церковных школ, возникают светские школы, например медицинская школа в Салерно, школа переводчиков в Толедо, доболонские школы правоведения в Риме, Равенне, Павии, Болонская нотариальная школа и др.

В зависимости от внешних и внутренних факторов, которые складывались при функционировании разнообразных школ, как монастырских, так и светских, возникали условия для их дальнейшего развития и преобразования в университеты.

Первыми университетами, возникшими в Средние века, были Болонский и Парижский. Начало университета в Болонье связывают с деятельностью школы правоведов в этом городе, и прежде всего с деятельностью юриста Ирнерия. Именно он успешно изучал и точно трактовал источники римского (Юстинианова) права, реальная потребность в котором возникла в то время в обществе. По словам историков права [7, с. 124], те юридические школы (в Риме и Равенне) и школа Лонгобардско-римского права в Павии, которые предшествовали болонской школе, были мало знакомы с первоисточниками римского права и интерпретировали различные юридические положения произвольно. Деятельность Ирнерия приходится как раз на те времена, которые считают примерно временем возникновения Болонского университета. Ирнерий с учениками развернул широкое изучение римского права с целью установления его истинного и полного содержания. Успехи этой группы учителей, исследователей римского права, были настолько значительны, что для того, чтобы «получить знание римского права из единственно чистого источника, направилась в Болонью масса учеников из всех стран Запада, преимущественно из Германии» [2, с. 7]. Сам Ирнерий позже (после 1100 г.) был членом суда при дворе императора Генриха V, а многие из болонских профессоров права участвовали в заседаниях имперского суда при Фридрихе I. И хотя точной юридически установленной даты начала деятельности Болонского университета не существует, ее небезосновательно связывают с деятельностью профессора права Ирнерия начиная с 1088 г.

Феодальное средневековье характеризуется корпоративным устройством. Корпоративным духом проникнуто все общество, все слои населения. Поэтому и отношения между учителем и учеником строились на корпоративных началах. Обучение было частным делом учителя-профессора и ученика. Если профессор обладал знаниями, которые имели спрос в обществе и давали возможность после окончания обучения занять определенное место в обществе, то он всегда мог привлечь к себе учеников, которые согласны были платить деньги за обучение. Приток большого количества школьников (схолариев) в Болонью стал явлением, выходящим за рамки того, что наблюдалось до начала активного развития изучения римского права, начатого Ирнерием. Важным фактором развития изучения римского права была и общественная потребность, вытекавшая из политических и экономических обстоятельств. В частности, итальянские города-республики нуждались в юридическом обосновании республиканского устройства города, создании уставов, дипломатического законодательства и тому подобное. По приведенным данным, в XII в. «численность штудирующих в Болонье достигала 10 000», что предопределяло необходимость определенной организации среди них [7, с. 26]. Формы этой организации складывались постепенно и зависели от действия ряда факторов.

В связи с корпоративным устройством средневекового общества, которое разбивалось на определенные корпорации, гильдии, братства и т.д., объединение учеников, объединение профессоров или общее объединение как профессоров, так и учеников можно рассматривать как определенную корпорацию, определенным образом организованный союз, что, по терминологии римского права, назывался «universitas». Жан Верже отмечает, что «в латыни средневековья, начиная с XII в., когда наступил период, отмечавшийся особой плодовитостью на подобного рода ассоциации, это понятие встречается особенно часто» [2, с. 4]. Соответствующее объединение студентов называлось «университет студентов» (universitas sholarium) или «университет преподавателей» (universitas magistrum). Таким образом, университет представлял собой определенную корпоративную структуру, которая объединяла профессоров и студентов на основе общих научных и учебных интересов. Университет – это сообщество, которое объединяет тех, кто учит, и тех, кто учится, и которое открыто для всех желающих присоединиться к нему с целью обучения и познания. Причем обучающие при определенных условиях могут быть обучаемыми, что усиливало объединительный фактор. Исследователи истории средневековых университетов в подтверждение тезиса о сходстве корпоративного устройства университетов с устройством других корпораций, в частности ремесленных цехов, приводят и соответствующие параллели, в частности, то, что «градация школьников, бакалавров и магистров или докторов соответствовала цеховым градациям учащихся, подмастерьев и мастеров» [3, с. 51]. Другой исследователь средневековья Ж. Ле Гофф приводит в своей книге [6, с. 50] такой взгляд доминиканца Томаса Ирландского на разделение населения Парижа по социальному статусу: «город Париж, подобно Афинам, разделяется на три части: во-первых, купцы, ремесленники и обычный народ, так называемый Большой город; во-вторых, дворянство, купчащееся вокруг королевского двора, и кафедральный собор, так называемый Сити; в-третьих, студенты и коллегии, так называемый Университет» [6, с. 52].

Университет в Болонье некоторое время действовал без юридического утверждения его как определенного учебного заведения. Но такое положение вещей было характерно для многих университетов, которые изначально возникли, развили плодотворную деятельность и только через некоторое время получили подтверждение своего статуса университета в виде соответствующих папских булл или жалованных грамот королей или императоров. Эти официальные документы много весили в деле защиты университетов от посягательств города или феодалов. Поэтому университеты были заинтересованы в их получении. В середине XII в. (1156) Фридрих I Барбаросса издал закон под названием «Authentica habita», основным содержанием которого было регулирование отношений между университетом (студентами) и городом. Он стал основой для тех привилегий, которые предоставлялись правителями в дальнейшем. Был еще один важный момент, учитывавшийся при получении такого официального документа, который вытекал из универсальности власти папы или короля.

При основании Парижского университета стояли Кафедральная школа при Нотр-Даме и две монастырские школы аббатств Св. Женевьевы и Св. Виктора.  Возникновение Парижского университета также связано с известными именами, в частности, с деятельностью Пьера Абеляра (1079-1142). Но если Болонский университет возник на почве светской правоведческой школы, то в Париже основным направлением были вольные искусства и, особенно, теология. Мнение парижских теологов всегда учитывалось при разрешении каких-либо богословских споров. Поэтому влияние церкви здесь было значительно больше, чем в Болонье.

В XII в. Болонский университет формируется преимущественно как центр юридической науки и юридического образования, в то время как Парижский университет становится центром богословия, теологии. В конце XII в. в обоих университетах начинают формироваться по национальному признаку землячества, развитие которых после 1200 г. привело к возникновению Наций как структурных элементов университетов.

Несколько позже (в начале XIII в.) один за другим возникают два университета в Англии: Оксфорд и Кембридж. Оба университета выросли из монастырских школ, то есть имеют церковное происхождение.

Средневековое общество отличало понятие «университет» как определение корпоративного объединения учителей и учеников, как организованный союз определенного сообщества от институционального понятия «школа». Основным признаком такой университетской школы, которая возникла на базе объединения студентов и профессоров, учителей и учеников, было то, что она имела не местное значение, а была предназначена для представителей всех наций, и ученые степени, полученные в такой школе, должны были признаваться во всех школах христианского мира Европы. Но для этого такая институция должна была быть юридически признанной, утвержденной представителями общей власти. Для Европы того времени это была власть папы или (хотя и в меньшей степени) императора или короля. Поэтому при получении документа (особенно учредительной грамоты) от папы, который легитимизировал деятельность университета уже как школы, в нем указывалось «studium generale», а не «universitas».

С самого начала организационное развитие университетов Болоньи и Парижа значительно различалось. В первом главную роль играли корпорации школьников, студентов (universitas sholarium), которые обычно по соответствующим соглашениям «нанимали» тех, чьи лекции они желали слушать. Профессора не входили в корпорацию школьников, управление университетом принадлежало студентам, и профессора должны были подчиняться корпоративным решениям студентов. Иначе складывалось в Париже. Там с самого начала главенство было за корпорацией профессоров (universitas magistrum), которая руководила всей жизнью университета. Студенты практически не имели возможности избирать или быть избранными на университетские должности. Болонский университет в этом смысле был уникальным, потому что те университеты, которые в дальнейшем создавались, выбирали в основном парижскую модель внутренней организации деятельности.

Уже в XII в. вырисовываются основные направления деятельности университета, которые создают его характерный вид. И прежде всего – это то, что именно в университетах происходила подготовка научных кадров. Примерно через два года обучения ученик по представлению своего учителя проходил испытания перед другими учителями и получал степень бакалавра. Дальше бакалавры не прекращали учиться, но они уже имели определенные права на преподавание. Через определенное время, совмещая и преподавательскую, и научную деятельность, бакалавр мог вновь быть представленным своим учителем (профессором) для нового испытания, успешное прохождение которого давало право на следующую высшую степень. В дальнейшем эта схема детализировалась соответственно для разных научных направлений и в разных университетах, сохраняя, однако, определенные общие черты.

Основные черты университетского устройства, такие как: порядок присуждения степеней, финансовые и юридические права, административное устройство внутренней жизни, учебный процесс, внешние отношения и т.д., приобрели наиболее устоявшиеся формы в ХШ-ХІV веках.

 

 


Список литературы

1. Карлов Н. Вначале была школа... //Alma mater. Вестник высшей школы. – 2013. – № 10. – С. 40-47.
2. Ладыжец Н. С. Университетское образование: идеалы, цели, ценностные ориентации. – Ижевск, 2012, – 174 с.
3. Лефф Гордон. Тривиум и три философии // Alma mater. Вестник высшей школы. – 2017. – № 1. – С. 49-54.
4. Литошенко Д. Современные модели подготовки кадров высшей квалификации в свете исторического опыта европейского университетского образования // Alma mater. Вестник высшей школы. – 2012. – №. 7. – С. 38-43.
5. Ортега-и-Гассет X. Миссия университета //Alma mater. Вестник высшей школы. – 2020. – № 7. – С. 44-54.
6. Скотт Питер. Реформы высшего образования в странах Центральной и Восточной Европы: попытка анализа // Alma Mater. Вестник высшей школы. – 2021. – № 11. – С. 50-56.
7. Уваров П. Ю. Университеты и идея европейской общности // Европейский альманах. История. Традиции. Культура. – М., 2003, – 193 с.

Расскажите о нас своим друзьям: