Психология труда, инженерная психология, эргономика | Мир педагогики и психологии №07 (72) Июль 2022

УДК 159.9

Дата публикации 31.07.2022

Современная личность в условиях латентного ненормативного профессионального кризиса занятости

Шакун Арина Анатольевна
Магистрант факультета прикладной психологии, кафедра общей и консультативной психологии, Санкт-Петербургский Государственный институт психологии и социальной работы, г. Санкт-Петербург, arinaspb@bk.ru

Аннотация: В данной статье рассматриваются системные характеристики современного рынка труда, представлены основные подходы к изучению личности в условиях ненормативного профессионального кризиса, описаны типологии профессиональных кризисов. Целью статьи является анализ изучения латентного ненормативного кризиса занятости. В статье затрагивается проблема негарантированной занятости, как системной характеристики современного рынка труда, раскрывается содержание форм ненормативного кризиса занятости. На основании анализа статистических данных исследовательского центра крупнейшего рекрутмента РФ, а также привлечения данных социологических исследований постсоветского периода, устанавливается, что в настоящее время происходит заметный рост увеличения количества людей, переживающих латентный ненормативный кризис занятости. Представлена динамика количества респондентов, переживающих латентный ненормативный кризис занятости за период с 2015 по 2022 гг. Особое внимание уделено исследованию характерных особенностей и поведенческих реакций личности, вызываемые латентным ненормативным профессиональным кризисом занятости. Определены факторы, препятствующие конструктивному выходу из ненормативного кризиса, описаны способы выхода из кризисов, сформулированы критерии, необходимые для продуктивного выхода из кризиса. Раскрываются этапы психологической помощи, оказываемой на государственном уровне населению, находящемуся в ненормативном профессиональном кризисе занятости.
Ключевые слова: личностный кризис, безработица, ненормативный кризис, самоопределение, профессиональный кризис, латентный профессиональный кризис.

Modern personality in the conditions of latent non-normative professional employment crisis

Shakun Arina Anatolevna
Master's student of the Faculty of Applied Psychology, Department of General and Consultative Psychology, St. Petersburg State Institute of Psychology and Social Work, St. Petersburg

Abstract: This article examines the systemic characteristics of the modern labor market, presents the main approaches to the study of personality in the conditions of non-normative professional crisis, describes the typologies of professional crises. The purpose of the article is to analyze the study of the latent non-normative employment crisis. The article touches upon the problem of non-guaranteed employment as a systemic characteristic of the modern labor market, reveals the content of forms of non-normative employment crisis. Based on the analysis of statistical data from the research center of the largest recruitment of the Russian Federation, as well as the use of data from sociological studies of the post-Soviet period, it is established that there is currently a noticeable increase in the number of people experiencing a latent non-normative employment crisis. The dynamics of the number of respondents experiencing a latent non-normative employment crisis for the period from 2015 to 2022 is presented. Special attention is paid to the study of the characteristic features and behavioral reactions of the personality caused by the latent non-normative occupational crisis of employment. The factors that prevent a constructive way out of a non-normative crisis are identified, the ways out of crises are described, the criteria necessary for a productive way out of the crisis are formulated. The stages of psychological assistance provided at the state level to the population in a non-normative professional employment crisis are revealed.
Keywords: personal crisis, unemployment, non-normative crisis, self-determination, professional crisis, latent professional crisis.

Правильная ссылка на статью
Шакун А.А. Современная личность в условиях латентного ненормативного профессионального кризиса занятости // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2022. № 07 (72). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/sovremennaya-lichnost-v-usloviyakh-latentnogo-nenormativnogo-professionalnogo-krizisa-zanyatosti.html (Дата обращения: 31.07.2022)

Актуальность изучения ненормативных профессиональных кризисов обусловлена состоянием современного рынка труда и необходимостью совершенствования методов, применяемых в консультативной практике по данной проблематике. Острота данного вопроса обусловлена тем, что на сегодняшний день подходы к оказанию услуг психологической поддержки населения по проблематике кризиса занятости в различных регионах реализуются в разных формах. Новизна данной работы заключается в систематизации статистических данных, полученных исследовательским центром HeadHunter за период 2015-2022гг. Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты работы могут быть использованы в качестве базы для аналитической деятельности психолога, исследующего тему профессиональных кризисов личности, а также могут быть полезны государственным региональным центрам психологической поддержки населения, в связи с динамикой роста взрослых людей, переживающих латентный ненормативный профессиональный кризис занятости.

Значимым аспектом ненормативного профессионального кризиса занятости в современных условиях становится принцип не гарантированности занятости, являющийся системным основанием современного рынка труда [4]. Принцип негарантированной занятости не является предиктором личностной свободы, он способствует формированию своеобразной формы принуждения к труду. В результате у субъекта возникают новые противоречия во взаимоотношениях с социальной и трудовой средой. Общественная трансформация, активно меняя факторы профессионализации, предъявляет новые требования к человеку как к субъекту профессионального развития. Поэтому на сегодняшний день становится так важно изучать группы ненормативных кризисов профессионального развития, характерных для условий негарантированной занятости [3].

Одним из проблемных вопросов изучения профессиональных кризисов, начиная с 1990 года, становится латентный ненормативный профессиональный кризис занятости. Современная трудовая реальность предъявляет к субъектам труда повышенные требования, обусловленные кардинальной трансформацией принципов и правил функционирования рынка труда.  Изменения в трудовой сфере разворачиваются на фоне общественно-экономической трансформации, которая характеризуется противоречивостью и неопределенностью будущего [5]. В результате увеличивается доля взрослого населения, переживающего латентный ненормативный кризис занятости. Он характеризуется состоянием страха и неуверенности в будущем относительно профессиональной деятельности у занятых людей. Отсутствие стабильности в экономике страны обуславливает риск возникновения безработицы в краткосрочном и отдаленном будущем [3].

Цель исследования: изучение психологических особенностей  и поведенческих реакций взрослых людей, находящихся в латентном ненормативном профессиональном кризисе занятости.

Задачи исследования: изучить существующие концепции профессиональных кризисов в современной научной литературе и основные подходы к изучению личности в ненормативном кризисе занятости. Рассмотреть активную и латентную форму переживания ненормативного профессионального кризиса личностью, определить динамику и современные тенденции разворачивания латентного ненормативного кризиса занятости. Изучить способы выхода из профессиональных кризисов, стратегии личности, критерии продуктивного разрешения кризиса.

Кризисы являются регулярным явлением в жизни человека на протяжении всего онтогенеза. В рамках кризисной психологии существуют различные авторские подходы к пониманию кризиса [9]. Наиболее конгруэнтным современным определением дефиниции «кризис» является трактовка клинической теории кризиса, согласно которой кризис представляется реакцией личности на опасные события. Возникающая субъективная реакция переживается как нарушение психологического гомеостаза личности [12]. В современной психологии существующее многообразие кризисов, возникающих на жизненном пути человека, разделяют на профессиональные, возрастные, кризисы утраты, экстремальные и экзистенциальные кризисы. Однако конструкты всех кризисов, известных психологической науке, можно объединить в единое, обобщающее понятие «личностный кризис» [10].

На фоне всех кризисов личности особым образом выделяются профессиональные кризисы. Вне зависимости от желания или волевого усилия личности, они являются высоковероятностным явлением, встречающимся на всех этапах взрослости человека. Профессиональный кризис личности это точка бифуркации, прохождение которой предопределяет дальнейшую траекторию развития личности в профессии, обеспечивает переход на следующую стадию профессионального становления или приводит к стагнации, профессиональной деградации [19]. 

Из анализа научной литературы установлено, что психологические интерпретации личности в ситуации ненормативного профессионального кризиса занятости делятся на три подхода. В первом, институциональном подходе (П. Уорр, Д. Фрайер, М. Яхода) психологическое содержание кризиса заключается в страдании личности. Во втором, когнитивно-мотивационном подходе (А. Вайнфилд, К. Ванберг, А. Голдсмит, У. Дейрити) личность рассматривается как оценивающий, интерпретирующий и действующий субъект, самостоятельно выбирающий активную или пассивную форму поведения в трудной жизненной ситуации. Третий, биографический подход (К. Буч, Н. Гармези, Д. Дозье, А. Каспи) является предпосылкой для целенаправленных исследований безработицы, дополнением  институционального и когнитивно-мотивационного подходов. Данный подход видит в кризисе занятости возможность развития личности. Согласно концепции биографического подхода личность развивается в течение жизненного пути через прохождение кризисных ситуаций, включая безработицу [8].

На основе анализа существующих типологий профессиональных кризисов можно выделить нормативные и ненормативные кризисы. Первую группу образуют профессиональные кризисы развития с высокой степенью вероятности возникновения, ко второй группе относят ненормативные кризисы, инициируемые как внешними, так и внутренними факторами [20].

Наиболее емкая типология нормативных профессиональных кризисов представлена в концепции Э.Ф.Зеера [17].

Таблица 1.  Типология нормативных профессиональных кризисов по Э.Ф.Зеер 

Кризис

Период

учебно-профессиональной ориентации профессионального выбора

получение профессионального образования  17-24 года

профессионального становления (адаптации)

 

первичная профессионализация,

от 1 года до 3 лет

профессионального роста

 

25-26 лет

профессиональной карьеры

 

30-33 года

социально-профессиональной самоактуализации

 

38-42 года

угасания профессиональной деятельности

 

предпенсионный период

 55-65 лет

 

социально-психологической адекватности

 

Пенсия

Наиболее полно ненормативные кризисы профессионального развития описаны в подходе Э.Э. Сыманюк и работах М.В. Белоусова, М.А. Бендюкова [2; 3].

Таблица 2. Типология ненормативных профессиональных кризисов по Э.Э.Сыманюк

Ненормативный кризис

Детерминанта

Кризис, вызванный случайным событием

Потеря трудоспособности (полная, частичная или временная), лишение свободы, судебный запрет на ведение профессиональной деятельности, миграция или эмиграция, банкротство, изменение личностных условий жизни с невозможностью в дальнейшем работать непосредственно по своей профессии, а также сокращение, увольнение и т. д.

Кризис самоактуализации

 

Сверхнормативная активность личности, когда человек перерастает имеющиеся возможности развития в рамках данной профессиональной деятельности.

Кризис занятости

 

Потеря работы

Утраты профессии

Несоответствия квалификации

На сегодняшний день все большее количество людей оказываются вовлеченными в ненормативный профессиональный кризис занятости. Данному явлению способствует всемирный экономический кризис, вызванный пандемией Covid-19, непрекращающийся процесс мировой глобализации, а также совокупность трендов, присущих современному рынку труда.

Стремительные изменения в технологиях и содержании труда, возникающая при этом необходимость обладать знаниями, умениями и навыками, не входящими в нормативные описания квалификации повышают риск возникновения кризиса несоответствия квалификации. Современные тенденции глобальной автоматизации наиболее остро затрагивают сферу оказания дистанционных услуг в банковской и медицинской отрасли, а также транспортный и строительный секторы. Таким образом, под влиянием технических и технологических инноваций возникают ситуации, при которых теряется актуальность определенных профессий, что приводит к их исчезновению. ОАО Сбербанк России ежегодно сокращает 7500 сотрудников call-центров. В результате люди оказываются в ненормативном кризисе утраты профессии. Закономерным следствием пандемии Covid-19 является ограниченный спрос на рынке труда, при этом кризис потери работы становится вполне очевидным явлением  [3; 11]. Таким образом, ненормативный кризис занятости становится системной составляющей рыночного устройства любой экономики  [2]. Ненормативный кризис занятости может существовать в двух формах латентной и актуальной. Актуальный ненормативный кризис занятости это случившаяся ситуация потери работы либо профессии. Латентный ненормативный кризис занятости это «состояние страха и неуверенности занятых, так как они не застрахованы от безработицы в краткосрочном и отдаленном будущем» [3].

Современные статистические данные относительно исследования латентного ненормативного профессионального кризиса можно получить из аналитики общего индекса самочувствия. ОИС включает в себя пять компонентов оценок: стабильность на текущем месте работы, сложность поиска работы, потребность в поиске работы, готовность снизить зарплатные ожидания и шансы в поиске работы в ближайшей перспективе.

Начиная с 2015 года, служба исследований HeadHunter ежеквартально проводит опрос на территории Российской Федерации в контексте исследования общего индекса самочувствия среди занятых  и безработных соискателей. Ежегодно в исследовании принимает участие от 13000 до 20000 респондентов. На вопрос «существует ли для вас на текущем месте работы угроза увольнения работодателем?» за период с 1 квартала 2015 года  и по 4 квартал 2019 года «точно да» ответили от 7-9 % респондентов,  «скорее да» от 15-18%  респондентов  [14]. Данные показатели сохранялись и в первый квартал 2020 года, однако во 2 квартале 2020 выросли до 16% «точно да» и 27% «скорее да». 3 квартал 2020 показал понижение показателя до 10% «точно да», до 20% «скорее да» [15]. В 2021 году выборка опрошенных составила 17689 опрошенных. Из них «точно да» ответили 6%, «скорее да» 13% [13].  В исследовании, проводимом исследовательской службой HeadHunter во втором квартале 2022 года приняло участие 13500 респондентов. По результатам исследования было выявлено, что 31% опрошенных пребывают в состоянии латентного профессионального кризиса занятости. Таким образом, из 100% респондентов почти треть заявила о субъективном состоянии переживания угрозы увольнения по инициативе работодателя. Что свидетельствует о росте страха и опасений по поводу потери текущего места работы  [7]. Динамика количества респондентов, переживающих латентный ненормативный кризис занятости, в процентах представлены на графике.

Рисунок 1. Динамика количества респондентов, переживающих латентный ненормативный профессиональный кризис занятости, в %.

Социологические исследования выявили, что латентный ненормативный профессиональный кризис (страх безработицы) это один из наиболее сильных стрессов, сопровождающий российское общество, начиная с 1990 года.  Исследования показывали, что в период с 1994 года по 2000 год страх потери работы испытывали от 60% до 70% работающего населения. Было доказано, что воздействие этого страха имеет вполне конкретные поведенческие исходы, которые выражались согласием занятых с задержками зарплаты, вынужденными неоплачиваемыми отпусками и другими аспектами, ущемляющими права трудящихся. Главным психологическим аспектом латентного и активного ненормативного профессионального кризиса является факт наличия изменения поведение занятых и безработных вне зависимости от реальной ситуации на рынке труда, т.е. уровня безработицы. Для изменения линии поведения и снижения уровня притязаний занятых вполне достаточно субъективного означивания потенциальной ситуации потери работы как критической. Таким образом, можно выделить две ключевых черты кризиса - наличие критической ситуации (хотя бы и в форме ее субъективного представления) и изменение внешнего поведения в целях недопущения развития противоречия в трудовых отношениях   [3].

Психологическое состояние, как безработного, так и человека, переживающего латентный профессиональный кризис занятости, указывает на обострение процессов, происходящих на сознательном и бессознательном уровнях. Этому свидетельствует возникновение тревожной симптоматике, выражающееся в постоянно повторяющихся негативных мыслях, таких как: «Что будет дальше?», «Наверняка меня уволят», «Смогу ли я найти работу?» Ненормативный кризис занятости напрямую связан с синдромом социально-психологической дезадаптации. Он характеризуется неуверенностью и неудовлетворенностью условиями жизни, заниженной самооценкой, изменением или разрушением привычных целей и задач, невозможностью планировать будущее. Данные изменения проходят на фоне ухудшения психического и физического здоровья человека, оказавшегося в подобной жизненной ситуации. Основными факторами, влияющими на возможное возникновение психосоматических дисфункций в период ненормативного кризиса занятости, можно считать пол, возраст, уровень образования и этническая принадлежность. Чем старше возраст, тем выше уровень дистресса и ниже степень адаптации к сложившейся ситуации. Отсутствие необходимого уровня образования, несформированный объем необходимых компетенций для получения альтернативно работы, либо отсутствие возможности быстрого переобучения по предпочтительному новому профессиональному профилю повышает уровень стресса. Выявлено, что психосоматические заболевания появлялись не только у лиц, находящихся в периоде ненормативного кризиса занятости, а также у их родственников  [2].

Современные исследования показывают, что у респондентов, находящихся в кризисе безработицы наблюдается отсутствие должных знаний о качествах и ресурсах собственной личности, способствующих профессиональному развитию, присутствует зацикленность на определенной сфере профессиональной деятельности, отсутствует уверенность в себе и своих способностях. Выявленные психологические особенности взрослых людей, переживающих ненормативный профессиональный кризис, позволяют сформировать проблемное поле для консультативной практики психологов, консультантов-профориентологов, сотрудников кадровых служб и других специалистов смежных областей для проведения более качественных консультаций и прогностики профессионального самоопределения лиц в условиях ненормативного кризиса занятости [2].

Латентный ненормативный профессиональный кризис занятости может формировать эффект многослойности в оказываемом влиянии на личность, которая в данный период онтогенеза переживает личностный кризис развития, экзистенциальный либо утраты  [8].

Долгое время в психологии традиционно обращали внимание на депривирующий аспект кризисов  [8]. Однако современные подходы к изучению кризисов рассматривают кризис как процесс, имеющий две стороны: опасность для личностного роста и потенциал личностного развития  [20]. Такой подход обуславливает возможные варианты выхода из профессиональных кризисов: деструктивный, нейтральный и продуктивный.

 При рассмотрении способов выхода из кризисов профессионализации,  Н. С. Глуханюк выделяет две стратегии их преодоления: инициативную, характеризующуюся активностью и ответственностью за принятые решения и поступки, и ситуативную, которая проявляется в низком уровне интегрированности личности, слабости и неустойчивости познавательных и эмоционально-волевых установок  [19].

Д. В. Чупшев отмечает важность критериев, необходимых для осуществления качественного выхода из профессионального кризиса: когнитивный, мотивационный, эмоциональный, профессионально-деятельностный, коммуникативный, рефлексивный, социальный.  Для продуктивного выхода из профессионального кризиса человеку важно осознать правильность профессионального выбора, сформировать необходимый уровень притязаний, поддерживать высокий интерес к профессиональной деятельности и адекватную самооценку, эмоциональная сдержанность, положительные эмоции от работы. Важным предиктором продуктивного профессионального развития является осознание человеком смысла и значимости своей деятельности, самоопределение в ней  [19].

Государственная психологическая помощь людям, находящихся в ненормативном профессиональном кризисе занятости, включает в себя: рекомендации по повышению мотивации к труду; активизацию позиции по поиску работы и трудоустройству; разрешение или снижение актуальности психологических проблем, препятствующих профессиональной и социальной самореализации; повышение адаптации к существующим условиям, реализации профессиональной карьеры путем оптимизации психологического состояния  [6].

На сегодняшний день представляется, что отечественная психология имеет достаточную теоретическую базу для дальнейшего изучения латентного ненормативного профессионального кризиса занятости [3]. В условиях изменившейся социальной и трудовой реальности одним из перспективных направлений исследований в современной психологии является изучение и развитие экстремальных профессиональных компетенций личности, как наиболее значимого фактора протекции ненормативных профессиональных кризисов личности.


Список литературы

1. Белановская О.В. Особенности смысложизненных ориентаций в возрасте средней взрослости / О. В. Белановская // Научные труды республиканского института высшей школы . – 2020. – N 20-3. – С. 49–57.
2. Белоусов М.В. Психологическое развитие личности в условиях ненормативного кризиса занятости / М.В. Белоусов, Е.Ю. Пряжникова // Вестник Тверского Государственного Университета. Серия: Педагогика и психология.- 2019.- №2. - C.- 6 - 18.
3. Бендюков М.А. Кризисы профессионального развития личности, обусловленные негарантированностью трудовой занятости // Психология – наука будущего: Материалы VIII Международной конференции молодых ученых «Психология – наука будущего» / Отв. ред. Е. А. Сергиенко, Н. Е. Харламенкова. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2019. – с. 131-136.
4. Бендюков М.А. Профессиональное развитие личности в условиях социальных изменений // «Личность в ситуации социальных изменений»: сб. материалов всероссийской научно-практической конференции / под ред. к. психол.н., доц. А.Ю. Смирновой. – Саратов: ИЦ «Наука», 2019. – с. 13-19.
5. Бендюков М.А. Психология профессионального кризиса у безработных: дис. … д.психол.наук : 19.00.03 Санкт-Петербург, 2009. – 363 с.
6. ГосУслуги : офиц. сайт. – URL: https://www.gosuslugi.ru/21751/1/info (дата обращения: 10.06.2022).
7. Деготькова И. HeadHunter увидел у трети россиян страх потерять работу. - Текст: электронный / И. Деготькова // РБК: сайт. – 2022. – URL: https://www.rbc.ru/economics/09/06/2022/62a088049a7947860e106736 (дата обращения: 11.06.2022).
8. Демин А.Н. Личность в кризисе занятости: стратегии и механизмы преодоления: дис. … д.психол.наук : 19.00.01 Краснодар, 2005. – 407 с.
9. Ильина В. В. Подходы к пониманию кризиса личности в современной психологии// Актуальные проблемы психологического знания – 2015. – № 1. – С. 7–12.
10. Иващенко Н.А. Теоретический анализ представлений о способах преодоления личностных кризисов в современной психологии /Н.А. Иващенко // Психология Психофизиология – 2017. – N 2. – С. 36–42.
11. Кулебаев К.Ю. Какие профессии исчезнут в ближайшее время?/ К.Ю. Кулебаев, Д.С. Глотов // Вестник науки и образования.- 2020.- №4-1. - C.- 96 - 98.
12. Лопес Е. Г. Кризисология и психология кризисных состояний: учебное пособие/ Е. Г. Лопес, Э. Э. Сыманюк; науч. ред. Э. Ф. Зеер. Екатеринбург:Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2011. 182 с.
13. Настроения молодых специалистов на рынке труда в 2021 годукателей в 3 квартале 2020 года. - Текст: электронный // HH: сайт. – Москва, 2022 – . – https://bavly.hh.ru/article/29888 (дата обращения: 08.06.2022).
14. Настроения работников и соискателей в 3 квартале 2019 года. - Текст: электронный // HH: сайт. – Москва, 2019 – . – URL: https://hh.ru/article/25338 (дата обращения: 10.06.2022).
15. Настроения работников и соискателей в 3 квартале 2020 года: что происходит. - Текст: электронный // HH: сайт. – Москва, 2020 – . – URL: https://hh.ru/article/27508 (дата обращения: 09.06.2022).
16. Никольская С.С. Современное состояние кризисов в психологии // Царскосельские чтения: материалы XV международной научной конференции / под общ. Ред. В.Н.Скворцова. – Санкт-Петербург : ЛГУ. – Т. 3. - 2011. – с. 320-324.
17. Психология профессионального консультирования [Текст]:учеб. пособие / Э. Ф. Зеер [и др.]; под ред. Э. Ф. Зеера. Екатеринбург:Изд-во ГОУ ВПО Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2009. 246 с.
18. Рудакова О.А. «Кризис» как основной феномен развития личности / О.А. Рудакова // Проблемы современного педагогического образования. - 2015. - № 1. - С. 418-424.
19. Садовникова, Надежда Олеговна. Психологические механизмы переживания профессионального кризиса личности [Электронный ресурс]: монография / Н. О. Садовникова, Т. Б. Сергеева. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2018. 105 с.
20. Снегова Е.В. Кризис личности как проблема психологии / Е.В. Снегова // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. - 2016. - № 2. - С. 30-37.

Расскажите о нас своим друзьям: