Общая педагогика, история педагогики и образования | Мир педагогики и психологии №11 (88) Ноябрь 2023
УДК 371.14
Дата публикации 30.11.2023
Совершенствование профессионального мастерства педагога как важная задача методического сопровождения
Ханова Татьяна Геннадьевна
канд. пед. наук, доцент, ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина», РФ, г. Нижний Новгород, tanyaha10@mail.ru
Карамирзаева Анжела Микаиловна
магистрант, ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина», преподаватель, ГБПОУ «Нижегородский губернский колледж», РФ, г. Нижний Новгород
Аннотация: В статье рассматриваются основные аспекты совершенствования профессионального мастерства педагогов в рамках методического сопровождения их деятельности. Представлены условия и принципы организации личностно-ориентированного обучения педагогов в рамках методического сопровождения в дошкольной образовательной организации. Авторами выявлены этапы организации и осуществления методического сопровождения в процессе совершенствования профессионального мастерства педагогов, показана роль и пути применения игровых форм организации методического сопровождения.
Ключевые слова: методическое сопровождение, педагог дошкольного образования, профессиональная деятельность, профессиональное мастерство педагога, этапы организации методического сопровождения.
PhD in Pedagogical Sciences, Associate Professor, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Russia, Nizhny Novgorod
undergraduate, Nizhny Novgorod State Pedagogical University, teacher, Nizhny Novgorod Provincial College, Russia, Nizhny Novgorod
Abstract: The article discusses the main aspects of improving the professional skills of teachers within the framework of methodological support for their activities. The conditions and principles of organizing student-centered training for teachers within the framework of methodological support in a preschool educational organization are presented. The authors identified the stages of organizing and implementing methodological support in the process of improving the professional skills of teachers, and showed the role and ways of using game forms of organizing methodological support.
Keywords: methodological support, preschool education teacher, professional activity, professional skills of a teacher, stages of organizing methodological support.
Ханова Т. Г., Карамирзаева А. М. Совершенствование профессионального мастерства педагога как важная задача методического сопровождения // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 11 (88). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/sovershenstvovanie-professionalnogo-masterstva-pedagoga-kak-vazhnaya-zadacha-metodicheskogo-soprovozhdeniya.html (Дата обращения: 30.11.2023)
Модернизация дошкольного образования (далее ДО), происходящая в настоящее время, требует поиска новых, более эффективных, путей и способов организации педагогической деятельности. Главная задача в этом процессе заключается в создании условий для развития профессионального мастерства педагогов, которое необходимо не только для успешной реализации ФГОС ДО, но и для достижения воспитанниками планируемых результатов освоения образовательной программы.
При этом под совершенствованием профессионального мастерства педагогов нами понимается целенаправленный процесс, направленный на освоение новых педагогических ценностей (идей и концепций, способствующих эффективному педагогическому процессу) и технологий. Другими словами, этот процесс включает изучение, творческую переработку и внедрение различных инноваций в практику ДО.
Как показывает анализ научной литературы [1; 2; 3], совершенствование профессионального мастерства педагогов может осуществляться: 1) в ходе практической профессиональной деятельности педагогов и 2) в условиях специально организованного обучения (методического сопровождения) и самообразования [3].
В данной статье мы сфокусируемся на организации методического сопровождения, которому отводится важнейшее место в ходе активизации личностного развития и становления профессионализма педагогов ДО, так как оно обеспечивает эффективную адаптацию специалистов к меняющимся социальным условиям и успешное освоение профессионального пространства. При этом образование и воспитание личности педагогов рассматриваются как неразрывный процесс, направленный на формирование культурного, образовательного и творческого потенциалов личности специалистов, способных активно и конструктивно участвовать в общественной жизни.
Мы предполагаем, что специалист должен быть способен самостоятельно находить и изучать актуальную информацию в рамках работы с инновационными технологиями; быть готовым выполнять свои обязанности в сложных социальных, экономических и других ситуациях с минимальными психологическими и социальными потерями. Все это, разумеется, требует высокого уровня развития культуры и профессионального мастерства педагогов. При этом приоритетной задачей в данном направлении является разработка новой методической модели, которая будет способствовать созданию оптимальных условий для повышения уровня данного процесса.
В рамках данного исследования под методическим сопровождением мы понимаем создание системы взаимосвязанных мер и действий, сфокусированных на совершенствовании профессионализма каждого педагога ДО, стимулировании их творческого потенциала, улучшении качества и эффективности образовательного процесса.
Включение методического сопровождения в работу дошкольной образовательной организации (далее ДОО) неизбежно заставляет задуматься над важными вопросами, связанными с обучением всего педагогического состава. При этом одной из таких важных составляющих является не столько оценка знаний, умений и навыков (ЗУН), сколько осознание необходимости развития компетенций и профессионального мастерства педагогов.
Благодаря многолетним исследованиям психологических особенностей обучения, Е.Е. Кравцова [4] сумела сформулировать неотъемлемые принципы и условия организации такого обучения: 1) внутренняя мотивация педагогов к обучению и самосовершенствованию; 2) самообразование педагогов, предполагающее приобретение необходимых профессиональных ЗУН, расширение общего кругозора, активное участие в преобразовании своей профессиональной деятельности; 3) организация обучения педагогов, предполагающая их активное участие в разнообразных формах методической работы.
При рассмотрении условий совершенствования профессионального мастерства педагогов ДО учеными выделяются принципы организации такого обучения:
1) создание специальной образовательной среды, отличающейся от традиционной передачи знаний тем, что в ней происходит обмен информацией, и она является новой для педагогов. В такой среде обучение становится индивидуальным, с фокусом на непосредственном взаимодействии обучающегося педагога с методистом и/или психологом. При этом учитываются индивидуальные особенности педагогов, их способности к различным формам общения [4];
2) организация обучения педагогов в микрогруппах с учетом их индивидуальных и личностных характеристик и профессиональных задач, которые они намерены решить в процессе обучения. Такой подход создает возможности для обмена опытом и для осознания себя как активного участника образовательного процесса;
3) оценка результатов обучения и профессиональной деятельности педагогов, осуществляемая руководителем ДОО и старшим воспитателем, играет важную роль в самооценке педагога. При этом педагоги должны сами инициировать оценку результатов собственной деятельности, поэтому важно стимулировать их на разработку и анализ критериев оценки, что будет, в свою очередь, а) способствовать развитию их способности контролировать процесс обучения, б) активизировать осуществление рефлексии профессиональной деятельности, как своей, так и коллег;
4) включение игровой деятельности и характерных для нее механизмов интерактивного взаимодействия в процесс обучения педагогов также имеет большое стимулирующее значение [5].
Для успешного совершенствования профессионального мастерства педагогов ДО необходимо использовать как традиционные (семинары, консультации, тренинги, брифинги, круглые столы, решение ситуационных задач, различные виды игр, мозговые штурмы и т.д.), так и нетрадиционные (обсуждения, кейсы, мастер-классы, ярмарки педагогических инноваций и т.д.) формы работы [6]. Особое место в данном вопросе отводится использованию игровых форм обучения, способствующих повышению активности педагогов в образовательном процессе, так как это помогает им преодолевать страх ошибок при освоении нового материала, учиться выполнять разнообразные роли и находить решения в трудных ситуациях, часто возникающих в ходе профессиональной деятельности. Однако следует правильно подбирать игровые формы обучения, учитывая поставленные обучающимся цели и задачи, иначе может возникнуть переизбыток таких форм, что негативно скажется на эффективности всего процесса обучения. При этом E.E. Кравцова [4] предлагает использовать игровые формы в рамках профессионального обучения педагогов в трех основных областях:
– в психотерапевтической работе, где игровые формы взаимодействия позволяют не только накопить требуемый опыт, но и улучшить психическое развитие человека;
– в тренинге, где игры, с одной стороны, помогают снять эмоциональное напряжение, а с другой стороны, позволяют глубже понять позицию оппонента и найти верный способ решения данной ситуации;
– в самой игровой деятельности, когда педагог получает реальные способы воздействия на самого себя, учится свободно менять собственное поведение, деятельность и коммуникацию.
Организация и осуществление методического сопровождения педагогов ДО включает в себя несколько этапов: аналитико-диагностический, проектировочный и основной [2]. Так, на первом – аналитико-диагностическом – этапе осуществляется выявление проблем, с которыми сталкиваются педагоги в своей профессиональной деятельности; осознается необходимость методической поддержки для решения этих проблем; определяются возможные варианты дальнейших действий в области профессионального развития. На втором (проектировочном) этапе происходит совместное планирование индивидуального маршрута профессионального развития каждого педагога с учетом принципов непрерывного образования. Третий этап направлен на практическую реализацию спроектированного пути с использованием оптимальных технологий и форм методического сопровождения, адаптированных к индивидуальным особенностям каждого педагога, среди них: деловые игры, мастер-классы, дискуссии, открытые просмотры, семинары, др.
Таким образом, изучив методическую работу с педагогами ДО по совершенствованию их профессионального мастерства, можно заключить, что основным направлением в данной деятельности является определение уровня их развития и выявление связанных с этим проблем. После этого необходимо разрабатывать индивидуальный план совершенствования профессиональной деятельности, способы его реализации и мониторинга динамики роста профессионального мастерства.
Список литературы
1. Лещинская-Гурова О.В. Развитие игровой компетентности педагогов в условиях обучения в ДОО: Методическое пособие. – Нижний Новгород: НИРО, 2016 – 53 с.
2. Ханова Т.Г., Белинова Н.В. Непрерывное образование педагогов дошкольного образования: методическое сопровождение повышения профессиональной компетентности // Проблемы современного педагогического образования. – 2020. – № 67-3. – С. 240-243.
3. Бичева И.Б., Степанова М.Ф. Роль самообразования в повышении эффективности профессиональной деятельности педагога // Детский сад от А до Я. – 2023. – № 2(122). – С. 58-65.
4. Кравцова Е.Е. Педагогика и психология. – М.: Форум, 2009. – 394 с.
5. Смирнова Е.О. Игровая компетентность воспитателя // Современное дошкольное образование. – 2017. – № 9. – С. 4-9.
6. Ханова Т.Г., Карамирзаева А.М. Формирование профессионально-игровой компетентности педагога дошкольного образования // Мир педагогики и психологии. – 2022. – № 12(77). – С. 38-43.