Педагогическая психология | Мир педагогики и психологии №11 (88) Ноябрь 2023
УДК 373.3
Дата публикации 30.11.2023
Исследование графического навыка у первоклассников
Колесова Оксана Вячеславовна
канд.пед.наук, доцент, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина» РФ, г. Н. Новгород
Крылова Любовь Юрьевна
магистрант, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина» РФ, г. Н. Новгород
Аннотация: Статья посвящена исследованию графического навыка у младших школьников в период обучения грамоте. Авторы анализируют проблемы формирования графического навыка на начальном этапе школьного обучения, рассматривают ступени формирования графического навыка у школьников. Исследование уровня графического навыка у первоклассников позволил определить особенности формирования навыка письма, проанализировать основные графические ошибки у младших школьников.
Ключевые слова: графический навык, этапы, младший школьник
Candidate of Pedagogical Sciences, associate professor, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University
мaster's student, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University
Abstract: The article is devoted to the study of graphic skills in younger schoolchildren during literacy training. The authors analyze the problems of graphic skill formation at the initial stage of school education, consider the stages of graphic skill formation in schoolchildren. The study of the level of graphic skill in first-graders allowed us to determine the features of the formation of writing skills, analyze the main graphic errors in younger schoolchildren.
Keywords: graphic skill, stages, junior high school student
Колесова О.В., Крылова Л.Ю. Исследование графического навыка у первоклассников// Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 11 (88). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/issledovanie-graficheskogo-navyka-u-pervoklassnikov.html (Дата обращения: 30.11.2023)
В системе общего образования начальная школа играет важную роль. На этом этапе происходит целостное развитие личности, возникает элементарная культура поведения, развивается интеллект, ребенок овладевает устной и письменной речью. По формулировкам ФГОС начального образования к концу первого класса школьник должен в достаточной мере овладеть чтением и письмом [1].
Проблемы формирования графического навыка у учащихся начальной школы в процессе обучения грамоте обусловлены тем, что у младших школьников с каждым годом проявляются наибольшие трудности в овладении письмом, увеличивается количество ошибок при написании отдельных слов и предложений.
В исследованиях М.М. Безруких указано, что трудности обучения, связанные с нарушением письма, не исчезают к концу начальной школы, а модифицируются и сохраняются [2, с. 23].
Большую работу в области формирования графического навыка провели К.Д. Ушинский, П.Е. Градобоев, В.П. Вахтеров, И.Е. Евсеев, Е.Н. Соколова, Л.Я. Желтовская, Ш.А. Амонашвили, М.М. Безруких, Т.Е. Хохлова, Е.Н. Потапова, В.А. Илюхина, нижегородский ученый и методист В.Ф. Одегова и др.
В психолого-педагогических исследованиях отечественных ученых рассматриваются различные подходы к определению графический навык письма. Для точного понимания природы графического навыка необходимо опираться на ряд важнейших положений, учитывающих зависимость формирования графического навыка от развития ребёнка, от индивидуальных особенностей овладения письмом, зависимости между некоторыми психическими функциями и почерком.
Психологи Б.Г. Ананьев, Е.В. Гурьянов, А.Р. Лурия, А.А. Люблинская считают графический навык ведущим в любой сознательной деятельности. По мнению А.Р. Лурия для овладения графическим навыком письма первоклассникам характерна большая затрата энергии, неадекватная затратам сил, неэкономное вовлечение в исполнение лишних движений мышц [3, с. 145].
Д.Б. Эльконин выделяет три ступени в формировании графического навыка у первоклассников: отражение графически верной конфигурации букв, орфографически грамотное написание, логическое изложение собственных мыслей [4, с. 21].
Т.П. Сальникова рассматривает следующие этапы формирования графического навыка письма:
1. Аналитический, связанный с ознакомлением элементов букв, анализом движения руки, расположения букв на строчке, а в дальнейшем, с алгоритмом написания самих букв;
2. Синтетический. Элементы складываются в буквы, слоги, слова, предложения. Ребёнок осуществляет контроль за собственным написанием, расположением букв на строке. В процессе письма происходит зрительное восприятие написанного, и учащийся контролирует правильность изображения слов. Если пишущий находит несоответствия на письме, он вносит поправки.
3. Автоматизации. На последнем этапе фактически образуется навык, характеризующийся высокой степенью усвоения. Характерной чертой автоматизации навыка являются быстрота, плавность, легкость. Ребенок нацелен на орфографически и стилистически верное написание предложений и текстов [5, с.17].
Важно, чтобы обучение письму не сводилось к урокам каллиграфии, не замыкалось на технической стороне процесса, а выходило на уровень использования письменной речи для коммуникативных целей [6, с. 255].
Нами было проведено исследование уровня овладения графическим навыком у первоклассников. В нем приняло участие 32 школьника МБОУ «Школа №29» г. Нижний Новгород.
Были определены следующие задачи:
- выделить критерии и уровни для оценки сформированности графического навыка [7, с. 35];
- подобрать диагностический инструментарий, направленный на выявление исходного уровня сформированности графического навыка у детей младшего школьного возраста;
- проанализировать результаты, сделать выводы.
Были выработаны следующие критерии и показатели развития графического навыка у младших школьников: правильный наклон у букв, соблюдение пропорций при написании букв и их элементов, отсутствуют пропуски букв, элементов букв при написании, четкое написание с соблюдением высоты заглавных и строчных букв, отсутствие смешения букв и их частей.
На основании обозначенных критериев определены уровни сформированности графического навыка у младших школьников:
1. Высокий уровень. Работа написана аккуратным и четким почерком. Отсутствуют исправления и ошибки в написании букв. Письмо в целом соответствует требованиям каллиграфии, допустимые незначительные случаи отступления от норм каллиграфии.
2. Уровень выше среднего. Ученик допустил незначительное количество ошибок (1-2), имеются незначительные отклонения от норм каллиграфии. В целом работа выполнена аккуратно.
3. Средний уровень. Ребенок допустил 3 ошибки, имеются существенные отклонения от норм каллиграфии (соблюдена только половина критериев графического навыка).
4. Низкий уровень. Ученик допустил 4 и более ошибок, достаточное количество серьезных отклонений от каллиграфических норм. Работа выполнена небрежно.
В соответствии с выделенными уровнями и показателями были подобраны специальные методики, позволяющие определить особенности сформированности графического навыка у первоклассников. Это списывание, диктант. Тексты для поведения методики списывания и словарного диктанта подобраны исходя из возрастной категории школьников.
Анализ результатов показал, что на высоком уровне и уровне выше среднего, где письмо в целом соответствует требованиям каллиграфии (соблюдение правильного начертания формы букв, одинаковой высоты, наклона, отсутствуют пропуски элементов букв в письме и смешение букв, почерк без острых углов), находятся 4 ученика (12,8%), на среднем 12 первоклассников (38, 4%), остальные дети (49,8%) показали низкий уровень владения графическим навыком. Анализ графических ошибок по итогам выполнения работ отражен на Рисунке 1.
Рисунок 1. Наличие графических ошибок у первоклассников
На рисунке видно, что от общего количества графических ошибок, имеют одинаковое процентное соотношение (по 27%) ошибки, связанные с нарушением пропорций и высоты. Например, у буквы «и» можно увидеть разную высоту короткой наклонной линии, у буквы «о» большую ширину овала. Также можно наблюдать искривления определенных элементов, многие части букв были написаны учениками, не касаясь верхней или нижней линии рабочей строки.
19% от общего количества графических ошибок приходится на нарушение наклона. Некоторые элементы букв были написаны учениками прямо, не соблюдая наклон вправо. Часть школьников (17% от общего количества ошибок) пишут элементы букв без закругления, или, например, закругление слишком острое. Чаще всего такие ошибки встречаются при написании букв «ш», «т», «и». У 10 младших школьников можно наблюдать пропуск элементов. Например, часто встречается написание элемента «линия с закруглением внизу вправо» у буквы «а» без самого закругления.
Результаты, полученные в результате проведенного исследования, позволили определить основные направления работы по формированию графического навыка у младших школьников при обучении письму [8, c. 114].
Для реализации формирующей работы были подобраны упражнения, разделенные на три группы:
- упражнения на мелкую моторику;
- графические упражнения;
- орфографические упражнения (словарный диктант, диктант, какографические упражнения).
Упражнения первой группы являются основой формирования графического навыка. Наиболее эффективными будут следующие:
1. Ладошки лежат на парте. Дети поднимают пальцы по одному сначала на одной руке, затем на другой. Повторяют это упражнение в обратном порядке.
2. Дети зажимают ручку или карандаш средним и указательным пальцами. Сгибают и разгибают эти пальцы, следя за тем, чтобы ручка (или карандаш) не опускались ниже большого пальца.
3. «Изобрази». Учитель зачитывает стихотворение, а дети при помощи рук иллюстрируют его содержание.
4. «Цветок распустился». Руки учащихся сжаты в кулачки. Поочередно каждый пальчик отгибается, будто лепесток.
5. «Музыканты». Под музыку по заданию учителя дети изображают игру на различных музыкальных инструментах: дудочке, пианино, гитаре, барабане и т.п.
6. «Найди пару». В мешочке спрятаны попарно мелкие игрушки, необходимо на ощупь найти парных животных. Похожее задание можно использовать с изученными буквами.
7. «Золушка». На тарелке перемешаны семена (горох, фасоль, бобы). Необходимо за указанное время разложить их на три кучки.
Графические упражнения направлены на развитие координации движений руки при письме; соблюдение гигиенических правил письма, соблюдение осанки и положения тетради, правильное изображение букв, соблюдение при письме слов одинакового размера букв и их расположения на рабочей строке.
- узоры-бордюры из ломаных линий (в начале в клетку, затем в тетрадь для письма без клеток – ориентиров);
- штриховка наклонными линиями;
- письмо букв попеременно с наклонными линиями (линии для контроля);
- письмо росчерков, узоров (ритмически организованные узоры);
- безотрывное письмо букв в связках: рукописные буквы в соединении с изображением предмета, название которого начинается с длинной буквы – звука;
- письмо в воздухе по рисунку – росчерку;
- графические диктанты;
- обводка рисунков по контуру.
Орфографические упражнения.
Результаты диагностического этапа позволили выявить наиболее проблемные буквы, это «о», «ш», «т», «и», «а», «о», «к», как строчных, так и прописных. Также затруднения вызывало написание букв «б», «в», «д», «у». На отработку написания этих букв, в частности, первоклассникам предлагались диктанты, например:
Диктант на жи\ши, ча\ща, чу\щу:
Два товарища
Дима Белов и Андрей Шишкин — два товарища. У Димы живет ручная ворона. Он ухаживает за Карой. У Андрюши чудесная собака — Акбар. Мальчик учит Акбара служить.
Также использовался такой прием, как «какографические упражнения». Этот вид работы учит школьников видеть ошибки и исправлять их.
Одной из задач современного начального образования является совершенствование обучения первоначальному письму младших школьников. Каллиграфический навык рассматривается как навык практический, связанный с культурой письменного общения, способствующий воспитанию нравственных качеств личности. Этот навык формируется в период обучения грамоте и отрабатывается в процессе всего обучения в начальной школе.
Формирование у младших школьников каллиграфического навыка письма на сегодняшний день является одной из центральных задач начальной школы, так как определяет отношение ребенка к процессу письма в дальнейшем. Чрезвычайно важно не только обучать детей каллиграфии в начальных классах, но и способствовать появлению у каждого из учащихся потребности в быстром, правильном и красивом письме.
Список литературы
1. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400807193/дата обращения: 25.10.2023).
2. Безруких М.М. Как научить ребенка писать красиво. М.: Дрофа. 2012. 80 с.
3. Алёхина А.А. Теоретические основы обучения младших школьников письменной речи // Проблемы, перспективы и направления инновационного развития науки: сборник статей Международной научно-практической конференции (Пермь, июль 2017 г.) в 3 ч. Ч. 2. Уфа: МЦИИ ОМЕГА САЙНС. 2017. 212 с.
4. Эльконин Д.Б. Как учить детей читать. - М.: Знание, 1991. - 64 с
5. Сальникова С.В., Ткаченко М.О. Уровень сформированности универсальных учебных действий у первоклассников: стартовая диагностика // Эксперимент и инновации в школе. 2012. №2. С. 16-22.
6. Колесова О.В., Тивикова С.К., Деменева Н.Н. Формирование каллиграфического навыка у леворуких детей // Школа будущего. 2022. № 1. С. 252-261.
7. Зайцева С.А., Красильникова Л.В. Диагностика готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте // Карельский научный журнал. 2019. Т. 8. № 4 (29). С. 34-36.
8. Колесова О.В., Лосева Л.В. Современные технологии в обучении грамоте детей // В сборнике: Современное дошкольное и начальное образование: проблемы и тенденции развития. сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции в 2 частях. Нижний Новгород, 2020. С. 113-117