Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №06 (95) Июнь 2024

УДК 378

Дата публикации 17.06.2024

Событийная педагогическая среда: функционально-содержательная характеристика

Качалова Людмила Павловна
доктор пед. наук, профессор кафедры педагогики ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», lada7.54@mail.ru
Колмогорова Наталья Ивановна
старший преподаватель кафедры педагогики ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», ppos_sgpi@mail.ru
Колосовская Татьяна Александровна
канд. пед. наук, доцент кафедры теории и практики германских языков ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», takolosovskaya@yandex.ru

Аннотация: Событийная педагогическая среда научно-методологическими истоками обращена к событийной педагогике, событийному подходу. В научных исследованиях значимость событийного подхода определена как противопоставление мероприятийному подходу. Это обусловливается необходимостью качественного преобразования педагогического процесса, переориентацией его на событийность, как необходимый момент личностно-развивающей ситуации, которая длится в объективной реальности или сознании. Событийность в современном образовании приобретает характер образовательного события, которое отражает пережитый опыт в создаваемой образовательной ситуации, ее осознание и принятие как личностно-значимой. Все это указывает на весомую роль событийной педагогической среды. Ключевым элементом событийной педагогической среды является образовательное событие, определяемое как способ, особая форма организации обучения и воспитания. Во многом реализация эффективных и управляемых образовательных событий зависит от соблюдения структурно-функциональных характеристик событийной педагогической среды. В статье раскрывается функционально-содержательная характеристика событийной педагогической среды, которая вбирает в себя родовые понятия (событийность, событийное педагогическое пространство, и, которая в современных условиях выступает потенциальным действенным инструментом образовательного процесса, ориентированного на потребности современного образования. Акцент делается на функциях событийной педагогической среды.
Ключевые слова: событие, образовательное событие, педагогическое событие, событийная педагогическая среда.

Event-based pedagogical environment: functional and meaningful characteristics

Kachalova Lyudmila Pavlovna
doctor of Pedagogical Sciences, Professor at the Department of Pedagogy, Shadrinsk State Pedagogical University», lada7.54@mail.ru
Kolmogorova Natalia Ivanovna
senior Lecturer at the Department of Pedagogy, Shadrinsk State Pedagogical University», ppos_sgpi@mail.ru
Kolosovskaya Tatyana Alexandrovna
candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Theory and Practice of Germanic Languages, Shadrinsk State Pedagogical University, takolosovskaya@yandex.ru

Abstract: The event-based pedagogical environment is scientifically and methodologically oriented towards event-based pedagogy, an event-based approach. In scientific research, the importance of the event approach is defined as an opposition to the event approach. This is due to the need for a qualitative transformation of the pedagogical process, its reorientation to eventfulness, as a necessary moment of a personality-developing situation that lasts in objective reality or consciousness. Eventfulness in modern education acquires the character of an educational event that reflects the experience experienced in the educational situation being created, its awareness and acceptance as personally significant. All this points to the significant role of the event-based pedagogical environment. The key element of the event-based pedagogical environment is an educational event, defined as a method, a special form of organization of education and upbringing. In many ways, the implementation of effective and manageable educational events depends on compliance with the structural and functional characteristics of the event-based pedagogical environment. The article reveals the functional and meaningful characteristics of the event-based pedagogical environment, which incorporates generic concepts (eventfulness, event-based pedagogical space, and, which in modern conditions acts as a potential effective tool for the educational process, focused on the needs of modern education. The emphasis is on the functions of the event-based pedagogical environment.
Keywords: Keywords: event, educational event, pedagogical event, event-based pedagogical environment.

Правильная ссылка на статью
Качалова Л.П., Колмогорова Н.И., Колосовская Т.А. Событийная педагогическая среда: функционально-содержательная характеристика // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2024. № 06 (95). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/sobytijnaya-pedagogicheskaya-sreda-funktsionalno-soderzhatelnaya-kharakteristika.html (Дата обращения: 17.06.2024)

Статья выполнена при финансовой поддержке научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям деятельности вузов партнеров ЮУрГГПУ и ШГПУ в 2024 году по теме: «Событийная педагогическая технология как прогрессивная форма приобщения учащихся психолого-педагогических классов к педагогической деятельности» № 16-388 от 02.05.2024 г.

Актуальность осмысления событийной педагогической среды обусловливается необходимостью поиска ее глубинных смыслов в образовательном процессе и определения событийного подхода, педагогического события как основы системы педагогической деятельности, своеобразного событийного импульса смысло-ориентированной направленности образовательного  пространства.

Новизна событийной педагогической среды обозначается ее функциональными возможностями в организации образовательного процесса, направленного на формирование личности,  ориентированной  на смысло-ценностное отношение к себе и социуму.

При описании функционально-содержательной характеристики событийной педагогической среды необходимо остановиться на понятиях, придающих определенный смысловой контекст рассматриваемого феномена. Основными сопровождающими понятиями в данном аспекте являются событие, образовательное событие,  событийное пространство.

С.И. Ожегов событие определяет как «то, что произошло, то или иное значительное явление, факт общественной, личной жизни» [1, 14, с. 969]. Событие М.И. Рожковым определено как обстоятельство, которое вызывает эмоциональное отношение к происходящему. Событие это то, что становится фактом истории, имеющим отношение к конкретному» [2, с. 17; 3, с. 7-12].  В.В. Сериков рассматривает событие как источник личностного опыта, его обновление, встреча с другой личностью – тоже событие, событие при встрече с иной культурой [4].

В педагогическом смысле В.П. Лобанов рассматривает событие как педагогическую категорию и объясняет, что событие обеспечивает выход за границы  обыденности образовательного процесса [5 , с. 34]. М.М. Миркес, Н.В. Муха вкладывают в событие смысл, определяющий необходимость включения учащихся в различные формы образовательной коммуникации, формирования интереса к образовательной деятельности, выстроенных на событийном подходе В анализируя образование за пределами обыденного авторами образовательное событие в событийной среде выступает как форма организации образовательной деятельности, подчеркивается, что это ситуация, направленная на интенсивное освоение новых способов деятельности, осуществление рефлексии своей образовательной деятельности [6, с. 101-109].

Для нас важна трактовка педагогического события, которое является элементом событийной педагогической среды. В этом аспекте под педагогическим событием примем за основу определение, в котором данное понятие рассматривается в контексте встречи учителя и учащихся, которая (встреча) характеризуется как к «развивающая, целе- и ценностно ориентированная и, которая сопровождается педагогическим событием,  создающим условия для совместного проживания субъектами смысла совершаемого действия, а конечным результатом этого смысла и проживания становится развивающаяся личность, духовное возвышение [7, с. 46].

Следует также рассмотреть понимание образовательного пространства, имеющего отношение к образовательному событию. В исследовании С.В. Ивановой образовательное пространство объединяет в себе совокупность событий, которые являются фактором личностного развития  учащихся [8, с. 8]. В исследовании Т.В. Кружилиной образовательное пространство несет в себе функцию среды, в которой структурированы взаимосвязанные события, событийность, что результирует деятельность созидательного характера [9].

В отношении образовательного пространства, событийности в его составе исследования значительное внимание уделяют изучению значимых элементов события, определению содержания образовательного пространства, обоснованию необходимости создания событийного пространства в образовательном пространстве, наполняемостью его педагогическими событиями. И с этой позиции событийное пространство структурируется как интеграция объекта и предмета, субъекта деятельности. Эти структурные элементы направленны на создание и реализацию ярких, эмоционально насыщенных событий отдельной личности и коллектива образовательной организации [10].

В приведенных исследованиях прослеживается основа создания событийного педагогического пространства. Э.И. Смирнова образовательное пространство наполняет содержанием, в котором наличествуют: событие, которое вовлекает учащихся и педагогов в активную деятельность, ориентированную на создание возможности для реализации субъектного поведения участников события [11, с. 287].

Обратимся к пониманию событийной педагогической среды. В ее понимании исследователи обращаются к проблеме влияния событийной среды на развитие личности, обосновывают создание событийной педагогической среды как условия, способствующего на основе ценностных и творческих переживаний самоактуализации личности. Так, исследователи, раскрывая событийную образовательную среду, подчеркивают, что такая образовательно-событийная среда вовлекает учащихся в непосредственную событийную деятельность, развивает  познавательный интерес,  способствует развитию личности, способствует реализации самопроцессов (самопознание, самореализация) [12].  

Событийная педагогическая среда, событийность в ее содержательной структуре как один из ведущих принципов обусловливает понимание события как деятельностного педагогического инструмента. Событийная педагогическая среда в контексте реализации событийного подхода выступает одним из продуктивных способов достижения образовательных результатов деятельности. А образовательное событие в такой среде должно организовываться с учетом конкретного содержания [13, с. 175].

Принимая событийность в качестве ценности событийной педагогической среды, обретающие смысл переживание события, эмоционально-ценностное отношение к себе и к социуму, обществу через событийное действо и переживание, учитывая значимость события в обучении воспитательных практиках, обратимся к характеристике функций рассматриваемого феномена.

Одной из функциональных характеристик событийной педагогической среды видится нам в заключенном в нее смысле управления. Именно событийность направляет «взращивание событийной общности», создает условия для управления взаимодействием педагогов и учащихся, управления взаимосвязанными педагогическими событиями [14, с. 87].

Организационно-формирующая функция событийной педагогической среды определяется включенностью учащихся в ценностно‐творческую деятельность, рефлексию собственной деятельности [15, с. 163].

Воссоздающая функция событийной педагогической среды определяется воссозданием событийной образовательного процесса, в котором образовательное (педагогическое) событие превалирует над традиционными мероприятиями [16, с. 14].

Параметральная векторность событийной педагогической среды функционально вбирает в себя: события, наполненные ценностями (содействие духовно-нравственному развитию), определенными символами, взаимодействия и отношения, основанные на свободном выборе, а структура как логический конструкт включает организационный, педагогический, результирующий модели или элементы. В этом просматривается функция организационной технологичности (как прогрессивной технологии событийности), в процессе применения которой педагог получает возможность эффективно достигать образовательных целей как репродуктивного, так и творческого характера. Отмечается, что в событийной педагогической практике  важно соблюдать гармонию между традиционной формы и содержания воспитательной работы также и событийного воспитания, а сама событийная педагогическая среда не заслоняла собой содержание, полноценно наполняемости содержательно-смысловым потенциалом [17].

Подводя итог осмыслению событийно педагогической среды как феномена отметим следующее: в центре функционирования событийной педагогической среды  всегда событие, которое является формообразующей единицей образовательного процесса; целеобразующей событийной педагогической среды является передача культурно-исторического опыта учащихся на разных возрастных этапах в процессе эмоционально окрашенной и субъективно значимой для обучающихся деятельности; организационная суть событийной педагогической среды осуществляется через создание условий для эмоционально-смыслового переживания вводимого события.

 


Список литературы

1. Ожегов С.И. Словарь русского языка / под общ. ред. проф. Л.И. Скворцова. – 24-е изд., испр. – М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2006. – 1200 с.
2. Воспитание и стратегия жизни ребенка: коллективная монография / под ред. М.И. Рожкова. – М.: Научная библиотека, 2016. –158 с.
3. Рожков, М.И., Сапожникова, Т.Н. Социально-педагогическое сопровождение жизненных событий старшеклассников как фактор их экзистенциального выбора // Ярославский педагогический вестник. – 2010. – № 1. – С. 7-12.
4. Сериков В.В. Идеи психологии в образовательной теории и практике: личностно-развивающее образование // Психология образования в XXI веке: теория и практика: материалы Международной научно-практической конференции. Волгоград, 14-16 сентября 2011 г.: к 80-летию Волгоградского государственного социально-педагогического университета / ред. Т.Ю. Андрущенко, А.Г. Крицкий, О.П. Меркулова. – Волгоград: Перемена, 2011. – С. 33-38.
5. Лобанов В.П. Образовательное событие как педагогическая категория // Образование и наука. – 2015. – № 1 (120). – С. 33-42
6. Образование за пределами обыденного: событие действия, событие учения - событие себя: нелинейный сборник кейсов образовательных событий "Эврика-развитие" /под ред. редакторы: М. М. Миркес, Н. В. Муха . - 2-е изд. - Москва : Авторский клуб, 2017. - 256 с.
7. Воспитательное пространство школа-вуз как условие жизненного самоопределения субъектов образовательного процесса: монография / И.В. Плаксина, К.В. Дрозд [и др.]. – Владимир: Изд-во ВлГУ, 2015. – 274 с.
8. Иванова С.В. К проблеме методологических истоков дидактики // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2012. – № 5. – С. 4-24.
9. Кружилина Т.В. Педагогизация сознания субъектов образовательного пространства как основа преодоления отчуждения между поколениями: дис. … д-ра пед. наук: 13.00.01 – Общая педагогика, история педагогики и образования / Магнитог. гос. ун-т. – Магнитогорск, 2002. – 446 с.
10. Методика формирования событийного пространства в образовательной организации: практическое пособие / Т.А. Абрамовских, А.В. Коптелов, А.В. Машуков [и др.]. – Челябинск: ЧИППКРО, 2023.
11. Смирнова Э.А. Образовательное событие: инновационный потенциал и возможные риски // Наследие Н.К. Крупской и современность: научные труды Всероссийской научно-практической конференции, посвящённой 150-летию со дня рождения Н.К. Крупской. Москва, 26-27 февраля / под ред. Е.И. Артамоновой. – М.: МАНПО, 2019. – С. 285-290.
12. Лукьянова В.А Влияние образовательно-событийной среды на профессиональное становление и развитие личности // Профессиональная ориентация. – 2018. – № 1. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-obrazovatelno-sobytiynoy-sredy-na-professionalnoe-stanovlenie-i-razvitie-lichnosti (дата обращения: 13.06.2024).
13. Вотинцев А.В. Теоретические подходы к определению событийной компетентности педагогического работника образовательного технопарка // Педагогический журнал. – 2023. – Т. 13. – № 7А. – С. 175-186.
14. Григорьев Д.В. Создание воспитательного пространства: событийный подход // Современные гуманитарные подходы в теории и практике воспитания: сборник научных статей / сост. и отв. ред. Д.В. Григорьев; ред. Е.И. Соколова. – Пермь, 2001. – С. 77-88.
15. Гудкова О.В. Особенности событийной организации обучения старшеклассников. //Вестник Томского государственного университета. – 2018. – № 431. – С. 161-165.
16. Вотинцев А.В. Формирование событийной компетентности педагогических работников образовательных технопарков университетов: дис. … канд. пед. наук: 5.8.7 – Методология и технология профессионального образования (педагогические науки) / Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского». – Ярославль, 2023. – 277 с.
17. Никитина Е.А. Событийность как содержательно-смысловая характеристика современного воспитания // Мир педагогики и психологии. – 2022. – № 12 (77). – URL: https://scipress.ru/pedagogy/articles/sobytijnost-kak-soderzhatelno-smyslovaya-kharakteristika-sovremennogo-vospitaniya.html (дата обращения: 13.06.2024).

Расскажите о нас своим друзьям: