Общая психология, психология личности, история психологии | Мир педагогики и психологии №11 (88) Ноябрь 2023

УДК 37

Дата публикации 24.11.2023

Сферы профессиональных интересов старшеклассников с разными уровнями склонности к риску

Карпова Светлана Владимировна
канд. пед. наук, доцент кафедры психологии, Петрозаводский государственный университет, РФ, г. Петрозаводск, kinz1@yandex.ru
Вианранда Алёна Алексеевна
Студентка кафедры психологии, Петрозаводский государственный университет, РФ, г. Петрозаводск, vianranda.alyona@gmail.com

Аннотация: Склонность к риску может рассматриваться, как положительное качество для будущей профессии, так и отрицательное. Старшеклассникам важно разобраться в собственных способностях и склонностях, чтобы иметь более чёткие представление о своей будущей профессии. Целью нашего исследования стало изучение склонности к риску старшеклассников с разными сферами профессиональных интересов. Для исследования склонности к риску использовалась методика тест склонности к риску (К. Е. Левитин), а для изучения профессиональной сферы методика профессиональных склонностей Л. А. Йовайши. Выборку исследования составили 30 выпускников 11-ых классов школы №1 г. Кондопога в возрасте от 17 до 18 лет, из которых 15 человек – девушки, а остальные 15 – юноши. Исследование проводилось в дистанционном формате с целью выявления наличия связи между склонностью к риску и сферой профессионального выбора у выпускников школ. Исходя из результатов, полученных в ходе проведения исследования, можно сделать вывод о том, что старшеклассники, имеющие высокий уровень склонности к риску, чаще выбирают искусство как профессиональную сферу и сферу физического труда. Большинство старшеклассников со средним уровнем склонности к риску выбирают в качестве профессиональной сферы – работу с людьми. Большинство учащихся с низким уровнем склонности к риску выбирают сферу умственного труда имеют.
Ключевые слова: склонностью к риску, сфера профессионального интереса, сфера искусств, сфера работы с людьми, сфера умственного труда, сфера физического труда

Areas of professional interests of high school students with different levels of risk appetite

Karpova Svetlana Vladimirovna
Ph.D. ped. Sciences, Associate Professor of the Department of Psychology, Petrozavodsk State University, RF, Petrozavodsk
Vianranda Alyona Alekseevna
Student of the Department of Psychology, Petrozavodsk State University, RF, Petrozavodsk,

Abstract: Risk-taking can be considered both a positive quality for a future profession and a negative one. It is important for high school students to understand their own abilities and inclinations in order to have a clearer idea of their future profession. The purpose of our study was to study the risk-taking behavior of high school students with different areas of professional interest. To study risk appetite, the risk appetite test method was used (K. E. Levitin), and to study the professional sphere, the professional inclination method was used by L. A. Yovaisha. The study sample consisted of 30 graduates of the 11th grade of school No. 1 in Kondopoga, aged 17 to 18 years, of which 15 were girls, and the remaining 15 were boys. The study was conducted remotely in order to identify the presence of a connection between risk-taking and the area of professional choice among school graduates. Based on the results obtained during the study, we can conclude that high school students with a high level of risk appetite are more likely to choose art as a professional field and a field of physical labor. Most high school students with an average level of risk appetite choose working with people as their professional field. Most students with a low risk appetite choose the field of mental work.
Keywords: risk appetite, sphere of professional interest, sphere of arts, sphere of working with people, sphere of mental work, sphere of physical labor

Правильная ссылка на статью
Вианранда А.А., Карпова С.В. Сферы профессиональных интересов старшеклассников с разными уровнями склонности к риску // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 11 (88). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/sfery-professionalnykh-interesov-starsheklassnikov-s-raznymi-urovnyami-sklonnosti-k-risku.html (Дата обращения: 24.11.2023)

 

В настоящее время существует множество подходов в исследовании риска, но нет единой четкой концепции. Интерес к природе риска стал предметом профессиональной деятельности специалистов различных областей знаний. Проводятся междисциплинарные исследования в экономической теории, психологии, социологии, политологии, юридических науках, естественных и технических науках. В связи с этим понятие риска приобретает общенаучный статус.

В большинстве своём риск в бытовом плане трактуется, как возможная опасность или неудача, убыток или материальные потери. Также распространено употребление понятия риска как деятельности, который совершается в надежде на удачный исход. В качестве общенаучного понятия риск – это образ действия в неопределенной обстановке.

Внимание многих исследований в основном сосредоточено на социальных сторонах риска и его проявлении в обществе. В целом существует несколько подходов в исследовании рисков:

  • экономический подход. В основе данного подхода – анализ риска осуществляется через оценивание возможного ущерба при наступлении неблагоприятных событий. Риск подвергается количественной оценке, систематизации и калькуляции. Данная точка зрения используется в сферах бизнеса, менеджмента и страхования [1, c.12-28]. В настоящее время существует новая область менеджмента – рискология;
  • политологический подход. В этом подходе анализ риска происходит с точки зрения задач, формулируемых с целью минимизации и распределения рисков. У O.A. Андреевой, А.Б. Курлова, Т.Г. Лешкевича риск рассматривается через призму категорий: стабильность – нестабильность, определенность – неопределенность, хаос – порядок [2, 150 с.];
  • социально-философский подход. Этот подход акцентирует внимание на субъективно-объективных сторонах рисковой деятельности, осуществляемой индивидом через использование возможности свободного выбора. Здесь исследуются различные аспекты социальных рисков, поднимаются вопросы личности в социальной сфере [3, 299 с];
  • институциональный подход. В этом подходе исследуются категории риска с точки зрения влияния на социальную реальность, происходит институционализация риска в рамках концепции «общество риска» [4, 383 с.]. В данном подходе можно выделить авторов: У.Бек, Э.Гидденс, О.Н. Яницкий, Э. Эллиот, С. Кляйн, Р.Д. Норт [5, с. 107-134.];
  • социологический подход. Данный подход исследует разнообразные виды рисков, выясняет их природу, также в нём предпринимаются попытки минимизации рисков, прежде всего, социальных. В рамках данного подхода риск может быть определен как систематическое взаимодействие общества с угрозами и опасностями, которые порождаются процессом модернизации [7]. В этом подходе можно выделить нескольких авторов, которые сделали существенный вклад в развитие социологических теорий риска: В.И. Зубков, Н. Луман, К.А. Феофанов, С.М. Никитин, A.B. Мозговая [6, С. 120-127.];
  • психологический подход. В рамках исследований данного подхода риск часто связывается с представлением о действии субъекта, не обременённого обычными характеристиками действия (медленное или быстрое, сложное или простое). Изучение и описание действий субъекта носит оценочный характер результата рискового действия. В психологии понятие «риск»изучается преимущественно в аспекте принятия риска, то есть активного выбора или невыбора субъектом опасного варианта действия. Психологические исследования представлены в работах Наумова С.Ю., Журавлева П.В., Шеховцева А.Ю., Корниловой Т.В., Федоровой А.В, Федотова В.Г., Андреевой О.А.[7, 286 с.].

Анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме свидетельствует, что существуют различные взгляды на понятие риска, иногда даже противоречащие друг другу [8].

В написании данной работы мы придерживаемся психологического подхода. Психологические аспекты поведения людей в ситуации риска оказались в центре внимания психологов в 20-е годы XX века. В то время склонность к риску рассматривалась как личностное свойство, которое выступает как профессионально важное качество в опасных профессиях, либо как нежелательное качество в профессиях, где необходимо проявлять осторожность, осмотрительность. Как отмечает М.А. Котик [9, 440 с.], склонность к риску в те времена оценивалась с помощью ситуативно-поведенческих методов или опросов, которые предполагают самооценку и самоотчет самого исследуемого.

Уже во второй половине нашего века исследования риска начали постепенно проникать в другие прикладные области психологии. Особое внимание к проблеме риска и предотвращения рискованного поведения человека в различных ситуациях уделяется в таких прикладных направлениях психологии, как инженерная психология, психология труда, превентивная психология и психология здоровья.

С точки зрения психологического подхода риск – это «ситуативная характеристика деятельности, состоящая в неопределенности ее исхода и возможных неблагоприятных последствиях в случае неуспеха» [10]. При введении в определение риска категорию выбора или возможности, изменяется психологическая трактовка риска. Риск в этом случае является «вероятностью ошибки или успеха того или иного выбора в ситуации с несколькими альтернативами» [11].

Период обучения в 11-ом классе – это время активного мировоззренческого поиска, центром которого становится проблема смысла жизни и профессионального самоопределения. Потребность в самоопределении не только влияет на характер учебной деятельности старшеклассников, но часто и определяет ее. Современное общество предъявляет высокие требования к профессиональному образованию и готовности к созданию семьи, поэтому переход от детства к взрослости занимает длительное время и после гормонального созревания [12, 118с.].

Больший интерес у старших школьников вызывают не сверстники, а взрослые, чей опыт, знания помогают ориентироваться в вопросах, связанных с будущей жизнью. Менее значимыми становятся межличностные отношения, отношения в семье [13].

Будущая жизнь интересует старших школьников в первую очередь с точки зрения профессии. Поиски смысла жизни, своего места в мире могут быть напряжёнными, но не у всех. Некоторые старшеклассники плавно и постепенно продвигаются к переломному моменту в своей жизни, а затем относительно легко включаются в новую систему отношений. Тем не менее, при таком благополучном протекании ранней юности существуют и некоторые минусы в личностном развитии. Дети менее самостоятельны, более пассивны, иногда более поверхностны в своих привязанностях и увлечениях. Считается, что к полноценному становлению личности приводят поиски и сомнения, характерные для юношеского возраста. [14, с. 58–60.]

Проблема формирования и развития профессиональных интересов давно привлекала внимание многих ученых [15]. В России вопрос о формировании профессиональных интересов и выборе профессии впервые поднял русский либерально-буржуазный историк, профессор Петербургского университета Н. И. Кареев, опубликовавший в 1897 году книгу «Выбор факультета и прохождение университетского курса». Вслед за этим появились работы Н. А. Рыбникова, А.В. Голомштока, Л.А. Йовайши, Е.А. Климова, Е.М. Павлютенкова, А.Д. Сазонова, Н.К. Степаненкова, Н.Н. Чистякова, С.Н. Чистяковой и др.

Существуют различные подходы в определении структуры профессионального интереса, который в свою очередь формирует профессиональный выбор у человека. Ряд авторов (В.Ф. Афанасьев, Т.Л. Бухарина, В.В. Кревневич) выделяют два компонента, входящих в структуру профессионального интереса: эмоциональный и познавательный.

Анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме свидетельствует, что существуют различные взгляды на понятие «профессиональный интерес», вызванные сложностью его функциональной природы. Данное понятие рассматривают как:

¾ направленность личности к определенной деятельности, стимулирующей развитие личности и ее творческие силы [1, с.212];

¾ избирательное, эмоциональное, познавательное отношение, выражающееся в стремлении к определенной деятельности, к практическому овладению;

¾ избирательная активность в отношении предполагаемой профессии [16, 184 с.];

¾ единственная мотивация, которая может поддерживать стремление учащегося к приобретению профессии и способствовать, в дальнейшем, успеху в профессиональной деятельности (Н.Н. Захаров);

¾ окрашенное положительным эмоциональным тоном отношение человека к определенной профессии, заключающееся в выделении ее из ряда других и стремлении больше узнать о ней [13].

Л. С. Выготский трактовал интерес как специфически человеческий уровень в развитии потребностей, для которого характерна сознательность и свобода: «Интерес предстает перед нами как осознанное стремление, как влечение для себя, в отличие от инстинктивного импульса, являющегося влечением в себе». Интерес – это «высшие культурные потребности», являющиеся движущими силами поведения. В «Психологическом словаре» [17] Б. Е. Варшавы и Л. С. Выготского интерес определяется как «эмоционально окрашенная установка, направленность на какую-либо деятельность или на какой-либо объект, вызванная положительным отношением к предмету».

Профессиональный интерес – это непосредственное эмоциональное практико-познавательное отношение к профессии, при благоприятных условиях преходящее в склонность личности к конкретной профессиональной деятельности, мотивы и цели которой совпадают. Интерес обусловлен не только внутренними, но и внешними причинами, то есть качествами и особенностями того, что воспринимается. Е. В. Тесля в своей работе писала: «Профессиональный интерес, возникший в сознании как темпоральное явление, обусловленное интенциональностью сознания, впитывает в себя влияние социокультурных факторов» [18, с. 58–60].

Таким образом, в литературе по психологии и педагогике профессиональный интерес рассматривается как сложный комплекс психических свойств и состояний, включающий избирательную познавательную, эмоциональную и волевую активность, направленную на выбранную или выбираемую профессиональную деятельность.

Изучение склонности к риску – одна из актуальных задач в психологии, особенно в контексте подросткового возраста. Выпускники школ часто оказываются перед выбором, который может иметь значительные последствия. Определение склонности к риску у подростков поможет предотвратить нежелательные результаты и разработать эффективные программы поддержки и сопровождения [19].

Выпускники 11-х классов чаще всего это подростки 17-18 лет, которые относятся к юношескому возрасту. В этом возрасте у подростков после длительного усвоения социальных, нравственных, моральных норм, правил поведения происходит становление человека как личности, стремление к самоопределению, поиск профессии. Именно в период юности открывается потенциал личности, появляется поиск истинных ценностей, необходимых для становления взрослой личности [20].

В исследованиях отечественных психологов нет единого мнения, позволяющего отнести склонность к риску к норме или патологическому состоянию человека. Однако в отношении старших подростков различные проявления склонности к риску принято относить к девиантному поведению – система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам [21]. Зарубежные психоаналитики говорили о склонности к риску как о патологии (З.Фрейд), другие как о компоненте, лежащем в основе лидерства (И.П. Череденко, Н.В. Тельных).

Каждый подросток и юноша нуждается в переживании риска. Риск может быть конструктивным и проявляться, например, в различных видах спорта с повышенным уровнем риска, или же быть связанным с деструктивным поведением, например, принятием наркотических веществ. Многие исследователи говорят о том, что старшие подростки, так или иначе, склонны к риску. Это часто объясняют гормональными особенностями организма, считая, что склонность к риску имеет биологическую природу, потребность в риске обуславливается силой и динамичностью нервной системы человека. Импульсивность, эмоциональность, неустойчивость нервной системы – всё это возрастные особенности проявления рискованного поведения среди несовершеннолетних [22].

 

Методология и результаты исследования

Целью нашего исследования стало изучение склонности к риску старшеклассников с разными сферами профессионального интереса. Для реализации поставленной цели использовались следующие методики:

  • тест склонности к риску (К. Е. Левитин). Методика является модификацией широко распространенного вопросника для изучения принятых рискованных решений и строится по типу проективных тестов: испытуемому предлагается набор гипотетических жизненных ситуаций, в которых он должен идентифицировать себя с одним из персонажей и принять решение о рискованном (или, наоборот, осторожном) поведении. На основе выполнения методики у респондента выявляется уровень склонности к риску: низкий, средний, высокий.
  • методика профессиональных склонностей (Л. А. Йовайши). Эта методика является модификацией методики Л.А. Йовайши, сделанной Г.В. Резапкиной. Методика направлена на выявление склонностей учащихся к различным сферам профессиональной деятельности: работе с людьми, технических интересов, умственного труда, физического труда, искусства, материальных интересов.

Преобладание у респондента сферы искусств предполагает, что он предпочитает профессии творческого характера, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, сценической деятельностью. Такие люди, помимо наличия специальных способностей, отличает оригинальность мышления и независимость характера, стремление к совершенству. Респонденты склонные к сфере работы с людьми предпочитают профессии, связанные с обслуживанием, управлением, воспитанием и обучением. Они умеют и любят находить общий язык с разными людьми, понимать их настроение, намерения и особенности. Люди, выбравшие сферу физического труда, предпочитают профессии с особыми требованиями к физической подготовке, здоровью и морально-волевым качествам. Респонденты из сферы умственного труда подразумевают хорошую теоретическую подготовку в определенных областях науки. Люди, занимающимся исследовательской деятельностью, склонны иметь такие качества, как рациональность, независимость и оригинальность суждений, а также аналитический склад ума. Для респондентов с преобладающей сферой материальных интересов предпочтительны профессии, связанные с расчетами и планированием, анализом и преобразованием текстов, схематическим изображением объектов. Такие люди зачастую собранны, расчётливы и аккуратны.

Результаты склонности к риску в нашей выборке распределились следующим образом (таблица 1). Анализируя полученные данные, можно сказать, что большая часть учащихся – 47% от общего количества испытуемых имеют средний уровень склонности к риску, 30% – высокий уровень, 23% – низкий уровень. Категория учащихся, которые набрали 60 баллов и более, относятся к людям с повышенным или высоким уровнем склонности к риску. Такие испытуемые могут иметь предпосылки возникновения и проявления агрессивного поведения, а также тревожности и стремления к получения острых ощущений. Зачастую их поступки и действия довольны, импульсивны, поэтому такие учащиеся заслуживают особого внимания педагога и родителей. Для них характерно отстаивание своих идей, они любят изучать новые идеи и не поддаются чужому мнению, не слишком озабочены, когда кто-либо выражает свое неодобрение. Категорию учащихся, набравшихся 25 баллов и менее, относят к людям с низким уровнем склонности к риску. Такие учащиеся довольно осторожны в своих действиях, не любят перемен, боятся совершать необдуманные поступки. Для них важно, что о них думают окружающие, не предпочитают отстаивать свое мнение, не допускают для себя ошибок, склонны легко поддаваться чужому мнению.

Таблица 1. Склонность к риску

Уровень склонности к риску

Старшеклассники

Высокий

30%

Средний

47%

Низкий

23

 

Результаты исследования профессиональных сфер в нашей выборке распределились следующим образом (таблица 2). Анализируя полученные данные, можно сказать, что большая часть учащихся представленной выборки (40%) имеют ярко-выраженную склонность к сфере работы с людьми. В данную сферу деятельности можно отнести профессии, связанные с обслуживанием, управлением, воспитанием и обучением. Испытуемые умеют и любят находить общий язык с разными людьми, понимать их настроение, намерения и особенности. 20% испытуемых от всей выборки имеют ярко-выраженную склонность к профессиям в сфере искусства. В данную категорию попадают профессии творческого характера, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, сценической деятельностью. Такие люди, помимо наличия специальных способностей, отличает оригинальность мышления и независимость характера, стремление к совершенству. В равной степени (по 16% в каждой сфере) испытуемые распределились между двумя сферами профессиональной деятельности – сфере умственного труда и сфере физического труда. Профессии в сфере физического труда предъявляют особые требования к физической подготовке, здоровью и морально-волевым качествам. Сфера умственного труда подразумевает хорошую теоретическую подготовку в определенных областях науки. Люди, занимающимся исследовательской деятельностью, склонны иметь такие качества, как рациональность, независимость и оригинальность суждений, а также аналитический склад ума. Наименьший процент испытуемых (8%) ярко-выраженной сферой профессиональных склонностей стала сфера материальных интересов. В данную категорию относят профессии, связанные с расчетами и планированием; анализом и преобразованием текстов; схематическим изображением объектов. Перечисленный выше ряд профессиональной деятельности требуют от человека собранности, расчетливости и аккуратности.

 

 

Таблица 2. Сферы профессиональных интересов

Сфера профессиональных интересов

Старшеклассники

Сфера искусства

20%

Сфера технических интересов

0%

Сфера работы с людьми

40%

Сфера умственного труда

16%

Сфера физического труда

16%

Сфера материальных интересов

8%

Сопоставление полученных данных по обеим методикам представлено в таблице 3. Соотношение полученных данных позволяет сделать предварительный вывод о том, какие сферы профессионального интереса предполагают наличие определенного уровня склонности риска среди учащихся 11 классов. Так, можно увидеть, что старшеклассники, имеющие высокий уровень склонности к риску склонны выбирать искусство как профессиональную сферу (10%) и сферу физического труда (10%). Данное соотношение можно объяснить с точки зрения того, что творческая и физическая деятельность зачастую предполагает введение нового в уже существующее, что разрывает устоявшиеся границы. Большинство старшеклассников со средним уровнем склонности к риску выбирают в качестве профессиональной сферы – работу с людьми (27%). Такое распределение можно объяснить тем, что данная профессиональная сфера предполагает умеренное сочетание двух крайностей: умение выходить за рамки, но понимать пределы нового, которое можно предложить другим. Большинство учащихся с низким уровнем склонности к риску выбирают сферу умственного труда имеют (13%).

Таблица 3. Уровень склонности к риску и сферы профессиональной деятельности

Сфера профессиональных интересов

Уровень склонности к риску

Высокий

Средний

Низкий

Сфера искусства

10%

7%

3%

Сфера технических интересов

0%

0%

0%

Сфера работы с людьми

7%

27%

7%

Сфера умственного труда

0%

3%

13%

Сфера физического труда

10%

7%

0%

Сфера материальных интересов

3%

3%

0%

Обобщая полученные результаты, мы можем сделать следующие выводы. Относительно исследования склонности к риску результаты по нашей выборке распределились следующим образом: большая часть учащихся (47%) имеют средний уровень, 30% – высокий уровень и 23% – низкий уровень склонности к риску. Сферы профессиональных интересов наших респондентов от наиболее популярной к наименее распределились следующим образом: сфера работы с людьми (40%), сфера искусства (20%), сфера умственного и физического труда (16%), сфера материальных интересов (8%), сфера технических интересов (0%). Результаты сравнения склонности к риску с различными профессиональными интересами старшеклассников распределились следующим образом: старшеклассники, имеющие высокий уровень склонности к риску, чаще выбирают искусство как профессиональную сферу (10%) и сферу физического труда (10%). Большинство старшеклассников со средним уровнем склонности к риску выбирают в качестве профессиональной сферы – работу с людьми (27%). Большинство учащихся с низким уровнем склонности к риску выбирают сферу умственного труда имеют (13%).


Список литературы

1. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – М.: Феникс, 2003. – 304 с.
2. Акимова Н. А. Смысловые ориентации личности в ситуациях социального риска : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Н.А. Акимова; ил. РГБ ОД, 61 06-9/520. – Саратов, 2006. – 154 с.
3. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская. - М.: Мысль, 1991. – 299 с.
4. Бек У. Общество риска: На пути к другому модерну / Пер. с нем. В. Седельника, Н. Федоровой / У. Бек. – М.: Прогресс-Традиция, 2000. – 383 с.
5. Гидденс Э. Судьба, риск и безопасность / Э. Гидденс // Теория и история экономических и социальных институтов и систем. – 1994. – Вып.5: Риск, неопределенность, случайность. С. 107 – 134
6. Зубков В.И. Социологическая теория риска / В.И. Зубков. – М.: РУДН, 2003. – 230 с.
7. Никитин С.М. Социологическая теория риска: в поисках предмета / С.М. Никитин, К.А. Феофанов // Социологические исследования. – 1992. – № 10. С. 12 – 28
8. Наумов С.Ю. Риски в коммуникативном пространстве социума / С.Ю.Наумов, П.В. Журавлев, А.Ю. Шеховцев, А.В. Федорова. – Саратов: ПАГС, 2004. – 156 с.
9. Корнилова Т. В. Психология риска и принятия решений: учеб. Пособие /Т.В. Корнилова. – М.: Аспект Пресс, 2003. – 286 с.
10. Семенова А.В. Склонность к риску в подростковом и юношеском возрасте // Педагогика: история и перспективы. 2020. №3. С. 131 – 135.
11. Котик М. А. Психология и безопасность. 2-е изд., испр. и доп. Таллин: Валгус, 1987. – 408 с.
12. Краткий психологический словарь Петровский, М. Г. Ярошевский ; сост. Л. А. Карпенко. – Москва : Политиздат, 1985. – 431 с.
13. Рудашевский В.Д. Риск, конфликт и неопределенность в процессе принятия решений и их моделирование // Вопросы психологии, №2, 1974 г. С. 84 – 89
14. Словарь практического психолога / под ред. С.Ю. Головина. Минск, 1998. – 176 с.
15. Карякина С.Н. Особенности профессионального самоопределения учащихся старшего подросткового возраста и раннего юношеского возраста // Ученые записки Орловского государственного университета. 2021. №1 (90). С. 168 – 172.
16. Убанова М.И. Современный старший школьник на этапе реализации профессиональных и жизненных планов / М.И. Губанова // Психолого-педагогические основы непрерывного образования: сб. науч. тр. – Кемерово, 1992. С. 5 – 17
17. Шульга Т.И. Жизненные планы подростков как фактор профилактики девиантного поведения // Вестник Московского государственного университета. 2021. №3. С. 64 – 75.
18. Бухарина Т.Л. Формы и методы развития профессионального интереса учащихся при выборе профессии : дис. … канд. пед. наук / Т.Л. Бухарина. – М., 1983. – 309 с.
19. Варшава Б.Е., Выготский Л.С. Психологический словарь – Иваново : Роща, 2008 г. – 206 с.
20. Тесля Е. Профессиональный интерес как социокультурный феномен / Е. Тесля // Almamater. – 2006. – № 1. C. 58 – 62
21. Молокостова А.М. Социальные риски в профессиональном развитии: теоретический образ и подходы к изучению / А.М. Молокостова // ФГБОУ ВПО Оренбургский гос. ун-т. – 2013. – № 11. – С. 1720-1727.
22. Кошенова М.И., Сухорукова М.Г. Особенности социально-психологической адаптации старших подростков, склонных к риску // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2019. №3. С. 71 – 84.

Расскажите о нас своим друзьям: