Социальная психология | Мир педагогики и психологии №06 (95) Июнь 2024
УДК 378.015.31
Дата публикации 30.06.2024
Роль эмоционального интеллекта в общении участников образовательного процесса учреждения высшего образования
Венцель Владислав Антонович
обучающийся 3 курса Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского» в г. Ялте
Аннотация: В статье авторами указано, что для эффективного онлайн-общения в условиях образовательной среды учреждения высшего образования всем участникам образовательного процесса необходимо иметь, кроме высокого уровня коммуникативной речевой культуры и культуры общения, надлежащий уровень эмоционального интеллекта. Эмоциональный интеллект во время стрессовых ситуаций способствует командной работе соискателей образования, налаживанию индивидуального развития каждого, решению, а главное – предотвращению конфликтных ситуаций, эмоциональному выгоранию преподавателей. В целом, развитие эмоционального интеллекта играет важную роль в создании устойчивой и гуманной психосоциальной среды во время войны и конфликтов.
Ключевые слова: общение, культура, университет, дистанционное образование, эмоциональный интеллект, участник образовательного процесса.
3rd year student Humanitarian and pedagogical academy (branch) V.I. Vernadsky Crimean Federal University in Yalta
Abstract: In the article, the authors indicate that for effective online communication in the educational environment of a higher education institution, all participants in the educational process must have, in addition to a high level of communicative speech culture and Communication Culture, an appropriate level of emotional intelligence. Emotional intelligence during stressful situations contributes to the teamwork of educational applicants, the establishment of individual development of each, the resolution, and most importantly – the Prevention of conflict situations, emotional burnout of teachers. In general, the development of emotional intelligence plays an important role in creating a sustainable and humane psychosocial environment in times of war and conflict.
Keywords: communication, culture, university, distance education, emotional intelligence, participant in educational process.
Венцель В.А.Роль эмоционального интеллекта в общении участников образовательного процесса учреждения высшего образования // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2024. № 06 (95). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/rol-emotsionalnogo-intellekta-v-obshhenii-uchastnikov-obrazovatelnogo-protsessa-uchrezhdeniya-vysshego-obrazovaniya.html (Дата обращения: 30.06.2024)
Общение является необходимым условием активного взаимодействия участников образовательного процесса Высшей школы. В общении человек проявляет и формирует свои знания, способности, индивидуальность, творческий потенциал, ценности, мировоззрение, развивается одновременно как личность и субъект деятельности. В этом понимании общение является важнейшим фактором становления человека и его уникальности.
Во времена глобального дистанционного образования общение на уровне коммуникации заполонило личностное пространство каждого преподавателя в рамках проведения фиксированных занятий и постоянной коммуникации нон-стоп в социальных сетях и месседжах, на онлайновых образовательных платформах и в чатах. По ряду субъективных причин студенты вузов не посещают занятия в отведенное время и вынуждены учиться по индивидуальному графику, обращаться к преподавателям за постоянными консультациями, и иногда теряют ощущение времени и субординации, что снижает уровень культуры общения участников образовательного процесса в целом. В связи с этим встает вопрос формирования у студентов и преподавателей эмоционального интеллекта, который уменьшает напряжение и способствует налаживанию контактов в любых условиях.
В эпоху активного развития компьютерных технологий и распространения интернета особенное внимание привлекают вопросы, связанные с разнообразными аспектами культуры коммуникации, которыми интересовались известные отечественные педагоги: Н. Волкова, Ф. Бацевич, Н. Гез, Н. Майер, Т. Чмут, Л. Полюга, С. Абрамович, Л. Мацько, В. Луценко и другие. Вопросы эмоционального интеллекта во взаимодействии людей исследовали Н. Диомидова, В. Зарицкая, А. Костюк, В. Моргунов, Н. Коврига, М. Кузнецов, Е. Носенко, А. Чернявская и другие.
Цель статьи – определить роль и место эмоционального интеллекта в системе коммуникативного взаимодействия участников образовательного процесса высших учебных заведений в условиях офлайнового и онлайнового обучения.
В исследовании определен комплекс методов, а именно: методы изучения научно-теоретических источников (библиотечно-библиографические, методы логической обработки текста, методы творческой деятельности в связи с прочитанным); методы изучения педагогического процесса в естественных условиях (анкетирование); теоретические методы исследования (анализ, синтез, абстрагирование, конкретизация).
Теоретическое обоснование проблемы. Использование компьютеров как средств коммуникации положило начало в наше время становлению нового вида коммуникации – компьютерной, которая активно развивается в образовательном пространстве, особенно в условиях дистанционного обучения, в условиях войны, когда эмоциональный интеллект каждого участника образовательного процесса находится на стадии испытаний и интенсивного становления [1; 2].
Эмоциональный интеллект учителя и ученика важен для успешного образовательного взаимодействия и создания позитивной учебной среды. Эмоциональный интеллект преподавателя раскрывается через следующие составляющие: эмпатию (способность чувствовать и понимать эмоции студентов; преподаватель, понимающий студенческие переживания, может лучше отвечать на их потребности); управление стрессом (способность эффективно управлять собственным стрессом и демонстрировать устойчивость в непредвиденных ситуациях); коммуникативные навыки (высказывание мыслей и идей четко и выразительно; способность воспринимать и отвечать на запросы студентов); мотивацию (способность вдохновлять и мотивировать студентов; эмоционально вовлеченный преподаватель может передать свою энергию и энтузиазм); самопознание (понимание собственных эмоций и влияния, которое это может иметь на собственную эффективность преподавателя).
Опыт компьютерной коммуникации свидетельствует об отсутствии у молодежи, кроме эмоционального интеллекта, еще и культуры онлайн-общения, что негативно влияет на качество образовательного процесса и приводит к эмоциональному выгоранию как преподавателей, так и соискателей образования. В вузах студенты только филологических факультетов изучают стили речи, в частности эпистолярный. Анализ образовательных программ ЗВО свидетельствует, что соискатели образования в целом не изучают специфики и культуры онлайн-общения, которое отличается от других стилей речи. А эмоциональный интеллект в процессе общения вообще остается до сих пор без внимания как практиков, так и теоретиков педагогики.
Методология и методы. В процессе исследования отметим, что эмоциональный интеллект со стороны соискателей образования имеет свои особенности в составляющих. К ним, в частности, относятся следующие: эмпатия, которая предвидит способность чувствовать эмоции товарищей и понимать их перспективы; сотрудничество, которое обеспечивает конструктивное сотрудничество с другими участниками образовательного процесса; саморегуляция, что делает возможным способность контролировать собственные эмоции и упражняться со стрессом; самопознание, которое предполагает понимание студентами собственных сильных и слабых сторон, собственных ценностей и цели обучения; коммуникативные навыки, охватывающие умение эффективно выражать свои мысли и ощущения, а также слушать других; мотивация, отождествляемая со способностью ставить перед собой цели и работать для достижения успеха в учебе.
При обмене информацией между преподавателем и студентом с помощью электронной почты или дистанционных платформ диалог замедляется и становится высокоструктурированным, потому что происходит в письменной форме. Отсюда встает требование к повышению уровня культуры общения участников компьютерной коммуникации, которая имеет свои особенности и требует необходимых знаний.
Поскольку такая коммуникация является замедленной, то возникла потребность в организации коммуникативного взаимодействия участников образовательного процесса в различных каналах, вроде Viber, Telegram, где все могут задавать вопросы без ограничений во времени, иногда злоупотребляют коммуникативным пространством других членов группы. Так, на вопрос студентам «Насколько часто вы прибегаете к коммуникации со своими преподавателями вне их рабочего времени?» лишь 3,6% опрошенных ответили, что ни разу.
Как известно, общение – это взаимодействие людей, направленное на взаимное познание и обмен информацией с помощью различных средств коммуникаций с целью установления взаимоотношений, благоприятных для совместной деятельности (профессиональное образование, 2000). Широчайшая сфера деятельности людей, где их общение приобретает особый смысл и значение, – образовательная деятельность. Здесь принципы и методы общения превращаются в мощный арсенал средств, способствующих повышению эффективности педагогического взаимодействия.
Общение является важным процессом взаимодействия субъектов профессиональной деятельности, в котором происходит обмен информацией, опытом, способностями. Культура общения в узком понимании - это сумма приобретенных человеком знаний, умений и навыков общения, которые созданы, приняты и реализуются в конкретном обществе на определенном этапе его развития [5].
В психолого-педагогическом дискурсе обосновывается представление о педагогическом общении как о гармоничном сочетании вербального и невербального поведения равноправных партнеров, которые понимают, принимают и уважают друг друга. Готовность соблюдать нормы и принципы коммуникативной культуры проявляется в умении педагога решать комплекс педагогических проблем; в создании нормативов поведения в студенческом и педагогическом коллективах; в готовности к сотрудничеству с участниками образовательного процесса в целом; в эмоциональной контактности, которая проявляется в чуткости, в сопереживании; в высоком уровне эмоциональной стабильности; педагогической толерантности в различных конфликтных ситуациях, то есть педагогическая коммуникация является залогом успеха в педагогической деятельности [6].
Язык онлайн-общения всегда должен соответствовать ситуации, культурному и профессиональному уровню его участников. Существует много языковых конструкций, которые помогают во время общения выражаться четко и понятно, облегчают ведение онлайн-беседы. Лучше всего культура онлайн-общения проявляется в речевом этикете. Речевой этикет-сложная система речевых знаков, опирающаяся на моральные правила и требования и указывающая на отношение как к другим людям, так и к себе. Его формировало не одно поколение людей и в нем, как в зеркале, отражается менталитет народа, он является непременной составляющей профессионализма [7].
К компонентам, создающим высокий уровень культуры общения, относятся следующие:
- этические нормы общения, принятые в данном обществе;
- психология общения (категории, закономерности, механизмы восприятия и понимания друг друга);
- умение применять знания этики и психологии общения с учетом ситуации в соответствии с нормами морали конкретного общества и общечеловеческих ценностей [5].
Этика общения дистанционного обучения, да еще и в условиях войны, приобрела свое значение и правила, поскольку участники образовательного процесса находятся в разных, непривычных для каждого условиях, на разных континентах и в разных часовых поясах.
В. Луценко в своем исследовании выделяет следующие аспекты общения в рамках дистанционного курса [3]:
1) попытка избежать многословия;
2) простоту, понятность, точность высказывания;
3) избегание речевого единообразия: отбор речевых средств в соответствии с коммуникативной ситуацией;
4) Умение находить общий язык с любым собеседником;
5) воспроизведение образцовой речи, поиск своего идеала культуры речевой коммуникации;
6) Владение культурой языка.
Однако в условиях неустойчивых эмоций, умение находить общий язык во время дистанционного образования стало приобретать немного другой коннотации. Именно эмоциональный интеллект играет важную роль в конфликтных ситуациях, которые могут вызвать сильные эмоции и стрессовые условия для людей. Эмоциональный интеллект включает в себя способность понимать и управлять своими эмоциями, распознавать эмоции других, а также эффективно взаимодействовать с ними. Среди аспектов эмоционального интеллекта участников образовательного процесса можно выделить следующие:
- эмоциональную саморегуляцию (способность контролировать собственные эмоции важна для поддержания психического здоровья. Эмоциональная саморегуляция помогает противостоять стрессу и тревогам, а также обеспечивает стабильность в решениях и действиях);
- эмпатию (способность воспринимать эмоции других людей, особенно тех, кто попал в сложные ситуации. Сочувствие помогает создать сообщество, поддержку и взаимопонимание среди людей);
- способность разрешать конфликты (способность разрешать конфликты конструктивно и без насилия важна в ситуациях войны. Эмоциональный интеллект помогает находить общий язык и пути урегулирования конфликтов);
- коммуникационные навыки (эффективная коммуникация важна в любой ситуации. Способность выражать свои мысли, слушать других и общаться с разными культурами может помочь уменьшить напряжение и определить общие подходы к решению проблем);
- стрессоустойчивость (способность выдерживать стресс и приспосабливаться к изменениям является ключом к сохранению психического здоровья. Эмоциональный интеллект может способствовать формированию внутренней устойчивости и способности преодолевать трудности).
Интеллектуальные способности являются составляющей психологической модели интеллекта как ментального опыта субъекта [2].
Различают межличностный и внутриличностный эмоциональный интеллект. Межличностный эмоциональный интеллект базируется на свойствах человека, направленных на себя: способности формировать точную адекватную модель собственного «я» и использовать эту модель с целью эффективного функционирования в жизни, а также способности человека достоверно распознавать настроения, мотивы, проявления темперамента, стремления других и адекватно реагировать на них. Внутренне-личностный эмоциональный интеллект делает возможным способность человека понимать свои ощущения, их истоки, регулировать на этой основе модели собственного поведения. Способности человека, обладающего эмоциональным интеллектом, сгруппированы в пять групп [2]:
1) осознание человеком собственных эмоций (потребно-волевые эмоциональные переживания, направленность личности, способность осознавать истины переживания, понимание их происхождения);
2) регулирование эмоций (способность управлять собственными эмоциями, самосознание собственных эмоций, владение умениями успокоить себя, избавиться от тревожного состояния, печали, раздраженности и т.д.);
3) способность мотивировать себя к деятельности (усилия человека направлять собственные эмоции в пользу достижения цели, самомотивирование, креативную деятельность, умение откладывать удовольствие на отдаленную перспективу ради достижения более перспективной цели);
4) распознавание и понимание эмоций других (умение эмпатировать во время коммуникативного взаимодействия);
5) поддержка и дружеские отношения с людьми, или социальный интеллект (искусство позитивного отношения к другим людям). Результаты и обсуждения. Н. Носенко определяет стрессозащитную и адаптивную функции эмоционального интеллекта [4]. Эмоциональный интеллект помогает поддерживать психическое здоровье и эффективно функционировать даже в стрессовых ситуациях. Понимание и использование своих эмоций, а также эффективное взаимодействие с эмоциями других делают личность более стрессоустойчивой и готовой к преодолению трудностей. Стрессоустойчивость является важным качеством для учителей, поскольку они часто сталкиваются с различными проблемами и ситуациями в своей работе. Высокий уровень стрессоустойчивости позволяет преподавателям эффективно справиться с трудностями, сохранять психическое здоровье и предоставлять качественное обучение.
Адаптивная функция эмоционального интеллекта играет важную роль в современной образовательной среде, поскольку она позволяет преподавателям эффективно реагировать на меняющиеся потребности студентов и учитывать разнообразие стилей обучения. Эта функция обеспечивается изменением методов преподавания, персонализацией обучения, индивидуализацией задач, созданием индивидуальных задач и подходов, культурой речи, учетом межкультурной разницы, стимулированием и развитием критического мышления, открытостью к обратной связи, высокой степенью технологичности образовательного процесса, интеграцией технологий, развитием самостоятельности и саморегуляции, поддержкой самостоятельности, работой с различными видами знаний, интеграцией междисциплинарного подхода, управлением группой и фасилитацией.
Несмотря на изучение учеными вопросов культуры общения, устойчивости эмоционального интеллекта участников образовательного процесса высших учебных заведений, без внимания остается эмоциональная устойчивость как сложных культуры онлайнового обучения, когда каждый человек находится в постоянном эмоциональном напряжении, а объем коммуникативных актов значительно вырос и требует чрезвычайных усилий, прежде всего со стороны преподавателей.
Выводы. Следовательно, для эффективного онлайн-общения в условиях образовательной среды учреждения высшего образования всем участникам образовательного процесса необходимо иметь, кроме высокого уровня коммуникативной речевой культуры и культуры общения, надлежащий уровень эмоционального интеллекта. Эмоциональный интеллект во время стрессовых ситуаций способствует командной работе соискателей образования, налаживанию индивидуального развития каждого, решению, а главное – предотвращению конфликтных ситуаций, эмоциональному выгоранию преподавателей. Учитывая это и соискателям образования, и преподавателям стоит овладевать знаниями, правилами и умением применять на практике нормы современного литературного языка, в частности эпистолярного стиля, следить за своей речью и высказываниями, интонацией и громкостью речи; не допускать ошибок в произношении, использовании форм слов, построении предложений, чтобы не возникало двойного понимания смысла высказывания; учиться чувствовать своего собеседника, подбирать наиболее приемлемые для каждого случая слова и конструкции; прибегать к эмпатии и постоянному размышлению с учетом собственных ощущений и переживаний.
Список литературы
1. Башкир А. И. Онлайновые приложения организации активного и интерактивного обучения. Москва: Перспективы и инновации науки, 2023. Том 1 (19). С. 33-45.
2. Моргун В. Ф. Эмоциональный интеллект в многомерной структуре личности. Москва: Постметодика, 2010. № 6. С. 2-14.
3. Луценко В. И. Некоторые аспекты коммуникативной культуры в дистанционной среде. Нижний Новгород, 2023. – Режим доступа: http://umo.edu.ua/images/content/nashi_vydanya/metod_upr_osvit/v_6/16.pdf
4. Носенко Е. Л. Эмоциональный интеллект как социально значимое интегральное свойство личности. Москва: Психология и общество, 2014. № 4. С. 95-109.
Список источников
5. Чмут Т. К. Этика делового общения: учебное пособие. Киев: Викар, 2006. 223 с.
6. Лигоцкий А. А. Теоретические основы проектирования современных образовательных систем: монография. Киев: Техника, 2017. 340 с.
7. Пономарь Л. М. Лингводидактические основы формирования личности. Киев: Укрзализныця, 2007. 322 с.