Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №06 (95) Июнь 2024
УДК 378.14
Дата публикации 30.06.2024
Дидактические принципы использования инновационных образовательных технологий в подготовке будущего учителя
Ширпал Елена Николаевна
обучающаяся 1 курса Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского» в г. Ялте
Аннотация: В статье проанализированы современные дидактические принципы использования инновационных образовательных технологий в подготовке будущего учителя, предложена систематизация правил использования педагогической инноватики в вузе. В современных общественно-культурных условиях внедрение инновационных образовательных технологий является приоритетным направлением и одним из ведущих факторов реформирования и модернизации отечественной системы высшего образования. Поэтому была произведена попытка систематизации и анализа современных дидактических принципов использования инновационных образовательных технологий для подготовки будущего учителя.
Ключевые слова: дидактические принципы, инновационные образовательные технологии, подготовка педагогов, сфера образования.
1st year student Humanitarian and pedagogical academy (branch) V.I. Vernadsky Crimean Federal University in Yalta
Abstract: The article analyzes the modern didactic principles of the use of innovative educational technologies in the training of future teachers, and proposes a systematization of the rules for the use of pedagogical innovation in higher education. In modern socio-cultural conditions, the introduction of innovative educational technologies is a priority and one of the leading factors in reforming and modernizing the domestic higher education system. Therefore, an attempt was made to systematize and analyze modern didactic principles of using innovative educational technologies to train future teachers.
Keywords: didactic principles, innovative educational technologies, training of teachers, education.
Ширпал Е. Н. Дидактические принципы использования инновационных образовательных технологий в подготовке будущего учителя // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2024. № 06 (95). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/didakticheskie-printsipy-ispolzovaniya-innovatsionnykh-obrazovatelnykh-tekhnologij-v-podgotovke-budushhego-uchitelya.html (Дата обращения: 30.06.2024)
Современный этап исторического развития характеризуется активным распространением таких процессов, как глобализация и регионализация. Они находят проявление во всех сферах жизни общества. Не остается в стороне и образовательная отрасль. Ведь адекватное реагирование на изменения в политике и экономике государства невозможно без подготовки специалистов, которые смогут конкурировать на рынке труда и чувствовать себя комфортно и защищено в условиях новых мировых реалий. В связи с этим особую актуальность приобретает внедрение инновационных образовательных технологий, позволяющих качественно влиять на учебный процесс.
По собственным наблюдениям, традиционная система обучения в школе культивирует, прежде всего, исполнительскую функцию, то есть как можно более успешное воспроизведение образцов и алгоритмов, заданных учителем в готовом виде. Вполне закономерно, что в такой ситуации динамики в развитии личности ученика практически не происходит. Постоянно обновляющаяся экономика и другие сферы общественной жизни нуждаются в компетентных специалистах, способных самостоятельно принимать решения и нести личную ответственность за порученное дело, таких, которые имеют проективный тип мышления и умеют проектировать собственную жизнедеятельность, всегда готовы к творческому поиску. Воспитание и обучение таких будущих специалистов – сегодняшних учеников – первоочередная задача современного учителя. Выразительной ко времени встает проблема трансформации содержания профессиональной подготовки студентов педагогического вуза в направлении развития в них умений и навыков использовать инновационные образовательные технологии, что в условиях будущей учительской деятельности станет определяющим фактором подготовки ответственных и компетентных учащихся.
Очерченная проблема, учитывая ее социальную значимость и многовекторность, интенсивно обсуждается в широких научных кругах. В контексте нашего исследования отдельные вопросы относительно основ, содержания и особенностей применения инновационных технологий в образовании освещены в трудах Н. Бондарчука и А. Булейко, М. Кадемии, М. Петрушовой [1; 2; 4].
Целью данной статьи является попытка систематизации и анализа современных дидактических принципов использования инновационных образовательных технологий для подготовки будущего учителя.
Сегодня практически все инновации в системе образования напрямую связаны с ее обновлением. Процессы реформирования охватывают не только содержательную составляющую, но и технологии осуществления обучения. При таких условиях приоритетными становятся не количественные, а качественные показатели. Эффективность реализации инновационных образовательных технологий зависит от уровня подготовки среды, в которой они вводятся. Не менее важным аспектом являются дидактические принципы их использования. Значительная вариативность этой категории, а как следствие – возможность постепенной коррекции, позволяет влиять на конечный результат подготовки будущих специалистов. Учитывая специфику и сложность указанного вопроса, он требует более детального анализа.
Прежде всего определимся с понятийно-категориальным аппаратом, дадим определение основных понятий, которых в дальнейшем будем придерживаться. Принципы обучения-общие нормативные положения, которыми следует руководствоваться для обеспечения его эффективности [5, с. 116]. «Принципы обучения рассматриваются как общие требования, предъявляемые средой системы обучения (общество, природа, человек) к самой системе. Они определяют, а точнее, указывают на направленность процесса обучения» [3, С. 81-82]. Рассматривая современные классификации дидактических принципов, мы опирались на подходы М. Гарунова, И. Малафиик [3; 5, 6].
Дидактические принципы зависят от таких факторов: социальные изменения в обществе, состояние развития науки и технических средств в определенном временном периоде, экономический рост и другие. Стоит обратить внимание на тот факт, что любые дидактические принципы не могут рассматриваться как набор определенных правил или законов. В их сути заложена необходимость постоянного углубления и видоизменения.
Всю совокупность известных дидактических принципов условно можно поделить на несколько групп. К первой из них относятся общие принципы, перечень которых можно увидеть в современных учебниках по педагогике, – это принципы системности и последовательности обучения, наглядности, сознания и активности учащихся в обучении, доступности обучения, обеспечения прочности результатов обучения, научности, связи обучения с жизнью, теории с практикой, принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся [5, с. 118]. Следующая группа объединяет принципы, которые касаются целей и содержания обучения, – соответствие государственным образовательным стандартам, историзм, целостность и комплексность. К третьей группе отнесем принципы, охватывающие дидактический процесс и адекватную ему педагогическую систему с ее элементами [3, с. 113].
Каждый дидактический принцип имеет собственные особенности, зависящие от используемых методов для усвоения материала будущим учителем. Характеризуется индивидуальными способностями, интересами, интеллектуальными возможностями. Кроме того, необходимо учитывать современный подход к организации системы образования, в котором одна из ключевых ролей принадлежит информационным технологиям, требующим приобретения дополнительных умений (умение работать с информацией, логически мыслить, осваивать новые формы самоподготовки и другие).
Возвращаясь к определению основных категорий, заметим, что термин инновация означает обновление процесса обучения, который опирается главным образом на внутренние факторы. Термин «технология в образовании» получил распространение в 1940-х гг., с начала 1980-х гг. чаще употребляется термин «педагогические технологии», единого подхода к восприятию сути которых до сих пор нет [1, с. 208]. В статье, посвященной инновационным технологиям обучения, М. Кадемия пользуется следующим определением. Педагогические технологии – это технологии, обеспечивающие преобразование педагогического процесса в образовательном учреждении на целенаправленную деятельность всех его субъектов [2, С. 275]. Автор акцентировала внимание на педагогических технологиях, интегрированных с информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ) и использующих возможности сервисов глобальной сети Интернет. В исследовании доказывается, что внедрение современных педагогических технологий обучения, использование коучинга способствует модернизации высшего образования, подготовке конкурентоспособного специалиста [2, С. 278].
Сегодня связь информационных технологий с образовательным процессом также усиливается значительным распространением практики дистанционного обучения. М. Петрушова определяет следующие дидактические принципы применения информационных технологий в дистанционном обучении:
а) принцип приоритетности педагогического подхода при проектировании учебного процесса;
б) принцип гибкости и динамичности учебного процесса;
в) принцип целесообразного использования информационных технологий;
г) принцип учета начальных знаний студента;
д) принцип модульности;
е) принцип обеспечения защиты информации;
есть) принцип интерактивности;
з) принцип интенсификации [4, с. 156].
В образовательном процессе осуществляется их комплексная реализация в сочетании с традиционными дидактическими принципами наглядности, индивидуального подхода, доступности, системности, движения от простого к сложному и других.
Педагогические технологии находятся в тесной связи с идеями и опытом системного анализа, психологии, социологии. Введение нестандартных занятий, в которых максимально учитываются возрастные особенности, способности, наклонности и интересы каждого студента, а необычные формы улучшают восприятие нового материала, его осмысление и обобщение, могут стать действительно инновационными [1, с. 208].
В ходе изучения теории и практики педагогического образования мы убедились, что для самореализации потенциальных возможностей участников педагогического процесса и их самореализации наиболее приемлемыми выступают технологии, построенные на основе целостного педагогического процесса: технология коллективно-познавательной деятельности, технология сотрудничества, технология модульного обучения, технология дифференцированного и разноуровневого обучения, которые создают необходимые благоприятные условия для активной творческой коллективной деятельности и базируются на уважительном отношении к ребенку, его интересам, психологических возможностей, желаний.
Процесс подготовки будущих учителей с самого начала должен быть ориентирован на объект их профессиональной деятельности, то есть на педагогический процесс, поскольку без знания сущности, закономерностей, структуры этого процесса невозможно формировать готовность к использованию инновационных технологий.
Формирование готовности будущих учителей к использованию инновационных технологий должно осуществляться поэтапно, начиная с первых курсов, для чего необходимо отыскивать соответствующие возможности в содержании всех психолого-педагогических дисциплин. Стоит также менять формы и методы организации учебно-познавательной деятельности студентов: отходить от традиционного «пассивного слушания» в сторону позиций «активной творческой личности», которая готова к постоянному саморазвитию и самосовершенствованию через лекции-диалоги, лекции-виртуальные экскурсии, мини-лекции самих студентов, семинары-дискуссии, деловые игры, психологические и педагогические тренинги по общению, мастер-классы известных специалистов – учителей-практиков, преподавателей вуза, методистов и тому подобное.
Наконец заметим, что критерии для стратегии обучения будущих учителей в Высшей школе, определенные М. Гаруновым, сохраняют свою актуальность:
а) ориентированность высшего образования на развитие личности будущего учителя;
б) соответствие структуры программ высшего образования современным и прогнозируемым тенденциям развития науки и техники;
в) оптимальные пропорции использования общих, групповых и индивидуальных форм организации учебного процесса в высшем учебном заведении;
г) рациональное использование современных методов и средств обучения на разных этапах подготовки учителей;
д) соответствие результатов подготовки студентов требованиям соответствующей категории учителя и его профессиональной деятельности;
г) обеспечение будущих специалистов конкурентоспособными знаниями и навыками на современном рынке труда [6, с. 89].
Учитывая сказанное выше, приходим к выводу, что инновация является основной формой развития сферы образования. В современных общественно-культурных условиях внедрение инновационных образовательных технологий является приоритетным направлением и одним из ведущих факторов реформирования и модернизации отечественной системы высшего образования. Однако эффективное их использование невозможно без надлежащего научного обоснования, изучения зарубежного опыта, учета чисто русских реалий, целесообразного выбора дидактических принципов и методов. Актуальным направлением дальнейших разработок обозначенной проблемы является анализ образовательно-развивающего потенциала каждого из дидактических принципов использования инновационных образовательных технологий на разных этапах подготовки будущих учителей.
Список литературы
1. Бондарчук Н. В. Инновационные технологии в образовании. Педагогический альманах: сб. наук. пр. Коммун. высш. учеб. закл. «Херсон. акад. непрерывного образования». К.: Ленвит, 2021. Выпуск 9. С. 207-213.
2. Кадемия М. Ю. Инновационные технологии обучения в подготовке будущих учителей. Образование взрослых: теория, опыт, перспективы. Выпуск 1(8), 2014. С. 274-279.
3. Петрушова М. В. Дидактические принципы применения информационных технологий в дистанционном обучении. Проблемы информации в образовании, управлении, экономике и технике: сб. статей XI Междунар. научно-техн.конф. Пенза: ПДЗ, 2021. С. 155-157.
Список источников
4. Малафиик И. В. Дидактика. Учебное пособие. К.: Кондор, 2019. 398 с.
5. Отрасляк В. М. Теоретические основы процесса обучения. Винница: Педагогика, 2007. 399 с.
6. Гарунов М. Г. Этюды дидактики высшей школы. М.: НИИ ВО, 2014. 135 с.