Теория и методика профессионального образования | Мир педагогики и психологии №07 (72) Июль 2022

УДК 13.00.01

Дата публикации 28.07.2022

Результаты всероссийских проверочных работ по обществознанию как ресурс совершенствования системы оценки качества образования (на примере Кабардино-Балкарской Республики)

Урусмамбетова Лаура Адамовна
кандидат педагогических наук, Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников» Министерства просвещения и науки просвещения КБР, г. Нальчик, e-mail: layra76@mail.ru

Аннотация: В статье анализируются результаты Всероссийских проверочных работ (ВПР) по обществознанию в 2021-2022 учебном году обучающихся 5-8 классов школ Кабардино-Балкарской Республики. Данные результаты рассмотрены в сравнительном контексте со среднероссийскими показателями. В исследовании выявляются компетенции, которые у школьников отображены на высоком уровне, а также выделены дефициты в уровне подготовки обучающихся по учебному предмету «Обществознание». Выделенные типичные ошибки позволяют увидеть развернутую картину ситуации с обучением обществознанию с выделением определенных тем и отдельных умений обучающихся 5-8 классов образовательных организаций КБР. Кроме того, рассматривается потенциал анализа результатов ВПР как ресурса контроля системы качества образования и принятия управленческих решений по всей вертикали управления системы образования.
Ключевые слова: Всероссийские проверочные работы, система оценки качества образования, региональная модель оценки качества общего образования, анализ результатов, оценка образовательных результатов, обществознание

Results of the all-Russian verification works on social science as a resource for improving the system of assessing the quality of education (by the example of the Kabardino-Balkarian Republic)

Urusmambetova L. A.
Cand. of Sciences (Pedagogy), State Budgetary Institution of Additional Professional Education "Center for Continuous Professional Development of Teachers" of the Ministry of Education and Science of Education of the KBR, Nalchik

Abstract: The article analyzes the results of the All-Russian Testing Works (VPR) in social science in the 2021-2022 academic year for students in grades 5-8 of schools in the Kabardino-Balkarian Republic. These results are considered in a comparative context with the average Russian indicators. The study identifies competencies that are displayed at a high level among schoolchildren, as well as deficiencies in the level of training of students in the subject "Social Science". The identified typical mistakes allow us to see a detailed picture of the situation with teaching social science, highlighting certain topics and individual skills of students in grades 5-8 of educational organizations of the KBR. In addition, the potential of the analysis of the results of the VPR is considered as a resource for monitoring the education quality system and making managerial decisions along the entire vertical of the education system management.
Keywords: All-Russian test works, education quality assessment system, regional model for assessing the quality of general education, analysis of results, assessment of educational results, social science

Правильная ссылка на статью
Урусмамбетова Л.А. Результаты всероссийских проверочных работ по обществознанию как ресурс совершенствования системы оценки качества образования (на примере Кабардино-Балкарской Республики) // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2022. № 07 (72). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/rezultaty-vserossijskikh-proverochnykh-rabot-po-obshhestvoznaniyu-kak-resurs-sovershenstvovaniya-sistemy-otsenki-kachestva-obrazovaniya-na-primere-kabardino-balkarskoj-respubliki.html (Дата обращения: 28.07.2022)

Введение

На протяжении долгого времени система образования находится в процессе реформирования, цель которого получение качественных результатов обучения. Для их диагностики создана система оценки качества образования, которая позволяет проводить мониторинговый контроль результатов по учебным предметам. Данная система является многоуровневой, одним из инструментов ее мониторинга является анализ результатов всероссийских проверочных работ (далее – ВПР), который позволяет проследить динамику качества в разрезе предметов, образовательных программ, конкретных тем и определенных умений обучающихся.

Учебный предмет «Обществознание» является общественно-научной дисциплиной, его потенциал разнообразен, при этом важную роль играет его ориентация на социализацию, всестороннее развитие личности, а также формированию функциональной грамотности [1; 2]. Поэтому задания ВПР составлены с направленностью на выявление сформированности личностных характеристик: правосознания, гражданских ценностных и базовых социальных установок обучающихся. Указанный формат заданий ВПР по обществознанию усиливает практический потенциал предмета, направленный не только на улучшение предметного результата, но и на всестороннюю социализацию личности. Данные факты свидетельствуют об актуальности темы статьи о необходимости анализа их результатов как ресурса совершенствования системы оценки качества образования. Подтверждением актуальности является аргумент о том, что анализ региональных результатов ВПР позволяет выстроить целостную картину уровня образовательных результатов по обществознанию в целом по стране. Целью статьи является исследование результатов ВПР региона по учебному предмету «Обществознание» как ресурса совершенствования системы оценки качества образования на примере Кабардино-Балкарской Республики.

Задачами исследования является сравнительно-сопоставительный анализ результатов ВПР в России и в Кабардино-Балкарской Республике; выявление типичных ошибок, допущенных обучающимися при написании ВПР в КБР; формулировка рекомендаций для дальнейшего совершенствования качества образования в регионе. Новизна исследования заключается в том, что впервые комплексно представлены региональные результаты ВПР обучающихся 5-8 классов по обществознанию в Кабардино-Балкарской Республике. Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что обобщено большое количество научной литературы по выбранной проблеме, результаты исследования рекомендуется использовать для мониторинга  и корректировки выявленных дефицитов, совершенствования и корректировки программного содержания повышения квалификации, а также принятия управленческих решений по улучшению качества образования [3]. Перспектива исследования заключается в том, что мониторинг динамики результатов ВПР в регионе способствует выстраиванию действенной стратегии повышения качества в регионе и в целом по стране.

Основная часть

Вопросам анализа результатов всероссийских проверочных работ посвящено определенное количество научных работ. В последние годы появляются новые аспекты её изучения. Так, в работах Е.Т. Лисковой, О.А.Котовой исследуются комплексные вопросы ВПР по обществознанию в разных аспектах от составления и содержания заданий до формирования функциональной грамотности обучающихся при изучении обществознания [1; 2]. Обобщающий анализ о достижениях и просчетах организации процедур  ВПР обобщен в исследованиях С. С. Кравцова, А. А. Музаева и Фурмановой Л. К. [3; 4]. В статье П.С. Краснова прослеживается процесс принятия управленческих решений по результатам анализа итогов ВПР [5]. В данном ключе, только с акцентом на возможность использования результатов ВПР в планировании учебной деятельности педагогом написана статья О. В. Коротких, Т. В. Кондратовой, С.В.Богдановой [6]. Связь анализа результатов ВПР и механизмов оценки качества подчеркнута в работах А. В. Мендель, О. А. Черепановой и  Я. И. Белогубец [7; 8].Для написания данной статьи использована информация по системе образования в Кабардино-Балкарской Республике, опубликованная в исследовании Л. А. Урусмамбетовой [9,с. 221].

Всего в Кабардино-Балкарской Республике в 2021 г. ВПР по обществознанию в основной школе сдавало 16998 обучающихся. Распределение количества обучающихся региона, сдавших ВПР по классам отображено на рис. 1.

Рис. 1 Распределение количества обучающихся КБР, сдавших ВПР по обществознанию (6-8 классы)

Данные рис. 1 показывают, что обучающиеся 7 классов в количественном отношении превосходят других. Среди обучающихся, сдававших ВПР меньше всего учеников 8-х классов, их оказалось всего 2596 человек.

Всего в Российской Федерации ВПР по обществознанию в 6-8 классах писали 2367181 человек. В Кабардино-Балкарской Республике общее количество обучающихся, прошедших процедуру написания ВПР составило 0,71 % от общего количества. Сравнительные данные по отметкам ВПР по обществознанию в 6-8 классах отображены на рис. 2-4.

 

Данные рис. 2-5 показывают, что в среднем, уровень сдачи ВПР обучающихся КБР соответствует общероссийскому. Необходимо отметить, что в 6 и 7 классах наблюдается большое количество работ, которые оценены как неудовлетворительные. Данный показатель превышает среднероссийский в среднем на 2-5 % и влияет на снижение показателей качества обществоведческого образования в КБР. Настораживает факт того, что большая часть обучающихся 6, 7 и 8 классов за ВПР по обществознанию получили оценку «удовлетворительно», что является негативным показателем и свидетельствует о некачественной подготовки к ВПР.

При анализе результатов ВПР по обществознанию в основной школе определены типичные ошибки, характерные для работ обучающихся КБР. В целом, обучающиеся демонстрируют пробелы в знаниях по умению выстраивать причинно-следственные связи, оценивать поступки и формулировать свое мнение, используя обществоведческие знания.

В 6 классе при сдаче ВПР по обществознанию обучающиеся продемонстрировали низкие результаты. Количество обучающихся в КБР, получивших неудовлетворительные оценки больше, чем  среднем по России на 6 %, удовлетворительно оцененных обучающихся больше на 1 %, а количество оцененных на «4» и «5» значительно меньше, общих показателей. Это крайне негативные показатели, свидетельствующие о некачественной подготовке.

Анализ показал, что ребята на недостаточном уровне справляются с заданиями по следующим компетенциям: формирование ценностных характеристик, связанных с патриотизмом, социальной ответственностью, толерантностью и др.; характеристика ветвей власти, основ государственного устройства, значения патриотизма для дальнейшего развития государства;

В 7 классе при сдаче ВПР по обществознанию обучающиеся продемонстрировали средние результаты. Анализ показал, что ребята на недостаточном уровне справляются с заданиями на выявление следующих компетенций:

  • анализ практических задач, связанных с трудоустройством, выявлением признаков правонарушений др.
  • интерпретация информации, ее анализ и оценивание с точки зрения нормативных норм.

В 8 классе при сдаче ВПР по обществознанию обучающиеся продемонстрировали средние результаты. Анализ показал, что ребята на недостаточном уровне справляются со следующими заданиями: задание на читательскую грамотность по работе с текстом с возможностью высказать аргументированное мнение; задания, в которых комплексноотображаются основы финансовой грамотности; разбор ситуаций. В которых необходимо справиться с конфликтными ситуациями межличностного общения и др..

Наличие большого количества однородных типичных ошибок при решении КИМ ВПР показывает необходимость организации целенаправленной работы в регионе по их упразднению при сдаче проверочных работ по обществознанию в последующие годы.

Заключение, выводы, рекомендации

Обобщая полученные результаты ВПР по обществознанию в основной школе, отметим, что обучающиеся успешно справлялись с заданиями на проверку следующих компетенций: применение теоретических знаний на практике для осмысления своей роли в обществе; Понимание основных законов общества, расширение социального кругозора; Формирование правоведческой культуры и убежденности в необходимости соблюдения правил и законов, установленных государством.

Задания по темам о биологической и социальной сущности человека, группам потребностей, многообразия видов деятельности, оказались наиболее успешно выполненные.

Анализ результатов ВПР позволяет выделить основные требующие особого внимания блоки умений, которые необходимо усиливать при обучении учебному предмету «Обществознание» в основной школе в соответствии с ФГОС с 6 по 8 класс: выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения межличностных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения межличностных конфликтов; находить, извлекать и осмысливать информацию различного характера, полученную из доступных источников (фотоизображений), систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом; совершенствовать умения осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью, формулировать и аргументировать собственные суждения.

Причины низких результатов ВПР по обществознанию:

  • отсутствие достаточного опыта у учителей-предметников по проведению ВПР по обществознанию; слабая работа педагогов с обучающимися по проверке их знаний в тестовой форме с  открытым вариантом ответа; проблемы с межпредметными компетенциями (анализ, сравнение и др.) и слабые знания смежных дисциплин (особенно экономики и правоведения); отсутствие систематической работы по работе с заданиями в формате заданий ВПР прошлых лет; отставание педагога (по той или иной причине) от рабочей программы, в результате чего, обучающиеся не изучили материал, являющийся ответом на вопрос ВПР.

В целом, обучающиеся школ КБР продемонстрировали невысокий уровень знаний предмета «Обществознание». У учеников основного общего образования не  сформировано умение объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов, раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук. Основной главной рекомендацией является продолжение систематической работы по формированию умений и навыков определять обществоведческие термины и давать им исчерпывающие, точные определения. Необходимо способствовать формированию умений выделять главное в тексте, составлять грамотный письменный ответ на вопрос. Чаще давать учащимся письменные задания развернутого характера, где надо подробно описывать свою точку зрения и объяснять смысл тех или иных обществоведческих терминов. Знакомить обучающихся с демоверсиями ВПР по предмету на сайте единой системы качества образования https://fioco.ru/ru/osoko.

В целях повышения качества преподавания обществознания и повышения результативности ВПР в регионе рекомендуется: организовать деятельность методических объединений по реализации системы корректирующих мер по повышению уровня обученности обществознания у обучающихся в классах, продемонстрировавших низкие результаты ВПР с учетом выявленных затруднений с использованием эффективного опыта класса, показавшего высокое качество обучения; проанализировать результаты выполнения ВПР по обществознанию в 6-8 классах, рассмотреть вопросы повышения результативности обучения обществознанию на заседаниях предметных школьных и муниципальных методических объединений, провести обзор методических аспектов преподавания тем, вызвавших затруднения; учителям обществознания активно применять методы обучения, предполагающие работу по характеристике государственного устройства Российской Федерации, органов государственной власти страны.

На курсах повышения квалификации использовать современные образовательные технологии, веб-квесты, телеконференции, дискуссии, ситуационный анализ, проекты и т.д.). При этом необходимо использовать технологии работы с ноформацией (инфографика, скрайбинг, интеллект-карты, скетч, сторителлинг, временные шкалы).

Специалистам Государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования «Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников» Министерства просвещения и науки просвещения КБР необходимо разработать адресные программы или вариативные модули по теме «Подготовка обучающихся к сдаче ВПР по обществознанию». Рекомендовано проведение обучающих мероприятий (семинаров, курсов повышения квалификации, профессиональных стажировок, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий) учителей обществознания образовательных организаций, показывающих низкие результаты обучения. Необходимо организовывать мероприятия, направленные на обмен опытом по успешной подготовке ВПР по обществознанию в рамках сетевого партнерства, диссеминацию результатов деятельности участников сетевого партнерства как внутри республики, так и за ее пределами. Реализация данных рекомендаций приведет к усилению результативности всероссийских проверочных работ по обществознанию и станет эффективным ресурсом системы оценки качества образования в регионе.


Список литературы

1. Лискова Т. Е. Основные результаты всероссийских проверочных работ по обществознанию для 6-х классов // Педагогические измерения. 2018. №1. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-rezultaty-vserossiyskih-proverochnyh-rabot-po-obschestvoznaniyu-dlya-6-h-klassov
2. Котова О. А., Лискова Т. Е. Формирование функциональной грамотности школьников при изучении обществознания // Педагогические измерения. 2020. №2. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-funktsionalnoy-gramotnosti-shkolnikov-pri-izuchenii-obschestvoznaniya
3. Кравцов С. С., Музаев А. А. Роль Всероссийских проверочных работ в системе контроля качества образования в Российской Федерации // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. №5 (43). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-vserossiyskih-proverochnyh-rabot-v-sisteme-kontrolya-kachestva-obrazovaniya-v-rossiyskoy-federatsii
4. Фурманова Л. К. Всероссийская проверочная работа: достижения и просчеты // ACTA HISTORICA: труды по историческим и обществоведческим наукам. 2018. №2. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/vserossiyskaya-proverochnaya-rabota-dostizheniya-i-proschety
5. Краснов П. С. Управленческие решения на основе анализа результатов Всероссийских проверочных работ в общеобразовательной организации // ПНиО. 2018. №4 (34 Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/upravlencheskie-resheniya-na-osnove-analiza-rezultatov-vserossiyskih-proverochnyh-rabot-v-obscheobrazovatelnoy-organizatsii
6. Коротких О.В., Кондратова Т.В., Богданова С.В. Использование результатов оценочных процедур (ВПР) в работе учителя // Инновационная наука. 2021. №7. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-rezultatov-otsenochnyh-protsedur-vpr-v-rabote-uchitelya
7. Мендель А. В. Всероссийские проверочные работы как инструмент независимой оценки и управления качеством образования: социологический аспект // Власть и управление на Востоке России. 2018. №2 (83). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/vserossiyskie-proverochnye-raboty-kak-instrument-nezavisimoy-otsenki-i-upravleniya-kachestvom-obrazovaniya-sotsiologicheskiy-aspekt
8. Черепанова О. А., Белогубец Я. А. Всероссийские проверочные работы в региональной системе оценки качества образования // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. 2017. №1 (2). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/vserossiyskie-proverochnye-raboty-v-regionalnoy-sisteme-otsenki-kachestva-obrazovaniya.
9. Урусмамбетова Л.А. Школьное историческое образование Кабардино-Балкарской Республики: состояние, проблемы, задачи // Вестник Омского государственного педагогического университета. Омск. Издательство ОмГПУ – 2022. – № 2. – С. 219-224.

Расскажите о нас своим друзьям: