Теория и методика профессионального образования | Мир педагогики и психологии №07 (72) Июль 2022

УДК 13.00.01

Дата публикации 28.07.2022

Педагогическая диагностика профессиональных дефицитов учителей истории в условиях трансформации современного общества (на примере Кабардино-Балкарской Республики)

Урусмамбетова Лаура Адамовна
кандидат педагогических наук, Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников» Министерства просвещения и науки просвещения КБР, г. Нальчик, e-mail: layra76@mail.ru

Аннотация: В статье рассмотрены вопросы педагогической диагностики профессиональных дефицитов учителей истории в условиях трансформации современного общества (на примере Кабардино-Балкарской Республики). Впервые комплексно представлены количественные и качественные характеристики диагностических процедур профессиональных компетенций учителей истории Кабардино-Балкарской Республики. Диагностика осуществляется по результатам решения заданий выборки учителей истории, разработанных Академией Министерства просвещения и науки Российской Федерации. Выявлены дефициты и риски, по которым составляются индивидуальные образовательные маршруты. Результаты диагностики учителей истории Кабардино-Балкарской Республики рассмотрены в сравнении со среднероссийскими показателями и являются основой для выделения компетенций, которые находятся на высоком уровне и в дефиците. Выделенный перечень дефицитов является основой для построения индивидуальных маршрутов профессионального развития педагогов.
Ключевые слова: профессиональные компетенции педагогов, дефициты, диагностика, индивидуальный образовательный маршрут

Pedagogical diagnostics of professional deficits of history teachers in the conditions of transformation of modern society (on the example of the Kabardino-Balkarian Republic)

Urusmambetova L. A.
Cand. of Sciences (Pedagogy), State Budgetary Institution of Additional Professional Education "Center for Continuous Professional Development of Teachers" of the Ministry of Education and Science of Education of the KBR, Nalchik

Abstract: The article deals with the issues of pedagogical diagnostics of professional deficits of history teachers in the context of the transformation of modern society (on the example of the Kabardino-Balkarian Republic). For the first time, the quantitative and qualitative characteristics of the diagnostic procedures of the professional competencies of history teachers of the Kabardino-Balkarian Republic are comprehensively presented. Diagnostics is carried out based on the results of solving tasks for a sample of history teachers developed by the Academy of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation. Deficiencies and risks are identified, according to which individual educational routes are compiled. The results of diagnostics of teachers of history of the Kabardino-Balkarian Republic are considered in comparison with the average Russian indicators and are the basis for highlighting competencies that are at a high level and in short supply. The selected list of deficits is the basis for building individual routes for the professional development of teachers.
Keywords: professional competencies of teachers, deficits, diagnostics, individual educational route

Правильная ссылка на статью
Урусмамбетова Л.А. Педагогическая диагностика профессиональных дефицитов учителей истории в условиях трансформации современного общества (на примере Кабардино-Балкарской Республики)// Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2022. № 07 (72). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/pedagogicheskaya-diagnostika-professionalnykh-defitsitov-uchitelej-istorii-v-usloviyakh-transformatsii-sovremennogo-obshhestva-na-primere-kabardino-balkarskoj-respubliki.html (Дата обращения: 28.07.2022)

Введение

Система общего образования долгое время находится в ситуации непрерывного реформирования, т.к. ей приходится адаптироваться к внешним вызовам общества. Высокий уровень требований к современному педагогу, усиленные темпы внедрения нововведений предполагают необходимость использования персонализированного подхода к системе сопровождения педагогического роста и к набору профессиональных компетенций педагога. Актуальность темы обусловлена необходимостью выявления объективной картины уровня сформированности предметных и методических компетенций педагогов по всем учебным предметам. Наличие данной аналитической информации способствует выявлению профессиональных дефицитов работников системы образования и подбора индивидуальных образовательных маршрутов. При этом, категория профессиональных дефицитов может быть осознанной и неосознанной самими педагогами [1]. В целом под обобщенным понятием «педагогических дефицитов» подразумевается набор педагогических компетенций, которые отсутствуют у педагога, либо выражены в слабой степени при реализации образовательного процесса [2]. Данные ограничения создают препятствия к осуществлению профессиональных действий, следовательно способствуют ухудшению качества образования, что определяет проблемное поле исследования. Целью статьи является исследование результатов педагогической диагностики профессиональных дефицитов учителей истории в условиях трансформации современного общества. К задачам исследования относится проведение сопоставительного анализа результатов диагностических процедур уровня сформированности профессиональных компетенций учителей истории и обществознания на региональном уровне и общероссийском уровнях; выделение компетенций, которые находятся на высоком уровне, а также выявление перечня дефицитов, которые являются основой для составления индивидуального маршрута сопровождения педагога при его дальнейшем обучении. В статье впервые представлены результаты комплексного сравнительно-сопоставительного анализа ключевых дефицитов учителей истории Кабардино-Балкарской Республики в сравнении с аналогичными общероссийскими показателями, что составляет новизну данной научной статьи. Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что обобщено большое количество научной литературы по выбранной проблеме, разработаны рекомендации для составления маршрута сопровождения педагогов по индивидуальной траектории. Перспектива дальнейшего исследования очевидна и заключается в исследовании динамики показателей диагностики профессиональных компетенций педагогов для принятия мер по усилению качества образования.

Основная часть

Анализу вопросов педагогической диагностики профессиональных компетенций педагогов посвящено определенное количество научных работ. Данное направление исследований с акцентом на диагностику профессиональных дефицитов, которую необходимо рассматривать в контексте комплексной деятельности педагогов прослеживается в трудах И. Ю. Воротковой и А. В. Усачева [3]. В статье коллектива авторов в составе О. Н. Журавлевой, Т. П. Андреевской, С. В. Александровой рассмотрена категория диагностики в системе ДПО [4]. Исследователи Д. Ф. Ильясов, Е. А. Селиванова, А. А. Севрюкова, К. С. Буров рассмотрели возможность преодоления профессиональных дефицитов в ситуации взаимодействия с разным контингентом обучающихся, в том числе и из категории «сложных» [5]. Предметным дефицитам определенных предметов посвящены работы О. В. Тумашевой, М. Б. Шашкиной, Е. А. Алёшиной и Л. А. Урусмамбетовой [6; 7]. Работы авторов В. Д. Ячменева, Е. Г. Квашнина проблема диагностики рассмотрена как необходимый компонент профессионального роста педагога [8].

Несмотря на наличие исследований различных аспектов педагогической диагностики профессиональных дефицитов учителей, остаются неисследованными вопросы их региональных особенностей, комплексных аналитических работ диагностики результатов профессиональных дефицитов и направленность на выявление предметных дефицитов учителей истории, что подтверждает актуальность темы статьи.

В настоящее время Академией Министерства просвещения и науки Российской Федерации ежегодно проводится мониторинг профессиональных компетенций педагогов всех субъектов РФ. Данная практика является научно-методическим сопровождение педагогов и направлена на то, чтобы выявленные дефициты учитывались в регионе для внесения изменений в модули курсов повышения квалификации и иных мероприятий, направленных на работу с педагогами. Таким образом формируются индивидуальные маршруты учителей, которые содействуют непрерывному развитию профессионального мастерства [9].

Общее количество учителей истории в Кабардино-Балкарской Республике составляет 435 человек [7, с. 221]. В написании заданий по предметным компетенциям в 2022 году участвовало 20 учителей истории Кабардино-Балкарской Республики. Педагоги решали контрольный измерительный материал (КИМ), состоящий из 22 заданий по методическим и предметным компетенциям учебного предмета «История». Результаты диагностики по данным заданиям учителей КБР отображены на рис. 1.

Рис. 1 Общие результаты выполнения заданий по профессиональным компетенциям учителей истории в 2022 г. в сравнении со среднероссийскими показателями

Данные рис. 1 показывают, что результаты выполнения заданий учителями истории соответствуют среднероссийским, при этом по 13 компетенциям показатели выполнения заданий выше, чем в целом по России. Анализ результатов диагностики выявил, что к компетенциям учителей КБР, которые выражены на высоком уровне относятся:

– умение решать предметные задания в формате ЕГЭ базового, повышенного и высокого уровней сложности;

– умение применять вариативные технологии в планирование учебного процесса;

– умение выбирать действенную методику обучения для реализации принципа индивидуализации, направленной на зону ближайшего развития обучающихся и др.

Анализ результатов диагностики профессиональных и методических компетенций учителей истории выявил следующие дефициты:

– умение использовать современные образовательные технологии в образовательном процессе;

– применять объективный подход к оцениванию образовательных результатов;

– умение выбирать методы по взаимодействию, сотрудничеству, команд образованию с коллегами для достижения высоких образовательных результатов и др.

В выборке по написанию заданий предметных компетенций по обществознанию в 2022 году участвовало 11 педагогов КБР. Учителя решали контрольный измерительный материал, состоящий из 21 задания по методическим и предметным компетенциям. Результаты диагностики по данным заданиям учителей КБР отображены на рис. 2.

Общие результаты выполнения заданий по профессиональным компетенциям в сравнении со среднероссийскими показателями представлены на рис.1.

Рис. 2 Общие результаты выполнения заданий по профессиональным компетенциям учителей обществознания в сравнении со среднероссийскими показателями в 2022 г.

Данные рис. 2 показывают, что результаты выполнения заданий учителями обществознания соответствуют среднероссийским, при этом по 10 заданиям на выявление определенных компетенций показатели выполнения выше, чем в целом по России. Анализ развернутых результатов данных о выполнении заданий участниками в соответствии со спецификациями выявил, что к компетенциям, которые выражены на высоком уровне относятся:

– умение решать предметные задания в формате ЕГЭ базового, повышенного и высокого уровней сложности;

– применять вариативные подходы;

– подбирать соответствующие методики обучения для обеспечения индивидуального подхода и ориентацией на зону ближайшего развития;

– осуществлять объективную оценку образовательных результатов и применять современные психолого-педагогические подходы; умение инклюзивные технологии обучения;

– при организации образовательного процесса использовать психолого-педагогические, возрастные и иные индивидуальные особенности обучающихся; умение выбирать и использовать эффективные формы организации сотрудничества с коллегами и др.

Анализ результатов диагностики профессиональных и методических компетенций учителей истории выявил следующие дефициты профессиональных компетенций:

– умение применять принцип объективного оценивания;

– использовать разнообразные способы взаимодействия с коллегами для достижения образовательных результатов и качества обучения;

– применение современных инклюзивных технологии обучения и др и др.

Анализ педагогических компетенций учителей истории и обществознания является основой для сопровождения педагогов по индивидуальной траектории, которые на региональном уровне составляют методисты Государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования «Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников» Минпросвещения Кабардино-Балкарской Республики совместно с муниципалитетами и образовательными организациями.  Дорожная карта индивидуального образовательного маршрута включает прежде всего необходимость посещения педагогами курсов повышения квалификации.

Курсы повышения квалификации учителей истории и обществознания в Кабардино-Балкарской Республики осуществляет Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников» Минпросвещения КБР. Для учителей истории и обществознания курсы организованы в соответствии программой «Особенности преподавания истории и обществознания в условиях цифровизации школьного образования», которая рекомендована для использовании в учебном процессе ФГАОУ ДПО «Академией Минпросвещения России» Министерства просвещения и науки РФ. Программа состоит из 5 модулей объемом 108 часов.

При прохождении входной диагностики и выходного тестирования на курсах ПК выявляется уровень владения педагогами умений по 6 компетенциям – метапредметным, предметным, методическим, психолого-педагогические, нормативным и IT компетенциям. Результаты диагностики анализируются и коррелируются с последующим посткурсовым сопровождением педагогов.

Помимо этого, в дорожную карту индивидуального образовательного маршрута включены мероприятия по работе в профессиональных сообществах, методической работе, организацией и посещением мастер-классов, самообразованию, взаимодействию с республиканским методическим активом и др.

Заключение, выводы, рекомендации

Таким образом, результаты анализа профессиональных компетенций учителей истории и обществознания Кабардино-Балкарской Республики выявил, что на высоком уровне педагоги владеют компетенциями по решению предметных заданий формата единого государственного экзамена. К дефицитным компетенциям относятся методические компетенции, связанные с организацией образовательного процесса, направленного на достижение определенных умений, от которых зависит качественная составляющая образовательных результатов. К ним относятся умения реализовывать принципы индивидуализации, объективного оценивания результатов обучения, применение современных инклюзивных технологии обучения, использование соответствующих подходов к организации объективного оценивания образовательных результатов обучающихся.

Наличие дефицитов в компетенциях требует организации адресной помощи, а также пересмотра и усиления модулей программ курсов повышения квалификации и переподготовки учителей, которые выходят на формирование методической части. Данные материалы являются основанием для построения индивидуальных маршрутов профессионального развития учителей истории в Кабардино-Балкарской Республике и будут использованы в процессе дальнейшей модернизации стратегий повышения квалификации в регионе.

 


Список литературы

1. Плотникова А. М. Профессиональная некомпетентность как поле языковой игры // Уральский филологический вестник. Серия: Язык. Система. Личность: Лингвистика креатива. -2016. - № 2. - С. 192-198. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=26465437
2. Гутник И. Ю. Педагогическая диагностика профессиональных дефицитов учителя в условиях трансформации современного образования // Вестник НГПУ. 2021. №4. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskaya-diagnostika-professionalnyh-defitsitov-uchitelya-v-usloviyah-transformatsii-sovremennogo-obrazovaniya
3. Вороткова И. Ю., Усачева А. В. Диагностика профессиональных дефицитов современных педагогов на основании результатов профессиональной деятельности // Педагогическое образование в России. 2022. №2. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/diagnostika-professionalnyh-defitsitov-sovremennyh-pedagogov-na-osnovanii-rezultatov-professionalnoy-deyatelnosti
4. Журавлева О. Н., Андреевская Т. П., Александрова С. В. Входная диагностика профессиональных дефицитов в системе дополнительного профессионального образования педагогов (на примере оценивания уровня информационно-аналитической компетенции учителя истории) // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2019. №1 (38). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/vhodnaya-diagnostika-professionalnyh-defitsitov-v-sisteme-dopolnitelnogo-professionalnogo-obrazovaniya-pedagogov-na-primere
5. Ильясов Д. Ф., Селиванова Е. А., Севрюкова А. А., Буров К. С. Методические стратегии преодоления профессиональных дефицитов учителей, взаимодействующих со "сложными" контингентами обучающихся // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2020. №3 (44). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskie-strategii-preodoleniya-professionalnyh-defitsitov-uchiteley-vzaimodeystvuyuschih-so-slozhnymi-kontingentami
6. Тумашева О. В., Шашкина М. Б., Алёшина Е. А. Профессиональные дефициты учителей математики: анализ результатов регионального исследования // АНИ: педагогика и психология. 2021. №1 (34). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnye-defitsity-uchiteley-matematiki-analiz-rezultatov-regionalnogo-issledovaniya
7. Урусмамбетова Л.А. Школьное историческое образование Кабардино-Балкарской Республики: состояние, проблемы, задачи // Вестник Омского государственного педагогического университета Омск Издательство ОмГПУ – 2022. – № 2. – С. 219-224.
8. Ячменев В.Д., Квашнин Е. Г. Проектирование траектории профессионального роста педагога в процессе непрерывного профессионального развития // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2018. №3 (36). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/proektirovanie-traektorii-professionalnogo-rosta-pedagoga-v-protsesse-nepreryvnogo-professionalnogo-razvitiya
9. Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 27 августа 2021 г. N Р-201 Об утверждении методических рекомендаций по порядку и формам диагностики профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров образовательных организаций с возможностью получения индивидуального плана // Портал Кодификация РФ Available at: https://rulaws.ru/acts/Rasporyazhenie-Minprosvescheniya-Rossii-ot-27.08.2021-N-R-201/.

Расскажите о нас своим друзьям: