Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №07 (72) Июль 2022
УДК 372.881.1
Дата публикации 24.07.2022
Преимущества и недостатки использования мобильных приложений при обучении иностранному языку
Балахонцев Владимир Игоревич
студент 3-го курса, Кемеровский государственный университет, РФ, г. Кемерово, vova.balaxoncev@mail.ru
Научный руководитель Рольгайзер Анастасия Александровна
кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков, Кемеровский государственный университет, РФ, г. Кемерово, rolgayzer_nastya@mail.ru
Аннотация: Данная статья посвящена рассмотрению особенностей использования мобильных приложений для изучения иностранного языка. Определяются основные преимущества и недостатки обучающих языковых приложений. Рассмотрены конкретные примеры мобильных приложений, применяющихся при обучении иностранным языкам.
Ключевые слова: мобильное приложение, мобильное устройство, иностранный язык, образование, образовательный процесс.
3rd year student, Kemerovo State University, Russia, Kemerovo
PhD in Philology, Associate professor at the Department of Foreign Languages, Kemerovo State University, Russia, Kemerovo
Abstract: This article discusses the features of using mobile language learning applications. The advantages and disadvantages of such applications are determined. Specific examples of mobile applications used in teaching foreign languages are considered.
Keywords: mobile application, mobile device, foreign language, education, learning process.
Балахонцев В.И. Преимущества и недостатки использования мобильных приложений при обучении иностранному языку // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2022. № 07 (72). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/preimushhestva-i-nedostatki-ispolzovaniya-mobilnykh-prilozhenij-pri-obuchenii-inostrannomu-yazyku.html (Дата обращения: 24.07.2022)
Цифровизация всех сфер деятельности государства и повсеместное использование мобильных устройств с возможностью загрузки разнообразных приложений значительно повысили интерес к концепции мобильного обучения в последние годы. Как правило, сегодня любое мобильное устройство (смартфон, планшет, ноутбук) имеет доступ к Интернету и, следовательно, неограниченный доступ к образовательному контенту в любом месте и в любое время.
Мобильное приложение представляет собой программное обеспечение, рассчитанное на применение на мобильных устройствах на основе различных платформ, таких как Android, IOS, Windows [1, c. 208]. На данный момент существует огромное количество мобильных приложений, устанавливаемых на телефон для качественного функционирования устройства. В рамках данной работы будут рассмотрены специализированные мобильные языковые приложения, которые пользователи устанавливают для образовательных целей.
В современном мире мобильные приложения становятся неотъемлемой частью повседневной жизни человека. Сегодня их применяют не только в развлекательных целях, но и для улучшения производительности и качества работы, а также в обучении. Процесс цифровизации образовательной среды делает актуальным использование мобильных приложений в качестве учебного инструмента при обучении иностранным языкам. Для современного человека овладение иностранным языком является одним из важнейших этапов саморазвития личности [2, c. 80].
Вопрос применения мобильных приложений в образовании вызывает интерес как у отечественных (А.И. Дубских [3], В.М. Чиркова [4], Л.Ю. Шобонова, О.В. Смоловик [5]), так и зарубежных исследователей (U.Y. Elmurodov [9], C.S. Dragonflame, A.A. Olsen, J.M. Tommerdahl [8], T.M. Mengorio [11]). Все они сводятся к одной цели – изучить возможное влияние мобильных приложений на процесс изучения иностранного языка.
В работе В.М. Чирковой предпринята попытка систематизировать дидактические возможности мобильных приложений. Исследование, проведенное Л.Ю. Шобоновой и О.В. Смоловик, показывает, что специализированные языковые мобильные приложения помогают улучшить процесс обучения иностранному языку в вузе, позволяя вырабатывать у студентов устойчивые языковые шаблоны, коммуникативные навыки и способность применять на практике правила английской грамматики [5].
Эксперимент, описанный в работе Т.М. Менгорио, показал увеличение производительности учебной группы, использовавшей на занятиях языковые мобильные приложения [11].
Как правило, алгоритм работы мобильных приложений для изучения иностранных языков сводится к развитию коммуникативных навыков, а также заучиванию лексики и отработке грамматических конструкций. Например, обучающемуся может быть предложена некоторая ситуация, в которой ему нужно применить отрабатываемую конструкцию на иностранном языке. Приложение выступает в качестве виртуального наставника, который не только следит за выполнением работы, но и выстраивает индивидуальную образовательную траекторию путем добавления новых заданий и указаний на ошибки при их выполнении.
Рассмотрим некоторые языковые приложения и их основные функции:
1. Приложение Lingualeo подойдет для самостоятельного изучения иностранного языка. Среди основных преимуществ данного продукта можно выделить возможность улучшения навыков чтения, аудирования, а также увеличение словарного запаса и проработки грамматики у пользователя. К недостаткам можно отнести специфику дизайна и функционала приложения, выполненного в форме игры, а также сложность при использовании у младшей возрастной группы. Пример заданий, предлагаемых языковым приложением Lingualeo, представлен на рис. 1.

Рисунок 1. Задания, предлагаемые мобильным приложением Lingualeo
2. Мобильное приложение Practice English Grammar направленно на углубленное изучение грамматических основ, а также выполнение различных заданий, связанных с применением грамматики. Из преимуществ можно выделить хорошо проработанный дизайн и функционал приложения. Из недостатков – отсутствие самих грамматических правил. Пример карточек с грамматическими заданиями представлен на рис. 2.

Рисунок 2. Задания, предлагаемые мобильным приложением Practice English Grammar
3. Приложение AnkiApp нацелено на проработку зрительной памяти и увеличение словарного запаса. Преимуществами приложения являются возможность добавления собственных вариантов слов, а также использования уже имеющихся вариантов. Среди недостатков стоит указать узкую специализацию лексики, а также отсутствие пояснения грамматических норм и правил.
4. Универсальное приложение Duolingo, созданное на основе технологии искусственного интеллекта, дает возможность всесторонней проработки норм и правил изучаемого языка. Преимуществами данного приложения являются: развитие чтения и разговорной речи, наличие грамматических заданий и упражнений для совершенствования коммуникативных навыков. К недостаткам можно отнести ограниченное количество языков для изучения. Пример интерактивного задания представлен на рис. 3

Рисунок 3. Пример задания, предлагаемого мобильным приложением Dualingo
Мобильное приложение Duolingo наглядно демонстрирует возможности интеграции технологии искусственного интеллекта в процесс обучения иностранным языкам. Алгоритмы искусственного интеллекта позволяют персонализировать содержание курса, учитывая сильные и слабые стороны обучающихся [6, с. 246].
Таким образом, языковые мобильные приложения могут помочь не только улучшить навыки владения различными аспектами иностранного языка, но и способствуют повышению интереса и учебной мотивации, связанной с геймификацией учебного процесса. Они подходят как для начального этапа изучения языка, так и для более продвинутого уровня.
Основными преимуществами применения мобильных приложений при изучении иностранного языка, по нашему мнению, являются:
- Удобство использования.
- Возможность отслеживать учебный прогресс.
- Предоставление обратной связи. Большинство приложений не только проверяют правильность выполнения заданий, но также разбирают ошибки и дают пояснения.
- Повышение вовлеченности и мотивации к изучению иностранного языка.
Кроме того, использование цифровых ресурсов в практике обучения иностранному языку способствует индивидуализации образовательного процесса и стимулирует саморазвитие обучающихся [7, с. 69].
К плюсам также можно отнести фактор постоянства использования людьми мобильных приложений. По данным Pew Research Center, в настоящее время 97% американцев владеют мобильными устройствами и активно используют их для своих целей [12].
Несмотря на все преимущества мобильных приложений в образовании, существует ряд очевидных недостатков:
- Отсутствие индивидуального подхода. Зачастую, мобильные приложения направлены на массового потребителя, а значит, такие приложения будут ориентированы на стандартные формы изучения языка, а не на интересы конкретного человека.
- Отсутствие гарантий обучения. Мобильные приложения могут дать результат лишь при правильном подходе и плане изучения языка. У них нет ответственности перед обучающимся, в отличие от образовательных организаций и преподавателей, которые специализируются на предоставление знаний и имеют документы, подтверждающие их уровень образования и квалификацию.
- Развитие зависимости от мобильных устройств.
- Зрительное утомление. Использование приложений нагружает зрительную систему человека. Мобильное устройство не всегда позволяет увеличивать или уменьшать размер отображения информации в приложении.
- Запросы на предоставление личных данных пользователя. Очень часто, мобильное приложение запрашивает данные, которые никак не связаны с обучением. По статистике, именно это служит поводом для удаления приложения в 43% случаях после первоначальной загрузки [10].
Тем не менее все недостатки использования мобильных приложений можно решить. Так, например, зрительное утомление можно снизить до минимума путем ограничения времени взаимодействия с мобильным устройством.
В целом изучение иностранного языка с помощью мобильных приложений открывает новые перспективы для обучения современного цифрового поколения. Мобильные устройства становятся сегодня неотъемлемым аксессуаром каждого обучающегося, предоставляя им возможность работы с учебными материалами в увлекательной игровой форме, а основной задачей преподавателя становится умелое внедрение цифровых устройств и сервисов в учебный процесс образовательной организации.
Список литературы
1. Данилов А.Р. Роль мобильных приложений в жизни современного человека // Скиф. Вопросы студенческой науки. 2017. №9. С. 208-211.
2. Ибраимов Х.И., Хонимкулова М.Х-К. Необходимость изучения иностранных языков: теория и практика // Вопросы науки и образования. 2018. №27. С. 80-83.
3. Дубских А.И. Роль мобильных приложений в изучении иностранных языков // Цифровая трансформация современного образования: материалы Всерос. науч. конф. с международным участием. Чебоксары: ИД «Среда», 2020. С. 46-49.
4. Чиркова В.М. Интеграция мобильных приложений в электронную образовательную среду в процессе изучения иностранных языков // БГЖ. 2021. №2 (35). С. 198-200.
5. Шобонова Л.Ю., Смоловик О.В. Использование мобильных приложений при обучении иностранному языку студентов вуза // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №65-2. С. 280-284.
6. Рольгайзер А.А. Перспективы использования искусственного интеллекта в практике преподавания иностранного языка // Актуальные вопросы лингводидактики и методики преподавания иностранных языков: сб. науч. ст. Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2022. С. 243-248.
7. Рольгайзер А.А., Павлов С.О. Возможности применения электронных образовательных ресурсов при обучении иностранному языку в вузе // Мир педагогики и психологии. 2021. № 8 (61). С. 64-70.
8. Dragonflame C.S., Olsen A.A., Tommerdahl J.M. Efficacy of Mobile Apps in Teaching Foreign Languages: A Systematic Review // ORTESOL Journal. 2021. №38. Pp. 33-35.
9. Elmurodov U.Y. The importance of multimedia and mobile applications in teaching foreign languages // Science and Education. 2020. №2. Pp. 72-75.
10. Key takeaways on mobile apps and privacy // Pew Research Center. URL: https://www.pewresearch.org/fact-tank/2015/11/10/key-takeaways-mobile-apps/ (дата обращения: 19.06.2022).
11. Mengorio T.M. The Effect of Integrating Mobile Application in Language Learning: An Experimental Study // Journal of English Teaching. 2019. Vol. 5. №1. Pp. 50-62.
12. Mobile Fact Sheet // Pew Research Center URL: https://www.pewresearch.org/internet/fact-sheet/mobile/ (дата обращения: 19.06.2022).
