Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №05 (46) Май 2020

УДК 372.857

Дата публикации 21.05.2020

Реализация принципа личностного целеполагания в индивидуально-ориентированном обучении учащихся на уроке биологии

Ижойкина Людмила Викторовна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры основ безопасности жизнедеятельности и методики обучения биологии Омского государственного педагогического университета, РФ, Омск, Luizh2016@mail.ru
Орлова Людмила Николаевна
доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой основ безопасности жизнедеятельности и методики обучения биологии Омского государственного педагогического университета, РФ, Омск, mila.orlova.52@mail.ru

Аннотация: В данной статье рассматривается проблема реализации принципа личностного целеполагания в индивидуально-ориентированном обучении учащихся на уроке биологии. Обосновывается актуальность принципа личностного целеполагания в свете современных требований. Анализируются подходы к определению и классификации принципов индивидуально-ориентированного обучения в психолого-педагогических исследованиях. Авторами статьи, на основании обобщения практического опыта, приведены примеры приемов целеполагания, используемых на уроке биологии и условий реализации принципа личностного целеполагания.
Ключевые слова: индивидуально-ориентированное обучение, принципы индивидуально-ориентированного обучения, принцип личностного целеполагания, приемы целеполагания.

The implementation of the principle of personal goal-setting in individually oriented biology students

Izhoykina Ludmila Viktorovna
сandidate of рedagogical sciences, associate professor of the department of life safety fundamentals and biology training techniques, Omsk State Pedagogical University, Russia, Omsk
Orlova Ludmila Nikolaevna
doctor of pedagogical sciences, professor, head of the department of life safety fundamentals and biology training techniques, Omsk State Pedagogical University, Russia, Omsk

Abstract: This article discusses the issue of implementation the principle of individually-oriented training in a biology lesson. The relevance of the principle of personal goal-setting in the light of modern requirements is substantiated. The approaches to the definition and classification of the principles of individually-oriented teaching in psychological and pedagogical research are analyzed. The authors of the article, based on a generalization of practical experience, give examples of goal-setting techniques used in the biology lesson and the conditions for the implementation of the principle of personal goal-setting.
Keywords: individually-oriented training, principles of individually-oriented training, the principle of personal goal-setting, methods of goal-setting

Правильная ссылка на статью
Ижойкина Л.В., Орлова Л.Н. Реализация принципа личностного целеполагания в индивидуально-ориентированном обучении учащихся на уроке биологии / Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2020. № 05 (46). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/realizatsiya-printsipa-lichnostnogo-tselepolaganiya-v-individualno-orientirovannom-obuchenii-uchashhikhsya-na-uroke-biologii.html (Дата обращения: 21.05.2020)

…обучение каждого учащегося должно происходить на основе

и с учетом его личных учебных целей
А.В. Хуторской

 

Раскрыть индивидуальность обучающегося, помочь ей проявиться, развиться и обрести устойчивость к социальным воздействиям является одной из задач современной системы образования. В основе федеральных государственных образовательных стандартов, различных ступеней школьного образования, лежит системно-деятельностный подход, который в числе ряда направлений, должен обеспечивать проектирование учебного процесса с учетом возраста и индивидуальных психологических особенностей обучающихся [1]. Индивидуально-ориентированное обучение в школе имеет направленность на образование каждого ребенка с учетом его личных учебных целей.

Понятие «индивидуально-ориентированного обучение», его цели и задачи, принципы, сегодня рассматриваются достаточно широко. Общими основами организации индивидуально-ориентированного обучения являются теоретические положения Л.С. Выготского:

  • в основу учебно-воспитательного процесса должна быть положена индивидуальная деятельность обучающегося, и все мастерство учителя должно сводиться только к тому, чтобы направлять и регулировать эту деятельность,
  • личный опыт обучающегося является базой педагогической работы,
  • если учитель бессилен в непосредственном воздействии на обучающегося, то он всесилен при непосредственном влиянии на него через специальную среду,
  • воспитание осуществляется через собственный опыт обучающегося, который всецело определяется средой, и роль учителя при этом сводится к организации и регулированию среды [2].

Согласно психолого-педагогическим исследованиям, классические принципы обучения не позволяют достаточно полно описывать и регламентировать индивидуально-ориентированное обучение, так как они определяют общие целевые установки образовательной деятельности. Приведем ряд принципов, которые были отмечены нами в ходе исследования, направленного на определение возможностей индивидуализации обучения (табл.1).

Таблица 1. Принципы индивидуально-ориентированного обучения в психолого-педагогических исследованиях

Автор

Принципы индивидуально-ориентированного обучения

А.М. Новиков

гуманизации образования,

демократизация образования,

опережающего образования,

принцип рефлексии [3].

Е.В. Бондаревская

принцип культурного развития — развитие обучающегося должно происходить как развитие будущего субъекта культуры, обладающего такими качествами как жизнетворчество, фантазия, человечность и позитивное мировосприятие [4].

Е.Н. Степанов

принцип самоактуализации,

принципом субъектности,

принцип выбора,

принцип творчества и успеха [5].

А.В. Петровский

рассматривается «возможность построения индивидуально-ориентированной дидактики как системы условий самоиспытания человека в его субъектности, вовлеченности в мир значимых связей с другими людьми и обращенности к бесконечному» [6]. Принципы: культивирование уникального опыта ребенка, признание ценности обоюдного опыта, ценности события и ставка на универсальность опыта.  

А.В. Хуторской

личностного целеполагания обучающегося,

выбора индивидуальной образовательной траектории,

метапредметных основ образовательного процесса,

продуктивности обучения,

первичности образовательной продукции обучающегося,

образовательной рефлексии [7].

 

Одним из важных принципов, на чем акцентируется внимание в работах Е.В. Бондаревской, Л.М. Митиной, В.В. Серикова, Е.Н. Степанова, И.С. Якиманской и др., является принцип «реализация своего Я» [8]. Авторы исследуют концепцию индивидуально-ориентированного образования как взаимосвязанную педагогическую систему, реализация которой создает все обязательные условия для развития личностных качеств обучающегося, включая определение целей и способов организации своей деятельности в образовательном процессе, осознания своего «Я», проявление ответственности при выполнении действий. При этом авторы акцентируют внимание на том, что формирование личности с некими определенными параметрами не является целью индивидуально-ориентированного образования. Оно должно лишь создавать определенные условия для реализации личности обучающегося [4, 5].

В нашем исследовании мы придерживались классификации А.В. Хуторского, так как именно она соотносится с основными элементами индивидуальной учебной деятельности обучающихся:

  • осмысление предстоящей деятельности (зачем я это буду делать?),
  • постановка личной цели предстоящей деятельности (прогнозирование результата деятельности),
  • планирование предстоящей деятельности,
  • выполнение плана деятельности,
  • рефлексия в процессе и по завершению деятельности (осознание собственной деятельности),
  • корректировка целей на основании самооценки и самоконтроля в процессе и по завершению деятельности.

Классификация А.В. Хуторского является актуальной в свете требований к современному уроку. В частности, сегодня, обучающийся должен овладевать способностью, управлять своей образовательной деятельностью, т.е. ставить цель и задачи предстоящих действий, определять способы их достижения, сопоставлять выполненные действия с планируемым результатом. Учитель не транслирует тему и цель урока «в готовом виде», а создает условия, которые позволяют обучающимся самим их определить, а далее построить план своей деятельности на уроке.

На практике данные виды учебных действий реализуются различными методическими приемами. Приведем некоторые приемы целеполагания используемые учителем на уроке биологии.

В числе первых — приемы технологии проблемно-диалогического обучения. В начале урока учителем организуется беседа, которая направлена на обобщение информации. Вопросы беседы постепенно подводят обучающихся к тому, о чем они не могут рассказать в силу недостаточности знаний. Возникает ситуация, необходимости получения новой информации. Такой прием называется «Подводящий диалог» [9, 10].  

На пример, в начале урока, в 7-ом классе, учитель предлагает вниманию учащихся слайд с изображением животных – верблюд, кит, летучая мышь, полевая мышь.

Учитель: «Скажите, к какому классу относятся данные животные?

Верно, все эти животные принадлежат к классу млекопитающих, как вы это определили?

Как вы считаете, в каких условиях обитает каждое из изображенных животных?

По каким признакам вы это определили?

Какой вывод мы можем сделать на основании наших предположений?

Хорошо, в течение сегодняшнего урока мы узнаем, так ли это. Тема нашего сегодняшнего урока «Приспособления млекопитающих к обитанию в различных экосистемах».

Как вы считаете, какие задачи перед нами сегодня стоят? Выскажите предположения (обобщая высказывания обучающихся определяются цели урока).

Верно, сегодня мы узнаем в каких экосистемах обитают млекопитающие, какие они имеют приспособления для обитания в той или иной среде, будем учиться определять в какой среде обитает животное, по тем приспособлениям, что у него есть.

Прием «побуждающий от проблемной ситуации диалог» предполагает создание проблемы и постановку специальных вопросов, которые побуждают обучающихся к осознанию противоречия и тем самым, определению цели урока.

Например, тема урока «Кольчатые черви в экосистемах», 7 класс.

Учитель: «Все из вас хоть раз были на рыбалке или видели, как дедушка или папа копают червей для приманки. Наверняка, вы замечали, что внутри тела червя есть земля, которую он постепенно выталкивает наружу. Есть мнения, что черви едят землю.

Как вы думаете, так ли это?

Тогда почему червь выталкивает наружу поглощенную землю?

Сегодня, в течение урока, мы проверим наши предположения. Тема нашего урока «Кольчатые черви в экосистемах».

Какой из выше указанных приемов применить учителю зависит от учебных возможностей класса. Если класс имеет достаточно хорошую подготовку по биологии, целесообразнее использовать побуждающий от проблемной ситуации диалог. В этом случае обучающиеся получат возможность самостоятельно сформулировать учебную проблему и определить пути ее решения, то есть определить цели предстоящей учебной деятельности. Если самостоятельно класс затрудняется сформулировать проблему, необходим подводящий диалог, учитель должен продумать вопросы, которые позволят обучающимся выдвигать предположения.

Приведем еще ряд приемов целеполагания. Прием «тема-вопрос». Тема урока формулируется в виде вопроса. Обучающимся необходимо высказать предположения. Построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос.

Например, учитель: «Тема нашего урока сегодня необычна, это тема-вопрос: «Грибы – это растения или животные?». Что вы уже знаете о грибах? Можете ли вы ответить на поставленную тему-вопрос?

Предположите, что нам сегодня нужно будет узнать, чему научиться, чтобы ответить на поставленный вопрос: «Грибы – это растения или животные?». Построим план наших действий.

Предполагаемый план действий (учебные цели) поставленный учителем и обучающимися в ходе беседы.

  • узнаем признаки грибов, их отличительные особенности,
  • выясним черты сходства и отличия грибов от растений и животных,
  • узнаем строение шляпочных грибов, как они питаются и как размножаются,
  • научимся различать съедобные и ядовитые шляпочные грибы.

Используя прием «домысливание», учитель называет тему урока, и предлагает обучающимся слова, при помощи которых совместно формулируются цели предстоящей деятельности. Варианты слов могут быть такими: вспомним, повторим, узнаем, будем учиться, определим, проверим наши предположения и др.

Прием «проблема предыдущего урока» — в конце урока обучающимся предлагается задание (вопрос), при выполнении которого у них возникают трудности. При таком приеме тема формулируется накануне следующего урока, на котором ее нужно будет только восстановить в памяти обучающихся и совместно обосновать, определив тем самым цель урока.

Например, в конце урока по теме «Тип Хордовые. Класс Млекопитающие» (7 класс), учитель знакомит учащихся с фактом: «На нашем следующем уроке мы познакомимся с очень опасным животным. Это животное не является хищником, но произошло так, что его жизнь привела к угрозе исчезновения большинства животных целого континента. Это животное вызвало тревогу большого числа жителей континента. Как вы думаете, с каким животным мы будем знакомиться на следующем уроке? Учащиеся высказывают предположения. Это животное …. хотя, мы не будем торопиться, вы все узнаете на следующем уроке.

Используя различные приемы целеполагания, учителю необходимо на протяжении всего урока постоянно помогать обучающимся поддерживать учебные цель, можно использовать вопросы, например:

  • Какую задачу мы решаем сейчас? Что мы для этого делаем?
  • Удалось ли нам найти способ решения задачи?
  • Какую следующую задачу мы будем решать? При помощи чего?

Самостоятельное определение и поддержание обучающимися учебных цели и задач поможет им в рефлексии по окончанию урока. Целеполагание и рефлексия в своем сочетании будут способствовать тому, что обучающиеся в дальнейшем смогут самостоятельно определять конечный результат своей деятельности на уроке.

Таким образом, чтобы реализовать принцип личностного целеполагания обучающихся на уроке биологии учителю необходимо:

  • подобрать приемы целеполагания с учетом уровня знаний и опыта обучающихся,
  • заранее продумать и сформулировать вопросы, так как все приемы целеполагания строятся на диалоге,
  • организовать участие обучающихся не только в постановке цели, но и в обсуждении условий ее достижения,
  • обеспечить оценку промежуточных результатов на протяжении всего урока,
  • в конце урока использовать рефлексию как отражение степени достижения поставленных целей обучающимися.

Проблема формирования у обучающихся способности определять цели урока занимает все больше места в системе их образования. Поскольку любая учебная ситуация или этап обучения требуют первичного целеполагания обучающегося, которое определяет характер и содержание его последующей деятельности. В ходе данного процесса обучающиеся учатся соотносить свои желания с реальными возможностями, индивидуальными способностями и интересами, у них формируется личностное целеполагание.


Список литературы

1. ФГОС основного общего образования [Электронный ресурс] Режим доступа: http://standart.edu.ru/.
2. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика-Пресс, 1996. - 536 с.
3. Новиков А.М. Методология образования / А.М. Новиков. – М.: Эгвес, 2006. – 488 с.
4. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания / Е.В. Бондаревская. Педагогика. - 2007. - N 8. - С. 44-53 .
5. Степанов Е.Н. Развитие индивидуальности учащихся в процессе воспитания. / Е.Н. Степанов // Классный руководитель. - 2006. - N 6. - С. . 5-16.
6. Петровский А.В. Ярошевский М.Г. Теоретическая психология / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – М.: Академия, 2003. – 496 с.
7. Хуторской А.В. Метапредметный подход в обучении: Научно-методическое пособие. 2-е изд., перераб. и доп. / А.В. Хуторской. — М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2016. — 80 с.
8. Голованова Н.Ф. Педагогика: учебник и практикум для вузов / Н.Ф. Голованова. – М.: Издательство Юрайт, 2020. — 377 с.
9. Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, методика [Монография] / Е.Л. Мельникова. – М.: Баласс, 2015. – 272 с.
10. Никишов А.И. Методика обучения биологии в школе: учебное пособие для вузов / А.И. Никишов. – М.: Издательство Юрайт, 2020. — 193 с.

Расскажите о нас своим друзьям: