Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия) | Мир педагогики и психологии №05 (46) Май 2020

УДК 376.37

Дата публикации 22.05.2020

К вопросу о влиянии нарушений плавности речи на ее коммуникативные качества

Крылова Елена Викторовна
канд. пед. наук, доцент кафедры специальной педагогики и психологии, Смоленский государственный университет, РФ, г. Смоленск, 30kel01@mail.ru
Морозова Анастасия Павловна
студент 2 курса заочного отделения магистратуры психолого-педагогического факультета, Смоленский государственный университет, РФ, г. Смоленск, snejinka19@bk.ru

Аннотация: В статье представлен анализ влияния нарушений плавности речи на изменение коммуникативной функции. Основываясь на анализе научной литературы, авторы приходят к выводу о том, что специфические особенности общения, а именно изменение состояния качеств устной речи у людей с нарушениями ее плавности, приводят к нарушению коммуникации.
Ключевые слова: коммуникация, заикание, клаттеринг, плавная речь.

The influence of the features of oral speech of persons with impaired speech smoothness on the communication process

Krylova Elena Viktorovna
Cand. ped Sciences, Associate Professor, Department of Special Pedagogy and Psychology, Smolensk State University, Russian Federation, Smolensk,
Morozova Anastasia Pavlovna
2nd year student of the correspondence department of the magistracy, Faculty of Psychology and Education, Smolensk State University, Russian Federation, Smolensk

Abstract: The article analyzes the main qualities of oral speech. The influence of these qualities on the change in communicative function in people with impaired speech smoothness is considered. After a deep analysis of the specialized literature, the authors conclude that the specific features of communication, namely the change in the state of the qualities of oral speech, in people with impaired, smooth speech lead to a violation of communication.
Keywords: communication, stuttering, cluttering, smooth speech.

Правильная ссылка на статью
Крылова Е.В., Морозова А.П. К вопросу о влиянии нарушений плавности речи на ее коммуникативные качества / Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2020. № 05 (46). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/k-voprosu-o-vliyanii-narushenij-plavnosti-rechi-na-ee-kommunikativnye-kachestva.html (Дата обращения: 22.05.2020)

Устная речь имеет значимость в жизни каждого человека. Она является средством общения и взаимопонимания людей. Речевая деятельность жизненно необходима – без нее невозможно активное общение, а значит и самореализация личности. Благодаря речи человек приобретает знания и передает их, что является неотъемлемой частью его жизни. Так реализуется одна из важнейших функций речи – коммуникативная.

Исследователи отмечают, что главными коммуникативными качествами речи принято считать правильность, чистоту, точность, логичность, выразительность, богатство и уместность [6, с. 36]. Однако при некоторых речевых расстройствах происходит «сбой» в реализации данных качеств. Правильность, чистота, точность, в некоторых случаях, выразительность устной речи достаточно сильно страдают при таких речевых нарушениях как заикание и клаттеринг. Все это ведет к нарушению коммуникативной функции у людей с данной речевой патологией.

Заикание представляет собой одно из наиболее сложных речевых нарушений, трудно поддающихся коррекционному воздействию. Оно известно человечеству, по-видимому, столько же времени, сколько существует речь. Еще с древних времен (V в. до н.э.) люди описывали это расстройство речи и искали методы его исправления.

В основе заикания лежит нарушение плавности устной речи вследствие прерывающих речевой поток запинок в артикулировании и спазмов речевой мускулатуры [3]. На сегодняшний день в практике логопедии больше встречается случаев органического заикания, нежели функционального, что связано с возросшей частотой перинатальных патологий.

Течение органической формы заикания можно охарактеризовать как постоянное, с периодами ухудшения в зависимости от наличия соматической ослабленности у ребенка. В целом данная форма речевого нарушения более стойкая, чем функциональная. Особенность такого заикания заключается в том, что при оказании медицинской и логопедической помощи, направленной на преодоление заикания, наблюдается резистентность, т.е. «сопротивлаяемость» организма [5, 163с.]. Данная форма заикания проявляется в период становления речи, то есть в период дошкольного и предшкольного возраста [5, 163 с.].

При глубоком рассмотрении симптоматики органической формы заикания у детей можно выделить наличие как речевых, так и неречевых симптомов, влияющих на коммуникативную функцию. Речевые симптомы связаны с моторной дискоординацией вследствие возникновения судорог в дыхательном, голосовом или артикуляционном аппарате [2, С. 271–275], нужно отметить, что для данной формы заикания более характеры клонические судороги артикуляционных мышц речевого аппарата [5, 159 с.]. Проявление судорог приводит к многократным повторениям отдельных звуков или звукокомплексов, а также наличием необоснованных пауз в речи (вследствие судорог ребенок не может продолжить или начать фразу) [5, 161 с.]. С течением времени речевые судороги автоматизируются и переходят  в состояние «речевого штампа» [5, 160с.]. Наличие судорог в речи ведут к нарушению правильности как основного качества коммуникативной функции.

В литературе подробно описаны особенности просодической стороны речи, которые характерны для детей, страдающих заиканием. Еще в середине XX века М. Вингейт говорил о «просодическом дефекте», под которым понимал перемещающиеся ударения в речи говорящего. Многие ученые (О.Фон Эссен, Х.Фернау Корн) указывают на нарушение речевой мелодики у заикающихся. Их речь можно охарактеризовать как монотонную, глуховатую. У детей с данной формой речевого нарушения отмечаются особенности модуляции голоса (основной тон голоса у них ниже,
по сравнению с детьми без патологий речи) [1, 74 с.]. Темп речи детей, как правило, ускорен. Данные изменения приводят к нарушению выразительности устной речи.

Наравне с речевыми симптомами наблюдаются и неречевые. Отечественный психиатр В.В. Ковалев в своей монографии отмечает, что до пубертатного периода логопаты, страдающие заиканием, не тяготеют нарушением, однако с приближением пубертатного возраста появляется личностная реакция на речевой дефект, что приводит к возникновению вторичных невротических расстройств [5, 160с.]. О.А. Беглова выделяет психомоторные и физиологические неречевые симптомы. К физиологическим исследователь относит наличие у заикающегося напряжения, дрожания, скованности, повышенного потоотделения, озноба, жара [2, С. 271–275], потливости, тахикардии, дермогразма кожи и др. [4]. Среди психомоторных проявлений можно отметить целые «блоки» симптомов. На уровне эмоционального восприятия могут встречаться логофобия, которая в целом для данной формы заикания не характерна, но может проявиться со временем по мере развития неврологических наслоений, эротофобия, навязчивые мысли. На когнитивном уровне может происходить искажение оценки ситуации общения, а также искажение оценки о себе, как о субъекте общения. У заикающихся наблюдаются особенности в поведении, логопаты могут прибегать к сужению контактов и избегать речевых ситуаций [2, С. 271–275.], что является показателем нарушения коммуникативной функции у людей с данной речевой патологией.

Людям с заиканием свойственна замена слов и даже фраз, в которых находятся, по их мнению, «трудные» для произнесения звуки, другими словами. Данная особенность неизбежно ведет к нарушению богатства и точности речи.

При органическом заикании часто наблюдается нарушение звукопроизношения. В литературе описывались случаи коморбидности подкорковой, стертой дизартрии и заикания [5, 163 с.], что ведет к нарушению чистоты устной речи, как одному из коммуникативных качеств.

На сегодняшний день в научном мире большое внимание уделяется изучению такого нарушения как клаттеринг. В 60-е годы XX века значительный интерес к этому нарушению был связан с признанием его как самостоятельного расстройства. Много лет эта речевая патология связывалась с феноменом заикания, в настоящее время в западном мире заикание и клаттеринг рассматриваются как разные клинические и лингвистические феномены [8, 10 с.]. В научной литературе клаттеринг трактуется как нарушение плавности устной речи, причем делается акцент на речевом темпе.

Исследователи (Ю.О. Филатова, W. Diedrich) выделяют некоторые особенности лиц, страдающих клаттерингом. Они подчеркивают, что при клаттеринге происходит нарушение языкового формулирования, затрагивающее наивысшие уровни лингвистической организации и интеграции, что отражается на лексико-грамматическом уровне высказывания. При общей сформированности словаря и грамматического строя речи у лиц с клаттерингом наблюдаются отклонения в лексико-грамматическом оформлении высказывания. Лексические трудности проявляются при подборе обобщающих понятий, антонимов, объяснении некоторых фразеологических оборотов. Особенности грамматического строя речи связаны с наличием аграмматизмов в виде ошибок при образовании родительного падежа множественного числа имен существительных, притяжательных прилагательных от имен существительных, имен существительных от глаголов [8; 14, 75 с.]. Также отмечаются нарушения порядка изложения событий в связи с трудностью поиска слов. Данные особенности ведут к нарушению точности и логичности высказывания – одними  из основных качеств коммуникативной функции.

В научных работах отмечается, что в устной речи лиц с клаттерингом наблюдается большое количество звуков, слогов, слов преимущественно несудорожного характера. Это указывает на нарушение правильности устной речи. У лиц с клаттерингом были выявлены и описаны случаи нарушения звукопроизношения, нарушения в виде нечеткости произношения, смазанности речи, что в свою очередь влияет на чистоту высказывания. Люди с данным речевым расстройством часто используют в речи слова-эмболы, что ведет к нарушению такого качества коммуникативной функции как уместность.

Просодическая сторона речи у лиц с клаттерингом характеризуется неправильной расстановкой ударений, общей невнятностью из-за пропуска звуков и безударных слогов. Наблюдается монотонность мелодики речи и ритма вследствие неправильного использования логических пауз и ударений. Отмечается низкий уровень музыкальных способностей. Темп речи можно охарактеризовать как ускоренный. В исследованиях особо подчеркивается, что ускоренный темп речи не является обязательным признаков для всех случаев клаттеринга [8, 74 с.].  Выше перечисленные особенности характеризуют нарушение выразительности устной речи.

Все выше перечисленные особенности ведут к нарушению основной функции речи – коммуникативной. Для детей с данными речевыми расстройствами характерны несформированность навыков коллективного общения, определенное недоразвитие общественного поведения. Подчеркивается, что у детей раннего дошкольного возраста наблюдается снижение игровой активности [7, 61 с.]. У людей с данными расстройствами речи с детства формируется потребность выполнять второстепенные роли. У взрослых с нарушениями плавности устной речи искажается не только компоненты вербальной коммуникации, но и невербальной. Так нарушается самовыражение и самовосприятие, то есть интерактивная и перцептивная стороны коммуникации [7, 61 с.].

 Подводя итог вышесказанному, важно подчеркнуть, что при недостаточной плавности высказывания нарушаются такие качества речи как правильность, чистота, точность, логичность, выразительность, богатство, уместность. Специфические особенности общения ведут к нарушению коммуникации как основной функции речи. Таким образом, очевидна взаимосвязь нарушений плавности речевого высказывания и коммуникативной функции речи. Вследствие этого остро встает вопрос о необходимости ее развития у детей с заиканием и клаттерингом.


Список литературы

1. Арутюнян Л.З. Как лечить заикание: методика устойчивой нормализации речи. – М.: Эребус, 2012. – 160 с.
2. Беглова О.А. Устранение речевой и неречевой симптоматики у подростков и взрослых посредством танцевально-двигательных техник // Известия ВГПУ. 2008. № 9. – С. 271 – 275.
3. Визель Т.Г. Коррекция заикания у детей. – М.: Астрель, 2009. – 222 с.
4. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии. – М.: Астрель: Транзиткнига, 2005.– 382 с.
5. Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста. – М.: Медицина, 1979. – 608 с.
6. Поварова И.А. Коррекция заикания в играх и тренингах. – СПб.: Питер, 2004, – 356 с.
7. Рау Е.Ю., Голубина А.А. Влияние особенностей темпоритмической организации речи заикающихся дошкольников на процесс коммуникации // Специальное образование. 2015. №1. – С. 59-65
8. Филатова Ю.О. Психолого-педагогические критерии выявления клаттеринга у школьников. Дис. канд. пед. наук. – М. 2002. – 144 с.

Расскажите о нас своим друзьям: