Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №05 (46) Май 2020

УДК 159.9

Дата публикации 25.05.2020

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) в условиях реализации ФГОС ОВЗ

Чистякова Наталья Викторовна
кандидат психологических наук, преподаватель кафедры психологии, Московский Международный Университет, Россия, г. Москва, n.chistiakova@mmu.ru

Аннотация: Новая субъектность образования, связанная с принципами субъектоцентризма, непрерывности и антиципации развития, направлена на проектирование индивидуальной траектории обучения в условиях реализации особых образовательных потребностей обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА). В настоящей статье обоснована необходимость комплексного подхода к организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся с НОДА с учетом специфики модели психического и особенностей течения заболевания в онтогенезе. Эффективность интегрированного обучения детей с двигательной патологией определяется адекватностью условий образовательной среды с целью реализации потенциальных возможностей развития.
Ключевые слова: принцип субъектности, индивидуальная траектория обучения, модель психического, особые образовательные потребности

Psychological and pedagogical support of students with musculoskeletal disorders (MSDs) according to the Federal State Educational Standard under limited health opportunities

Chistiakova Natalia V.
PhD of psychological sciences, lecturer of the Psychology department, Moscow International University, Russia, Moscow

Abstract: Associated with the principles of subjectocentrism, continuity and development anticipation, a new subjectivity of education is aimed at designing an individual trajectory of learning into account the special educational needs of students with musculoskeletal disorders (MSDs). This article substantiates the need of complex approach to the organization of psychological and pedagogical support for students with MSDs due to the specifics of the mental model and disease characteristics in ontogenesis. The effectiveness of integrated education for children with motor pathology is determined by an adequacy of educational environment in order to realize potential development opportunities.
Keywords: principle of subjectivity, individual trajectory of learning, mental model, special educational needs

Правильная ссылка на статью
Чистякова Н.В. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) в условиях реализации ФГОС ОВЗ / Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2020. № 05 (46). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/psikhologo-pedagogicheskoe-soprovozhdenie-obuchayushhikhsya-s-narusheniyami-oporno-dvigatelnogo-apparata-noda-v-usloviyakh-realizatsii-fgos-ovz.html (Дата обращения: 25.05.2020)

Дети с нарушением функций опорно-двигательного аппарата (НОДА) являются объектом внимания дефектологов, психологов, специальных педагогов, логопедов и клиницистов. В системе общего образования активно развивается сеть специальных дошкольных и школьных учреждений с целью реализации реабилитационного потенциала воспитанников в условиях адаптированной образовательной среды [10].

Практика доказывает успешность интегрированного обучения детей с НОДА в массовой школе при условии формирования индивидуальной траектории обучения с щадящим режимом, поддерживающей терапией, дифференцированной психолого- и коррекционно-педагогической помощью [9]. Комплексный подход к организации системы психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ учитывает возможности прогностической диагностики особенностей развития для предупреждения вторичных отклонений и обеспечения эффективности коррекционно-реабилитационных мероприятий [2]. Следовательно, в рамках концепции интегрированного обучения психолого-педагогическое сопровождение содействует созданию специальных образовательных условий с целью реализации потенциальных возможностей развития детей с двигательной патологией.  Благодаря тесному взаимодействию целого круга специалистов, психолого-педагогическое сопровождение отвечает особым образовательным потребностям обучающихся с НОДА посредством осуществления системы диагностических, коррекционно-развивающих и реабилитационных мероприятий и минимизации ограниченных возможностей здоровья [3, 9].

Проектирование индивидуальной образовательной траектории для эффективного включения обучающихся с НОДА в современное образовательное пространство активно опирается на рекомендации ПМПК с учетом данных плановой диспансеризации. Согласно ФГОС ОВЗ, при создании адаптированной образовательной среды учитываются как общие особые образовательные потребности отклоняющегося развития, так и специфические особенности двигательных нарушений [6, 7].

Двигательная депривация обусловливает конкретные трудности в учебно-познавательной деятельности, связанные с отставанием в моторном, речевом, интеллектуальном, психоэмоциональном и социальном развитии, которые определяют особые образовательные потребности учащихся этой категории. Обучающиеся с НОДА нуждаются в изучении адаптированной основной образовательной программы (АООП), которая устанавливается на основе заключения ПМПК в зависимости от степени сохранности интеллекта и оценки общего развития и направлена на освоение универсальных учебных действий.

Проблема социальной интеграции детей с двигательными нарушениями имеет научно-практическое значение и зависит от индивидуальных особенностей личности и ее самореализации. Это позволяет накопить социальный опыт, преодолеть коммуникативные барьеры, сформировать внутреннюю уверенность в пространственной ориентации, а также адекватное представление о себе и своих возможностях, повысить социальный статус. В связи с этим, встает необходимость решения, наряду с общими, специальных задач, направленных на восстановление, коррекцию и компенсацию нарушенных и недоразвитых функций, профилактику возникновения вторичных отклонений в развитии [2]. В условиях адекватно созданной и адаптированной образовательной среды в обучении и воспитании возможна эффективная социальная интеграция детей с двигательной патологией.

Наличие ранней психогенной травматизации в связи с патологией развития и негативное влияние микросоциального окружения могут провоцировать внутриличностные конфликты и, как следствие, вести к социальной дезадаптации [11]. При этом важную роль играет своевременная психодиагностика, профилактика и психокоррекция патохарактерологических и поведенческих расстройств. Необходимо учитывать особенности и степень выраженности различных форм детского церебрального паралича в организации системы психолого-педагогического сопровождения обучающихся с НОДА в процессе социальной адаптации.

Наиболее изученной и распространенной двигательной патологией в психолого-педагогической практике является детский церебральный паралич (ДЦП). Полиморфная специфика поражения опорно-двигательного аппарата связана с системным поражением ЦНС. Механизм реализации патологической двигательной активности при ДЦП обусловлен расстройством онтогенеза локомоций и нарушением всей вертикальной системы двигательной регуляции. Патогенез заболевания характеризуется сложной структурой психоневрологических расстройств при диспропорциональном развитии ВПФ [1].  

Проблема неоднородного становления модели психического в условиях реализации особых образовательных потребностей требует использование комплексного подхода к организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся с НОДА с учетом особенностей течения заболевания в онтогенезе [8]. По мнению ряда специалистов, решение вопроса систематизации дифференциально-диагностических критериев ДЦП способствует реализации потенциала развития с целью успешной социальной интеграции [1]. 

Дети с двигательной патологией могут иметь разную степень инвалидности, которая устанавливается профильными учреждениями медико-социальной экспертизы (МСЭ) [4]. В связи с этим, основанием для обеспечения дополнительных гарантий интегрированного обучения посредством создания адаптированной образовательной среды должны быть особые образовательные потребности обучающихся с НОДА с учетом различных патологических феноменов.

Новая субъектность образования, связанная с принципами субъектоцентризма, непрерывности и антиципации развития, направлена на формирование адекватного выбора и проектирование индивидуальной траектории обучения с ориентацией на потенциальные возможности развития, в соответствии с Международной классификацией функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (МКФ). Главным фактором успешного интегрированного обучения детей с НОДА является создание таких образовательных условий, которые отвечают особым образовательным потребностям данной категории учащихся посредством эффективной организации системы психолого-педагогического сопровождения [5].


Список литературы

1. Дудникова Э.В., Орлова Е.В. Этиопатогенетические основы формирования детского церебрального паралича (обзор литературы) // Медицинский вестник Юга России. 2016. № 3. С. 14-17.
2. Иневаткина С.Е., Соколова Т.А. Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с детским церебральным параличом // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 5 (2). С. 344-347.
3. Мамедова Л.В., Мингазова М.В. Психолого-педагогический аспект развития мелкой моторики у детей с детским церебральным параличом // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 12. С. 76-78.
4. Медико-социальные аспекты детского церебрального паралича / Е.С. Ткаченко, О.П. Голева, Д.В. Щербаков, И.С. Коржов // Социальные аспекты здоровья населения. 2016. №1. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/mediko-sotsialnye-aspekty-detskogo-tserebralnogo-paralicha (Дата обращения: 21.05.2020).
5. Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях: методические рекомендации / отв. ред. С.В. Алехин. М.: МГППУ, 2012. 92 с.
6. Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07
«О введении ФГОС ОВЗ». Режим доступа: http://ivo.garant.ru/#/document/71354376/ (Дата обращения: 10.05.2020).
7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». Режим доступа: https://www.mos.ru/donm/documents/normativnye-pravovye-akty/view/174334220/ (Дата обращения: 12.05.2020).
8. Сергиенко Е.А. Модель психического как новая исследовательская парадигма когнитивной психологии // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. 2015. № 4. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/model-psihicheskogo-kak-novaya-issledovatelskaya-paradigma-kognitivnoy-psihologii (Дата обращения: 11.05.2020).
9. Сетяева Н.Н., Щербаченко А.И. Методика развития координационных способностей детей с детским церебральным параличом в процессе инклюзивного образования // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2015. Т. 13. С. 1151–1155. Режим доступа: http://e-koncept.ru/2015/85231.html (Дата обращения: 21.05.2020).
10. Феталиева Л.П., Шихалиева С.Х., Караева С.А. Методы обучения младших школьников с особыми образовательными потребностями // Инновационная наука. 2016. №1-2 (13). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/metody-obucheniya-mladshih-shkolnikov-s-osobymi-obrazovatelnymi-potrebnostyami (Дата обращения: 14.05.2020).
11. Whitney D., Peterson M., Warschausky S. Mental health disorders, participation, and bullying in children with cerebral palsy // Developmental medicine and child neurology. 2019. № 61 (8). doi: 10.1111/dmcn.14175.

Расскажите о нас своим друзьям: