Педагогическая психология | Мир педагогики и психологии №05 (46) Май 2020

УДК 19.00.02

Дата публикации 21.05.2020

Гендерные особенности интеллектуальной лабильности и успеваемости у студентов вуза

Гладышев Юрий Владимирович
док. мед. наук, профессор кафедры психологии, педагогики и правоведения, Новосибирский государственный университет экономики и управления, г. Новосибирск, РФ, sir.yu-oskar2012@yandex.ru

Аннотация: В статье представлены результаты эмпирического исследования интеллектуальной лабильности и академической успеваемости студентов НГУЭУ с учетом гендерных различий. Для решения поставленной задачи использовался опросник «Интеллектуальная лабильность» и средний балл успеваемости студентов за два года обучения. Каких-либо отличий между девушками и юношами в способности к обучению не обнаружено. В целом, у 70% студентов выявлен высокий уровень способности к обучению. Вместе с тем, обнаружены гендерные различия между академической успеваемостью и интеллектуальной лабильностью студентов. Автор предполагает, что обнаруженные различия, возможно, обуславливаются мотивационной составляющей.
Ключевые слова: интеллектуальная лабильность, гендерные различия, мотивационная активность

Gender characteristics of intellectual property lability and academic performance of University students

Gladyshev Yuri Vladimirovich
doctor of medical Sciences, Professor of the Department of labor Economics and personnel management, Novosibirsk state University of Economics and management, Russia, Novosibirsk

Abstract: The article presents the results of an empirical study of intellectual lability and academic performance of NSUU students, taking into account gender differences. To solve this problem, we used the questionnaire "Intellectual lability" and the average score of students for two years of study. There are no differences between girls and boys in their ability to learn. In General, 70% of students have a high level of learning ability. At the same time, gender differences were found between academic performance and intellectual lability of students. The author suggests that the detected differences may be caused by a motivational component.
Keywords: intellectual lability, gender differences, motivational activity

Правильная ссылка на статью
Гладышев Ю.В. Гендерные особенности интеллектуальной лабильности и успеваемости у студентов вуза / Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2020. № 05 (46). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/gendernye-osobennosti-intellektualnoj-labilnosti-i-uspevaemosti-u-studentov-vuza.html (Дата обращения: 21.05.2020)

Введение. Интеллектуальный потенциал населения, наряду с сырьевым, демографическим и т.д., является важнейшим ресурсом любого государства [9]. Современный этап формирования нашего общества характеризуется сложными процессами, которые так же происходят и в высших учебных заведениях, поэтому развитие интеллектуальных составляющих у студентов, особенно актуально для настоящего времени. Активность, в том числе интеллектуальная, выступая суммарной характеристикой личности, зависит от общего психического развития человека. На сегодняшний день доказано, что чем выше интеллект, тем шире диапазон проявлений активности индивида. Его активность, равно как и направленность, устойчивость, организованность определяется мотивацией [2].

 Мотивация управляет поведением личности, связывает друг с другом такие ее основные свойства, как способности, темперамент, характер, эмоции и чувства. Поэтому, одной из первостепенных задач, которые решаются в рамках ВУЗа, является: формирование и контроль учебной мотивации студентов.

Учебная мотивация – это один из видов мотивации, включенный в определенную деятельность, в частности, учебную, которая определяется рядом ее специфических факторов, таких как:

- государственная образовательная система;

- организация учебного процесса;

- индивидуальные особенности педагога и обучающихся и др.

Мотивационные факторы как доминанты развития личности, его нравственного и творческого потенциала, являются важнейшими составляющими становления студента – будущего профессионала [1]. Мотивация, умственные способности личности, ее ценностные установки, а также знания (теоретические, прикладные, экспериментальные), являются структурными компонентами интеллектуального потенциала человека.

Интеллектуальный потенциал – это прежде всего связь потенций и тенденций, ресурсов и резервов субъекта с движущими силами интеллекта, с мотивационно - потребностной сферой и общими способностями человека и, наконец, с энергетическим обеспечением творческой продуктивности человека в процессе деятельности [6 С.84].

Главная цель обучения студентов – аккумуляция знаний, умений, навыков – для формирования будущего специалиста. И этот процесс требует наличия высокого уровня интеллекта, который, следует помнить, не дает 100% гарантии, что человек может достичь определенных результатов в деятельности.

В настоящее время для выявления интеллектуального развития широко используется его тестирование, которое возникло благодаря попыткам Альфреда Бине выявить его у учащихся, которым требуется дополнительная помощь в учебе. В дальнейшем были разработаны новые методики измерения уровня интеллекта. На сегодняшний день наиболее популярными являются шкалы интеллекта Д. Векслера, Р. Амтхауэра

В тест интеллекта Векслера входят субтесты, направленные на информированность, словарный запас, понятливость, арифметику, подобия, память на цифры и т.д. По итогам этих субтестов получают три итоговых балла: вербальный, практического исполнения и общий. Тест Амтхауэра состоит из субтестов, которые выявляют способности к понятийному мышлению, способности к выделению разнотипных связей, словарный запас, запоминание вербальной информации, способности к математическим операциям, определение закономерностей, пространственное воображение. Однако, все эти тесты интеллекта мало эффективны в качестве маркеров успешности учебной деятельности, поскольку они позволяют лишь фиксировать определенный уровень умственного развития.

Современная профессиональная среда предъявляет к будущему специалисту такие требования, как способность принимать быстрые решения и переключаться с одной задачи на другую. В этом случае, не достаточно определение коэффициента интеллекта. Необходимо исследование быстроты мыслительных процессов или интеллектуальной лабильности.

Понятие лабильности (подвижности) нервных процессов - наиболее «молодое» из всех представлений, которое строится на основе учения И.П. Павлова. Лабильность определяется как способность нервной системы быстро переключаться между процессами возбуждения и торможения. В целом, лабильность (подвижность) нервных процессов является необходимым условием успешной учебной деятельности. А способности проявляются не в самих знаниях, а в динамике их приобретения, т.е. насколько быстро и легко человек осваивает конкретную профессиональную деятельность [5 С. 48]. Хотя на сегодняшний день и опубликованы отдельные статьи о взаимосвязи интеллектуальной лабильности и успеваемости студентов [8], но многие вопросы остаются не раскрытыми.

Цель исследования – определить уровень «интеллектуальной лабильности» у девушек и юношей 3 курса НГУЭУ и сравнить ее с академической успеваемостью.

Материалы и методы исследования

Для изучения интеллектуальной лабильности была применена методика «Интеллектуальная лабильность», которая используется для исследования умения переключать внимание, умения быстро переходить с решения одной задачи на другую [7 С. 553-559]. Методика состоит из 40 заданий, которые разбиты на квадраты, в каждом из них необходимо выполнить определенные, очень простые действия (поставьте в первый треугольник плюс, третий зачеркните и т.д.). Время, которое отводится на выполнение каждого задания, составляет 3 секунды. Оценка производиться по количеству ошибок. Нормы выполнения: 0-4 ошибки – высокая лабильность, хорошая способность к обучению; 5-9 ошибок – средняя лабильность; 10-14 ошибок – низкая лабильность, трудности в обучении; 15 и более ошибок – малая успешность к обучению. Всего было протестировано 85 студентов 3-го курса (29 юношей и 56 девушек).

Анализ данных тестирования показал, что высокая интеллектуальная лабильность свойственна 22% студентов (20% - юношей и 22% девушек). Средняя интеллектуальная лабильность присуща 50% студентов (51% - юношей и 50% - девушек). Низкая и малая интеллектуальная лабильность свойственна 28% студентов (29% -юношей и 28% - девушек).

На втором этапе исследования мы сравнили академическую успеваемость студента и его интеллектуальную лабильность. В результате сопоставления (средний балл) было выявлено, что у девушек он составил - 4,42 балла, у юношей - 3,92 балла. Количество студентов, которые учатся на 4 и 5 и имеют высокую интеллектуальную лабильность, у девушек составило - 32%, у юношей - только 17%. Количество студентов, которые учатся на 4 и 5 со средней интеллектуальной лабильностью составило у девушек 39%, у юношей -26%. Количество студентов, которые учатся на 4 и 5, но при этом имеют низкую интеллектуальную лабильность составило у девушек - 22%, у юношей - 15%.

Показано, что у студентов с высоким уровнем академической успеваемости именно мотивация на успех является основной [3,4].

Поэтому важно отметить, что процент девушек, полностью реализующих свой интеллектуальный потенциал, т.е. имеющих высокую и среднюю интеллектуальную лабильность, и высокие баллы, гораздо выше, чем юношей (соответственно 71% и 43%). Это, возможно, обусловлено преобладанием у них социальных мотиваций (большая усидчивость, ответственность).

Выводы: таким образом, каких - либо гендерных различий в способности к обучению у студентов НГУЭУ не прослеживается. В целом, у студентов существует достаточно высокий уровень способности к обучению, который создает хорошие предпосылки для его успешности. При этом следует отметить, что около 30% студентов будут испытывать трудности в обучении, сдаче экзаменов, а в дальнейшем и карьерном росте при выборе ряда профессии или специальностей, где требуется высокая интеллектуальная лабильность. Отсутствие необходимого уровня подвижности нервных процессов будет также снижать в целом их интеллектуальный потенциал.


Список литературы

1.Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности М., Мысль, 1986. 157 с.
2.Бадмаева Н.Ц. Место мотива в структуре личности деятельности человека // Вестник бурятского государственного университета. 2011. №5. С. 3-6.
3. Колесникова Е.И. Индивидуально-психологические и личностные факторы академической успеваемости студента вуза // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. 2014. № 1 (15). С. 3-15.
4. Мороз Т.С., Кучина Т.И. Психологические особенности, влияющие на академическую успешность обучения студентов в вузе // Известия Тульского государственного университета. Педагогика. 2017. № 4. С. 75-81.
5.Морозов А.В. Деловая психология.139 с.
6.Психология : учебник / Под ред. А. А. Крылова. - М. : Проспект, 2005. 495 с.
7.Психологические тесты / сост. С. Касьянов. М. : Эксмо, 2006. 608 с.
8.Сафронова Е.В., Сафронова О.М., Сафронов А.М. Проблемы взаимосвязи интеллектуальной лабильности и учебной деятельности успеваемости студентов. Теоретические и прикладные проблемы психологического здоровья и экологии человека. Международная научно-практическая конференция. 2017. С. 57-62.
9. Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. СПб., 2002. 272 с.

Расскажите о нас своим друзьям: