Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №05 (46) Май 2020

УДК 13.00.02

Дата публикации 25.05.2020

Развитие творческой активности детей-дошкольников с помощью нетрадиционной техники «Знакомая форма – новый образ»

Барабанова Анастасия Владимировна
студент бакалавриата, Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского, РФ, г. Калуга, bavlis@mail.ru
Ямщикова Дарья Алексеевна
студент бакалавриата, Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского, РФ, г. Калуга, klueva.daria14@gmail.com
Научный руководитель Чиркова Наталья Ивановна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики дошкольного, начального и специального образования, Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского, г. Калуга

Аннотация: В статье раскрывается возможность развития детского творчества на основе нетрадиционной техники рисования «Знакомая форма – новый образ». Эта техника позволит научить детей выходить за шаблонные рамки, создаст условия для развития самостоятельности мышления. Нетрадиционная техника дает детям возможность почувствовать себя свободно, пофантазировать и выразить в рисунке свои фантазии. Дети с развитым творческим мышлением быстрее идут на контакт, легче взаимодействуют с окружающими его людьми. Именно поэтому так важно развивать творческие способности дошкольников. Результативность использования техники «Знакомая форма – новый образ» в образовательном процессе была апробирована на занятиях по изобразительной деятельности в средней, старшей и подготовительной к школе группах.
Ключевые слова: художественно-эстетическое развитие, изобразительная деятельность, нетрадиционная техника рисования, «Знакомая форма – новый образ», воображение, фантазия, творчество, младший дошкольный возраст, средний дошкольный возраст, старший дошкольный возраст, подготовительный к школе возраст

The development of creative activity with the help of alternative technology «Familiar form - a new image»

Barabanova A.V.
undergraduate student, Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky, Russia, Kaluga
Yamshchickova D.A.
undergraduate student, Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky, Russia, Kaluga
Scientific adviser Chirkova Natalja Ivanovna
candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of the Department of theory and methodology of preschool, primary and special education, Kaluga state University named after K. E. Tsiolkovsky, Kaluga

Abstract: The article reveals the possibility of developing children's creativity on the basis of an unconventional drawing technique "A familiar form - a new image." This technique will teach children to go beyond the template framework, create the conditions for the development of independent thinking. Unconventional technique gives children the opportunity to feel free, dream up and express their fantasies in the drawing. Children with developed creative thinking make contact faster, interact more easily with people around him. That is why it is so important to develop the creative abilities of preschoolers. The effectiveness of the use of the “Familiar Form - New Image” technique in the educational process was tested in the visual arts classes in secondary, senior and preparatory groups for school.
Keywords: artistic and aesthetic development, visual activity, unconventional drawing technique, “Familiar form - a new image”, imagination, fantasy, creativity, younger preschool age, middle preschool age, senior preschool age, preparatory age for school

Правильная ссылка на статью
Барабанова А.В., Ямщикова Д.А. Развитие творческой активности детей-дошкольников с помощью нетрадиционной техники «Знакомая форма – новый образ» / Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2020. № 05 (46). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/razvitie-tvorcheskoj-aktivnosti-detej-doshkolnikov-s-pomoshhyu-netraditsionnoj-tekhniki-znakomaya-forma-novyj-obraz.html (Дата обращения: 25.05.2020)

 Нетрадиционные техники рисования помогают детям почувствовать себя свободными, помогают раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного труднее. А главное, нетрадиционные техники рисования дают ребёнку возможность удивиться и порадоваться миру.

М. Шклярова

 

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) – это важный документ, который направлен на поддержку разнообразности детства, его уникальности и неповторимости. ФГОС ДО (раздел II, пункт 2.5.) определяет требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему, где говорится о том, что художественно-эстетическое развитие должно реализовать самостоятельную творческую деятельность детей, в т.ч. и в изобразительной деятельности [1]. В примерной образовательной программе дошкольного образования, в области художественно-эстетического развития ребенка указывается на то, что воспитатели должны создать возможности для творческого самовыражения детей: поддерживать инициативу, стремление к импровизации при самостоятельном воплощении ребенком художественных замыслов; помогать осваивать различные средства, материалы, способы реализации замыслов [2].

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории на современном этапе. Творческая личность – это личность, которая может креативно подходить к любому вопросу в каждой сфере жизни. Воображение тесно связано с творчеством, и зависимость эта обратная, т.е. именно воображение формируется в процессе творческой деятельности, а не наоборот. Л. С. Выготский определял творческую деятельность так: «Деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке» [3, с.1]. Следовательно, творческое воображение – вид воображения, направленного на создание новых образов, составляющего основу творчества.

Е. А. Флёрина оценивает творчество как сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании. Это отражение построено на работе воображения. Дети отображают свои наблюдения, впечатления от увиденного через рисунок и другие виды искусства [4]. Творческое развитие детей помогает им развиваться всесторонне, подходить к решению проблем нестандартно, учит креативно мыслить, развивает индивидуальность и гибкость мышления, раскрывает его таланты и умения. Развитие творческого потенциала детей происходит в условиях определенной деятельности при овладении общественно выработанными ее средствами (Б.Г. Ананьев, А.Е. Дмитриев, Д.Б. Лихачев, С.Л. Рубинштейн, М.Н. Скатктин, В.Н. Шацкаяи др.). Эффективным средством творческого развития ребенка является выполнение творческих заданий, дающих возможность применять ранее усвоенные знания, умения и навыки для решения новых познавательных задач [5;4], использование интегративных подходов к организации освоения содержания [6], бинарные занятия [7;8].

С.П. Баранов в своих работах отмечает, что «учебный материал и методы его изучения должны в достаточной мере опираться на то, что видит, представляет ребенок, т.е. на то, что является основой его самостоятельных суждений, высказываний» [9, с.23]. При этом динамика формирования представлений о свойствах объектов окружающего мира зависит от личного опыта ребенка и невозможна без проявления его собственной активности и самостоятельности при манипулировании игровыми объектами [10]. Если самостоятельность мысли не доминирует в процессе познания, то у ребенка возникает противоречие, между тем как его учат и тем, как он сам может понять новый материал [11], что затрудняет его личностное развитие.

Анализ литературы показал, что имеется достаточно большой потенциал творческого развития детей-дошкольников. Однако возможности нетрадиционных техник рисования в развитии творческой активности у детей дошкольного возраста не выступали предметом специального изучения, что делает данный вопрос своевременным и актуальным. Существует много техник нетрадиционного рисования, которые позволяют детям получить положительные эмоции от процесса, а также быстро достичь желаемого результата. По нашему мнению, наиболее приемлемой техникой для использования в разных возрастных группах, является нетрадиционная техника «Знакомая форма – новый образ». Эту технику можно использовать начиная со второй младшей группы, а также она является наиболее эффективной в формировании у детей дошкольного возраста воображения и творчества.

Суть техники «Знакомая форма - новый образ» заключается в том, чтобы научить детей распознавать в различных формах новые, придуманные ими самостоятельно, образы [12]. Уже трехлетний ребенок может смотреть на различные предметы и видеть присущие другим вещам детали. Для того, чтобы ребенок смог вообразить другой предмет, следует задать несколько вопросов: «На что еще похож этот предмет?», «Кого или что он тебе напоминает?» Такие вопросы развивают мышление и воображение ребенка, их полезно использовать на занятии. После этого ребенку можно показать и порекомендовать перейти к следующему этапу - дорисовка предмета. Ребенок, опираясь на свой жизненный опыт, представляет себе ту или иную форму и, находя сходство с чем-либо, он приступает к воссозданию этого образа с помощью формы, которую он получил путем обводки предмета.

Если в первой младшей группе ребенка приобщают к изобразительной деятельности, вызывают интерес к действиям с бумагой и карандашом, то во второй младшей группе детей учат передавать в рисунке предметы разной формы. С формой предмета воспитатель знакомит детей второй младшей группы посредством исследования её перед изображением. Это исследование включает в себя движение руки ребенка по контуру предмета, по форме. После обследования предмета включают движение по его форме и направлению положения частей, а затем предлагают подумать, как данный предмет можно нарисовать, показать нужное движение рукой в воздухе. Таким образом, форма для ребёнка выступает как образ того или иного предмета.

Рисование развивает воображение. Так дети, используя прошлый опыт, создают новые связи между полученными образами. Посредством таких связей образуется, тем лучше развивается мышление ребёнка. Рассматривая детские рисунки, можно заметить выразительность образов. Изображения дошкольников сразу узнаются по их яркости, декоративности, красочности. Взрослых радует такое отношение к миру. Удивляет то, насколько от детских рисунков веет чистотой, добротой. Таким образом, нетрадиционная техника “Знакомая форма - новый образ” позволяет развивать умение преобразовывать знакомые формы в новый образ, придуманный ребёнком, развивать воображение, фантазию и творчество ребёнка.

Такая техника подразумевает разделение на этапы сложности:

  • Обводка ладоней и ступней.
  • Обводка знакомых предметов.
  • Обводка теней предметов.

Нами были теоретически и практически проверены данные этапы в ходе производственной практики в МБДОУ «ЦЕНТР развития ребёнка – детский сад №22 «УМКА» г. Обнинска».

Обводка ладоней и ступней

Ребенок каждый день видит свои ладони, пальцы, они являются для малыша обыденными и привычными предметами. Поэтому для развития фантазии и воображения важно придумывать новые образы для житейских предметов. Ребенок может самостоятельно превратить ладошку в птичку, бабочку, рыбу, листок, ёжика.

Методика обведения ладони или ступни заключается в следующем: на лист бумаги прикладывается ладонь ребенка, а задача ребенка - поставить карандаш в любую точку рядом со своей ладонью и начать ее обводить, не отрывая карандаш от бумаги. Важно напоминать ребенку, что двигать ладонь нельзя, нужно ее плотно прижать к бумаге. Воспитатель объясняет ребенку, что, обводя ладонь, он должен довести карандаш в ту же точку, с которой и начинал. Такие занятия во второй младшей группе начинаются с того, что воспитатель обхватывает своей рукой кулак ребенка и вместе с ним ведет карандашом по контуру. Затем постепенно отпускает руку и дальше ребенок действует самостоятельно. При этом воспитатель контролирует плавность линий.

Цель таких занятий – развитие, в первую очередь, воображения, но не стоит забывать и о мелкой моторике, самостоятельности, инициативности. Такой вид рисования подойдет для детей любого возраста. Например, в младшем дошкольном возрасте ребенок будет только знакомиться со своей рукой как с предметом творческой деятельности. Поэтому на данном этапе обвести руку ребенка может воспитатель. Далее ребенок сам додумывает новый образ или с помощью наводящих вопросов ему помогает взрослый. В средней группе ребенок уже самостоятельно обводит ладонь, ищет сходство контура с любым предметом. В этой возрастной группе дети могут изменить направление движения руки (под углом) или выбрать другое расположение на листе бумаги. Дети старшей группы уже полностью самостоятельно придумывают новые образы для своей ладони.

Когда малыш воспринимает предмет, главным для него является форма, которая помогает выделить один предмет среди других. Взрослый человек, изображая предмет, идёт от наброска основной формы. А дошкольнику мыслить таким образом еще трудно, поэтому для ребенка лучше рисовать предмет последовательно, добавляя деталь за деталью [13]. Этот прием облегчает работу ребенка.

Рисунки, выполненные в нетрадиционной технике «Знакомая форма - новый образ», интересны детям. Выполнение заданий на обводку ладоней и ступней послужит стартом для обучения детей рисунку по замыслу.

Для того, чтобы разнообразить данное задание можно предложить детям по-разному загибать пальцы. Например, сжать пальцы вместе, а большой отвести в сторону. Таким образом можно нарисовать птицу, дорисовав ей лапы, клюв и крыло. Или по очереди обвести правую и левую руку свободно расставив пальцы. При этом нужно обратить внимание детей на то, что большой палец обводится только наполовину. Используя такое расположение ладоней, можно получить павлина с распущенным хвостом или бабочку.

Обводя ладонь, дети могут представить себе разные образы. Это связано с разным уровнем развития воображения, у каждого ребенка есть воспоминания, которые произвели на него бóльшие впечатления, поэтому он изображает эти образы в своих рисунках. Например, обводя ладошку один ребенок сделает из нее варежку, а другой - корону или цветок.

Обводка знакомых предметов

 Начиная со старшего дошкольного возраста дети учатся обводить уже не только ладошки и ступни, но и знакомые им предметы, которые встречаются в повседневной жизни. Это могут быть канцтовары, посуда, бытовые предметы, Текстильные материалы.

Дети учатся фантазировать, они преобразовывают старую форму в новый образ. Эти образы могут быть существующими в действительности, а могут быть придуманы детьми самостоятельно, например, вымышленное животное и т.п.

Начинать работу нужно с рассматривания предмета, который дети в последствии будут обводить, затем обсудить с детьми, на что похожа данная форма. После чего дети обводят предмет простым карандашом, для этого они кладут предмет на лист бумаги и придерживают его левой рукой, а правой рукой держат карандаш и обводят им контур. При помощи цветных карандашей или красок дети преобразовывают форму в задуманный предмет, дорисовывая нужные детали.

Методика выполнения обводки знакомых предметов не отличается от той, которая проводится при обводке ладоней и ступней. Однако можно помочь детям «перенести» знакомую форму на новый объект используя следующий приём: сначала воспитатель предлагает детям изображение животных или вещей, а затем обсуждает, какая из предложенных форм предметов на них похожа. На время выполнения рисунка педагогические эскизы с изображением вещей или животных убираются, что приводит детей к фантазийным образам. После обсуждения дети обводят выбранные предметы и воссоздают образ животного или вещи.

Приведём фрагмент занятия:

На столе у ребят лежат различные предметы: карандаш, ножницы, тюбик от крема. Воспитатель предлагает ребятам рассмотреть изображения животных.

 В.: Ребята, кто это? (сова)

В.: На какой предмет она больше всего похожа? (ножницы)

В.: Почему вы так решили? (у нее большие глаза, как ручки от ножниц)

Когда начинается работа по обводке знакомых предметов, дети сталкиваются с таким явлением: если обвести ножницы, то на листе бумаги они будут узнаваемы по форме, а если обвести мяч, то дети получат круглую форму. Это связано с тем, что ножницы имеют обобщенную форму, и детям трудно выделить сходство с геометрическими формами. Большинство предметов бытового обихода имеет геометрические формы, именно поэтому, создавая тень, дети, в первую очередь, ассоциируют силуэт с ними. Например, на занятиях по изобразительной деятельности детей учат рисовать предметы круглой формы. Воспитатель может предложить изобразить мыльные пузыри, колёсики, орехи, сушки, яблоки, то есть всё то, что ближе детям и более знакомо. Также продолжая работу по рисованию данной формы, детям предлагается изобразить предметы, состоящие из нескольких частей. Это могут быть неваляшки, снеговики, бусы и тому подобное. Похожая работа проводится со всеми геометрическими формами, с которыми знакомятся дети в дошкольном возрасте (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал, многоугольник). [5]

Таким образом, дети получат огромное удовольствие от того, что создают новые предметы из знакомых форм. В процессе рисования у детей развиваются не только общие представления, творчество, углубляется эмоциональное отношение к действительности, но и формируются элементарные графические умения, столь необходимые для развития ручной ловкости, освоения письма. Особенно хорошо в развитии мелких мышц руки помогает обводка предметов.

Обводка тени предмета

Обводить тени предметов на листе и раскрашивать эти контуры - невероятно увлекательное и полезное занятие для детей. Данная форма работы с контуром усложняет детям задачу. Это могут быть не только те же самые предметы, используемые для обводки, но и более сложные, более разнообразные. Задача усложняется еще и тем, что аккуратность изображаемого рисунка будет зависеть от сформированности мелкой моторики руки [14]. Занятие по обведению тени способствует развитию ручной умелости, которая в дальнейшем подготовит руку ребенка к письму. Данный вид работы лучше использовать с детьми старшей и подготовительной группы.

Перед началом работы можно провести с детьми беседу о том, чем отличается реальный объект и его тень.

Фрагмент беседы:

Воспитатель создает из подручных средств театр теней. Для этого берется белая ткань (без рисунков), она натягивается перед лампой вертикальной плоскостью, сзади нее ставится настольная лампа и воспитатель кладет на стол 3 предмета разных цветов, например, мяч, стакан (повернуть донышком к полотну) и крышку от банки (поставить на ребро и донышко повернуть к полотну). Далее воспитатель задает детям вопросы:

В: Какой формы предметы? (круглые)

В: Как вы это определили? (по тени)

В: Как по-другому можно назвать тень? (силуэт)

В: Почему появляется тень?

Если дети не знают ответ на этот вопрос, то воспитатель может выключить лампу и спросить:

В: Что изменилось? (тень исчезла)

В: Значит, когда появляется тень? (когда есть свет)

В: Что можно узнать о предмете по его тени? (форму)

В: А что нельзя узнать?

Если дети не могут ответить на вопрос воспитатель просит назвать цвет каждого предмета, за тканью. Дети могут только предполагать цвета предметов.

В: Так что нельзя узнать о предмете по его тени? (цвет)

В: Можно ли определить по тени, какие предметы там спрятаны? (дети предполагают)

На этом этапе воспитатель предлагает детям пофантазировать:

В: Какие предметы могут иметь такую тень? (предположения детей)

Воспитатель поднимает ткань и спрашивает:

В: Верны ли ваши предположения? (не совсем)

В: Значит можно определить предмет по силуэту? (не всегда)

 Таким образом, ребенок выяснит, что тень – это силуэт, который появляется, если между источником света и поверхностью есть преграда, которая и отбрасывает эту тень. Тень, в свою очередь, является контуром того предмета, от которого она падает, но мы не можем знать, что находится внутри тени.

Ход работы в данной технике:

  1. Положите лист у окна, поставьте сверху предмет, который будете изображать. Можно поиграть со светом и тенью, посмотреть, как будет меняться силуэт в зависимости от положения предмета. После выбранного ракурса можно приступать к обводке контура карандашом.
  2. Предложите детям поразмышлять: “На что еще похож данный предмет?”, “Что или кого он тебе напоминает?”.
  3. После обсуждения дети дополняют контур деталями и получают новый образ.
  4. Далее выполняют работу цветом, используя краски, карандаши или цветные фломастеры.

Организовывать данную работу можно и на улице. Для такой работы дети могут обводить контуры предметов, которые по размеру намного больше и не поместятся на лист бумаги. Для такой работы лучше всего использовать цветные мелки. Данная форма работы не только нравится детям и дарит им положительные эмоции, но и развивает мелкую моторику, воображение и творческие способности.

Говоря о творческой способности детей, можно сделать вывод, что ребенок получает удовольствие от ярких красок и разнообразных форм предметов, но для него это лишь эмоции.

Использование нетрадиционной техники «Знакомая форма - новый образ» позволяет не только развить воображение и обогатить представления ребенка об окружающем мире, но и подарить ему положительные эмоции от процесса рисования, что немало важно. Ведь если малышу интересен процесс работы, то и творческие способности будут развиваться намного быстрее.

Проведя работу с детьми, мы обратили внимание на то, что дети стали «искать» новые образы в привычных для них предметах даже во время самостоятельной игры. Некоторые ребята после такого занятия продолжали сами обводить предметы не только в группе, но и на улице мелками.

Таким образом, рисование в нетрадиционной технике «Знакомая форма - новый образ» повышает интерес детей к художественному творчеству. Какой бы не был результат, он всегда будет производить впечатление, вне зависимости от способностей ребенка. Дети придумывают оригинальные идеи, развивают фантазию и воображение. Малыши рисуют интуитивно, то есть так, как представляют у себя в голове. Наша задача - помочь детям раскрепоститься и не думать о том, правильно или неправильно они рисуют. Разнообразные способы рисования, необычные техники изобразительной деятельности будут выступать как средства художественно-эстетического развития ребенка, позволят проявлять инициативность в рисовании.


Список литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. URL: https://fgos.ru/ (дата обращения: 15.05.2020).
2. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования [Электронный ресурс]. URL: https://fgosreestr.ru/registry/primernaya-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-doshkolnogo-obrazovaniya/ (дата обращения: 15.05.2020).
3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб., 1997. 96 с.
4. Флерина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. М., 1956. 160 с.
5. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. М., 1982. 208 с.
6. Чиркова Н.И., Барабанова А.В., Коноваленко (Ямщикова) Д.А. Интегрированный подход к формированию геометрических представлений у младших школьников // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2019. Т. 4. № 2. С. 33-37
7. Козлова С.А. Дошкольная педагогика (Учебное пособие) / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. М.2009. 416 с.
8. Стеканова А.А., Якушина М.В. Бинарное занятие как форма интеграции познавательной и художественно - эстетической областей в условиях реализации ФГОС ДО // Вопросы педагогики. 2020. № 4-4. С. 297-302.
9. Баранов С.П., Чиркова Н. И. Развитие логики мышления младших школьников // Начальная школа. 2006. № 12. с. 22 – 25.
10. Павлова О.А., Лыфенко А.В., Чиркова Н.И. Эмпирический подход в познании геометрических свойств объектов окружающего мира детьми дошкольного и младшего школьного возраста // Гуманизация образования. 2016. № 1. С. 10-15.
11. Чиркова Н.И. Роль логических высказываний в освоении знаний школьниками // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. 2006. № 4. С. 126 – 132.
12. Рябцева В.С. Методика обучения изобразительному искусству дошкольников через нетрадиционные техники рисования. Сб.: Мир детства в современном образовательном пространстве. Витебск, 2014. С. 108-110.
13. Пермяков С. А. Развитие творческого воображения старших дошкольников в нетрадиционных техниках рисования. // Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Екатеринбург, 2020. С.166-171 URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_42792101_52648599.pdf (дата обращения: 16.05.2020).
14. Сафина И.Р. Нетрадиционные техники изобразительной деятельности в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста. // СБОРНИКИ КОНФЕРЕНЦИЙ НИЦ СОЦИОСФЕРА. С.149-155 URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_20169215_79955117.pdf (дата обращения: 16.05.2020).

Расскажите о нас своим друзьям: