Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры | Мир педагогики и психологии №05 (46) Май 2020

УДК 378.172

Дата публикации 25.05.2020

Применение средств скандинавской ходьбы в физическом воспитании студентов вуза

Кудрявцева Ольга Григорьевна
Преподаватель кафедры физической культуры, Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный инженерно-экономический университет», Россия, Нижний Новгород, olgantk@yandex.ru

Аннотация: В статье рассматриваются эффективность применения средств занятий скан-динавской ходьбой на учебных занятиях по физической культуре со студентами 1 курса, с целью выявления положительных изменений в состоянии здоровья, для всех медицинских групп обучающихся. Данные исследования дают возможность доказать, что регулярные занятия скандинавской ходьбой способствуют повышению выносливости организма занимающего, имеющие отклонения в состоянии здоровья.
Ключевые слова: скандинавская ходьба, медицинская группа, физическая культура, студенты.

Application of Nordic walking tools in physical education of university students

Kudryavtseva Olga Grigoryevna
Teacher of the Department of physical culture, Nizhni Novgorod Ingineering-economic State University, Russia, Nizhni Novgorod

Abstract: The article deals with the effectiveness of using the means of Nordic walking in physical education classes with 1st year students, in order to identify positive changes in the state of health for all medical groups of students. These studies make it possible to prove that regular Nordic walking classes help to increase the endurance of the body of the occupant who has deviations in health status.
Keywords: Nordic walking, medical group, physical culture, students

Правильная ссылка на статью
Кудрявцева О.Г. Применение средств скандинавской ходьбы в физическом воспитании студентов вуза / Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2020. № 05 (46). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/primenenie-sredstv-skandinavskoj-khodby-v-fizicheskom-vospitanii-studentov-vuza.html (Дата обращения: 25.05.2020)

Физическое воспитание является неотъемлемой составной частью обучения и профессиональной подготовки студентов. Оно направлено на укрепление здоровья, улучшение физической и профессионально-прикладной подготовленности студентов. Учебные занятия являются основной формой физического воспитания в вузе. Для проведения практических занятий по физическому воспитанию все студенты по результатам медицинского обследования распределяются на три учебных отделения: основное, специальное и спортивное. Распределение проводиться в начале учебного года с учетом пола, состояния здоровья, физического развития, физической и спортивно-технической подготовленности, интересов студента. На основе этих показателей каждый студент попадает в одно из трех отделений для прохождения обязательного курса физического воспитания. Каждое отделение имеет определенное содержание и целевую направленность занятий. Тренировочные нагрузки для студентов, занимающихся в отделениях, отличаются по объему и интенсивности. При таких условиях преподавателям приходится прилагать немалые усилия, чтобы массово приобщить студентов к физической культуре и создать все необходимые условия для занятий. Основная трудность связана с выбором подходящего оборудования. Также необходимо помнить, какие именно упражнения можно сочетать с тем или иным видом заболеваний, чтобы ещё больше не ухудшить имеющуюся ситуацию. [3.с.25]

Включение в программу предмета «Физическая культура» скандинавской (нордической, северной) ходьбы обусловлено следующими факторами: достаточное научное обоснование пользы для организма занимающего; простота освоения; рост популярности; включение в комплекс ГТО; отсутствие ограничений по полу и возрасту; почти полное отсутствие противопоказаний; легкость дозирование физической нагрузки.[1. с.12 ]

Оздоровительная скандинавская ходьба, оказывает комплексное влияние на человеческий организм: поддерживает мышцы спины, ног и рук в тонусе и укрепляет их; тренирует выносливость; налаживает работу сердечно - сосудистой и дыхательной системы; улучшает кровообращение и работу мозга; увеличивает пульс на 10-15 ударов в минуту по сравнению с обычной ходьбой; способствует укреплению позвоночника, исправлению осанки; улучшает чувство равновесия и координацию; стабилизирует кровяное давление; помогает бороться со стрессом.[2. с.21. ]

Для нашего исследования мы рассмотрели группу первого курса обучающихся по направлению специальности « Технология продукции общественного питания» в ГБОУ ВО НГИЭУ в количестве 25 человек. В начале первого семестра участников экспериментальной группы в зависимости от состояния здоровья разделили для занятий физической культурой по медицинским группам и получили следующие данные: основная медицинская группа составила - 13 человек; подготовительная медицинская группа составила - 8 человек ; спортивное отделение – 4 человека.

Для того, чтобы подробно разобраться в эффективности применения методики скандинавской ходьбы при организации учебного занятия, необходимо знать уровень функционального состояния участников эксперимента, для этого в начале семестра с помощью методов определения уровня функционального состояния организма, используя пробу Штанге (задержка дыхания на вдохе) и пробу Генче (задержка дыхания на вдохе и выдохе соответственно), была определена оценка уровня функционального состояния организма студентов экспериментальной группы. Эти пробы характеризует устойчивость организма к недостатку кислорода.

В конце нашего эксперимента мы повторно провели у участников эксперимента тестирование, которые помогли нам определить уровень физического состояния здоровья.

По результатам физического состояния студентов, мы можем провести сравнение с целью узнать, об эффективности применяемой нами методике в физическом плане.

Экспериментальная группа занималась в полном составе не зависимо от состояния здоровья в количестве 25 человек на улице скандинавской ходьбой.

Учебные занятия проводились ( 2 раза в неделю по 90 минут) в течении семестра (сентябрь-декабрь), в лесопарковой зоне, имея пересеченную местность с перепадами высот. Для каждой группы был определен индивидуальный маршрут, изучена техника скандинавской ходьбы (техника дыхания и движение). Для основной и подготовительной группы были предложены маршруты с ровной поверхностью без существенных перепадов, лесные тропы, парковые дорожки с естественным покрытием, земляной грунт смягчает удар ноги и показан при заболеваниях суставов и проблем со спиной. Для более тренированных студентов спортивного отделения предложен маршрут с пересеченным рельефом, каменистая поверхность, асфальт, песок, которые дают большую нагрузку на сердечно-сосудистую и дыхательную системы. Для тренировочного эффекта постепенно менялись маршруты между группами, увеличивались дистанции, усложнялись рельефы маршрутов, по разным грунтам, тем самым заставляли работать то одни, то другие группы мышц, ведь организм человека устроен таким образом, что постоянная идентичная нагрузка, вызывает привыкание и не оказывает большего тренировочного эффекта. Структура занятия строилась следующим образом, в первой части занятия проводилась разминка, затем осуществлялась ходьба с низкой интенсивностью нагрузки по выбранным маршрутам, затем нагрузка постепенно увеличивалась для получения тренировочного эффекта. В конце каждого учебного занятия применялись упражнения на развитие гибкости, успокаивающие дыхательные упражнения и упражнения на расслабления.

Результаты для наглядности показателей функционального состояния студентов в процессе педагогического эксперимента представлены в виде гистограммы на рис. 1.

Рисунок 1. Результаты пробы Штанге и Генче

Результаты исследования свидетельствуют об увеличении функциональных возможностей организма и повышение качества жизни студентов. Скандинавская ходьба улучшает трофические процессы в сердце и во всем организме, улучшает кровообращение в сердце – за счет усиление коронарного кровотока, раскрытие резервных капилляров, активизирует обмен веществ, вентиляцию легких. Во время ходьбы активизируются процессы в коре головного мозга, тем самым улучшается нервно-психическое состояние. При регулярных занятиях возрастает физическая работоспособность. Методика включает в движение мышцы корпуса, шейно-плечевой аппарат, нормализуется функционирование центральной и вегетососудистой нервных систем. Физические нагрузки во время скандинавской ходьбы активно влияют на весь организм.

Итак, проведенные нами исследования в данной работе еще раз доказывает, что использование скандинавской ходьба как вид физической нагрузки на занятиях по дисциплине «Физическая культура» , полезен студентам имеющие отклонения в состоянии здоровья, а также подходит для студентов с хорошей физической подготовкой.


Список литературы

1. Коркин Е. В. Крысюк О. Б. Влияние занятий скандинавской ходьбой на работоспособность и качество жизни студентов физкультурного вуза / Е.В. Коркин, О.Б. Крысюк // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2017. - № 1. - С. 51-53. 2. Кетлерова Е. С. Оздоровительная ходьба : учебно-методическое пособие / Е. С. Кетлерова. — Москва : Российский университет дружбы народов, 2017. — 44 c.
3. Полетаева А. Скандинавская ходьба. Здоровье легким шагом. – 2-е изд. СПб.: Питер, 2016. – 80 с.
4. Скандинавская ходьба: учебно-методическое пособие/ В.В.Бородин [и др.]. - Новосибирск. Изд-во НГТУ, 2018. - 204 с.
5. Физическая культура : учебник и практикум для среднего профессионального образования / А. Б. Муллер [и др.]. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. - 424 с.

Расскажите о нас своим друзьям: