Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №05 (46) Май 2020

УДК 378.4

Дата публикации 25.05.2020

Организация профессиональной деятельности преподавателя вуза

Чикилева Людмила Сергеевна
доктор филол. наук, профессор Департамента языковой подготовки, Финансовый университет при Правительстве РФ, РФ, г. Москва, LChikileva@fa.ru
Танцура Татьяна Анатольевна
доцент Департамента языковой подготовки, Финансовый университет при Правительстве РФ, РФ, г. Москва, ttancyra@yandex.ru

Аннотация: В статье рассматриваются ключевые функции организации профессиональной деятельности преподавателя вуза. Автор отмечает важность выработки стратегии и планирования в организации учебного процесса. Существенная роль отводится учебно-методическому комплексу. Реализация воспитательной цели не утрачивает своего значения. В образовательном пространстве вуза в итоге определяются ценностные жизненные ориентиры студентов, потребность к творческой деятельности, к самосовершенствованию. Автором подчеркивается, что значительное воздействие на плодотворность организации активности педагога оказывает профессиональное взаимодействие в педагогическом коллективе.
Ключевые слова: профессиональная деятельность, организация учебного процесса, учебно-методический комплекс, профессиональная компетенции, саморазвитие.

Professional activity organization of a university teacher

Чикилева Людмила Сергеевна
doctor of philological Sciences, Professor of the Department of Language Training, Financial University under the Government of the RF, Russia, Moscow
Танцура Татьяна Анатольевна
associate professor of the Department of Language Training, Financial University under the Government of the RF, Russia, Moscow

Abstract: The key functions of the organization of the University teachers’ professional activity are considered in the article. The author notes the importance of the strategy development and planning in the organization of the educational process. A significant role is assigned to the educational and methodological complex. The realization of an educational goal does not lose its significance. In the educational space of the University, as a result, students ' life values, the need for creative activity and self-improvement are determined. The author emphasizes that professional interaction in the teaching staff has a significant impact on the effectiveness of the organization of teacher activity.
Keywords: professional activity, organization of the educational process, educational and methodological complex, professional competence, self-development

Правильная ссылка на статью
Чикилева Л.С., Танцура Т.А. Организация профессиональной деятельности преподавателя вуза / Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2020. № 05 (46). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/organizatsiya-professionalnoj-deyatelnosti-prepodavatelya-vuza.html (Дата обращения: 25.05.2020)

Особенности меняющихся отношений в мировом пространстве диктуются процессами интеграции и глобализации, которые оказывают существенное влияние на развитие образовательной среды, определяя мобильность преподавателей и студентов в качестве основной характеристики современного профессионала. Задачей системы образования на современном этапе является подготовка специалистов способных к постоянному процессу саморазвития в меняющихся условиях профессиональной деятельности. В этой связи требуется совершенно новый подход в системе образования, направленный на расширение доли самостоятельной работы студентов с целью создания условий развития личностного потенциала студента относительно формирования склонности к постоянному самообразованию и выработке навыка самостоятельного овладения новым знанием.

Вопросы профессиональной деятельности педагога рассматривались в работах В.П. Беспалько, Л.В. Занина, Н.П. Меньшикова, И.П. Андриади, Д.К. Нечевин, С.Д. Смирнова и др. Качественные изменения педагогической деятельности определяются учеными как совершенствование мастерства педагога.  [1; 2; 4; 6; 9]. К личности преподавателя в изменившихся условиях образовательной среды также предъявляются новые требования в отношении его педагогической, методической и психологической подготовленности, поскольку именно преподаватель осуществляет формирование базовых установок, направленных на процесс познания в течение всей будущей жизни обучаемого, развитие профессиональных компетенций личности студента.

В настоящий момент задачей преподавателя является не столько возможность передать свои знания по преподаваемой дисциплине, сколько формирование у студента понимания и потребности поиска и усвоения знаний самостоятельно, развитие умения выработки стратегии их применения к определенной ситуации. Исследуя способы повышения качества образовательного процесса, авторами Н.А. Киндря, Л.Н. Алешиной, С.В. Бежановой и др. подчеркивается необходимость владения преподавателем способами и методами, способствующими активизации познавательной деятельности студентов [11, с. 1058].

Эффективная организация педагогической деятельности является основой успешного роста качества образовательного процесса в высшей школе. Выполняя задачи обучения, преподаватель реализует следующие наиболее значимые функции его деятельности в вузе. Формирование и развитие компетенций в области преподаваемой дисциплины и овладение современными методами и технологиями, которые позволяют преподавателю наиболее продуктивно презентовать обучаемым возможные способы овладения знаниями. Несмотря на то, что преподаватели иностранного языка в специализированных вузах овладевают профессионально ориентированными знаниями, в процессе организации педагогической деятельности учебного процесса зачастую можно наблюдать пробелы в знаниях по педагогике и психологии, что негативно сказывается на взаимодействии со студентами и не позволяет достичь цели образования. В процессе обучения преподаватель вуза сочетает реализацию следующих ключевых видов деятельности: педагогической, научно-исследовательской, учебно-методической и организационной. Ведущей из этих видов остается педагогическая, все остальные, объединяясь, проявляются в ней.

Основной характеристикой педагогической деятельности преподавателя вуза является педагогическая компетентность, которая обуславливает владение знаниями педагогики, психологии, постоянное совершенствование преподавателя относительно внедрения в учебный процесс современных методов и технологий обучения. Анализируя внедрение новых педагогических технологий научный коллектив авторов определяет базовые критерии развития профессиональной компетенции преподавателя при реализации педагогической деятельности в вузе, которыми являются объем фундаментальных теоретико-методологических знаний по предмету, готовность осуществлять самостоятельный выбор наполнения содержания дисциплины и способов его представления обучаемым, способность к постоянному саморазвитию на протяжении всего периода педагогической деятельности, навыки принятия решения по урегулированию различных психолого-педагогических ситуаций, возникающих в процессе обучения студентов вуза [10, с. 3093].

Планирование образовательного процесса представляет собой проектирование не только курса обучения, но и его методического наполнения – разработку рабочей программы дисциплины, методических рекомендаций, определение базовых учебников и учебных пособий, а также дополнительных материалов, которые позволят смоделировать систему овладения студентами знаний по изучаемой дисциплине. Главной задачей при создании учебно-методического обеспечения является выработка стратегии формирования учебно-методического комплекса дисциплины в соответствии с образовательной целью вуза, что позволяет потребности разработки новых учебников, учебных пособий, сборников и т.п. Формирование УМК предусматривает обеспечение учебного процесса средствами и методическими материалами, которые будут способствовать продуктивной учебной деятельности студента и эффективности взаимодействия «студент-преподаватель». Кроме того, создаваемые преподавателями сборники дополнительных заданий успешно используются для самостоятельной работы студентов для расширения информационного содержания по теме, закрепления навыка применения определенных грамматических конструкций и лексических единиц в процессе обучения иностранному языку.

Особое внимание требуются к составлению учебно-методических материалов для осуществления текущего контроля и промежуточной аттестации (контрольные работы, тесты, экзаменационные билеты). В настоящее время для проведения текущего и промежуточного контроля эффективно используются банки тестовых заданий, размещаемые в автоматизированных системах, которые применяются в вузе. Применение таких тестов представляет объективную оценку уровня знаний студентов, устраняет затраты времени преподавателя на проверку работ. К недостаткам данной формы оценочных средств следует отнести невозможность оценки творческих заданий студентов. Поэтому данный вид оценивания осуществляется преподавателями, поскольку требует анализа структурного, логического.

Осуществляя планирование учебного процесса, преподаватель должен активно внедрять и использовать как существующие методы и приемы обучения, так и стремится разрабатывать новые собственные, которые являются наиболее эффективными в конкретной образовательной среде.

Продуктивность организации учебного процесса зависит от всего коллектива преподавателей кафедры/департамента, методический опыт каждого преподавателя становится существенным вкладом в разработку и созданий всего объема учебно-методического комплекса, формируемого по направлениям подготовки реализуемой дисциплины. Основным документом каждого УМК остается рабочая программа, в которой определяются основные элементы УМК, выраженные в тематике изучаемого курса и структуре распределения учебно-методического наполнения курса. Все части программы способствуют реализации учебного процесса на высоком организационном уровне.

Определение структуры и содержательного наполнения учебных занятий является наиболее важным аспектом обучения в вузе с учетом личностного подхода в обучении. В этой связи Н.А. Галеева указывает на необходимость составления преподавателем плана проведения аудиторного занятия с учетом личностных характеристик и учета уровня знаний студентов по изучаемой дисциплине [3]. Для того, чтобы наиболее эффективно презентовать материал дисциплины преподаватель должен принять во внимание распределение времени на задания в каждой группе, определить наиболее существенные участки учебного материала, которые осваиваются всеми студентами группы и дополнительный материал, который может быть предложен студентам с более продвинутым уровнем подготовки. Согласно А.В. мнению А.В. Карповой, надлежащим образом разработанная структура практического занятия способствует активному вовлечению студента в учебный процесс, позволяя развить потребность студента к самостоятельному поиску знаний [5].

Несмотря на тот факт, что преподаватели вуза взаимодействует со взрослыми людьми, учитывая увеличенный период обучения в школе, как правило, сегодня студенты — это люди, которым свыше восемнадцати лет, реализация учебно-воспитательных целей в процессе обучения остается важной характеристикой организационной работы преподавателя вуза. Знания основ педагогической психологии представляют собой основу профессиональной подготовки преподавателя. В нормативных документах организаций высшего образования предусматриваются воспитательные цели, предусматривающие формирование всесторонне развитой личности, способной адаптироваться к реальным условиям университетского социума и будущей профессиональной среды. Задачей преподавателя вуза является воспитание культуры взаимоотношений студент-студент, студент-преподаватель, студент-группа основанных на толерантности, стремлении к сотрудничеству и взаимообогащению внутренней культуры всех участников образовательного пространства. Установки современной системы образования, направленные на достижение нового качественного уровня образования, предопределяют отношение к студенту как к личности готовой к познанию, саморазвитию и самосовершенствованию. Н.П. Попова указывает, что ключевой учебно-воспитательной целью преподавателя вуза является формирование личности с социально активной жизненной позицией, осознающей ответственность за качество личной профессиональной подготовки [7].

В современном мире с ускорившимися темпами социальных и экономических процессов общество заинтересовано в таких профессионалах, которые будут способны к принятию неординарных решений, готовых к самообучению и самосовершенствованию на протяжении всего периода профессиональной деятельности, с развитым умением быстро приспосабливаться в меняющейся социальном и профессиональном пространстве. Реформирование современной образовательной системы направлено на достижение такого педагогического воздействия на студента, которое будет максимально содействовать формированию высоко компетентного, квалифицированного профессионала.  

Эффективность организации учебного процесса и деятельности преподавателя вуза, как отмечает С.Д. Резник, напрямую реализуется в установление коммуникативного взаимодействия в рамках профессионального коллектива [8, с. 18]. Гибкость в управлении состава кафедры, толерантность, свобода в представлении личностной позиции кафедры способствуют созданию благоприятного климата в коллективе и будет способствовать личностной заинтересованности каждого преподавателя в качественном выполнении целей и задач кафедры в рамках общеуниверситетской стратегии образования.

Таким образом, вопрос организации профессиональной деятельности преподавателя остается важным и актуальным в настоящее время, поскольку должным образов выработанная стратегия активности педагога качественным образом отражается на уровне подготовки специалистов, выпускаемых вузом. Только педагог готовый к постоянному процессу познания нового и критическому анализу своей деятельности, способный выявлять наиболее успешные способы, методы и технологии обучения сможет грамотно организовать учебный процесс и вовлечь в этот процесс студентов.


Список литературы

1. Андриади И.П. Основы педагогического мастерства: учебник. М.: Изд-во Инфра-М. 2016.
2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика. 1989. 192 с.
3. Галеева Н.А. Формирование способности к самоорганизации у обучающихся вуза / Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2020. № 04 (45).
Режим доступа:https://scipress.ru/pedagogy/articles/formirovanie-sposobnosti-k-samoorganizatsii-u-obuchayushhikhsya-vuza.html (Дата обращения: 20.04.2020)
4. Занина Л.В., Меньшикова Н.П., Основы педагогического мастерства. Ростов-на-Дону: Феникс. 2003. 288 с.
5. Карпова А.В. Вызов времени: усиление тенденций цифрового образования в высших учебных заведениях / Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2020. № 04 (45). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/vyzov-vremeni-usilenie-tendentsij-tsifrovogo-obrazovaniya-v-vysshikh-uchebnykh-zavedeniyakh.html (Дата обращения: 20.04. 2020)
6. Нечевин Д.К. Аттестация научных и научно-педагогических кадров в России: история и современность: монография. М.: Русайнс, 2020. 107 с.
7. Попова Н.П. Формирование умений самоорганизации учителя в педагогической деятельности в процессе повышения квалификации: Дис. ... канд.пед.наук [Электронный ресурс]//www.dslib.net/obw-pedagogika/formirovanie-umenij-samoorganizacii-uchitelja-v-pedagogicheskoj-dejatelnosti-v.html (дата обращения: 29.04.2020)
8. Резник С.Д. Преподаватель вуза: технологии и организация деятельности: учебник. Пенза: ПГУАС. 2014. 356 с.
9. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования. М.: Академия. 2005. 400с.
10. Bírová, J., Ocovay, J., Vasbieva, D.G. Implementation of new teaching technologies during the action research by experienced language teachers. (2016) Mathematics Education, 11 (8), статья № iejme.2016.252, pp. 3089-3103.
11. Kindrya, N.A., Aleshina, L.N., Bezhanova, S.V., Satina, T.V., Kosevich, A.V. Improvement of the quality of the educational process in the multi-level higher education system. (2019) International Journal of Innovative Technology and Exploring Engineering, 8 (12), pp. 1056-1060.

Расскажите о нас своим друзьям: