Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №11 (88) Ноябрь 2023
УДК 37.01
Дата публикации 08.11.2023
Психолого-педагогическое сопровождение школьников при подготовке к участию во всероссийской проверочной работе
Горбатюк Регина Владимировна
Аспирант кафедры общей психологии и истории психологии, Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск, gorbatjuk_regina@mail.ru
Аннотация: В данной статье рассмотрена важность психолого-педагогического сопровождения школьников к написанию всероссийской проверочной работе, отражая положительные аспекты влияния как на познавательную сферу, так и на сохранение их благополучного психоэмоционального фона, снижая появление чувства тревоги.
Ключевые слова: ВПР, психолого-педагогическое сопровождение, тревога, игровая форма урока, школьное образование.
Postgraduate student of the Department of General Psychology and History of Psychology, Novosibirsk State Pedagogical University, Novosibirsk
Abstract: This article examines the importance of psychological and pedagogical support of schoolchildren to writing the All-Russian test work, reflecting the positive aspects of the impact on both the cognitive sphere and the preservation of their well-being psychoemotional background, reducing the appearance of feelings of anxiety.
Keywords: VPR, psychological and pedagogical support, anxiety, the game form of the lesson, school education.
Горбатюк Р.В. Психолого-педагогическое сопровождение школьников при подготовке к участию во всероссийской проверочной работе // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 11 (88). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/psikhologo-pedagogicheskoe-soprovozhdenie-shkolnikov-pri-podgotovke-k-uchastiyu-v-vserossijskoj-proverochnoj-rabote.html (Дата обращения: 08.11.2023)
В настоящее время наблюдается совершенствование сферы практического школьного образования в ряде обеспечения условий учебно-воспитательного процесса параметрами, отвечающими за стабильность и устойчивость как на уровне создания и сохранения функционально положительной образовательной среды, так и в аспектах влияния на учащихся при исключении развития в них проявлений дидактогении. Так рассматривается область гуманизации и психоэмоционального здоровьесбережения, которые активно внедряются в систему школьного обучения, поддерживая доброжелательные факторы взаимодействия всех участников образовательного процесса, в том числе и между учителями и учащимися в критериях достижения ими необходимых образовательных результатов [1]. Описанные аспекты могут быть осуществимы за счет психолого-педагогического сопровождения, обеспечивающего этичное взаимоотношение в школе с позиции высокой эмпатии.
Грамотное построение учебно-образовательного процесса при сопутствующем психолого-педагогическом сопровождении позволит учащимся избежать возникновения нарушений в психоэмоциональной сфере, в том числе и на уровне увеличения тревожности, как и других проявлений дидактогении [2].
На ровне с вышесказанным перед педагогическим коллективом школьных образовательных учреждений стоят различные задачи, которые требуют своевременной реализации. Так, одной из актуальных задач является подготовка учащихся к написанию всероссийским проверочным работам (ВПР) по различным предметам. С одной стороны участие в ВПР школьников важно для любого школьного учреждения, но с другой оно является добровольным для учащихся, а оценивание их знаний в рамках дачи ответов на вопросы ВПР будет отражать качество оказания образовательных услуг именно школ [3].
Известно, что ВПР были созданы как инструмент проверки качества работы школьных учреждений, поэтому оценивание ВПР происходит на независимом уровне, и оно отражает предметные и надпредметные познания в различных областях у школьников. Высокая степень написания ВПР в рамках школьной организации указывает на качественную работу школы, ее грамотное функционирование и обеспечение учащихся необходимыми параметрами педагогической среды для их высокого усвоения преподаваемых знаний [4].
В тоже время подготовка к ВПР самими школьниками воспринимается как подготовка к контрольной работе всероссийского уровня, в которой они должны будут принимать участие. И в данном аспекте будет наблюдаться увеличение их тревожности, которая со временем приведет к развитию других патологических симптомов, отражая дидактогению [5]. Поэтому выявляется актуальность рассмотрения параметров психолого-педагогического сопровождения как технологии учебно-воспитательного процесса при подготовке к ВПР, обеспечивающего положительное влияние на учащихся.
Целью работы явилась разработка модели технологии проведения психолого-педагогического сопровождения школьников к ВПР, способствующая снижению развития у них проявлений дидактогении на уровне появления чувства тревоги.
Научная новизна работы заключается в разработке модели технологии проведения психолого-педагогического сопровождения школьников при подготовке к написанию ВПР, способствующей сохранению их благоприятного психоэмоционального фона по отношению к их личному участию в ее написании.
Практическая значимость исследования: разработанная модель в значительной степени расширяет учебно-воспитательные возможности подготовки школьников к ВПР, позволяя им адаптироваться к участию в ее написании.
Теоретическая значимость работы заключается в актуализации показателя влияния подготовки и участия школьников в ВПР на уровне возникновения у них параметра дидактогении, как тревожность.
Методом исследования в данной работе явился «тест Школьной тревожности», разработанный Б. Н. Филлипсом, который в ряде вопросов был адаптирован к выявлению параметров эмоционального фона личности, вследствие влияния на него внешних условий, связанных с его пребыванием в школьной учебно-воспитательной среде при подготовке к ВПР. Анализ остальных ответов на вопросы теста позволяет определить возникновение личных переживаний как ответной реакции на происходящее в школе, в классе, на уроке или в связи с взаимодействием с различными участниками учебно-воспитательного процесса в школе.
Базой исследования стала школа МБОУ СОШ № 78 г. Новосибирска. Респондентами стали 100 школьников, учащихся в 5 классе, в возрасте 11-12 лет. Перед проведением исследования все школьники и их официальные представители дали свое добровольное согласие на участие в данном исследовании.
На первом этапе работы у исследуемых школьников после ознакомления с информацией о необходимости их участия в ВПР и подготовке к ней при тестировании были выявлены показатели тревоги у превалирующего большинства. Надо отметить, что тестирование было проведено на фоне стабильного психоэмоционального состояния респондентов (данные школьного психолога). Так было выявлено:
- Уровень тревожности нахождения в школьном учебном заведении был выражен у 91% респондентов.
- Признаки социального стресса определены у 69% учащихся.
- Фрустрация потребности в достижении успеха присутствовала у 71% школьников.
- Страх, связанный с мнением окружающих был характерен для 72% учащихся.
- Боялись участвовать в мероприятиях, связанных с проверкой знаний 87% школьников.
- Страх перед общением с учителем отражен у 74% исследуемых.
Так анализ данных тестирования указывает, что чувство тревоги развилось практически у всех школьников, что отражает аспекты, связанные с возникновение дидактогении, диктуя совершенствование параметров и условий учебно-воспитательного процесса и нахождения учащихся в школьной среде. Также описанное подчеркивает важность разработки модели технологии психолого-педагогического сопровождения, создающей благоприятные условия изучения материала, характерного для ВПР без отрицательного изменения у учащихся психоэмоционального фона с исключением развития у них чувства тревоги.
Таким образом, при разработке условий психолого-педагогического сопровождения были определены критерии сферы личности, на которые будет оказано положительное влияние при подготовке к ВПР у школьников. К ним были отнесены: мотивационный, эмоциональный, коммуникативный, социально-адаптационный и личностный, что при положительной реализации будет снижать возникновение чувства тревожности, так как увеличение мотивации, присутствие положительного психоэмоционального фона, дружественные коммуникации способствуют социальной адаптации индивида и воздействуют на личность в факторе позволяющем снизить возникновение чувства тревоги [6,7]. Известно, что изначально дидактическая и методическая составляющая положительного влияния на психоэмоциональную сферу среди различных форм и методов обучения относится к игровым методам, то он был принят за основу обучения при подготовке к ВПР [8]. Также при разработке метода психолого-педагогического сопровождения были учтены все факторы, вызывающие тревогу у учащихся, которые были выявлены при тестировании на первом этапе работы.
Так была разработана модель технологии психолого-педагогического сопровождения школьников при подготовке их участия к ВПР, проводимая предметным учителем, представленным учащимся как репетитор, проводящий занятия в игровой форме. Разработанная технология содержала в себе аспекты организации процесса подготовки к ВПР при исключении оценочного фактора в рамках проведения игровых уроков, имеющих цикличное повторение при изучении различных демоверсий ВПР:
1 урок - «Блиц вопросов для учителя», где учитель будет подробно рассказывать о правилах решения различных номеров.
2 урок - «Квиз ВПР по предмету». Номера демоверсий будут представлены в игровой форме квиза, где учащиеся, разделенные на небольшие команды будут на них отвечать.
3 урок - «Тайный интервьюент», на котором учитель получит анонимные вопросы различного учебного характера от учащихся, заранее ими приготовленные, и последовательного будет на них отвечать, объясняя все непонятные для школьников темы и области изучения предмета.
Далее в рамках организации психолого-педагогического сопровождения школьникам за участие в ВПР будет выставлена поощряющая оценка «5» по предмету и будет проведен танцевально-музыкальный вечер, подчеркивающий торжественность события ВПР, в котором участвующие школьники будут представлены как представители школы, отстаивающие ее престиж.
Так, наравне с возникновением чувства тревоги у учащихся после объявления им факта необходимости их участия в ВПР, их дальнейшее понимание о том, что подготовка к ВПР будет проходить в игровой и безоценочной форме, способствующей улучшению их предметных знаний, а также, что они получат поощрительную положительную оценку за непосредственное участие в ВПР, которое является для них добровольным, то практически у всех школьников появилось желание участвовать в подготовке и написании ВПР, что отражает увеличение их мотивации.
После апробации разработанной модели технологии психолого-педагогического сопровождения было проведено повторное тестирование, позволяющее отразить динамику развития чувства тревоги у школьников в аспектах подготовки к всероссийской проверочной работе. Так показатели адаптированного к ВПР «теста школьной тревожности» позволили выявить, что чувство тревоги в рамках подготовки к ВПР было характерно только для небольшой части респондентов (8%), в отличии от сохранения у них тревожности при нахождении в школьной среде и присутствия на других уроках (анализ ряда отличных вопросов, характерных для общей школьной тревожности), что отражает необходимость коррекции их проведения в положительных аспектах влияния на учащихся с отсутствием развития дидактогении:
- Уровень тревожности нахождения в школьном учебном заведении остался на уровне высоких показателей (71%).
- Признаки социального стресса определены у 49% учащихся.
- Фрустрация потребности в достижении успеха присутствовала у 51% школьников.
- Страх, связанный с мнением окружающих был характерен для 72% учащихся.
Выявленные аспекты на уровне возникновения тревоги у школьников при подготовке к ВПР и участия в ней были отражены в параметрах:
- Страх самовыражения при подготовке к ВПР был выявлен у 15% школьников.
- 25% боялись во время разработанных занятий подготовки к ВПР не соответствовать ожиданиям учителя и других учеников.
- Страх проверки знаний во время рассматриваемой подготовки к ВПР отсутствовал практически у всех респондентов (92%). И только 8% боялись участвовать в написании ВПР.
Так, анализ результатов повторного тестирования после апробации модели технологии психолого-педагогического сопровождения школьников при подготовке к ВПР указывает на созданные благоприятные психоэмоциональные условия во время рассматриваемого процесса в школьной среде.
Делая вывод, можно отметить, что разработанная модель технологии психолого-педагогического сопровождения с помощью игрового метода изучения учебного материала и ассоциативного представления участников ВПР как представителей школы, отстаивающих ее имидж, что в дальнейшем будет отмечено на торжественном школьном вечере, позволит у школьников развить познавательный интерес на уровне приобретения ими предметных и надпредметных знаний на игровых уроках при подготовке к ВПР, укрепляя и углубляя их без отрицательных аспектов влияния на их личность в параметрах сохранения благополучного психоэмоционального фона.
Список литературы
1. Пашкин С.Б, Гончарова С.Ю. Особенности психолого-педагогического сопровождения младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях // Образовательный вестник "Сознание". 2021. Т. 23. № 4. С. 10-16.
2. Синкевич И. А., Тучкова Т. В. Психологопедагогические аспекты проблемы поддержки одаренных детей в Мурманской области// «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии»: материалы XXX международной заочной научно-практической конференции. (24 июля 2013 г.). Новосибирск: Изд. «СибАК», 2013. 202 с.
3. Щеголь В. И. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса гимназии // Фундаментальные исследования. 2008. № 9. С. 89-91.
4. Яничева Т.Г. Психологическое сопровождение деятельности школы. Опыт. Подходы. Находка // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2016. №4 (27). С. 74-77.
5. Чекунова Е.А. Психолого-педагогическое сопровождение развития личности в образовательном пространстве школы // Гуманитарные и социальные науки. 2016. №6. С. 239-247.
6. Газман О. С. Педагогическая поддержка ребенка в образовании // Директор школы. 2011. № 3. С. 51-58.
7. Кутепов М.М., Шагалова О.Г., Леонтьева Г.А. Возможности интерактивных технологий, программных средств и технических ресурсов в представлении учебно-методического материала // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 273-276.
8. Бизунков А. Б., Криштопова М. А. Анализ возможностей повышения качества образования путем использования игровых методов обучения //Вестник Витебского государственного медицинского университета. 2021. Т. 20. №. 4. С. 81-88.