Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №11 (88) Ноябрь 2023

УДК 80

Дата публикации 14.11.2023

Использование проектной методики при обучении иностранному языку в неязыковых вузах

Ягнич Анжела Ярославовна
старший преподаватель Севастопольского Государственного Университета, кафедра «Иностранные языки», РФ, г. Севастополь, angela31@rambler.ru

Аннотация: В данной статье рассматривается применение метода проекта на уроках английского языка в неязыковых вузах, обеспечивающего формирование у учащихся способности самостоятельно получать знания, решать коммуникативные задачи, творчески применять языковой материал, превращая занятия по иностранному языку в исследование и дискуссию. Кроме того, в статье представлена поэтапная работа над проектом.
Ключевые слова: метод проектов, личностно-ориентированное обучение, проектная методика, коммуникативная компетенция, самоорганизация работы, проблемно-ориентированное преподавание.

The use of project methodology in teaching a foreign language in non-linguistic universities

Yagnich Angela Yaroslavovna
Senior Lecturer at Sevastopol State University, Department of "Foreign Languages", Russia, Sevastopol

Abstract: This article discusses the application of the project method in English lessons in non-linguistic universities, which ensures the formation of students' ability to independently acquire knowledge, solve communicative tasks, creatively apply language material, turning foreign language classes into research and discussion. In addition, the article presents a step-by-step work on the project.
Keywords: project method, personality-oriented learning, project methodology, communicative competence, self-organization of work, problem-oriented teaching.

Правильная ссылка на статью
Ягнич А.Я. Использование проектной методики при обучении иностранному языку в неязыковых вузах // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 11 (88). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/ispolzovanie-proektnoj-metodiki-pri-obuchenii-inostrannomu-yazyku-v-neyazykovykh-vuzakh.html (Дата обращения: 14.11.2023)

 

 В эру стремительного роста информационных технологий, в условиях развивающегося международного сотрудничества знание иностранного языка является очень важным. Английский язык является самым популярным среди всех изучаемых языков, поскольку это основной инструмент транснационального общения ведения бизнеса в любой точке земного шара, язык СМИ, язык, используемый в сфере культуры, спорта, творчества. Знание английского языка является залогом конкурентоспособности, свидетельством профессиональной социализации современного поколения.

В связи с этим английский язык стал полноправным предметом не только в языковых, но и в технических вузах, на его изучение отводится все больше практических часов, появляются также новые направления подготовки, целью которых становится обучение студентов иностранному языку в профессиональной сфере деятельности.

Но с изменением социальных требований к человеку меняются, как известно, содержание, формы и методы образовательного процесса, т.к. традиционный подход к обучению иностранному языку не в полной мере отвечает современным требованиям, то существует необходимость внедрения новых методов обучения, способных сформировать у студентов умение самостоятельно получать знания и решать поставленные коммуникативные задачи.

Для достижения данной цели используются различные интерактивные методы обучения, одним из которых является метод проектов, благодаря которому создается языковая среда, а на ее основе формируется потребность в применении иностранного языка на практике [1].

Метод проектов был разработан в 20-е годы прошлого века американским педагогом Х.В. Килпатриком, который полагал, что весь процесс обучения должен представлять ряд опытов, которые взаимосвязаны так, что знания, приобретаемые в результате одного, способствовали бы обогащению и развитию последующих. Само обучение, по его мнению, должно реализовываться благодаря организации целевых актов, включающих в себя формулировку проблемы, составление плана по ее воплощению в жизнь и оценку выполнения [2].

На сегодняшний момент технология проектного обучения представлена в исследованиях как отечественных, так и зарубежных ученых (T. Hutchinson, R. Ribe, Б.П. Осипов, Е.С. Полат, И.Л. Бим, И.А. Зимняя).

В частности, Е.С. Полат рассматривает проектную методику как совокупность поисковых, проблемных и в то же время творческих методов, которые представляют собой дидактический прием активизации познавательной деятельности, роста креативности наряду с формированием определенных личностных качеств обучающихся в процессе создания конкретного конечного продукта. Она также подчеркивает, что метод проектов базируется на развитии когнитивных навыков обучаемых, умений самостоятельно конструировать собственные знания и хорошо ориентироваться в информационном пространстве [3].

Таким образом проект – это форма организации учебного процесса, предусматривающая комплексную деятельность всех членов группы по получению образовательной продукции за определенный период времени [4].

Это также и индивидуальная работа студента или группы студентов, которая включает в себя широкий диапазон проблемных и поисковых методов. Это и образовательная деятельность, которая направлена на определенный практический результат.

Обучение с применением технологии проектной деятельности как нельзя кстати подходит для формирования коммуникативной компетенции студентов неязыковых вузов, стимуляции их творческих исследований, а также активизацию изучаемого языкового материала. Главное преимущество использования данной методики на занятиях по иностранному языку заключается в том, что проектные технологии благотворно влияют на развитие навыков организаторской деятельности, на умение работать как индивидуально, так и в группе. Данная форма работы побуждает к изучению новой лексики, различных грамматических аспектов, а также в целом повышает интерес к английскому языку.

Для реализации любого проекта можно выделить несколько этапов.

Первый этап – подготовительный или поисковый. На этом этапе предлагается проблематика исследования, выдвигаются темы, происходит подбор, анализ и структурирование информации.

Сначала устанавливают, какой проект будет осуществляться: индивидуальный, парный или групповой. Если проект намечается парный или групповой, то необходимо провести формирование микрогрупп по интересам, распределить роли и задания в соответствии с уровнем знаний и желаемой практической деятельностью в рамках проекта. Следует также выбрать тип проекта: исследовательский, объектно-ориентировочный, информационный и т.д.

Комментирование и обсуждение темы проекта, внесение рациональных предложений, прогнозирование и планирование задач, а также постановка цели – все это способствует развитию иноязычной коммуникативной компетенции студентов, которые прибегают к использованию соответствующих речевых средств, аргументируя свои мысли и доводы.

Роль преподавателя на подготовительном этапе сводится к тому, чтобы предварительно изучить интересы, индивидуальные способности, выявить компетенции каждого отдельного ученика с тем, чтобы выбор темы проекта, формулировка проблемы, знакомство с идеей, обсуждение были для обучающегося наиболее привлекательными. Будучи замотивированным, студент сам выбирает индивидуальную траекторию движения к успеху. Данный подготовительный этап является наиболее важным, т.к. от него зависит конечный результат последующей работы.

Второй этап – аналитический или организационный. На этом этапе работы в микрогруппах идет анализ плана проекта, обсуждаются пути изучения и сбора информации, осуществляется поиск соответствующих аутентичных материалов, определяются наиболее предпочтительные способы достижения поставленных целей, возводится базис алгоритма деятельности.

Групповая работа на данном этапе тоже очень важна, т.к. повышает эффективность проектных заданий и улучшает коммуникативные навыки участников.

В ходе второго этапа преподаватель активно наблюдает, консультирует, дает советы (по просьбе учащихся), косвенно руководит, направляя процесс анализа в нужное русло. То есть, выступает в роли специалиста по отдельным вопросам и помощником в выборе дополнительных источников информации. Существенная роль отводится здесь преподавателю как координатору действий между отдельными участниками проекта и микрогруппами.

В принципе, на этом аналитическом этапе преподаватель может играть роль активного стороннего наблюдателя, предоставив членам микрогруппы свободу в самоорганизации работы. Рекомендуется создать все предпосылки для групповой рефлексии. Работая на данном этапе самостоятельно, студенты всегда могут обратиться к педагогу, которому предоставляется на практике реализовать личностно-ориентированное обучение и воспитание [5].

Третий этап – практический или проектный. На данном этапе суммируется вся имеющаяся информация, происходит систематизация аудио- и видеоматериалов, таблиц, макетов, плакатов, чертежей, обсуждаются компоненты презентации и распределяются окончательные роли.

Стоит отметить, что практический этап работы над проектом побуждает студентов к освоению значительно большего объема как грамматического, так и лексического материала, поскольку достаточно часто выявляются источники «проблемного» характера и учащиеся сталкиваются с нехваткой информации. Происходит констатация «белых пятен» в контексте, выделяются новые подтемы. Появившаяся проблематика позволяет еще раз взглянуть на объект изучения под углом неразрешенных вопросов. Таким образом формируется умение сопоставлять имеющиеся в наличии знания и новую информацию.

Поскольку некоторые проектные работы могут быть оформлены самими обучающимися без помощи учителя, а некоторые, наоборот, требуют помощи педагога, преподаватель может предложить конкретный набор поисковых задач. Здесь главная задача наставника – сохранить и приумножить интерес учащихся, помочь им усвоить информацию на иностранном языке, выразить свое отношение к событиям.

Преподаватель также может контролировать данный этап проектной деятельности, задавая различные вопросы, уточняя всевозможные детали, и, при необходимости, вносить некоторые коррективы в ход работы. Педагог должен уважительно относиться к инициативам и идеям студентов, предоставлять им т.н. «ситуации успеха».

Четвертый этап – презентационный – является наиболее значимым как для студентов, так и для преподавателя. Это – заключительное мероприятие, подводящее итог проделанной работы. Презентация проекта может быть проведена в форме видеосюжета, слайд-шоу, целого фильма и т.д. Обычно формат выступления обсуждается на этапе постановки целей и задач самого проекта.

Результат необходимо презентовать так, чтобы было понятно идейное содержание проекта, четкое структурирование которого должно держать аудиторию во внимании от начала и до конца. Непосредственно в процессе презентации формируются навыки публичного выступления, устраняется боязнь говорения на иностранном языке, происходит повышение самооценки личности.

Заключительный – пятый этап – контрольный. Здесь происходит оценивание результатов проекта и хода над ним, обсуждаются ошибки, задаются вопросы. И, как следствие, подводится итог: эффективны ли были презентации? Презентация проекта считается результативной, если она несет конкретную информацию, приводит к цели, убедительна, интересна, вызывает обратную связь с аудиторией.

Такая работа как проект не должна быть непосредственно оценена преподавателем при помощи баллов. Наиболее целесообразной будет комбинированная оценка, состоящая из рецензий сторонних наблюдателей, гостей презентации, самооценки авторов проекта.

На основании вышеизложенного следует отметить, что проектная методика делает, в частности, преподавание иностранного языка проблемно-ориентированным, развивает самостоятельность студентов в планировании и организации своей деятельности [6], а также позволяет индивидуализировать весь учебный процесс, формируя навыки сотрудничества с членами группы, т.к. в процессе совместной деятельности обучающиеся вырабатывают умение высказывания собственного мнения, учатся слышать других и находить компромисс. Метод проектов характеризуется ярко выраженной коммуникативной направленностью, активным включением студентов в учебный процесс, помогает создать непринужденную творческую атмосферу.

Помимо этого, работа над проектом на уроках иностранного языка создает прочную языковую базу, повышает мотивацию и интерес к изучению английского языка, вовлекая тем самым обучающихся в иноязычную речевую деятельность [7].

Практика применения метода проектов показывает, что вместе учиться не только легче и интересней, но и более продуктивно. А его потенциал направлен на формирование творческой личности, развитие ее волевых качеств, интеллектуальных возможностей, и, как следствие - профессионализма, обеспечивающего конкурентоспособность выпускников на рынке труда.

По мнению И.Н Непрокиной результат применения проектной методики краткосрочный, но впечатляющий, так как появляются новые, зачастую революционные идеи и решения. Актуальным представляется также анализ ошибок и неудач, с которыми сталкиваются студенты в процессе проектного обучения [8].

Конечно, весь учебный процесс не должен базироваться исключительно на схеме проектного обучения. Однако, при закреплении, обобщении, повторении учебного материала, а также при отработке навыков и умений говорения на иностранном языке, этот метод, безусловно, принадлежит к числу наиболее эффективных.


Список литературы

1. Лукоянова Т. В. Метод проектов как один из методов в педагогике / Т.В. Лукоянова // Современные проблемы науки и образования. 2009. - № 6-1. – 61 с.
2. Лучшие педагоги России [Электронный ресурс] / Международная академия развития образования и педагогических наук. – 2019. - Режим доступа: http://www.best-pedagog.ru/uilyam-kilpatrik/
3. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования // Е.С. Полат – М.: Издательский центр "Академия", 2002. – 272 с.
4. Хуторской А.В. Компетенции в образовании: сб.науч.тр. / А.В. Хуторской // Опыт проектирования. - М.: ИНЭК, 2007. –327 с.
5. Бим И.Л. Некоторые актуальные проблемы современного обучения иностранным языкам / И.Л. Бим // Иностранные языки в школе. - 2001. – № 2. С. 5-8.
6. Павленко В.Г. Использование проектного метода при обучении в неязыковом вузе [Электронный ресурс] / В.Г. Павленко // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - № 11(ноябрь). - 21-25 с. - Режим доступа: httр://е-koncept.ru/2015/15379.htm
7. Побокова О.А. Новые технологии в обучении язьгку: проектная работа / О.А. Побокова, А.А. Немченко. - Иркутск. - 2003. - 312 с.
8. Непрокина И.В. Проектирование как тренд современной системы обучения / И.В. Непрокина: Тольяттинский государственный университет // Общество: социология, психология, педагогика. – Краснодар: Хорс, 2018. - № 4. С. 90-93.

Расскажите о нас своим друзьям: