Общая психология, психология личности, история психологии | Мир педагогики и психологии №11 (88) Ноябрь 2023
УДК 159.99
Дата публикации 17.11.2023
Повышение уровня самопринятия взрослых в процессе индивидуального консультирования
Протасова Дарья Дмитриевна
магистрант, кафедры педагогики и психологического начального образования, Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, РФ, г. Красноярск, protasova-dd@mail.ru
Сафонова Марина Вадимовна
канд. псих. наук, доцент кафедры педагогики и психологии начального образования, Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, РФ, г. Красноярск, marina.safonova@mail.ru
Аннотация: В данной статье раскрыт процесс повышения уровня самопринятия взрослых в процессе индивидуального консультирования. Приводятся результаты влияния подобранной индивидуальной программы консультирования на формирование уровня самопринятия. В исследовании приняли участие 6 человек в возрасте 25-36 лет. В статье сделан вывод о том, что при грамотно подобранной программе консультирования можно существенно повысить уровень самопринятия, что в дальнейшем может улучшить эмоциональный фон и стать важными шагами в личном росте и развитии.
Ключевые слова: самопринятие, консультирование, эксперимент, самооценка, программа, самопонимание, самоуважение, самопознание, саморазвитие, взрослые, личность.
Master's student, Department of Pedagogy and Psychological Primary Education, Krasnoyarsk State Pedagogical University, University named after V.P. Astafieva, Russian Federation, Krasnoyarsk
Ph.D. psycho. Sciences, Associate Professor of the Department of Pedagogy and Psychology of Primary Education, Krasnoyarsk State Pedagogical University, University named after V.P. Astafieva, Russian Federation, Krasnoyarsk
Abstract: This article reveals the process of increasing the level of self-acceptance of adults in the process of individual counseling. The results of the influence of a selected individual counseling program on the formation of a level of self-acceptance are presented. The study involved 6 people aged 25-36 years. The article concludes that with a well-chosen counseling program, the level of self-acceptance can be significantly increased, which can subsequently improve the emotional state and become important steps in personal growth and development.
Keywords: self-acceptance, counseling, experiment, self-esteem, program, self-understanding, self-esteem, self-knowledge, self-development, adults, personality.
Протасова Д.Д., Сафонова М.В. Повышение уровня самопринятия взрослых в процессе индивидуального консультирования // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 11 (88). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/povyshenie-urovnya-samoprinyatiya-vzroslykh-v-protsesse-individualnogo-konsultirovaniya.html (Дата обращения: 17.11.2023)
На сегодняшний день значительное количество населения подвержено ситуациям, когда затрагивается их эмоциональное и психологическое благополучие. Для того, чтобы достигнуть гармонии, равновесия, приобрести умение справляться с жизненными ситуациями, особое внимание стоит уделять самопринятию. Именно поэтому индивидуальное консультирование взрослых является важным средством оказания психологической помощи, что может положительно отразится на самопринятии и существенно повысить качество жизни.
Индивидуальное психологическое консультирование способствует тому, что человек постепенно начинает лучше понимать себя, а также принимать, что положительно отражается на процессе формирования его собственной жизненной философии. С помощью индивидуального психологического консультирования можно решить различные психологические проблемы, оказать помощь человеку в понимании себя. Необходимо обратить внимание и на то, что именно индивидуальное психологическое консультирование обладает широким перечнем возможностей для помощи в самопринятии.
В рамках данной статьи будут представлены результаты реализации программы индивидуального консультирования взрослых на основании констатирующих данных, приведенных в вышеуказанной статье.
Цель исследования: разработать и оценить эффективность программы индивидуального консультирования взрослых как средства помощи в самопринятии.
Для изучения актуального уровня самопринятия у взрослых были использованы тест на самооценку личности Будасси, методика исследования самоотношения (МИС) В.В. Столина, опросник рефлексивности А.В. Карпова, тест «Готовность к саморазвитию» В. Павлова. Результаты показали, что, низкий уровень самопринятия у 16,67% участников эксперимента, остальные 83,33% участников имеют средний уровень самопринятия. Участие в формирующем эксперименте приняли 6 человек в возрасте от 25 до 36 лет.
В процессе исследования нами была разработана программа индивидуального консультирования взрослых по проблеме самопринятия, основная цель которой сводится к осуществлению психологической коррекции людей, имеющих проблемы с самопринятием. Данная программа предполагала семь индивидуальных консультаций, проводимых еженедельно. Респонденты, принимающие участие в исследовании, имели запросы на повышение уровня самопринятия. Участие в эксперименте было добровольным в целях повышения уровня мотивации.
В ходе исследования мы смогли изучить проявление таких компонентов самопринятия как самооценка, самопонимание, рефлексия, самоуважение и стремление к саморазвитию. Относительно выделенных компонентов был сформирован тематический план консультаций (табл. 1)
Таблица 1. План консультаций по повышению уровня самопринятия
№ | Тема | Задачи |
1 | Знакомство | Знакомство с клиентом и его представлениями о себе. Оценка иерархии его взаимоотношений. |
2 | Личные границы | Определение понятия личных границ и текущего состояния границ во взаимодействии клиента с другими. |
3 | Внутренний ребенок | Вербализация чувств, эмоций и переживаний. Установление контакта со своим внутренним ребенком, развитие навыка самоподдержки и внутренней опоры. Осознание ответственности за проявление любви и заботы по отношению к себе. |
4 | Самоценность, индивидуальность и рефлексия | Осмысление ранее не осознанных аспектов своей личности. Осознание собственной ценности, проявление потребностей и желаний. |
5 | Иррациональные мысли | Выявление иррациональных мыслей, влекущих за собой негативные эмоции. Повышение осознанности клиента для улучшения качества его жизни. Повышение позитивного самоотношения. |
6 | Ответственность | Развитие чувства ответственности, проявления себя. Умение формулировать проблемы. Понимание своих особенностей. |
7 | Цель и достижение | Постановка и достижение поставленной цели. Развитие вариативности мышления. |
В работе были использованы техники из арт-терапии, гештальт-терапии, эмоционально-образной терапии, когнитивно-поведенческой терапии и техники с использованием метафорических ассоциативных карт.
После проведения индивидуальных консультативных сессий мы реализовали повторное исследование, результаты которого представлены ниже.
Внедрение индивидуальной программы консультирования позволило существенно сократить количество респондентов, которые имеют низкий и средний уровень самопринятия (рис. 1)
Рисунок 1. Распределение уровней самопринятия на констатирующем и формирующем этапе (распределение в %)
Как показывают результаты исследования, разработанная нами программа индивидуального консультирования, направленная на формирование самопринятия, позволила существенно улучшить динамику общего уровня самопринятия. Так показатель высокого уровня самопринятия увеличился до 66,67%, средний уровень составил 33,34%, а низкий уровень, после проведения работы составил 0%. Соответственно, можно с уверенностью говорить о минимизации имеющихся негативных тенденций. Получается, что разработанная программа индивидуального консультирования имеет вполне положительный эффект, так как позволяет обеспечить повышение уровня формирования самопринятия у взрослых.
После проведенных консультаций хочется отметить такие результаты, как: формирование адекватного уровня самооценки, принятие своих эмоций, сильных и слабых сторон, ориентация на свою систему ценностей и главную роль в собственной жизни, умение ставить цели и определять курс движения для их реализации.
Положительным фактом является и то, что после проведенных индивидуальных консультаций респонденты стали стремиться к саморазвитию, у них отмечается улучшение эмоционального состояния.
Полученные результаты исследования и разработанный план индивидуальных консультаций взрослых, направленный на формирование самопринятия, может быть использован в практической деятельности психолога, работающего с клиентами, имеющими проблемы с самопринятием.
Опираясь на полученные результаты, можно обозначить важность индивидуального психологического консультирования в формировании уровня самопринятия взрослых.
Список литературы
1. Василюк Ф.Е. Понимающая психотерапия как психотехническая система. – Спб.: Питер, 2023. – 448 с.
2. Добсон Д., Добсон К. Научно-обоснованная практика в когнитивно-поведенческой терапии. – СПб.: Питер, 2022. – 400 с.
3. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – Спб.: Питер, 2019. – 784 с.
4. Кочюнас P. Основы психологического консультирования. – М.: «Академический проект», 1999. – 240 с.
5. Пилипенко Т. С. Парадоксы феномена самопринятия // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2020. №3. С. 36-39.
6. Протасова Д.Д., Сафонова М.В. Индивидуальное консультирование взрослых как средство помощи в самопринятии // Вопросы психологии экстремальных ситуаций – 2023. №3. С. 56-61.
7. Яремчук С.В. ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОПРИНЯТИЯ И ВОЗМОЖНОСТИ ИХ ДИАГНОСТИКИ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=12416 (дата обращения: 25.09.2023)