Педагогическая психология | Мир педагогики и психологии №11 (88) Ноябрь 2023

УДК 159.9.072.432

Дата публикации 18.11.2023

Программа группового психологического консультирования по вопросам гармонизации детско-родительских отношений

Мосина Наталия Анатольевна
канд. псих. наук, доцент кафедры педагогики и психологии начального образования, Красноярский государственный педагогический университет В.П. Астафьева, РФ, г. Красноярск, mosina16@mail.ru
Волченко Анастасия Алексеевна
магистрант кафедры педагогики и психологии начального образования, Красноярский государственный педагогический университет В.П. Астафьева, РФ, г. Красноярск, nastenka.volchenko@mail.ru

Аннотация: В данной статье предложена программа для группового психологического консультирования родителей по гармонизации детско-родительских отношений. Программа состоит из десяти тематических лекционных встреч с закрепляющими техниками и упражнениями. В ходе работы проведено исследование изменений результатов опрашиваемых родителей до и после проведения эксперимента с помощью предложенной программы.
Ключевые слова: детско-родительские отношения, гармонизация, компетентность родителей, программа, исследование, групповое консультирование, подростки

Group psychological counseling program on issues of harmonization of parent-child relationships

Mosina Natalia Anatolyevna
Ph.D. psycho. Sciences, Associate Professor of the Department of Pedagogy and Psychology of Primary Education, Krasnoyarsk State Pedagogical University V.P. Astafieva, RF, Krasnoyarsk
Volchenko Anastasia Alekseevna
Student of the Department of Psychology and Pedagogy of Primary Education, Krasnoyarsk State Pedagogical University V.P. Astafieva, RF, Krasnoyarsk

Abstract: This article proposes a program for group psychological counseling of parents on the harmonization of parent-child relationships. There are also ten thematic lecture sessions with reinforcing techniques and exercises. In the course of the work, a study was conducted of changes in the results of the parents interviewed before and after the experiment using the proposed program.
Keywords: parent-child relationships, harmonization, parental competence, program, research, group counseling, adolescents

Правильная ссылка на статью
Мосина Н.А., Волченко А.А. Программа группового психологического консультирования по вопросам гармонизации детско-родительских отношений // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 11 (88). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/programma-gruppovogo-psikhologicheskogo-konsultirovaniya-po-voprosam-garmonizatsii-detsko-roditelskikh-otnoshenij.html (Дата обращения: 18.11.2023)

 

В наше время все больше ставится акцентов на осознанном родительстве, на гармонизации детско-родительских отношений. Но вместе с этим у родителей появляется все больше вопросов по поводу того, как выстраивать отношения со своими детьми [5, с. 152].

Также родители сталкиваются с трудностями общения с подростками. Именно поэтому становится важным помочь им с психологическим консультированием по вопросам гармонизации детско-родительских отношений, а также предоставить им актуальную информацию для их полного понимания в рамках данного вопроса [4, с. 5].

Новизна данной работы заключается в том, что обосновано применение программы группового консультирования родителей подростков.

Цель работы: проверить возможность группового консультирования родителей по вопросам гармонизации отношений с детьми подросткового возраста.

Советский психолог Л.А. Венгер определяет детско-родительские отношения как систему отношений между взрослым и ребёнком, состоящими в непосредственном родстве, данные отношения появляются с момента рождения ребёнка [1, с. 13].

Детско-родительские отношения – это важный аспект в формировании личности ребенка.

При гармоничных отношениях ребенок растет самостоятельным, уверенным в себе, со стабильной самооценкой. Он легко адаптируется в коллективе и не имеет сложностей в построении отношений с другими людьми.

Если же отношения между родителем и ребенком нарушены, то в них отсутствуют гармония, понимание и доверие. Ребенку может не хватать внимания, либо его может быть слишком много (чрезмерная опека). Тогда подросток испытывает трудности в общении с другими людьми и адаптацией, он растет неуверенным в себе, с низкой самооценкой, несамостоятельным.

Также на детско-родительские отношения влияет стиль воспитания, которого придерживаются родители. Авторитарный, хаотичный, гиперопекающий и попустительский стили воспитания приводят к разобщенности родителей и ребенка.

Демократический стиль – стиль воспитания, который является оптимальным для развития гармоничных детско-родительских отношений.

Таким образом, при работе с родителями важно сделать акцент именно на выбранных ими стилях воспитания, подкорректировать способы коммуникации и методы взаимодействия с ребенком. Все это можно сделать с помощью психологического консультирования.

Психологическое консультирование может происходить как в индивидуальной, так и в групповой форме.

При групповом психологическом консультировании работа с родителями происходит через лекционные встречи, дискуссии, просмотр кино, а также посредством проведения различных техник [2, с. 9].

На основе этого проводилось исследование на базе группы родителей (мамы подростков) от 32 до 40 лет для 25 человек. Исследование было проведено с целью выявления людей, которым необходима помощь в данном вопросе.

Были предложены следующие методики:

1. Опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин).

2. Опросник «Мера заботы» (И.М. Марковского).

3. Тест сознательное родительство (М.С. Ермихина).

На основании трех методик были получены следующие результаты исследования до проведения программы.

На основе результатов исследования был сделан вывод, что из 25 человек высокий уровень получили 32% человек. Это говорит о том, что только эти родители четко понимают, какие методы воспитания применять к ребенку. У них выбран благоприятный стиль воспитания. Также и родители, и дети удовлетворены их отношениями друг с другом [3, с. 4].

Однако 68% родителей, из них 64% набрали средний уровень, а 4% - низкий, находятся в затруднении по вопросам гармонизации отношений со своими детьми, они не могут найти подход к своему подростку и не удовлетворены их взаимоотношениями друг с другом.

Таким образом, на основе результатов была разработана программа группового консультирования, в которой участвовали 16 человек – это мамы подростков, которые набрали средний и низкий уровни в результате исследования.

Цель программы: гармонизация детско-родительских отношений посредством группового консультирования родителей.

Задачи программы:

1. Провести психологическое групповое консультирование родителей по различным вопросам.

2. Обучить родителей новым способам воспитания и взаимодействия с ребенком.

3. Обучить родителей самоконтролю и научить их работать с собственными чувствами, эмоциями и состояниями.

По ожидаемым результатам, если придерживаться этих задач, то данная программа будет эффективна.

Такая программа найдет свою область применения и будет полезна как для родителей подростков, так и для психологов.

Программа проводится по следующим этапам: вводный, основной, заключительный. На вводном этапе происходит знакомство группы между собой, на основном этапе проводятся лекции, техники и упражнения для гармонизации детско-родительских отношений. На заключительном этапе подводятся итоги работы.

 Групповые встречи происходят 1 раз в неделю на протяжении 10 недель. Работа проводилась в кабинете психолога, использовались презентации, раздаточные материалы, метафорические ассоциативные карты, принадлежности для рисования.

План групповых консультаций представлен ниже (табл.1).

Таблица 1. Краткое содержание программы

№ встречи

Тема встречи

Техники

1

«Как общаться с подростком?»

«Чтобы что», «Воспоминания детства»

2

«Подростковые кризисы»

«Метод незаконченных предложений»

3

«Подростковая влюбленность и дружба»

«Список правил»

4

«Половое созревание у подростков»

«Рисуем свой страх»

5

«Поощрение и наказание, как делать этично?»

«Ярлыки»

6

«Буллинг или школьная травля»

«Лимон-апельсин»

7

«Расстройства у подростков»

«Письмо гневу», «Рисование гнева»

8

«Принцип безусловного принятия»

«Письмо о счастье»

9

«Как помочь подростку чувствовать и планировать время?»

«Поглотители времени»

10

«Профориентация подростка»

Техника МАК «Профориентация»

После данного группового консультирования было проведено повторное исследование экспериментальной группы, в которую вошли 16 человек, чтобы сравнить изменения этих участников до и после программы.

Результаты представлены в совокупности трех методик (рис.1).

Рисунок 1. Результаты исследования родителей в экспериментальной группе до и после проведения программы по итогам трех методик

Таким образом, из 16 человек 1 родитель (6,25%), набравший низкий уровень до программы, после нее перешел на высокий уровень, 10 (62,5%) человек из среднего уровня перешли на высокий. Итого из 16 человек 11 (68,75%) после программы перешли на высокий уровень, а 5 человек (31,25%) так и остались на среднем уровне с небольшими изменениями внутри уровня.

Подводя итоги, можно сказать, что в ходе встреч родители проработали свои негативные установки и взгляды по поводу воспитания детей. Они отметили, что их отношения с подростками стали теплее и изменился психологический климат в семье.

Также участники были благодарны за возможность проработки себя. Особенно за то, что у них появлялось больше осознанности в своем поведении, а это благоприятно повлияло на их отношения с детьми.

Таким образом, исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что реализованная программа положительным образом сказалась на участниках группы, повысив уровень детско-родительских отношений.


Список литературы

1. Алимова Г. Психологические аспекты детско-родительских отношений //Человеческий фактор: Социальный психолог. – 2021. – №. 2. – С. 43-48.
2. Бостанова С. Н., Гогиберидзе Г. М., Гогоберидзе Ф. Ю. Особенности эмоционального взаимодействия в детско-родительских отношениях //Традиции и инновации в психологии и социальной работе. – 2020. – С. 57-62.
3. Гордиенко Е. В., Волченко А.А. Психологические характеристики материнского воспитания в школьном возрасте // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 07 (84).
4. Евдокимова Е.В. Исследование родительства в проблемном поле психологической науки // Семья и личность: проблемы взаимодействия. 2014. № 1. С. 54–60.
5. Игембаева К. С. Психологические особенности детско-родительских отношений в семье //Инновационная наука. – 2019. – №. 2. – С. 151-153.
6. Сафонова М.В., Косинова М.А., Романова Е.А. Анализ социальных представлений о родительстве у взрослых, имеющих и неимеющих детей // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2021. №1. С. 94-112.

Расскажите о нас своим друзьям: