Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия) | Мир педагогики и психологии №03 (92) Март 2024

УДК 376

Дата публикации 31.03.2024

Психолого-педагогические условия формирования коммуникативных навыков у учащихся с умственной отсталостью посредством моделирования жизненных ситуаций во внеурочной деятельности (формирующий этап экспериментального исследования)

Ибрагимова Алие Рустемовна
канд. пед. наук, доцент, Крымский инженерно-педагогический университет им. Февзи Якубова, РФ, г. Симферополь
Шепкетов Мансур Рустемович
студент, кафедры специального (дефектологического) образования, Крымский инженерно-педагогический университет им. Февзи Якубова, РФ, г. Симферополь

Аннотация: В данной статье обоснован процесс реализации психолого-педагогических условий формирования коммуникативных навыков у учащихся с умственной отсталостью посредством моделирования жизненных ситуаций. В ходе изложения материала статьи авторы описывают психолого-педагогические условия формирования коммуникативных навыков у учащихся с умственной отсталостью посредством моделирования жизненных ситуаций, характеризуют направления работы, методы и приемы, используемые в данном процессе.
Ключевые слова: психолого-педагогические условия, процесс формирования коммуникативных навыков, учащиеся с умственной отсталостью, моделирование жизненных ситуаций, формирующий этап экспериментального исследования.

Psychological and pedagogical conditions for the formation of communicative skills in students with mental retardation through modeling life situations in extracurricular activities (the formative stage of experimental research)

Ibragimova Aliye Rustеmovna
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Crimean Engineering and Pedagogical University named after Fevzi Yakubova, Russian Federation, Simferopol
Shepetov Mansur Rustemovich
student, Department of Special (Defectological) Education Crimean Engineering Pedagogical University named after Fevzi Yakubova, Russian Federation, Simferopol

Abstract: This article substantiates the process of implementing psychological and pedagogical conditions for the formation of communication skills in students with mental retardation through modeling life situations. In the course of presenting the material of the article, the authors describe the psychological and pedagogical conditions for the formation of communicative skills in students with mental retardation through modeling life situations, characterize the areas of work, methods and techniques used in this process.
Keywords: psychological and pedagogical conditions, the process of formation of communication skills, students with mental retardation, modeling of life situations, the formative stage of experimental research.

Правильная ссылка на статью
Ибрагимова А.Р., Шепкетов М.Р. Психолого-педагогические условия формирования коммуникативных навыков у учащихся с умственной отсталостью посредством моделирования жизненных ситуаций во внеурочной деятельности (формирующий этап экспериментального исследования)

Формирование коммуникативных навыков у учащихся с умственной отсталостью посредством моделирования жизненных ситуаций во внеурочной деятельности – это эффективный подход, направленный на развитие у детей способности к социальной адаптации и успешному взаимодействию. Через имитацию реальных ситуаций дети учатся понимать социальные сигналы, налаживать контакты с окружающими, а также решать возникающие проблемы [1].

Во время организации и проведения внеурочной деятельности важно устанавливать реалистичные цели и ожидания, адаптированные под возможности детей:

– Использовать поощрение и положительное подкрепление для мотивации учащихся.

– Регулярно анализировать и корректировать подходы и методы в соответствии с потребностями и ответной реакцией детей.

– Включать родителей и других членов семьи в процесс формирования коммуникативных навыков через совместные мероприятия и домашние задания.

– Поддерживать тесное сотрудничество с психологами, специальными педагогами и другими специалистами для обеспечения комплексной поддержки учащимся [2].

Полученные результаты на этапе констатирующего этапа исследования свидетельствовали о недостаточном уровне сформированности коммуникативных навыков, учащихся с умственной отсталостью. С целью коррекции нарушенных навыков коммуникации была проведена работа по формированию коммуникативных навыков у учащихся с умственной отсталостью посредством моделирования жизненных ситуаций.

Формирующий этап эксперимента был реализован в период с сентября 2023 года по март 2024 года включительно (7 месяцев). Занятия проводились 1 раз в неделю. За весь период было проведено 32 занятия.

Перед началом исследования были выделены следующие психолого-педагогические условия формирования коммуникативных навыков у учащихся с умственной отсталостью посредством моделирования жизненных ситуаций во внеурочной деятельности:

1. Индивидуализация и дифференциация обучения. Распознавать различные способности, потребности и интересы каждого учащегося и реагировать на них позволит эффективно выстраивать процесс формирования коммуникативных умений. Адаптируя действия к индивидуальным особенностям можно повысить их вовлеченность и эффективность общения.

2. Позитивное подкрепление. Используя похвалу и другие формы позитивного подкрепления для поощрения усилий и достижений в общении, какими бы незначительными они ни были. Это помогает повысить самооценку и мотивацию учащихся.

3. Структурированные и последовательные действия. Проектируя действия, которые структурированы облегчает понимание учащимися и участие в них. Это также включает разделение сложных задач на более простые.

4. Повторение. Повторение помогает закрепить усвоенные коммуникативные навыки.

5. Моделирование жизненных ситуаций. Используя ролевые игры и ситуационные упражнения для моделирования коммуникативного поведения позволяет эффективно формировать коммуникативные навыки. Это включает в себя демонстрацию активного слушания, правильного использования речи и коммуникативного взаимодействия.

6. Связь с реальной жизнью. Связывая коммуникативные действия с реальными жизненными ситуациями позволяет сделать обучение актуальным, а учащимся понять практическую важность коммуникативных навыков.

Реализация коррекционной работы с учетом этих психолого-педагогических условий может внести значительный вклад в успешное формирование коммуникативных навыков у учащихся с умственной отсталостью.

Далее обоснуем содержание работы по формированию коммуникативных навыков у учащихся с умственной отсталостью посредством моделирования жизненных ситуаций во внеурочной деятельности. За основу разработки была взята программа В.В. Воронковой «Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов специальной общеобразовательной школы» [3].

Схематично содержание работы по реализации психолого-педагогических условий формирования коммуникативных навыков представим на рисунке 1.

Рисунок 1. Содержание работы по реализации психолого-педагогических условий формирования коммуникативных навыков у учащихся с умственной отсталостью посредством моделирования жизненных ситуаций во внеурочной деятельности

Целью реализации содержания работы является: формирование коммуникативных навыков у учащихся с умственной отсталостью посредством моделирования жизненных ситуаций во внеурочной деятельности.

В качестве направлений коррекционной работы были определены:

– формирование навыков речевого оформления коммуникативного акта;

– формирование коммуникативных навыков;

– формирование общительности.

Форма работы: внеурочная деятельность.

Средство работы: моделирования жизненных ситуаций.

Методы и приемы работы:

– использование потенциальных интеллектуальных и речевых возможностей умственно отсталых школьников (проведение игр);

– создание условий, побуждающих постоянно пользоваться речью (работа над этюдом, проигрывание смоделированных жизненных ситуаций);

– демонстрация стилистических возможностей частей речи (моделирование жизненных ситуаций) [4].

Работа по формированию коммуникативных навыков во внеурочной деятельности посредством моделирования жизненных ситуаций выстраивалась с использованием потенциальных интеллектуальных и речевых возможностей умственно отсталых учащихся.

На данном этапе работы в процессе развития коммуникативных навыков были использованы игры, которые подбирались исходя из особенностей индивидуального психофизического развития обучающихся.

В планирование работы были включены следующие темы для изучения: «Питание» (Игра «Путешествие в страну здорового питания»); «Торговля» (Игра «В магазине игрушек»); «Культура поведения». (Игра «Народные традиции»); «Транспорт» (Игровая ситуация на тему: «Поездка в автобусе»); «Средства связи» (Этюд «Обращение в справочное бюро») [5].

Таким образом, в ходе реализации программы по формированию коммуникативных навыков у учащихся с умственной отсталостью в рамках внеурочной деятельности через моделирование жизненных ситуаций были достигнуты значимые результаты. Использование игровых форм деятельности, основанных на потенциальных интеллектуальных и речевых возможностях детей, способствовало повышению речевой активности и социальной адаптации учащихся. В процессе общения в рамках смоделированных ситуаций дети смогли лучше понять и освоить социально значимые формы взаимодействия. Работа над этюдами и моделирование жизненных ситуаций позволили детям не только улучшить свои речевые навыки, но и научиться соответствующим стилям общения в различных социальных контекстах.

 

 


Список литературы

1. Богачева, Г.Г. Внеурочная деятельность как средство формирования социальной компетентности учащихся / Г.Г. Богачева. // Актуальные задачи педагогики : материалы V Междунар. науч. конф. – Т. 0. – Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. – С. 92–106.
2. Волошина, А.А. Развитие коммуникативных возможностей у школьников с нарушением интеллекта на уроках социально-бытовой ориентировки / А.А. Волошина // Материалы VII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://scienceforum.ru/2015/article/2015008497">https://scienceforum.ru/2015/article/2015008497 (дата обращения: 13.02.2024 )
3. Воронкова, В.В. Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов специальной общеобразовательной школы VIII вида / В.В. Воронкова, С.А. Казакова. – М.: ВЛАДОС, 2011. – 366 с.
4. Мельникова, Т.В. О состоянии опыта речевого общения учащихся с нарушениями интеллекта / Т.В. Мельникова, Ж.А. Мусина, В.В. Миночкина. // Педагогика: традиции и инновации : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). – Челябинск: Два комсомольца, 2014. – С. 97-100.
5. Птушенко, Р.С. Формирование коммуникативных учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью с помощью применения метода групповой работы на уроках в школе / Р.С. Птушенко // Специальное образование. 2017. №.1. – С. 165-169.

Расскажите о нас своим друзьям: