Социальная психология | Мир педагогики и психологии №07 (72) Июль 2022
УДК 159.9
Дата публикации 31.07.2022
Психологическое пространство и границы студенческой молодежи: современное состояние и перспективы проблемы
Фоминых Екатерина Сергеевна
кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры специальной психологии Оренбургского государственного педагогического университета, fominyh.yekaterina@yandex.ru
Аннотация: Освещается проблема психологического пространства и психологических границ студентов. Рассмотрена сущность феноменов психологического пространства и психологических границ личности. Систематизированы данные о состоянии и функционировании психологических границ в период студенчества. Представлены результаты исследования психологических границ девушек-студенток г. Оренбурга на основе методики Э. Хартмана «Психологические границы личности» (N = 64, возраст – 19-21 год). Выявлено преобладание слишком тонких и тонких границ, указывающих на чувствительность и уязвимость в ситуациях социального взаимодействия, слабость защит. Представлены перспективы и научный потенциал исследований психологического пространства и границ студентов.
Ключевые слова: психологические границы, психологическое пространство, студенты, молодежь, функции психологических границ.
Candidate of Psychological Sciences, Assistant Professor, Assistant Professor Assistant Professor of the Department of Special Psychology, Orenburg State Pedagogical University
Abstract: The problem of psychological space and psychological boundaries of students is highlighted. The essence of the phenomena of psychological space and psychological boundaries of personality is considered. The data on the state and functioning of psychological boundaries during the student period are systematized. The results of the study of the psychological boundaries of female students of Orenburg based on the methodology of E. Hartman «Psychological boundaries of personality» (N = 64, age – 19-21 years) are presented. The predominance of too thin and thin boundaries, indicating sensitivity and vulnerability in situations of social interaction, weakness of defenses, has been revealed. The prospects and scientific potential of research of psychological space and boundaries of students are presented.
Keywords: psychological boundaries, psychological space, students, youth, functions of psychological boundaries.
Фоминых Е.С. Психологическое пространство и границы студенческой молодежи: современное состояние и перспективы проблемы // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2022. № 07 (72). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/psikhologicheskoe-prostranstvo-i-granitsy-studencheskoj-molodezhi-sovremennoe-sostoyanie-i-perspektivy-problemy.html (Дата обращения: 31.07.2022)
Пространство и время жизни современного человека значительно трансформировались по причине жесткой транзитивности, цифровизации и информатизации, вызванных непрерывными кризисами и вызовами. В данных условиях остро встают вопросы внутреннего и внешнего пространств личности, их интеграции и дифференциации, связывающих и разделяющих границ. Данные аспекты послужили основой для проведения многочисленных отечественных и зарубежных исследований феномена психологического пространства и границ личности по причине его ценного объяснительного потенциала в анализе системных процессов и явлений (Н. Браун, Г. Клауд, Дж. Таунсенд, Т.С. Леви, Т.Д. Марцинковская, С.К. Нартова-Бочавер, Е.В. Рягузова, П. Федерн, Э. Хартман, О.А. Шамшикова, Е.О. Шамшикова, И.А. Шаповал и др.). Исследовательское поле данной статьи мы ограничиваем периодом студенчества как важного этапа трансформации системы отношений личности и построения контура (границы) жизненного пространства.
В отечественной и зарубежной литературе распространен подход к пониманию психологического пространства как субъективно значимого фрагмента бытия личности, определяющего деятельность и стратегию жизни. Психологическое пространство личности онтогенетически развивается; его подвижность детерминирует тенденцию к расширению через включение комплекса физических, социальных и психологических явлений [1]. Психологическая граница рассматривается как система, состояние и функционирование которой обеспечивает выстраивание диалога с собой, другими, миром [2]. Степень зрелости, сохранности, целостности, гибкости границ определяет вариативность жизненных стратегий личности и поведенческих реакций, охватывающих континуумы «конструктивность – деструктивность», «прогресс – регресс», «здоровье – болезнь», «реактивность – проактивность».
Становление личности неразрывно связано с процессом развития психологического пространства и границ, в связи с этим анализ данных феноменов осуществляется в контексте проблем межличностной коммуникации, сепарационных процессов детско-юношеского периода, социального и психологического благополучия на разных возрастных этапах, виктимизации, социальной адаптации и дезадаптации личности. Значительные разработки касаются исследования связи психологических границ и ценностно-смыслового пространства личности, детерминирующих процессы саморазвития, самодетерминации, самореализации.
Бисерова Г.К. [3] установила связь сохранных и целостных границ психологического пространства студентов с высокими показателями осмысленности жизни, способностью структурировать, управлять и контролировать жизненное пространство. Наиболее значимыми для выстраивания жизни, наполненной смыслом, целями и аутентичной творческой самореализации, стали суверенные показатели подсистемы привычек, социальных связей, вещей и физического тела. В исследовании Л.В. Косиковой [4] подтверждена связь сохранных границ психологического пространства и смысложизненных ориентаций студентов. Установлено, что у студентов гуманитарных специальностей значима связь с осмысленностью жизни, продуктивностью, самореализацией, самостоятельностью и ответственностью в настоящем, свободой выбора, у студентов технических специальностей в приоритете контроль над своей жизнью, постановка целей, свобода ценностных и мировоззренческих установок.
Исследование психологического пространства и его границ у одаренных студентов выявило преобладание показателей сохранности границ, тенденции здоровой автономии и конструктивного диалога, учитывающего чужие и собственные границы. Причем данная тенденция является характерной не только для одаренных студентов, но и для общей исследуемой выборки студентов. Отличительной особенностью психологического пространства одаренных студентов является повышенная чувствительность и уязвимость границ физического тела и ценностей, связанная с усилением либо трудностями защиты данных измерений [5].
Исследование психологических границ в контексте жизненной позиции студенческой молодежи зафиксировало две важные закономерности: астенизация пропускающих функций выступает одновременно фактором снижения гармонии и усиления активности жизненной позиции молодежи; рост активности и осознанности жизненной позиции обусловлен энергичностью сдерживающих функций. Низкий уровень гармонии связан с астенизацией вбирающей функции, высокий – энергичностью невпускающей функции; первая работает с внутренними импульсами, вторая – внешними. Высокая осознанность жизненной позиции связана с энергичностью сдерживающей функцией границы, уходом от контакта (невпускающая и сдерживающая функции), активность – интенсивностью и энергичностью пропускающей функции. Чрезмерная защита психологического пространства посредством выстраивания жестких границ, их закрытости, ограничения контактов детерминируют субъективное ощущение дисгармонии жизненной позиции, фиксируя ригидные поведенческие стратегии, константность жизненной линии. Необходимость соответствия культивируемым в масс-медиа нормам и стандартам современной жизни актуализирует у студентов неаутентичный личностный выбор, блокирование ценных и личностно значимых внутренних импульсов [6].
Сензитивность студенческого периода в становлении психологических границ подтверждают данные исследования психологических границ, проведенного нами в 2022 году среди девушек-студенток г. Оренбурга (N = 64, возраст – 19-21 год) на основе методики Э. Хартмана «Психологические границы личности» [2]. Для 30 % испытуемых характерны слишком тонкие границы, для 63 % – тонкие, что определяет чувствительность и уязвимость в ситуациях социального взаимодействия, слабость защит. Противоположная тенденция выявлена у 2 % испытуемых, для которых доминирующими стали толстые границы, коррелирующие с устойчивостью и постоянством взаимодействия, социально-психологического функционирования. Средние показатели границы отмечены в 5 % случаев и определяют здоровые отношения между личностью и миром, использование адекватных психологических защит.
В научной литературе имеются экспериментальные данные, подтверждающие связь нарушений границ и виктимностью у студентов с ограниченными возможностями здоровья. Слабость и недостаточная структурированность границ подсистем социальных связей, личной территории и временной организации жизни определяет виктимогенный потенциал студентов с ограниченными возможностями здоровья. Суверенными измерениями, следовательно, психологическими составляющими девиктимизации, по результатам исследования являются физическое тело, личные вещи и система ценностей [7].
Изменения соотношения виртуального и реального пространств современной жизни в результате увеличения времени пребывания в онлайн-режиме, актуализировали научный интерес к изучению психологических границ при использовании технических средств [8, 9]. Фиксируемые в настоящее время феномены «киборгизации» и «инвалидизации» личности также связаны с изменениями границ психологического пространства – их расширением, сплетением [10]. У современных студентов отмечается субъективная зависимость от мобильного телефона и Интернета, что обусловлено многофункциональностью технических средств, расширяющей возможности использования времени, пространства, информации, коммуникации, самопрезентации собственной личности и др. Обнаружена и обоснована связь показателей эмоционального интеллекта с изменением границ, их расширением посредством вовлеченности в медиасреду. Обратной стороной технического прогресса является размывание границ личности, утрата приватности, отчужденность от собственного Я, поверхностность межличностных контактов, подверженность навязываемым стандартам и критериям [11].
Перспективы дальнейших исследований в данной области связаны с теоретико-эмпирическим изучением психологических границ и пространства личности как психологической детерминанты процессов жизнеосуществления, саморазвития и самореализации в условиях непрерывных изменений и обновлений. Накопленный в психолого-педагогических исследованиях эмпирический материал о специфике функционирования психологических границ современной студенческой молодежи является важной основой для построения моделей и программ сопровождения и поддержки. Основные проблемные области и векторы работы с психологическими границами затрагивают вопросы осмысленности и аутентичности жизни, целеполагания, саморазвития, конструктивной самореализации. Данные аспекты являются неотъемлемыми элементами в преодолении проблем незрелости и инфантилизации молодого поколения, отчуждения и самоотчуждения, усилении деструктивных, аутодеструктивных, виктимогенных тенденций личности, неконструктивных и нездоровых форм самоутверждения и самореализации, слабости целеполагания и преодоления объективных и субъективных барьеров и др.
Список литературы
1. Нартова-Бочавер С.К. Понятие «психологическое пространство личности» и его эвристические возможности // Психологическая наука и образование. 2002. Том 7. № 1. С. 35-41.
2. Шаповал И.А., Фоминых Е.С. Психодиагностика границ пространства личности Практикум. СПб.: НИЦ АРТ, 2019. 146 с.
3. Бисерова Г.К. Суверенность психологического пространства будущих педагогов как предиктор их самореализации // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 74-1. С. 331-334.
4. Косикова Л.В. Особенности взаимосвязи психологического пространства и смысложизненных ориентаций у студентов гуманитарного и технического профиля // Психология обучения. 2015. № 8. С. 58-63.
5. Парфенова Г.Л. Суверенность психологического пространства одаренных студентов // Фундаментальные проблемы гуманитарных наук: опыт и перспективы развития исследовательских проектов РФФИ: сб. материалов всерос. науч. конф. с междунар. участием. Барнаул: Издательство Алтайского государственного педагогического университета, 2020. С. 475-479.
6. Фоминых Е.С. Жизненная позиция и психологические границы личности: взаимосвязь и специфика функционирования в юности // Пензенский психологический вестник. 2020. № 2 (15). С. 3-13.
7. Фоминых Е.С. Нарушения личностных границ студента-инвалида в контексте его виктимной деформации // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2012. № 1 (65). С. 122-125.
8. Марцинковская Т.Д. Личностные границы пространства и времени в ситуации депривации по COVID-19 // Вопросы психологии. 2020. Т. 66. № 4. С.104-113.
9. Марцинковская Т.Д., Преображенская С.В. Информационная социализация студентов в транзитивном мире // Вопросы психологии. 2020. Т. 66. № 3. С. 45-55.
10. Рассказова Е.И., Емелин В.А., Тхостов А.Ш. Психологические последствия развития информационных технологий // Национальный психологический журнал. 2012. № 17. С. 81-87.
11. Васюра С.А. Психологические границы в связи с уровнем эмоционального интеллекта студентов в использовании технических средств // Ярославский психологический вестник. 2018. № 3 (42). С. 47-55.