Общая педагогика, история педагогики и образования | Мир педагогики и психологии №07 (72) Июль 2022

УДК 372.879.6

Дата публикации 31.07.2022

Динамика изменения скоростно-силовых качеств мальчиков 5 классов за 2020–2022 год

Кадочникова Наталья Ивановна
канд. биол. наук, доцент кафедры медико-биологических дисциплин, Вятский государственный университет, РФ, г. Киров, usr11568@vyatsu.ru
Шалыгин Максим Алексеевич
студент факультета физической культуры и спорта, Вятский государственный университет, учитель физической культуры МБОУ СОШ № 52, РФ, г. Киров, maxim.shalygin@mail.ru

Аннотация: В статье затрагивается актуальная проблема снижения физической подготовленности подрастающего поколения. Авторы анализируют динамику изменения скоростно-силовых качеств мальчиков 11–13 лет за последние три учебных года. Полученные результаты свидетельствуют о негативном снижении скоростно-силовых показателей и как следствие физической подготовленности современных пятиклассников. В заключении авторы приводят основные причины данного явления – усложнение образовательных программ, дефицит свободного времени и двигательной активности, предпочтение пассивного отдыха и самое главное – снижение интереса и мотиваций к занятиям физическими упражнениями среди школьников начиная уже с младшего школьного возраста. Результаты исследования могут быть использованы при разработке программ и организации здоровьеформирующих и здоровьесберегающих мероприятий для обучающихся.
Ключевые слова: школьники, здоровье, физическая подготовленность, физические качества, физическая культура, скоростно-силовые качества

Dynamics of changes in the speed and strength qualities of boys in grades 5 for 2020-2022

Kadochnikova Natalia Ivanovna
PhD in Biology, Associate Professor Department of medical and biological disciplines, Vyatka State University, Russia, Kirov
Shalygin Maxim Alekseevich
student of the faculty of physical culture and sports, Vyatka State University, physical education teacher Municipal budgetary educational institution «Secondary general education school with in-depth study of individual subjects № 52», Russia, Kirov

Abstract: The article touches upon the actual problem of reducing the physical fitness of the younger generation. The authors analyze the dynamics of changes in the speed and strength qualities of boys aged 11-13 over the past three academic years. The results obtained indicate a negative decrease in speed and strength indicators and, as a consequence, physical fitness of modern fifth graders. In conclusion, the authors cite the main reasons for this phenomenon – the complication of educational programs, the lack of free time and physical activity, the preference for passive rest and, most importantly, the decrease in interest and motivation to exercise among schoolchildren starting from primary school age. The results of the study can be used in the development of programs and organization of activities aimed at the formation and preservation of students' health.
Keywords: students of the school, health, physical preparedness, physical qualities, physical culture, speed and power qualities

Правильная ссылка на статью
Кадочникова Н. И., Шалыгин М. А. Динамика изменения скоростно-силовых качеств мальчиков 5 классов за 2020–2022 год // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2022. № 07 (72). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/dinamika-izmeneniya-skorostno-silovykh-kachestv-malchikov-5-klassov-za-20202022-god.html (Дата обращения: 31.07.2022)

Актуальность исследования. Современные требования к физическому развитию подрастающего поколения обусловлены не только необходимостью подготовки к эффективной и полноценной трудовой деятельности, но и к службе в Армии. Однако, в последнее время наблюдается процесс снижения уровня физического развития, особенно физической подготовленности, допризывников. Значительная часть из них не может выполнить нормативные требования и соответственно все большее число призывников не готово к службе в Вооруженных Силах России [8].

Как известно, физическое развитие – это процесс становления, формирования и последующего изменения на протяжении жизни индивидуума морфологических и функциональных свойств организма. Основными показателями физического развития являются телосложение, здоровье и развитие физических способностей (силовых, скоростных, координационных, выносливости и гибкости). Конечный уровень физического развития во многом зависит от ряда факторов, в том числе от образа жизни и характера двигательной активности [16, с. 12].

Результативность физического развития достигается использованием всей системы средств, но наибольший удельный вес приходится на долю физических упражнений [16, с. 9–12]. Так, по мнению И.В. Макарова [8] физически развивать и воспитывать будущих призывников эффективнее всего заранее, на занятиях по физической культуре в условиях школы. Овладевая физическими упражнениями занимающиеся, приобретают умения рационально, полноценно проявлять свои физические качества и одновременно с этим они познают закономерности движений своего тела. При этом необходимыми условиями являются – активная двигательная деятельность, формирование системы двигательных умений, взаимосвязь обучения двигательным действиям с развитием и воспитанием физических качеств, их дальнейшим совершенствованием [16, с. 11].

Правильная организация педагогического процесса овладения системами знаний и действий должна сопровождаться повышением показателей физического развития и формированием осознанной систематической потребности в занятиях физическими упражнениями [16, с. 12].

Школьный возраст является благоприятным для воспитания и развития многих физических способностей. Так, возраст 11–13 лет у мальчиков является сенситивным для воспитания и развития скоростно-силовых качеств.

Скоростно-силовые качества являются сочетанием собственно силовых и скоростных способностей и характеризуются непредельными напряжениями мышц, проявляемыми с необходимой, часто максимальной мощностью в упражнениях, выполняемых со значительной скоростью, но не достигающей, как правило, предельной величины. Они проявляются в двигательных действиях, в которых наряду со значительной силой мышц требуется быстрота движений [16, с. 77].

К скоростно-силовым способностям относят быструю и взрывную силу. Быстрая сила – характеризуется непредельным напряжением мышц, проявляемым в упражнениях, выполняемых со значительной скоростью, не достигающей предельной величины. Взрывная силаотражает способность человека по ходу выполнения двигательного действия достигать максимальных показателей силы в возможно короткое время. Взрывная сила характеризуется двумя компонентами – стартовой и ускоряющей силой. Стартовая сила – способность мышц к быстрому развитию рабочего усилия в начальный момент их напряжения. Ускоряющая сила – способность мышц к быстроте наращи­вания рабочего усилия в условиях их начавшегося сокращения [16, с. 79].

На проявление скоростно-силовых способностей оказывают влияние разные факторы: собственно мышечные, центрально-нервные, личностно-психические, биомеханические, биохимические, физиологические и различные условия внешней среды. Вклад каждой группы факторов меняется в зависимости от конкретных двигательных действий и условий их осуществления [16, с. 76].

Развитие и воспитание скоростно-силовых качеств позволяет не только пропорционально развить различные мышечные группы, что выражается в соответствующих формах телосложения и осанке, но и обеспечить высокий уровень жизненно важных функций организма и осуществления двигательной активности.

Анализ данных литературы, касающихся исследования динамики изменения физических качеств у современных школьников, показал наличие противоречия. С одной стороны, ряд авторов [2, с. 232; 14, с. 94–95; 15, с. 143–145] констатируют снижение скоростно-силовых качеств современных школьников. Так, по данным Н.Ю. Тарабриной и соавт. (2018), лишь 31,73% школьников 13–15 лет могут справиться без дополнительной физической подготовки с контрольными нормативами по физической культуре. Аналогичные результаты приводит Т.В. Вотякова и соавт. (2017) и Н.И. Синявский и соавт. (2017). По данным их исследований 58–69% мальчиков 4–5-х классов не способны выполнить контрольные нормативы по физической культуре. Другая группа исследователей [4, с. 211–214; 10, с. 108–111; 11, с. 109–111] свидетельствует о том, что 67–93% школьников без особых затруднений справляются с выполнением контрольных учебных нормативов, предусмотренных школьной программой.

Таким образом, целью работы являлось изучение динамики изменения скоростно-силовых качеств мальчиков, обучавшихся в 5-х классах за последние три учебных года.

Объем и методы исследования. Исследования проводились на базе МБОУ СОШ с УИОП № 52 г. Кирова. В исследовании приняли участие 300 мальчиков, обучавшихся в 5-х классах. Группу 1 (n = 100) вошли мальчики, обучавшиеся в 2019–2020 уч. году, в группу 2 (n = 100) – в 2020–2021уч. году и группу 3 (n = 100) – в 2021–2022 уч. году. Для обследования были выбраны следующие общепринятые тесты скоростно-силовых качеств [12, с. 12–17; 16, с. 90–92, 102–103].

Первый тест – Прыжок в длину с места с приземлением на обе ноги одновременно.

Оборудование: рулетка, мел.

Испытуемый вставал на нарисованную черту, с правой стороны от которой находилась измерительная полоса, не заступая носками за контрольную линию. Затем толчком с двух ног со взмахом рук осуществлял прыжок в длину, стремясь, приземлится как возможно дальше. Итог измерялся в сантиметрах, с верностью до одного сантиметра, согласно точке приземления пятками. Выполнялось три попытки, зачитывался наилучший результат.

Второй тест – Подъем туловища из положения лежа на спине.

Оборудование: гимнастический коврик.

Испытуемый принимал исходное положение (и.п.) – лежа на спине, ноги согнуты в коленях под углом 90 градусов, руки за головой, пальцы в замок, ступни ног прижаты к полу. Согласно команде «Марш!» испытуемый активно сгибался вплоть до прикосновения локтями коленей и возвратным движением возвращался в и.п. Засчитывали число сгибаний в одной попытке за одну минуту.

Третий тест – Сгибание и разгибание рук на высокой перекладине.

Оборудование: гимнастический турник.

Испытуемый принимал исходное положение – вис на перекладине, руки чуть шире плеч, спина прямая, подбородок незначительно приподнят, закрытый хват. Далее совершал тяговое перемещение вверх, в то же время вместе с этим делая выдох. В верхней точке подбородок располагался выше уровня перекладины, а локти – почти прижиматься к корпусу. Плавно спускался книзу, делая вдох. В исходной точке целиком распрямлял руки. Вырабатывал паузу в одну секунду, после чего осуществлял еще одно повторение. Зачитывали число сгибаний в одной попытке.

Четвертый тест – Сгибание и разгибание рук в упоре лежа.

Оборудование: гимнастический коврик.

Испытуемый принимал исходное положение – упор лежа на полу, руки на ширине плеч, кисти вперед, локти разведены не более чем в 45 градусов, плечи, туловище и ноги составляют прямую черту, стопы упираются в пол без опоры. Далее совершал сгибания, а также разгибания рук в упоре лежа на полу. Испытуемый, сгибая руки, касался грудью пола и далее, разгибая руки, возвращался в и.п. и, зафиксировав его на одну секунду, продолжал далее проведение испытания. Зачитывали число сгибаний в одной попытке.

Пятый тест – Челночный бег 4×9 м.

Оборудование: секундомер, конусы.

По команде «На старт!» тестируемый становился в положение высокого старта у стартовой линии. Далее подавалась команда «Внимание!» и «Марш!». Тестируемый пробегал 10 м вплоть до другой линии, возвращался обратно, бежал в третий раз 10 м до линии и возвращался обратно финишируя. Общее количество попыток – две. Зачитывался наилучший результат.

Для оценки полученных результатов (табл. 1) использовались контрольные учебные нормативы ФГОС по физической культуре для учащихся 5-х классов [9]. Уровень развития показателя ранжировали по общепринятым критериям [17, с. 26–31]: низкий уровень – не выполнили контрольный учебный норматив, средний уровень – выполнили на оценку «удовлетворительно», выше среднего – на оценку «хорошо», высокий уровень – на оценку «отлично». При этом «средний» уровень выполнения учебных нормативов школьной программы соответствует нормативным требованиям испытаний комплекса ГТО III ступени [3, с. 77].

Таблица 1. Контрольные учебные нормативы ФГОС по физической культуре для мальчиков 5 класса [9]

Показатель

Оценка

отлично

хорошо

удовлетворительно

Прыжок в длину с места с приземлением на обе ноги одновременно, см

165

160

150

Подъем туловища из положения лежа на спине, раз/мин

28

25

22

Сгибание и разгибание рук на высокой перекладине, раз

5

4

3

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа, раз

16

12

8

Челночный бег 4×9 м, сек

 

10,5

10,8

11,0

Обработку результатов исследования проводили с использованием прикладных пакетов «BioStat», Micrоsoft Excel для Windows с расчётом средней арифметической (M), ошибки средней арифметической (m). Достоверность различий между показателями оценивали по t–критерий Фишера-Стъюдента, во всех случаях различия считались достоверными при t≥1,96 (р≤0,05).

Результаты исследования. Анализ полученных результатов (табл. 2) свидетельствует о снижении абсолютных значений показателей развития скоростно-силовых качеств у мальчиков 11–13 лет за последние три года.

Таблица 2. Абсолютные значения показателей скоростно-силовых качеств у мальчиков 5-х классов за период с 2019–2020 по 2021–2022 учебный год

Показатель

2019-2020 уч.год

(n = 100)

M±m

2020-2021 уч.год

(n = 100)

M±m

Д

2021-2022 уч.год

(n = 100)

M±m

Д

1

2

3

Прыжок в длину с места с приземлением на обе ноги одновременно, см

162,24±1,64

158,53±1,86

-

151,39±2,24

1, 2

Подъем туловища из положения лежа на спине, раз/мин

24,03±0,48

23,19±0,55

-

22,39±0,61

1

Сгибание и разгибание рук на высокой перекладине, раз

7,04±0,43

4,26±0,20

1

4,17±0,20

1

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа, раз

20,12±0,66

9,11±0,48

1

6,33±0,39

1, 2

Челночный бег 4×9 м, сек

8,62±0,06

8,85±0,08

1

9,61±0,09

1, 2

Примечание: здесь и далее Д – статистически значимое различие (р≤0,05); 1 – статистически значимое различие с группой 1; 2 – статистически значимое различие с группой 2.

 

Так, показатель прыжка в длину с места с приземлением на обе ноги одновременно у группы 2 и 3 в сравнении с группой 1 снизился на 2,29% и 6,69%. Показатель подъема туловища из положения лежа на спине – снизился на 3,50% и 6,82% соответственно. Показатель сгибания и разгибания рук на высокой перекладине – снизился на 39,49% и 40,77% соответственно. Показатель сгибания и разгибания рук в упоре лежа – снизился на 51,72% и 68,54% соответственно. Значение времени челночного бега 4х9 м – повысился на 2,67% и 11,48%.

Как видно из таблицы 3, при переводе абсолютных значений показателей в оценочные, среднее значение полученной оценки при сдаче контрольных учебных нормативов всех показателей скоростно-силовых качеств, кроме сгибания и разгибания рук на высокой перекладине, у мальчиков 5-х классов ежегодно снижается.

Таблица 3. Среднее значение полученной оценки при выполнении контрольных учебных нормативов ФГОС показателей скоростно-силовых качеств у мальчиков 5-х классов

Показатель

2019-2020 уч.год

(n = 100)

M±m

2020-2021 уч.год

(n = 100)

M±m

Д

2021-2022 уч.год

(n = 100)

M±m

Д

1

2

3

Прыжок в длину с места с приземлением на обе ноги одновременно, балл

3,38±0,18

3,00±0,18

-

2,08±0,20

1, 2

Подъем туловища из положения лежа на спине, балл

3,18±0,20

2,71±0,21

-

2,50±0,19

1

Сгибание и разгибание рук на высокой перекладине, балл

3,71±0,15

2,76±0,15

1

3,21±0,18

1

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа, балл

4,60±0,06

2,11±0,15

1

1,37±0,10

1, 2

Челночный бег 4×9 м, балл

4,98±0,01

4,89±0,04

1

4,59±0,12

1, 2

Данное снижение происходит (табл. 4) в основном за счет увеличение процента детей, не выполнивших контрольный учебный норматив, в силу ряда причин, и снижения процента детей с высоким и выше среднего уровнем развития скоростно-силовых качеств. Снижение таких показателей как сгибание и разгибание рук на высокой перекладине и увеличение времени челночного бега в 2020–2021 уч. году считаем обусловленным отрицательным воздействием ограничительных мер и дистанционного формата обучения по физической культуре в период пандемии Covid-19.

Таблица 4. Уровень выполнения скоростно-силовых показателей у мальчиков 5-х классов за период с 2019–2020 по 2021–2022 учебный год

Уровень

2019-2020 уч.год

(n = 100)

M±m

2020-2021 уч.год

(n = 100)

M±m

Д

2021-2022 уч.год

(n = 100)

M±m

Д

1

2

3

Прыжок в длину с места с приземлением на обе ноги одновременно

Низкий, %

31,00±4,62

50,00±5,00

1

58,00±4,94

1

Средний, %

19,00±3,92

15,00±3,57

-

16,00±3,67

-

Выше среднего, %

13,00±3,36

4,00±1,96

1

3,00±1,71

1

Высокий, %

37,00±4,83

31,00±4,62

-

23,00±4,21

1

Подъем туловища из положения лежа на спине

Низкий, %

47,00±4,99

41,00±4,92

-

49,00±5,00

-

Средний, %

10,00±3,00

24,00±4,27

1

14,00±3,47

-

Выше среднего, %

0

0

-

17,00±3,76

1

Высокий, %

43,00±4,95

35,00±4,77

-

20,00±4,00

1, 2

Сгибание и разгибание рук на высокой перекладине

Низкий, %

43,00±4,95

70,00±4,58

1

43,00±4,95

2

Средний, %

14,00±3,47

10,00±3,00

-

13,00±3,36

-

Выше среднего, %

5,00±2,18

3,00±1,71

-

9,00±2,86

-

Высокий, %

38,00±4,85

17,00±3,76

1

35,00±4,77

2

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа

Низкий, %

14,00±3,47

71,00±4,54

1

90,00±3,00

1, 2

Средний, %

8,00±2,71

10,00±3,00

-

5,00±2,18

-

Выше среднего, %

18,00±3,84

9,00±2,86

-

3,00±1,71

1

Высокий, %

60,00±4,90

10,00±3,00

1

2,00±1,40

1, 2

Челночный бег 4×9 м

Низкий, %

18,00±3,84

30,00±4,58

1

15,00±3,57

2

Средний, %

0

3,00±1,71

-

2,00±1,40

-

Выше среднего, %

2,00±1,40

2,00±1,40

-

3,00±1,71

-

Высокий, %

80,00±4,00

65,00±4,77

1

80,00±4,00

2

 

Заключение. В целом, полученные нами результаты свидетельствуют о негативном снижении скоростно-силовых показателей и как следствие физической подготовленности современных пятиклассников. Основными причинами, по мнению ряда исследователей [5, с. 340; 6, с. 197; 13, с. 110–114] и исходя из собственного опыта работы, является усложнение образовательных программ, дефицит свободного времени и двигательной активности, предпочтение пассивного отдыха и самое главное – снижение интереса и мотиваций к занятиям физическими упражнениями среди школьников начиная уже с младшего школьного возраста. И это несмотря на наличие интеграции в учебное пространство помимо уроков физической культуры альтернативных форм двигательной активности (хореография, танцы, ритмика и т. д.) отвечающих современным основам педагогики здоровья. К сожалению, многие педагоги отмечают, что данные предметы не приносят ожидаемых результатов и главной причиной является отсутствие мотиваций на сохранение и укрепление здоровья в семье. Педагоги не могут насильно заставить ребенка включиться в спортивную жизнь, если у него изначально нет заинтересованности и осознанности этого включения.

В качестве выхода из сложившейся ситуации Е.С. Попова и соавт. [13, с. 110–114], М.В. Ломоносов [7, с. 487] и Ю.А. Баталова [1, с. 25–29] рекомендуют использовать собственный пример (т. е. самим родителям вести активной образ жизни) и мотивировать ребенка к занятиям физическими упражнениями (т. е. создать условия, которые могут его заинтересовать), а также привлечение детей в спортивные секции и школы, совершенствование внеклассной работы спортивной направленности в школе (дни здоровья, спартакиады, школьные соревнования, туризм и др.). Дополнительно к этому, по мнению Э.С. Кульмаметьевой [6, с. 195–197], еще необходима помощь со стороны педагога в создании у школьников представлений об использовании средств и методов самовоспитания в повышении двигательной и физической подготовленности, содействие в определении целей и составлении программы самовоспитания, а также оказание практической помощи в реализации этой программы и формирование навыков самоконтроля полученных результатов.


Список литературы

1. Батова Ю.А Реализация ФГОС общего образования и уроках физической культуры и во внеурочной деятельности // В сборнике: Реализация ФГОС общего образования: лучшие практики, передовой опыт, организация наставничества. Материалы краевой научно-практической конференции. Краснодар, 2021. С. 25–29.
2. Вотякова Т.В., Колокольцев М.М. Педагогический мониторинг готовности сельских школьников к выполнению нормативов всероссийского физкультурно-оздоровительного комплекса ГТО // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 6. С. 232.
3. Галанова С.С. Сравнительный анализ нормативных требований испытаний комплекса ГТО III ступени // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2020. № 1 (179). С. 77–83.
4. Жукова В.В. Анализ уровня физической подготовленности школьник 11-12 лет к выполнению нормативов комплекса ГТО // В сборнике: Развитие науки и образования в условиях мировой нестабильности: современные парадигмы, проблемы, пути решения. Материалы Международной научно-практической конференции. В 2-х частях. Ростов-на-Дону, 2021. С. 211–214.
5. Инглик Т.Н., Чернявская Н.М., Айбазова Л.Б. Изучение уровня физической подготовленности школьников начальных классов // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 6. С. 340
6. Кульмаметьева Э.С. Изучение интереса к физической культуре в процессе самовоспитания школьников 11-13 лет // Омский научный вестник. 2011. № 5 (101). С. 195–197.
7. Ломоносов М.В. Проект «Привлечение детей и подростков г. Барнаула в спортивные секции» // В книге: Молодежь - Барнаулу. Материалы XXII городской научно-практической конференции молодых ученых. Барнаул, 2021. С. 487.
8. Макаров И.В. Физическая подготовка допризывной молодежи [Электронный ресурс] // Открытый урок. Первые сентября. 2015. Режим доступа: https://urok.1sept.ru/articles/656789 (дата обращения: 17.07.2022).
9. Нормативы по физической культуре для учащихся 5 класса // Режим доступа: https://fizkultura-fgos.ru/normativyi-po-fizicheskoy-kulture-s-1-po-11-klassyi.html (дата обращения 17.07.2022)
10. Орлова Л.Т., Малышев С.С. Анализ физической подготовленности школьник 11-12 лет к выполнению нормативов комплекса ГТО в малокомплектной школе // В книге: Актуальные вопросы развития физической культуры и спорта в современном обществе. Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием. Рязань, 2021. С. 108–111.
11. Ошнурова М.А. Анализ физической подготовленности школьников сельской местности по результатам выполнения нормативов ВФСК ГТО // В сборнике: Зауралье спортивное. Физическая культура и спорт: интеграция научных исследований и практики. Материалы X национальной научно-практической конференции. Курган, 2021. С. 109–111.
12. Павленкович С.С. Мониторинг физической подготовленности: учебно-методическое пособие для студентов Института физической культуры и спорта. – Саратов: Изд-во Саратовского государственного университета, 2019. – 51 с.
13. Попова Е.С., Иванова Н.А. Проблема недостаточной физической активности современных школьников // Проблемы педагогики. 2020. № 6 (51). С. 110–114.
14. Синявский Н.И., Фурсов А.В. Выполнение школьниками нормативов комплекса «Готов к труду и обороне» // Теория и практика физической культуры. 2017. № 8. С. 94–95.
15. Тарабрина Н.Ю., Грабовская Е.Ю., Иванов В.А. Анализ физической подготовленности школьников Крымского региона к выполнению нормативов ВФСК ГТО // Проблемы и перспективы развития физической культуры и спорта. 2018. № 1. С. 143–145.
16. Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2018. – С. 74–103.
17. Щербак А.П., Филиппова Т.Н., Беляев А.Н. Оценка результатов освоения программы учебного предмета «Физическая культура»: методические рекомендации / А.П. Щербак, Т.Н. Филиппова, А.Н. Беляев. – Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2018. – 78 с.

Расскажите о нас своим друзьям: