Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №07 (72) Июль 2022

УДК 378

Дата публикации 31.07.2022

Моделирование как метод исследования формирования экологической компетентности будущих педагогов в вузе

Авдеева Елена Викторовна
аспирант, учитель, ФГБОУ ВО Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, МБОУ «Лицей №9», г. Калуга, eva.kspu@mail.ru

Аннотация: В статье представлено обоснование значимости эколого-педагогической подготовки в вузе на основании компетентностного подхода. Предложено авторское определение понятия «экологической компетентность» в системе высшего педагогического образования, определено место данной качественной характеристики в составе профессиональной компетентности педагога. Предложена теоретическая модель формирования экологической компетентности будущих педагогов в процессе вузовской подготовки, начата ее апробация. Особенностью модели является ее концепция: взаимосвязь воспитания и обучения в системе высшего профессионального педагогического образования.
Ключевые слова: профессиональная компетентность педагога, экологическая компетентность в системе педагогического образования, моделирование.

Modeling as a research method for the formation of environmental competence of future teachers at the university

Avdeeva Elena Victorovna,
postgraduate student, teacher, Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky, “Lyceum No.9”, Kaluga

Abstract: The article presents a justification of the importance of ecological and pedagogical training in higher education on the basis of a competence-based approach. The author’s definition on the concept of “ecological competence” in the system of higher pedagogical education is proposed, the place of this qualitative characteristic in the composition of the professional competence of the teacher is determined. A theoretical model of the formation of environmental competence of future teachers in the process of university training is proposed, and its approbation has begun. A feature of the model is its concept: the relationship of education and training in higher professional pedagogical education.
Keywords: professional competence of the teacher, ecological competence in the system of pedagogical education, continuous environmental education.

Правильная ссылка на статью
Авдеева Е.В. Моделирование как метод исследования формирования экологической компетентности будущих педагогов в вузе // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2022. № 07 (72). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/modelirovanie-kak-metod-issledovaniya-formirovaniya-ekologicheskoj-kompetentnosti-budushhikh-pedagogov-v-vuze.html (Дата обращения: 31.07.2022)

К современными особенностями развития высшего профессионального образования в Российской Федерации, по мнению большинства методологов, сторонников гуманистической парадигмы образования, относятся: фундаментализация, гуманизация, гуманитаризация, акмеологизация, стандартизация, экологизация, инновационность, интегративность, непрерывность, опора на культурные и духовно-нравственные ценности своего народа, а также на цели устойчивого развития человечества, соответствие социально-экономической и политической безопасности страны (В.А. Загвязинский, А.М. Новиков, Д.А. Новиков, В.В. Краевский, В.А. Сластёнин и др.). Данные тенденции обозначают приоритетные направления исследований в высшем педагогическом образовании, проблематика которых лежит преимущественно в области теоретико-содержательного и научно-методического уровней методологии педагогики высшей школы.

Экологическое образование и эколого-педагогическая подготовка будущих педагогов является одним из приоритетных направлений в образовании в соответствии с: 1)  федеральным законодательством и приоритетными направлениями государственной политики в сфере экологического развития [1; 2]; 2) общемировыми трендами по достижению глобальных целей в области устойчивого развития, разработкой фундаментальных положений концепции устойчивого развития (Г.Х. Брундтланд, В.И. Данилов-Данильян, В.А. Коптюг, Н.М. Мамедов, Д. Медоуз, Н.Н. Марфенин, Н.Н. Моисеев, А.Д. Урсул, Г.А. Ягодин и др.); 3)  социальным заказом общества [3, c. 125, 127]; 4) актуализацией социального и гуманитарного  аспекта образования; 5)  усилением аксиологической составляющей воспитания, пониманием сущности и значения экологического императива, создающего необходимую базу для формирования гармоничных отношений в системе «человек-природа-общество» [5, с. 4]; 6) личностно-ориентированным подходом в образовании, направленным на развитие человека, его культуру, здоровье, безопасность [4, с.185].

В Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования компетентностный подход рассматривается как метод моделирования целей и результатов образования в виде качественных характеристик (универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций), дающих системное и целостное понимание образа профессиональной подготовки (профессиональной компетентности). Согласно требованиям к результатам освоения программы бакалавриата по направлению подготовки «Педагогическое образование» экологическая компетенция не включена в перечень групп компетенций, предусмотренных стандартом ФГОС ВО 3++. Хотя некоторые отечественные и зарубежные исследователи отмечают, что она может быть включена в перечень базовых (ключевых, общекультурных) компетенций специалиста (А.В. Гагарин, С.Н. Глазачев, Ю.М. Гришаева, А.В. Иващенко и др.), может рассматриваться как «сквозная» (Л.Е. Халудорова, Г.А. Ягодин) [3, с. 127]. Но большинство работ, посвященных проблемам экологического образования в высшей школе, рассматривают экологическую компетентность как составляющую  профессиональной компетентности специалиста (С.В. Алексеев, Н.Д. Андреева, А.Н. Захлебный, Е.А. Макарова и др.) [4, с.186].

Мы рассматриваем экологическую компетентность как часть общей культуры педагога, профессионально-личностную характеристику и понимаем ее как интегративное качество личности, дающее возможность осуществлять практическую деятельность с позиций ее экологической целесообразности, а также способность осуществлять экологическое обучение, воспитание и просвещение в процессе профессиональной деятельности, создавая при этом условия для саморазвития и развития субъектов педагогического взаимодействия.

Учитывая сложную сущностную характеристику понятия «экологическая компетентность педагога» в рамках перехода к образованию для устойчивого развития и экогуманитарной образовательной парадигме, возникает необходимость коррекции всех компонентов педагогического процесса ее формирования в вузе, что целесообразно осуществить путем моделирования как метода педагогического исследования [7, с. 32].

Рисунок 1. Модель формирования экологической компетентности будущих педагогов в вузе

Моделирование – целенаправленное выделение и отображение с помощью научных понятий или предметно-имитирующих конструкций определенных свойств изучаемого объекта (В.В. Сериков) [6]. Назначение модели – быть объектом действия, посредством которого можно получить знания об оригинале. На данном этапе исследования мы построили теоретическую описательную модель формирования экологической компетентности будущих педагогов (Рис.1) [8]. Задачей создания вышеуказанной модели как педагогического средства служит выявление, создание, описание условий, повышающих эффективность формирования и развития экологической компетентности бакалавров педагогического образования. Таким образом, функциональная нагрузка модели: объяснительно-иллюстративная, информационная, проективная, оценочная.

Данная модель апробируется в 2022/2023 учебном году в ФГБОУ ВО «Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского» в процессе подготовки бакалавров по направлению «Педагогического образования» в соответствии с психолого-педагогическим, естественнонаучным, гуманитарным профилями подготовки. В процессе реализации модели возможна корректировка ее структурно-функциональных компонентов на основе диагностик констатирующего эксперимента [9, с.16]. В логике исследования при этом происходит переход от теоретической модели к нормативной, итогом успешного внедрения которой может стать преобразование данной модели в педагогическую технологию на формально-описательном уровне рассмотрения [10, с. 39].


Список литературы

1. Основы государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года (утв. Президентом РФ от 30 апреля 2012 г.) [Электронный ресурс]. Доступ из справоч.но-правовой с.истемы «Гара.нт». – Реж.им доступа: https://base.gara.nt.ru/70169264/#frie.nds.
2. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от. 31.07.2020) «Об охране окружающей среды» [Электронный ресурс]. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34823/1ebe1ae0326a8d353aaca601ee8fb927f82dc79d/ (Дата обращения 12.06.2022)
3. Авдеева Е.В., Штрекер Н.Ю. Экологическая компетентность в системе высшего педагогического образования: сущность, подходы, структура// Вестник Саратовского областного института развития образования. Саратов: Изд-во «ГАУ ДПО «СОИРО»». 2021. №1. С.124-128.
4. Мухина, С.А., Макарова О.А. Формирование экологической компетентности студентов// Вестник Марийского государственного университета. 2014. №1(13). С.185-188. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-ekologicheskoy-kompetentnosti-studentov (Дата обращения 1.07.2022)
5. Глушкова, Л.С. Модель формирования экологической компетентности будущего педагога// General and Professional education, 2011. №3. P.3-7.
6. Сериков, В.В. Метод моделирования в педагогическом исследовании [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.instrao.ru/images/Kafedra/Презентация_к_лекции_В.В.Серикова_-_Метод_моделирования.pdf (дата обращения: 03.07.2022).
7. Абильтарова, Э.Н. Метод моделирования в педагогических исследованиях// Педагогический эксперимент: подходы и проблемы. 2020. №6. С.31-39.
8. Баханов, К.А. Система, технология и модель обучения как дидактические категории// Вестник Таганрогского института им. А.П. Чехова. 2007. №2. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-tehnologiya-i-model-obucheniya-kak-didakticheskie-kategorii/viewer (Дата обращения 20.06.2022)
9. Котлярова, И.О. Метод моделирования в педагогических исследованиях: история развития и современное состояние// Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2019. Т.11. №1. С.6-20. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/metod-modelirovaniya-v-pedagogicheskih-issledovaniyah-istoriya-razvitiya-i-sovremennoe-sostoyanie/viewer (Дата обращения 01.07.2022)
10. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т.1./ Г.К. Селевко. М.: Народное образование. 2005. 556c. Режим доступа: https://www.stavcvr.ru/metod-kopilka/Г.%20Селевко_Энциклопедия%20образовательных%20технологий%20(1%20том).pdf (Дата обращения 20.06.2022)

Расскажите о нас своим друзьям: