Психология развития, акмеология | Мир педагогики и психологии №12 (89) Декабрь 2023

УДК 159.96

Дата публикации 28.12.2023

Психологическое консультирование в области решения психологических травм развития детей и подростков

Крупин Дмитрий Владимирович
Студент, ГБУ ДПО «Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования», г. Санкт-Петербург, future500081@mail.ru

Аннотация: в статье автор анализирует причины возникновения психотравм у детей и подростков, определяет сферы влияния психотравм на взаимодействие детей с социумом, проблемы внутриличностных конфликтов. Практическая значимость исследования заключается в формулировке основных линий связи причин возникновения психотравм и направлений психокоррекционной работы психолога. Теоретическая значимость исследования реализуется в уточнении термина «психотравма» и определение специфики психотравм в детском и подростковом возрасте. На основе анализа психологических исследований в данной области, автор конкретизирует формы, методы и содержание работы по психологическому консультированию детей и подростков, возможности субъектной рефлексии с целью самоопределения и осознания психотравм развития, выстраивания дальнейшей жизненной перспективы личности.
Ключевые слова: психологическое консультирование, психолог,кризис возраста, психотравма развития, направления психокоррекционной работы, стресс, самоопределение, жизненная перспектива.

Psychological counseling in the field of solving psychological traumas of children and adolescents

Krupin Dmitry Vladimirovich
Student, St. Petersburg Academy of Postgraduate Pedagogical Education, St. Petersburg

Abstract: in the article, the author analyzes the causes of psychotrauma in children and adolescents, defines the spheres of influence of psychotrauma on the interaction of children with society, the problems of intrapersonal conflicts. The practical significance of the study lies in the formulation of the main lines of communication between the causes of psychotrauma and the directions of psychocorrective work. The theoretical significance of the study is realized in clarifying the term "psychotrauma" and defining the specifics of psychotrauma in adolescence. Based on the analysis of psychological research in this field, the author concretizes the forms, methods and content of psychological counseling, the possibilities of subjective reflection in order to self-identify and realize the psychotrauma of development, building a further life perspective of the individual.
Keywords: psychological counseling, psychologist, adolescent crisis, developmental psychotrauma, areas of psychocorrective work, stress, self-determination, life perspective.

Правильная ссылка на статью
Крупин Д.В. Психологическое консультирование в области решения психологических травм развития детей и подростков // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 12 (89). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/psikhologicheskoe-konsultirovanie-v-oblasti-resheniya-psikhologicheskikh-travm-razvitiya-detej-i-podrostkov.html (Дата обращения: 28.12.2023)

Рассматривая особенности подросткового, младшего школьного и дошкольного возраста, следует обратить внимание на особенности возраста, которые определяют специфику развития нервной системы. В дошкольном и младшем школьном возрасте ребенок еще очень привязан к семье и родителям, его поведение напрямую зависит от одобрения главных членов семьи - папы, мамы, дедушки, бабушки. Дети убеждены, что если они будут послушными и хорошо будут себя вести, родители их будут продолжать любить. В этом случае, из-за таких тесных взаимосвязей, психотравмы, основанные на семейных конфликтах (развод родителей, побои, пьянство и т.п.) особенно остро воспринимаются детьми и ведут к тяжелым психическим последствиям.

В подростковом возрасте акцент смещается на общение со сверстниками, где каждый старается проявить себя и выделиться в коллективе. Однако, часто можно заметить, что именно при взаимодействии с коллективом, возникают проблемы самоопределения, самореализации и социализации. Если ребенок отличается от других одноклассников своими способностями, личностными характеристиками, национальностью и т.п., можно наблюдать явление буллинга, что также приводит к возникновению тяжелых психологических травм. К средовым воздействиям и стрессовым ситуациям можно отнести не только микросоциум и среду в коллективе одноклассников, но и взаимодействие с родителями. Подросток, желая доказать свою взрослость, проявляет агрессивное поведение, спорит с родителями, поступает наперекор их мнению. В этом возрасте именно общение со сверстниками, учителями и родителями, становится причиной психотравм дальнейшего личностного развития.

В психологической литературе, Голубева Е.В. под термином «психотравма» понимает травматизацию психики и глубокие разрушительные личностные воздействия, влияющие на дальнейшее развитие человека [1, c. 83]. Автор исследует особенности психической травматизации и выявляет такие причины, как физическое и психическое насилие, исходящее от взрослых. В результате проявляется девиантное и делинквентное поведение, как протест и желание ребенка защитить себя и заявить о своей независимости.

При столкновении личности с проблемной ситуацией, можно выявить три реакции, которые проявляются в зависимости от типа личности:

  1. Как отмечают ряд исследователей (Тарабрина Н. В., Харламенкова Н. Е., Падун М. А., Хажуев И. С., Казымова Н. Н., Быховец Ю. В., Дан М. В.), дети и подростки испытывают стресс [6].Стресс–столкновение с новыми требованиями окружающей среды, не соответствующие возможностям личности. Испытывая стресс, ребенок может проявить агрессию с целью самозащиты или уйти в себя с целью нивелирования проблемы (например, отказ посещать школу после конфликта с одноклассниками, уход из дома после конфликта с родителями).
  2. Голубева Е.В., Петрова Е.А. отмечают тот факт, что в большинстве случаев нестандартные, сложные для реализации требования внешней среды, воспринимаются подростком как кризис [2,5]. Кризис – переломный момент в жизни, «невозможность жить по-старому», поиск новых путей развития. Разрушение прежней жизни сопровождается поиском личности новых путей решения поставленных задач. Например, на требования родителей заниматься в музыкальной школе, подросток предлагает заниматься в спортивной секции, доказывая свое желание и стремление к самореализации в сфере спорта. Требования родителей по обязательной организации досуга соблюдаются с корректировкой по учету интересов самого подростка. Конфликт разрешается за счет согласования мнений обеих сторон. Кризис позволяет подростку самоопределиться, проанализировать свои интересы и проявить инициативу, ответственность.
  3. Голубева Ю.В., Филиппова Е.В., Пантелеева В.В. анализируют в своих исследованиях третью, самую острую и сложную форму проявления реакции личности – психотравму, называя ее настоящей трагедией для развития личности [2, 4 ,8]. Психотравма не только разрушает все формы жизненного взаимодействия с окружением подростка, но и негативно влияет на его физическое и психическое здоровье. При этом у подростка нет ресурсов для преодоления негативного воздействия, что требует дополнительной помощи специалистов.

Как отмечает Е.А. Петрова, психотравма это не само событие, а негативные последствия от него, которые затрагивают значимые стороны существования человека и приводят к глубоким психологическим переживаниям, следствием чего может быть нарушена адаптация и возникают психологические расстройства, снижение качества жизни[5].Абульханова-Славская, К. А. связывает появление психотравмы с нарушением стратегии жизни человека [1]. Если у взрослого человека достаточно эмоциональных, физических и интеллектуальных ресурсов, то в детском и подростковом возрасте психика лабильна, неустойчива, что влияет на высокое разрушительное воздействие психотравм.

Петрова Е.А., рассматривая феномен психотравм детства, определяет следующие 5 видов:

  1. отвержение (предательство, изгнание);
  2. разрыв отношений (конфликт, ссора, фразы родителей: «Видеть тебя больше не могу!», «Ты мне больше не сын!»);
  3. утрата (потеря любимых близких людей);
  4. плохое здоровье;
  5. насилие[5].

Для психолога и родителей важно увидеть проявлениями психотравм и помочь детям их преодолеть. Основные проявления психотравм можно проанализировать на основе данных таблицы 1.

Таблица 1. Проявление психотравм в детском и подростковом возрасте

Проявление

психотравм детства

Помощь специалиста

Формы, методы психологического консультирования психолога

соматизация - нарушение функций организма (дисфункция желудочно-кишечного тракта, энурез и т.п.), тревожность, низкий уровень общения, пропуски занятий в школе по болезни

медицинский работник (терапевт, специалист по профилю болезни, психотерапевт)

диагностика причин, индивидуальная беседа, активное слушание, наблюдение за вовлечением ребенка в коллектив сверстников

агрессия - нарушение общественно принятых норм и ценностей

психотерапевт, психолог

диагностика причин, эмпатическое слушание, индивидуальная или групповая беседа, наблюдение за поведением

отрицание - противостояние, отстаивание своего противоположного мнения

психотерапевт, психолог

диагностика причин, эмпатическое и активное слушание, индивидуальная или групповая беседа, наблюдение за поведением

дереализация -фантазирование, потеря чувства реальности, дереализация, деперсонализация (отношение к ситуации, как будто это происходит не с ним)

Медицинский работник, психотерапевт, психолог

диагностика причин, индивидуальная беседа, активное слушание, наблюдение за вовлечением ребенка в коллектив сверстников

 

Обратим внимание на психологическое консультирование психолога, который является связующей нитью между учителями, классным руководителем, администрацией школы и семьей обучающегося, родителями, ближним окружением ребенка. Именно от психолога зависит ранее выявление психотравм и определение механизмов, форм и методов психологического сопровождения и консультирование, на основе коллаборации функций всех специалистов и родителей. Психолог проводит диагностику на всех уровня решения выявленной проблемы, реализует психологическое консультирование как детей, так и родителей, а также педагогических сотрудников по определению специфики организации образовательной и воспитательной среды.

Ведущими методами психологического консультирования являются:

  1. Беседа. Специфика: тщательный сбор информации о психоэмоциональном состоянии ребенка; лаконичность речи психолога, установление доверительных отношений, мотивирование к беседе. Беседу можно использовать как средство психотерапии для снижения тревожности. Беседа может быть спонтанной или запланированной, структурированной (форма интервью).
  2. Активное слушание. Специфика: создание дружелюбной атмосферы, эмоциональное сопереживание, оказание помощи в понимание ребенком причин происходящего. Особое значение имеет взгляд, кивок головы, зрительный контакт. Приемы: использование уточняющих вопросов, повтор реплики собеседника, «переформатирование», подведение итогов встречи.
  3. Эмпатическое слушание. Специфика: точное отражение чувств и переживаний ребенка, сопереживание чувствам ребенка, понимание его эмоций. Приемы: сопереживание, эмпатия, рефлексия, идентификация (отождествление психолога с личностью обучающегося).
  1. Наблюдение. Специфика: систематичное, акцентированное восприятие психических процессов, поиск причин. Приемы: наблюдение за вербальным и невербальным поведением.

Для детского возраста актуальны также приемы разбора конкретных ситуаций, анализ поведения сказочных героев, выражение чувств и эмоций в виде рисунка, песни и т.п.

Необходимо также обратить внимание на связь психотравм с последующей жизненной стратегией человека. Психотравма может отражаться в дальнейшем стиле взаимодействия с социумом (потеря доверия, агрессия, ненависть, аутодеструктивное поведение и т.п.). Е.И. Головаха подчеркивает в своих работах, что жизненная перспектива – это картина ожидаемого будущего, несущая ценностно-смысловую нагрузку для личности [3]. Особыми направлениями психокоррекции для выстраивания дальнейших жизненных перспектив могут быть развитие эмоционального интеллекта, формирование новых ценностей, навыка открытой коммуникации, работа с личными границами и пространством.

Подчеркивая влияние психотравм на дальнейшую жизненную перспективу и социальное поведение, необходимо подчеркнуть важность разбора и решения ситуаций, вызвавших возникновение психотравмы. В этом случае неоспорима существенная роль психолога, осуществляющего психологическое консультирование и сопровождение личности в рефлексии и самоопределении.

Таким образом, в заключение следует отметить актуальность исследуемой проблемы. В дошкольном, младшем школьном и подростковом возрасте психика ребенка особенно лабильна и подвержена воздействию внешних факторов. Не всегда ребенок может противостоять внешним вызовам, становящимся причинами возникновения психологических травм (агрессия, ссоры с родителями, буллинг в коллективе сверстников и т.д.), что часто приводит к потере доверия, озлобленности, девиантному поведению в качестве защитной реакции.

В результате теоретического анализа исследуемой проблемы необходимо подчеркнуть важность своевременной психологической диагностики, психологического консультирования и сопровождения ребенка, оказавшегося в сложной ситуации. В психологической науке доказано прямое влияние психотравм на дальнейшее самоопределение и развитие личности, на его жизненный путь и мировоззрение.

 


Список литературы

1. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни / К. А. Альбуханова-Славская. — М.: Мысль, 1991. — 299 с.
2. Голубева, Ю. В. Особенности психической травматизации в детском возрасте, ее влияние на жизненные взаимодействия и жизненную перспективу молодой личности / Ю. В. Голубева. — Текст: непосредственный // Исследования молодых ученых: материалы LIX Междунар. науч. конф. (г. Казань, апрель 2023 г.). — Казань: Молодой ученый, 2023. — С. 82-88.
3. Головаха, Е. И. Жизненные перспективы личности и профессиональное самоопределение молодежи / Е. И. Головаха. — Киев: Изд-во, 1988. — 144 с.
4. Пантелеева, В. В. Исследование мотивационных детерминант конструктивной жизненной перспективы [Текст] / В. В. Пантелеева, Д. А. Богомолова // Концепт. — 2017. — № 6. — С. 1–8.
5. Петрова, Е. А. Феномен психотравмы: теоретический аспект [Текст] / Е. А. Петрова // Вестник НовГУ. — 2013. — № 3. — С. 54–59.

Расскажите о нас своим друзьям: