Теория и методика профессионального образования | Мир педагогики и психологии №12 (89) Декабрь 2023

УДК 371.14

Дата публикации 26.12.2023

Исследование представлений работников образования о педагогическом мастерстве и способах его развития в системе повышения квалификации

Буров Константин Сергеевич
канд. пед. наук., доцент, доцент кафедры педагогики и психологии, Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, РФ, г. Челябинск, kos_chel@mail.ru

Аннотация: В статье актуализируется задача ориентирования работников образования на непрерывное профессиональное развитие, в том числе в системе повышения квалификации кадров. В основу исследования положены современные представления о педагогическом мастерстве. Высказывается идея о важности популяризации идеи профессионального развития педагога с четким ориентиром на достижение педагогического мастерства. Характеризуются методы проведения и результаты исследования представлений работников образования о педагогическом мастерстве и способах его развития в системе повышения квалификации. Делается вывод о признании педагогами такой категории и их интересе к изучению позитивного опыта педагогов-мастеров. Полученные данные могут использоваться для развития системы формального и неформального повышения квалификации педагогов.
Ключевые слова: педагогическое мастерство, работники образования, непрерывное профессиональное развитие, формальное и неформальное повышение квалификации, распространение педагогического опыта.

A study of educators’ ideas about pedagogical skills and methods of its development in the system of advanced training

Burov Konstantin Sergeevich
Candidate of Pedagogical Sciences, Docent, Associate Professor of the Department of Pedagogy and Psychology, Chelyabinsk Institute of Retraining and Improvement of Professional Skill of Educators, Russia, Chelyabinsk

Abstract: The article updates the task of orienting educators to continuous professional development, including in the system of advanced training. The study is based on modern ideas about pedagogical skills. The idea is expressed about the importance of popularizing the idea of professional development of a teacher with a clear focus on achieving pedagogical excellence. The methods of conducting and results of the study of the ideas of educators about pedagogical skills and methods of its development in the system of advanced training are characterized. A conclusion is made about the recognition of this category by teachers and their interest in studying the positive experience of master teachers. The data obtained can be used to develop a system of formal and informal professional development for teachers.
Keywords: pedagogical skills, educators, continuous professional development, formal and informal professional development, dissemination of teaching experience.

Правильная ссылка на статью
Буров К.С. Исследование представлений работников образования о педагогическом мастерстве и способах его развития в системе повышения квалификации // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 12 (89). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/issledovanie-predstavlenij-rabotnikov-obrazovaniya-o-pedagogicheskom-masterstve-i-sposobakh-ego-razvitiya-v-sisteme-povysheniya-kvalifikatsii.html (Дата обращения: 26.12.2023)

 

Указ Президента Российской Федерации от 27 июня 2022 г. № 401 «О проведении в Российской Федерации Года педагога и наставника» инициировал целый ряд мероприятий, которые привлекли внимание общественности к высокой социальной значимости профессии педагога. В течение 2023 года были реализованы меры, поддерживающие престижность и социальный статус педагогического работника: выражалась поддержка педагогов на различных официальных мероприятиях; осуществлялись проекты, поддерживающие мобильность педагогов; получили признание инициативы, в части распространения инновационных практик наставничества в общем и дополнительном образовании. Подобные мероприятия стимулируют педагогов к повышению качества образования и получению новых результатов, находящих признание в обществе. Возможность такого признания закреплена в нормативных актах. Например, в документах, определяющих порядок проведения аттестации педагогических работников общеобразовательных организаций, определены критерии достижения квалификационных категорий. При этом, данный документ не ограничивает возможности профессионального развития, а определяет перспективы и направления данного процесса. Очевидно, что признание профессиональной квалификации, является основанием для определения направлений дальнейшего профессионального развития работников образования. С этой точки зрения стоит обратить внимание на ориентиры, характеризующие высокий профессионализм отечественных педагогов.

В общественном сознании и научной литературе закрепилась такая характеристика степени развития педагога как педагогическое мастерство.  О необходимости наличия этого качества у педагогов высказывались выдающиеся деятели отечественной педагогики (А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др.). В научных работах И.П. Андриади [1], И.А. Зязюна [2], С.Д. Якушевой [3] и др. исследуется и характеризуется описывающие содержание и структуру педагогического мастерства как важного профессионального качества учителя.  Достаточно интересным представляются взгляды современных ученых на такое качество педагога. Так, В.А. Карпов рассматривает  формирование педагогического мастерства в качестве основания эффективности профессиональной деятельности педагога. Интересной является мысль автора о педагогическом мастерстве как ступени профессионального развития. Как точно подметил исследователь, педагогическое мастерство обеспечивает готовность учителя к решению педагогических задач в независимости от изменяющихся социальных условий [4]. Как отмечают С.В. Тетина, Ю.В. Гутрова и Н.О. Николов, подобная готовность обеспечивается, в том числе, наличием индивидуального методического стиля деятельности [5]. Действительно, педагог-мастер, применяя свои навыки, востребован учениками разных поколений, успешен на протяжении всей своей профессиональной деятельности. Другие исследователи обращают внимание на способы развития исследуемого качества. Так, А.А. Ковшова в качестве инструмента профессионального развития педагога представляет конкурсы профессионального мастерства.  Наряду с очевидным стимулом для повышения квалификации педагога, такие конкурсы предъявляют вполне определенные критерии и определяют показатели профессионализма педагога [5].  Т.В. Калинина, Н.В. Бусарова, Н.В. Гусева пишут о том, что профессиональное мастерство является результатом развития педагога. Для этого необходимо использовать ресурсы повышения квалификации педагогических работников. Например, в системе дополнительного профессионального образования организуются центры профессионального мастерства, развертывается внутриорганизационное обучение [6]. В работе Н.О. Николова предлагается развивать профессиональное мастерство педагогов посредством вовлечения их в деятельность научно-исследовательских коллективов, функционирующих в рамках инновационной деятельности образовательных организаций [6; 7].

Таким образом, педагогическое мастерство характеризует сложившегося педагога, деятельность которого может служить ориентиром для коллег, источником позитивного опыта профессиональной деятельности. Вместе с тем, это результат развития личностных качеств и установок, освоения психолого-педагогических знаний и умений, становления индивидуального методического стиля деятельности. Именно эти свойства позволяют учителю обеспечивать высокий уровень качества образования и получать признаваемые результаты. Наличие таких сотрудников является стимулом для развития всего педагогического коллектива, условием расширения круга интересов, источником знакомства с современными образовательными технологиями и педагогическими практиками.

Ориентирование на достижение профессионального мастерства является одной из задач системы повышения квалификации педагогических кадров. С этой точки зрения интересно выявить мнение самих педагогов о педагогическом мастерстве современного учителя, возможностях его развития у самого педагога, способах совершенствования собственной педагогической деятельности.

С этой целью нами было проведено исследование среди педагогических работников общеобразовательных организаций Челябинской области. Методом проведения  исследования стал опрос, проводимый с применением цифровых технологий. Основным критерием являлись представления о педагогическом мастерстве, наличие исследуемого качества у реальных представителей педагогической профессии, степень развития элементов педагогического мастерства и педагогической техники, отношение к возможностям и способам развития профессионального мастерства в системе формального и неформального повышения квалификации педагогических кадров. На основании данных критериев была разработана анкета, включающая закрытые и открытые вопросы. Выборку составили 224 педагога таких категорий как: учителя-предметники, методисты, педагоги дополнительного образования. Представим полученные результаты.

Первый вопрос предполагал воспроизведение представлений о педагогическом мастерстве как о профессиональном качестве педагога. Ответ на данный вопрос показал, что 42,8 % респондентов могут уверенно называть основные характеристики педагогического мастерства или признаки его наличия у педагогического работника. Интересно, что 27,3 % участников опроса связывают профессиональное мастерство с каким-либо одним доминирующим качеством, чаще всего с профессиональной компетентностью или владением методами и приемами преподавательской деятельности. Это не в полной мере отражает сущность профессионального мастерства. Данная характеристика предполагает не только наличие педагогической компетентности, но и развитость личностных качеств, способностей, позитивные профессиональные установки. Стоит отметить, что 15,5 % информантов затрудняются в формулировании представлений о педагогическом мастерстве. Второй вопрос предполагал оценку возможности развития профессионального мастерства у педагога в процессе профессиональной деятельности. В частности, 21,3 % опрошенных указывают, что профессиональное мастерство является признаком наличия особых способностей, таланта педагога в данном виде деятельности. Большая часть респондентов  согласны с тем, что педагогическое мастерство развивается в процессе профессиональной деятельности и повышения квалификации, такое мнение высказали 78,7%, информантов.

Третий вопрос предполагал выявление мнения о том, существуют ли педагоги-мастера среди коллег из педагогического коллектива, в котором они работают? Интересно, что 92,1 % участников опроса уверенно называют коллег, которых в полной мере можно назвать педагогами-мастерами. При этом 7,9 % педагогов не называют реального коллегу, но ориентируются на выдающихся педагогов, например, А.С. Макаренко, Ш.А. Амонашвили и др., отмечая актуальность высказанных ими идей для современной педагогики.

Следующий вопрос предполагал выявление особенностей индивидуального педагогического стиля действующих педагогов-мастеров. Среди ответов лидировали такие как культура речи (87,6, %), педагогический такт (82,4 %), эмоциональная выразительность (76,5 %), применение интересных форм работы (75,6 %), собственная методическая система (56,3 %). Назывались и другие особенности, связанные с личностными качествами педагогов.

В качестве следующего вопроса было предложено высказать мнение о том, какие элементы педагогической техники, лежащие в основе педагогического мастерства, освоены хорошо самими педагогами, а какие следует развивать. Большинство респондентов отмечают, что хорошо владеют культурой речи, коммуникативными умениями, умениями организовывать деятельность обучающихся. Хотели бы получить больше практических умений в части применения современных образовательных технологий и способов эмоциональной выразительности, формирования индивидуального методического стиля.

Еще одна группа вопросов предполагала отношение к способам развития педагогического мастерства. В частности, предполагалось узнать является ли посещение мастер-класса интересного педагога-матера средством развития собственного профессионального развития? Отвечая на этот вопрос, 94,6 % педагогов высказали интерес к изучению педагогического опыта реальных педагогов. Далее требовалось указать какие источники можно использовать для развития педагогического мастерства. Педагоги выразили интерес к изучению позитивной практики коллег, ресурсов федеральных и региональных инновационных площадок, материалов профессиональных сетевых сообществ. Менее востребованными оказались источники научной и научно-популярной литературы, просмотр видеоматериалов и кинофильмов.

По результатам опроса можно сделать следующие выводы. Педагогическое мастерство можно рассматривать личностно-профессиональное качество педагога. Как отмечают в научной литературе, данная характеристика представляет собой совокупность личностных качеств и установок, психолого-педагогических знаний и умений, индивидуального стиля педагогической деятельности. Существует тенденция к поддержке и общественному признанию работников образования, обладающих педагогическим мастерством (центры профессионального мастерства, конкурсы педагогического мастерства). На основании исследования выявлено, что в целом педагоги осведомлены о педагогическом мастерстве как профессиональной характеристике работников образования. При этом у них не сформировано целостное представление о содержании и структуре данного качества. Большинство педагогов согласны с тем, что педагогическое мастерство развивается в процессе профессиональной деятельности. Почти все опрошенные могут назвать педагога-мастера, работающего в современной образовательной организации, также сохраняется ориентирование на выдающихся отечественных педагогов разных эпох. Существуют особенности индивидуального педагогического стиля педагога-мастера которые можно наблюдать, сформулировать и осуществить самооценку наличия таких качеств. Более всего педагоги заинтересованы развитии личностных способностей и освоении способов организации практической деятельности обучающихся.  Педагоги выражают положительное отношение к изучению позитивного педагогического опыта в ходе наблюдения реального образовательного процесса. Меньше внимания обращается на современные способы неформального образования, например, знакомство с методическими материалами федеральных и региональных инновационных площадок, профессиональных сетевых сообществ.

Таким образом, педагогическое мастерство является ориентиром и результатом для профессионального развития педагогов, осуществляющегося в том числе в процессе повышения квалификации педагогов. Полученные результаты имеют теоретическую значимость для обобщения и уточнения признаков педагогического мастерства как важной профессиональной характеристики современного педагога. Практическое значение результатов исследования можно определить следующим образом. В системе дополнительного профессионального образования может решаться задача популяризации идеи профессионального развития педагога с четким ориентиром на достижения педагогического мастерства. В дополнительные профессиональные программы могут включаться научные знания, отражающие сущность профессионального мастерства педагогов. Характеристики профессионального мастерства могут служить основанием для проектирования средств самооценки и профессиональной рефлексии педагогической деятельности. Обобщенный и представленный в различных формах опыт педагогов, обладающих педагогическим мастерством, может являться источником знаний, так как педагоги ориентируются на реальную педагогическую практику и авторитет коллег. Полученные данные могут использоваться для проектирования содержания неформального образования и самообразования педагогов.

 

 


Список литературы

1. Андриади И.П. Основы педагогического мастерства. – Москва: Академия, 1999. – 160 с.
2. Зязюн И.А. Основы педагогического мастерства / под ред. И. А. Зязюна. – Москва: Просвещение, 1989. – 302 с.
3. Якушева С.Д. Основы педагогического мастерства и профессионального саморазвития: учеб. пособие. – Москва: Форум; ИНФРА-М, 2014. – 416 с.
4. Карпов В.А. Педагогическое мастерство как уровень профессиональной компетенции // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. – 2022. – №4. – С. 78-84.
5. Тетина С.В., Гутрова Ю.В., Николов Н. О. Сущностные основания термина «Индивидуальный методический стиль деятельности учителя», а также критерии и уровни его развитости // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. – 2022. – № 2(51). – С. 130-141.
6. Ковшова, А.А. Конкурсы педагогического мастерства как инструмент профессионального развития педагога // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2021. – № 7. – С. 1-12.
7. Калинина Т.В., Бусарова Н.В., Гусева Н.В. Психолого-педагогическое сопровождение непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников // Общество: социология, психология, педагогика. – 2023. – №. 7 (111). – С. 58-64.
8. Николов, Н.О. Участие преподавателей учреждений дополнительного профессионального образования в деятельности научно-исследовательских коллективов как фактор развития профессионального мастерства // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. – 2022. – № 3(52). – С. 63-71.

Расскажите о нас своим друзьям: