Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №12 (89) Декабрь 2023
УДК 372
Дата публикации 28.12.2023
Формирование основ патриотического воспитания в ходе знакомства младших школьников с произведениями К.Д. Ушинского
Габдулина Ирина Олеговна
студент 5 курса института педагоги, Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского, РФ, г. Калуга, gabdulina02@bk.ru
Ефремцева Полина Валерьевна
студент 5 курса института педагоги, Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского, РФ, г. Калуга,efremtsevapolina@gmail.com
Чиркова Наталья Ивановна
канд. пед. наук, доцент кафедры теории и методики дошкольного, начального и специального образования, Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского, РФ, г. Калуга, nichirkova@mail.ru
Аннотация: В статье обосновывается актуальность формирования основ патриотического воспитания детей младшего школьного возраста. Рассматриваются педагогические идеи Константина Дмитриевича Ушинского, положенные в основу формирования методической системы образования учащихся младших классов. Раскрывается возможность формирования основ патриотического воспитания младших школьников в ходе знакомства с произведениями К.Д. Ушинского: «В лесу летом», «Как рубашка в поле выросла», «Наше Отечество». В рамках урока литературного чтения продемонстрирован пример организации иллюстрирования, инсценирования и эвристической беседы по рассказам.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, урок, литературное чтение, младшие школьники, К.Д. Ушинский.
5th year student of the Institute of Teachers, Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky of the Russian Federation, Kaluga
5th year student of the Institute of Teachers, Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky of the Russian Federation, Kaluga
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Theory and Methodology of Preschool, Primary and Special Education, Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky of the Russian Federation, Kaluga
Abstract: The article substantiates the relevance of the formation of the foundations of patriotic education of primary school children. The pedagogical ideas of Konstantin Dmitrievich Ushinsky, which are the basis for the formation of the methodological system of education for elementary school students, are considered. The possibility of forming the foundations of patriotic education of younger schoolchildren is revealed during acquaintance with the works of K.D. Ushinsky: "In the forest in summer", "How a shirt grew in the field", "Our Fatherland". As part of the literary reading lesson, an example of the organization of illustration, staging and heuristic conversation based on stories is demonstrated. The conclusion is formulated about the possible implementation of K.D. Ushinsky's ideas, in particular, in a literary reading lesson.
Keywords: patriotic education, literary reading, junior schoolchildren, K.D. Ushinsky.
Габдулина И.О., Ефремцева П.В., Чиркова Н.И. Формирование основ патриотического воспитания в ходе знакомства младших школьников с произведениями К.Д. Ушинского // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 12 (89). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/formirovanie-osnov-patrioticheskogo-vospitaniya-v-khode-znakomstva-mladshikh-shkolnikov-s-proizvedeniyami-kd-ushinskogo.html (Дата обращения: 28.12.2023)
Введение. В стандарте начального образования указываются характеристики, которыми должен обладать выпускник начальной школы, а именно: любовь к родному краю и своей стране, чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю [3]. Цель исследования, представленного в данной статье, состоит в демонстрации практического опыта знакомства детей младшего школьного возраста с личностью Константина Дмитриевича Ушинского, его произведениями в различных видах деятельности на уроке литературного чтения.
Обзор литературы. Основной организационной формой обучения в современной начальной школе остается урок. К.Д. Ушинский предлагал учителю чередовать рассказ, чтение и беседу с рисованием, пением и ролевой игрой учащихся, что позволяло при периодической смене деятельности проводить урок в течение полутора часов. Ученый допускал возможность организации дифференцированного обучения, когда одна группа детей занимается самостоятельно по учебнику, с другой группой учитель проводит беседу, а третья группа рисует или готовит сценку. Н.Ф. Бунаковым, К.Д. Ушинским и С.И. Гессеном были выдвинуты педагогические идеи, положенные в основу формирования методической системы образования учащихся младших классов [4].
К.Д. Ушинский отмечал, что младший школьник, обладая конкретным образным мышлением, не способен к усвоению последовательности событий, которая формируется у взрослого человека благодаря обобщенности мышления и умению абстрагировать. При работе с детьми ученый предлагал вводить школьников в науку через близкие, знакомые им образы действительности, при этом используя следующие методы обучения: рассказ учителя, эвристическая беседа, непрерывное повторение [3]. Эти идеи нашли свое развитие в современных исследованиях [1, 2, 6, 7].
Большое внимание К.Д. Ушинский уделял стилю изложения учебного материала. Он использовал не сухие формулировки, а словесные зарисовки, создающие в сознании детей яркие образы и впечатления. И К.Д. Ушинский, и С.И. Гессен предлагали использовать картины, иллюстрации учебника, макеты, схемы, благодаря которым дети смогут ощутить эмоциональную сопричастность с героями, научатся сопереживать им [4].
Исходя из вышесказанного, мы можем сделать вывод о том, что содержание предмета «Литературное чтение» включает изучение сказок, рассказов, произведений фольклорного жанра, показывающих национальную культуру и быт русского народа, что и может быть базой для воспитания патриотических чувств у школьников.
Основная часть. Взяв на вооружение педагогические идеи К.Д. Ушинского о наглядности, о смене видов деятельности на уроке, мы решили организовать такую работу с учащимися начальных классов. Представим пример организации интегрированного урока литературного чтения по знакомству с личностью К.Д. Ушинского и его рассказами «В лесу летом», «Как рубашка в поле выросла», «Наше Отечество». В начале урока класс распределяется на три группы. Работа первой группы состоит в иллюстрировании рассказа «В лесу летом». Рассказ повествует о том, что в лесу летом можно увидеть разные деревья, цветы, птиц и животных. Автор показывает красоту природы и доказывает, что в лесу интереснее, чем в широком поле или на лугу. Нужно лишь уметь всё подмечать. Ребята изображают пейзаж, описанный автором (рис.1). В ходе выполнения данной работы реализуются принципы наглядности и эмоциональной сопричастности в соответствии с идеями педагога.
Рисунок 1. Иллюстрирование рассказа «В лесу летом».
Второй группе дается задание инсценировать сюжет рассказа «Как рубашка в поле выросла». Идея рассказа – прежде, чем что-то получить, нужно приложить немело усилий и терпения – определяет его содержание. Повествование идет от лица девочки, которой отец обещал вырастить рубашку изо льна. Девочка Таня следила, как появилась зеленая травка и расцвели цветы, она видела, как убирали лен и мочили его в реке. Затем изо льна получили нить и сделали холст, отбелили его и выкроили рубашки. И получила Таня новую рубашку через два года. Мы видим, как раскрывается быт русского народа, воспитывается любовь к труду и малой Родине. В ходе выполнения задания реализуется принцип наглядности и эмоциональной сопричастности с героями в их тяжелом труде. Проводится словарная работа, в ходе которой уточняются значения таких слов, как «гумно», «трепало», «гребень», «снопы». После предлагается дидактическая игра на соотнесение слова и его наглядного образа (рис.2).
Рисунок 2. Дидактическая игра к рассказу «Как рубашка в поле выросла».
Третья группа анализирует средства художественной выразительности и составляет синквейн по рассказу «Наше Отечество». Главная мысль рассказа заключена в том, что нужно любить, уважать и оберегать свое Отечество, как оно оберегает и любит нас самих. Забота о родной стороне подобна заботе о себе и своих близких. Много на свете существует земель, государств, неизведанных территорий, но среди них всех есть место, которое всегда будет считаться домом. Это место – родная Отчизна. В ходе анализа используется эвристическая беседа, а также словесная зарисовка в виде синквейна, создающая в сознании детей яркие образы и впечатления (рис.3).
Рисунок 3. Образец синквейна по рассказу «Наше Отечество».
Выводы. Проанализировав педагогические идеи Константина Дмитриевича Ушинского, мы пришли к выводу, что они могут быть реализованы на любом уроке, в частности, на уроке литературного чтения. В ходе данных занятий дети развивают обобщенность мышления и умение абстрагироваться, создают в сознании яркие образы и впечатления, учатся иллюстрировать сюжеты, инсценировать деятельность героев и участвуют в эвристической беседе. В зависимости от содержания материалов, подобранных педагогом для работы, может развиваться нравственно-этическая ориентация, формироваться трудовое и патриотическое воспитание. Педагогические идеи К.Д. Ушинского остаются актуальными в современном образовательном процессе.
Список литературы
1. Баранов С. П. Развитие логики мышления младших школьников / С. П. Баранов, Н. И. Чиркова // Начальная школа. – 2006. – № 12. – С. 22-26.
2. Овчинникова А. Ж. Систематизация чувственных образов в ноосферном образовании младших школьников // Ноосферное образование в евразийском пространстве : Коллективная научная монография / Под научной редакцией А.И. Субетто. Том VIII. – Санкт-Петербург : Центр научно-информационных технологий "Астерион", 2018. – С. 208-214.
3. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. Т. 1. / сост. С. Ф. Егоров. – М.: Педагогика, 1988. – С. 164–191.
4. Ушинский К.Д. Собрание сочинений / ред. коллегия: А.М. Еголин (глав. ред.), Е.Н. Медынский и В.Я. Струминский. В 10 т. Т.2. М. ; Л. : Акад. пед. наук РСФСР. 1948. 656 с.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // Приложение к приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2021 г. №373 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_96801/
6. Чиркова Н. И. О развитии детей через чувственный образ в педагогике К.Д. Ушинского // Интеграция педагогической науки и практики в контексте вызовов XXI века: Сборник научных статей II международной научно-практической конференции, посвященной 200-летию К.Д. Ушинского, Калуга, 23 мая 2023 года. – Калуга: ФГБОУ ВО "Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского", 2023. – С. 50-53.
7. Чиркова Н. И. Развитие логической культуры младших школьников на уроках математики // Гуманизация образования. – 2017. – № 3. – С. 61-67.